Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: i№fo@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-6715/2023
января 2024 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2024 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Вертопраховой Е.В., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью «Газэнергосеть Дальний Восток»: Че Юру по доверенности от 01.01.2024 № 705; Воронкова Е.В. по доверенности от01.01.2024 № 704;
от Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору: Сергоян Л.А. по доверенности от 16.11.2023 № 19;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Газэнергосеть Дальний Восток»
на решение от 27.10.2023
по делу № А73-2425/2023
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газэнергосеть Дальний Восток»
к Дальневосточному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
о признании недействительным представления и акта плановой выездной проверки
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Газэнергосеть Дальний Восток» (далее - заявитель, ООО «Газэнергосеть ДВ», общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Дальневосточному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - ДВУ Ростехнадзора, управление, административный орган) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании недействительными представление ДВУ Ростехнадзора от 09.02.2023 № 04-10/87 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения и акт плановой выездной проверки от 14.12.2022 № А-372-769-04-10.
Решением суда от 27.10.2023 в удовлетворении требования о признании незаконным представления отказано; в части требования о признании незаконным акта плановой выездной проверки производство по делу прекращено.
Не согласившись с судебным актом, считая его незаконным и необоснованным, приняты при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела общество обжаловало его в апелляционном порядке. По существу доводы жалобы направлены не незаконность пунктов 6,7,8,9,16,17,25,26 представления. Так, пункты 6,7,8,9,25,26 основываются на не соблюдении требований ФНиП № 444, при этом данные правила не распространяются на газопроводы Станции газонаполнительной №№ 1,2, так как газопроводы не являются технологическим трубопроводом и общество не является промышленным предприятием, не производит и не перерабатывает сжиженный углеводородный газ (далее - СУГ), то есть технологические операции с СУГ не производятся. Объекты общества предназначены для приема, хранения и транспортировки СУГ, используемого в дальнейшем в качестве топлива для коммунально-бытовых нужд. Также приводит довод о незаконности прекращения производства по требованию об оспаривании акта проверки, поскольку, как полагает общество, ввиду того, что нарушения, отраженные в представлении идентичны нарушениям, указанным в акте проверки, следовательно, и акт и представление порождают для общества требования, обязательные к исполнению. Просит решение отменить, принять новый судебный акт.
До судебного заседания от общества поступило ходатайство о назначении экспертизы.
В судебном заседании апелляционного суда представители общества на заявленном ходатайстве о проведении экспертизы настаивали, поддержали доводы апелляционной жалобы. Просили решение отменить, принять новый судебный акт с учетом доводов жалобы.
Представитель управления в заседании суда, а также в представленных возражениях на жалобу выразил несогласие с доводами последней, просил оставить судебный акт без изменений. В отношении заявленного ходатайства возражал.
Рассмотрев ходатайство о назначении экспертизы, апелляционный суд пришел к следующему.
Согласно части 1 статьи 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле. В случае если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором, либо необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства, либо если необходимо проведение дополнительной или повторной экспертизы, арбитражный суд может назначить экспертизу по своей инициативе.
Таким образом, судебная экспертиза назначается судом в случаях, когда вопросы права нельзя разрешить без оценки фактов, для установления которых требуются специальные познания, а, следовательно, требование одной из сторон спора о назначении судебной экспертизы не создает у суда обязанности ее назначить.
Вопрос о необходимости проведения экспертизы согласно статье 82 АПК РФ относится к компетенции суда, разрешающего дело по существу, удовлетворение ходатайства о проведении экспертизы является правом, а не обязанностью суда, которое он может реализовать в случае, если с учетом всех обстоятельств дела придет к выводу о необходимости осуществления такого процессуального действия для правильного разрешения спора.
Между тем, в пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 № 23 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе» разъяснено, что ходатайство о проведении экспертизы в суде апелляционной инстанции рассматривается судом с учетом положений частей 2 и 3 статьи 268 АПК РФ, согласно которым дополнительные доказательства принимаются судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него (в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство о назначении экспертизы), и суд признает эти причины уважительными.
В этой связи, поскольку обществом при рассмотрении дела в суде первой инстанции ходатайство о проведении экспертизы не заявлялось, и им не представлено надлежащих доказательств в обоснование невозможности его представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 2 статьи 268 АПК РФ, с учетом вышеуказанных разъяснений отказывает в удовлетворении ходатайства о проведении экспертизы.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и возражений на нее, выслушав частников процесса, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что на основании решения и.о. руководителя ДВУ Ростехнадзора от 25.11.2022 № 372-769-рш, была проведена плановая выездная проверка опасных производственных объектов ООО «Газэнергосеть ДВ» («Станция газонаполнительная № 1», регистрационный № А71-02407-0016, II класс опасности, 680011, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Брестская 53, 57, участок находится примерно в 210 м. по направлению на северо-восток от ориентира здания, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Хабаровский край, ул. Брестская 57; «Станция газонаполнительная № 2», регистрационный № А71-02407-0017, II класс опасности, местонахождение опасного производственного объекта: г. Комсомольск-на-Амуре, Ленинский округ, ул. Сусанина 146), в ходе которой были выявлены нарушения (34 вида нарушений) обязательных требований промышленной безопасности при эксплуатации ООО «Газэнергосеть ДВ» опасных производственных объектов.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 14.12.2022 № А-372-769-04-10.
По выявленным нарушениям в отношении общества 12.12.2022 составлен протокол по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ и 09.02.2023 постановлением № 04-10/87 общество привлечено к административной ответственности по указанной норме права в виде штрафа в размере 250 000 руб.
Также, 09.02.2023 в отношении общества вынесено представление № 04-10/87 о принятии мер и устранении причин, способствовавших совершению административного правонарушения.
Постановление от 09.02.2023 № 04-10/87 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ было предметом обжалования в рамках дела № А73-2019/2023 Арбитражного суда Хабаровского края, признано судом законным.
Не согласившись с представлением от 09.02.2023 № 04-10/87 в части пунктов 1,5,6,7,8,9,16,17,25,26, а также актом проверки от 14.12.2022 № А-372-769-04-10, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Рассмотрев спор, суд признал оспариваемые пункты представления законными и отказал в удовлетворении требования, в части требования об оспаривании акта проверки прекратил производство по делу.
В соответствии с частью 1 статьи 27 АПК РФ арбитражный суд рассматривает дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 2 части 1 статьи 29 АПК РФ к компетенции арбитражных судов отнесены дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
Под ненормативным правовым актом, который в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, главой 24 АПК РФ может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается документально оформленное одностороннее властно-распорядительное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти (органа, должностного лица), содержащее обязательные предписания по конкретному вопросу, обращенное к конкретному лицу и направленное на установление, изменение или прекращение правоотношений.
Властное предписание, содержащееся в ненормативном правовом акте, направлено на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей определенных лиц.
Обязательность исполнения властного предписания - один из главных квалифицирующих признаков ненормативного правового акта.
Порядок осуществления государственного контроля (надзора) урегулирован Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 248-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона № 248-ФЗ под государственным контролем (надзором) в Российской Федерации понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 57 Закона № 248-ФЗ основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий может быть наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия. В случае, если по результатам проведения такого мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте должно быть указано, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено (часть 2 статьи 87 Закона № 248-ФЗ).
Статьей 90 Закона № 248-ФЗ установлено, что в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу соответствующее решение.
Таким образом, акт проверки лишь фиксирует все выявленные нарушения требований законодательства и носит информационный характер, информируя о нарушении требований законодательства.
Сам по себе акт проверки не создает обязанность для заявителя нести ответственность за выявленные правонарушения.
Каких-либо властно-распорядительных предписаний, распоряжений, нарушающих права и охраняемые законом интересы общества в сфере предпринимательской и экономической деятельности в оспариваемом акте не содержится, а также не влечет для заявителя правовых последствий.
Таким образом, акт проверки от 14.12.2022 № А-372-769-04-10 не отвечает требованиям, предъявляемым к ненормативным правовым актам государственных органов, которые подлежат оспариванию в судебном порядке.
В связи с чем, суд первой инстанции правомерно, на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, прекратил производство по делу в части требования об оспаривании акта проверки.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов установлены Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ).
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ промышленная безопасность опасных производственных объектов - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
В соответствии со статей 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.
По части 2 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ предусмотрено, что опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
По части 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте.
По части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;
соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона);
обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона;
иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;
уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале
осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»;
обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;
допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом;
иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте;
организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;
создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных статьей 11 настоящего Федерального закона;
обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;
обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа;
предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц;
обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ;
разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных статьей 14 настоящего Федерального закона;
заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями;
приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность;
осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии;
принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий;
анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов;
своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте;
принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте;
вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте;
представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.
Как указывалось ранее, в ходе проверочного мероприятия, оформленного актом проверки от 14.12.2022 № А-372-769-04-10, административным органом были выявлены 34 вида нарушения обязательных требований промышленной безопасности на эксплуатируемых обществом объектах.
По результатам контрольного мероприятия постановлением от 09.02.2023 общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ, и в тот же день обществу выдано представление № 04-10/87 о принятии мер и устранении причин, способствовавших совершению административного правонарушения.
Согласно постановлению от 09.02.2023 обществу вменялись 34 вида нарушений (отраженных в акте проверки от 14.12.2022) предусмотренных:
-пунктом 1 статьи 9, статьей 13, пунктом 1 статьи 14.1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ;
-пунктом 5 положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2019 № 1365 «О подготовке и об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики;
-пунктом 10 Положения об аттестационных комиссиях по аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденного приказом Ростехнадзора от 06.07.2020 № 256;
-пунктом 11 постановления Правительства Российской Федерации от 18.12.2020 № 2168 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности»;
-пунктами 4, 25, 273, 49, 220, 155 приказа Ростехнадзора от 15.12.202 № 532 «Об утверждении федеральных нор и правил в области промышленно безопасности «Правила безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы»;
-пунктамим 11, 12, 23, 35, 40 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденные приказом Ростехнадзора от 20.10.2020 № 420;
-пунктами 30, 34 приказа Ростехнадзора от 15.12.2020 № 530 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива»;
-пунктами 205, 206, 207 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасной эксплуатации технологических трубопроводов», утвержденные приказом Ростехнадзора от 21.12.2021 № 444.
-пунктом 6. Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утверждённых приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 № 531;
-пунктом 70 Технического регламента о безопасности сетей газораспределение и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 870;
-пунктом 6 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утверждённых приказом Ростехнадзора от 30.11.2020 №471;
- пунктом 16 Технический регламент Таможенного союза «О безопасности
оборудования, работающего под избыточным давлением» ТР ТС 032/2013, утвержден
решением Совета ЕЭК от 02.07.2013 № 41.
Решением от 13.06.2023 по делу № А73-2019/2023 Арбитражного суда Хабаровского края оспариваемое ООО «Газэнергосеть ДВ» постановление от 09.02.2023 № 04-10/87 признано законным.
В силу части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Оспаривая в рамках настоящего спора представление от 09.02.2023, содержащее те же нарушения, что и постановление от 09.02.2023, общество приводит доводы о несогласии с пунктами 1,5,6,7,8,9,16,17,25,26 представления.
Так, согласно пункту 1 представления обществом нарушены установленные требования по проведению аттестации в области промышленной безопасности.
В силу пункта 5 Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1365 от 25.10.2019 члены аттестационных комиссий организаций и иные указанные в подпунктах «а» и «б» пункта 2 настоящего Положения работники проходят первичную и периодическую аттестацию в территориальных аттестационных комиссиях Ростехнадзора.
Согласно пункту 10 Положения об аттестационных комиссиях по аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 06.07.2020 № 256 аттестационные комиссии организаций формируются из числа работников организаций, прошедших аттестацию в территориальных аттестационных комиссиях. Количественный состав аттестационной комиссии организации устанавливается локальным нормативным актом организации.
В соответствии с пунктом 11 Постановления Правительства РФ от 18.12.2020 № 2168 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности», ответственные за осуществление производственного контроля на опасных производственных объектах I - III класса опасности, должны: иметь высшее техническое образование; стаж работы на опасном производственном объекте отрасли не менее 3 лет; не реже одного раза в 5 лет проходить аттестацию в области промышленной безопасности; не реже одного раза в 5 лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности.
В ходе контрольного мероприятия было установлен, что Лукьянов Алексей Викторович, согласно приказу ООО «Газэнергосеть ДВ» от 18.01.2022 № ДВ-4/1, является лицом, на которое возложены функции по осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах ООО «Газэнергосеть ДВ» и в соответствии с приказом ООО «Газэнергосеть ДВ» от 27.01.2022 № ДВ-23/1, является членом постоянно действующей аттестационной комиссии ООО «Газэнергосеть ДВ», осуществляющей аттестацию руководителей и специалистов в области охраны труда и промышленной безопасности.
Согласно представленным протоколам прохождения Лукьяновым А.В. аттестации в области промышленной безопасности, аттестация была пройдена в аттестационных комиссиях организаций: протоколы ООО «Аспект» Единая-3: от 02.06.2022 № 01-6023-1-2-22-239, области аттестации А 1, Б 7.1, Б 7.4; от 02.06.2022 № 01-6023-1-2-22-240, области аттестации Б 2.8, Б 10.2, Б 8.3, Б 9.3, Б 9.4; от 02.06.2022 № 01-6115-1-3-22-106, области аттестации Б 7.2, Б 7,3; протокол Центральной аттестационной комиссии ООО «Газпром межрегионгаз» от 14.12.2018 № 06-2018-ПБ, области аттестации А 1, Б 7.1, Б 7.6, Б 7.8, Г 1.1, Г 2.1.
Таким образом, в нарушение указанных нормоположений, аттестация Лукьяновым А.В. была пройдена не в территориальных аттестационных комиссиях Ростехнадзора.
Согласно пункту 5 представления обществом нарушен пункт 1 статьи 9, статья 13 Закона № 116-ФЗ, пункт 35 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Ростехнадзора № 420 (далее-ФНП № 420) от 20.10.2020.
В соответствии с пунктом 35 ФНП № 420 заключение экспертизы должно содержать один из следующих выводов о соответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности (кроме экспертизы декларации промышленной безопасности и обоснования безопасности опасного производственного объекта): 1) объект экспертизы соответствует требованиям промышленной безопасности и может быть применен при эксплуатации опасного производственного объекта; 2) объект экспертизы не в полной мере соответствует требованиям промышленной безопасности и может быть применен при условии внесения соответствующих изменений в документацию или выполнения соответствующих мероприятий в отношении технических устройств либо зданий и сооружений (в заключении указываются изменения, после внесения которых документация будет соответствовать требованиям промышленной безопасности, либо мероприятия (в том числе мероприятия, компенсирующие несоответствия), после проведения которых или при выполнении которых в процессе применения техническое устройство, здания, сооружения будут соответствовать требованиям промышленной безопасности); 3) объект экспертизы не соответствует требованиям промышленной безопасности и не может быть применен при эксплуатации опасного производственного объекта.
Согласно представленному заключению экспертизы промышленной безопасности ООО «ТехСтандарт» № 5207-2021 № 71-3С-06026-2021 сооружение «Надземные стальные газопроводы Ду 80, зав. № б/н общей протяженностью 265 м» не в полной мере соответствует требованиям промышленной безопасности и может быть применено при условии выполнения мероприятий:
-сварные соединения газопроводов привести в соответствие с требованиями ГОСТ 16037-80 «Соединения сварные стальных трубопроводов. Основные типы, конструктивные элементы и размеры»;
-провести ремонт или заменить опорно-подвесную систему.
Вместе с тем обществом мероприятия проведены не в полном объеме, ремонт сварных соединений газопроводов в соответствии с требованиями ГОСТ 16037-80 не произведен, при этом сооружение эксплуатируется без выполнения указанных мероприятий.
При этом представленный ООО «Газэнергосеть ДВ» план от 20.09.2022 организационно-технических и компенсирующих мероприятий не является подтверждением выполнения мероприятий, указанных в заключении экспертизы промышленной безопасности в полном объеме.
Возражая в части пунктов 6,7,8,9,25,26 представления общество указывает на их незаконность, поскольку они основываются на не соблюдении требований ФНиП № 444, при этом данные правила не распространяются на газопроводы Станции газонаполнительной №№ 1,2, так как газопроводы не являются технологическим трубопроводом и общество не является промышленным предприятием, не производит и не перерабатывает сжиженный углеводородный газ (далее-СУГ), то есть технологические операции с СУГ не производятся. Объекты общества предназначены для приема, хранения и транспортировки СУГ, используемого в дальнейшем в качестве топлива для коммунально-бытовых нужд.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона № 116-ФЗ, требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
В силу пункта 3 статьи 4 Закона № 116-ФЗ федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности устанавливают обязательные требования к: деятельности в области промышленной безопасности, в том числе работника опасных производственных объектов, экспертам в области промышленное безопасности; безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах, в том числе порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте и Требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
В пункте 1 статьи 9 Закона № 116-ФЗ определено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 21.12.2021 № 444 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасной эксплуатации технологических трубопроводов», согласно пункту 3 которых данные правила распространяются на трубопроводы, предназначенные для транспортирования газообразных, парообразных и жидких сред в диапазоне расчетных давлений от остаточного (абсолютного) давления (вакуума) 0,000665 МПа (0,0067 кгс/см2) до избыточного давления 320 МПа (3200 кгс/см2) и рабочих температур от минус 196°С до 700 °С и эксплуатирующиеся на опасных производственных объектах.
Согласно материалам дела, трубопроводы, установленные на опасных производственных объектах: «Станция газонаполнительная № 1», регистрационный № А71-02407-0016, II класс опасности; «Станция газонаполнительная № 2», регистрационный № А71-02407-0017, II класс опасности, предназначены для транспортирования, использования сжиженного углеводородного газа, в диапазоне расчетных давлений, указанных в пункте 3 ФНиП № 444.
Пунктом 5 ФНиП № 444 определено, что настоящие Правила не применяются в отношении: магистральных трубопроводов, трубопроводов сетей газораспределения и газопотребления, промысловых трубопроводов, технологических трубопроводов горнорудной и металлургической промышленности, трубопроводов пара и горячей воды, технологических трубопроводов, специально сконструированных для применения в области использования атомной энергии, технологических трубопроводов, являющихся неотъемлемой частью машин и оборудования (систем подачи смазки, охлаждающей жидкости, корпуса, части сосудов и аппаратов), сетей водоснабжения и канализации.
Таким образом, трубопроводы, установленные на опасных производственных объектах: «Станция газонаполнительная № 1», регистрационный № А71-02407-0016, II класс опасности; «Станция газонаполнительная № 2», регистрационный № А71-02407-0017, II класс опасности, являются технологическими трубопроводами, на которые распространяются требования промышленной безопасности ФНиП № 444.
Согласно пункту 16 представления обществом нарушены статья 9 Закона № 116-ФЗ, пункт 25 Правил № 532, пункты 30,34 правил № 530.
Приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 532 утверждены Правила безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы (далее - Правила № 532), в соответствии с пунктом 25 которых документацию, предъявляемую приемочной комиссии, включая проектную и исполнительную документацию, а также акт приемочной комиссии необходимо хранить в течение всего срока эксплуатации объекта, использующего СУГ (до его ликвидации).
Порядок и условия ее хранения определяются решением руководителя организации.
Приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 530 утверждены нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», в силу пунктов 30,34 которых первичную подачу газа на автозаправочных станциях после их строительства, реконструкции, технического перевооружения и капитального ремонта осуществляют при наличии на данных объектах, помимо прочего, проектной (исполнительной) документации и отчетов по инженерным изысканиям; перед началом приемочных испытаний эксплуатационной организации, участвующей в них совместно с пусконаладочной организацией, необходимо: назначить ответственных лиц за безопасную эксплуатацию объекта и укомплектовать объект работниками; вывесить на рабочих местах технологические схемы газопроводов и технических устройств; утвердить должностные и производственные инструкции, графики технического обслуживания и ремонта, планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах I, II и III классов опасности, а для опасных производственных объектов IV класса опасности - инструкции по действиям работников в аварийных ситуациях; иметь проектную, исполнительную и эксплуатационную документацию, акты на проверку эффективности вентиляционных систем (при наличии), электрооборудования, средств автоматики безопасности.
В ходе проверки обществом были представлены проектная и исполнительная документация на сливо-наливную железнодорожную эстакаду - участок № 12 (согласно Технологической схемы газопроводов газонаполнительной станции № 1, утвержденной заместителем генерального директора - главным инженером ООО «Газэнергосеть Дальний Восток» А.В. Лукьяновым от 05.10.2021).
На участки №№ 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11 указанного опасного производственного объекта, проектной и исполнительной документации не представлено.
Также на представлена проектная и исполнительная документация в полном объеме на Станцию газонаполнительную № 1, per. № А71-02407- 0016, в состав которой входит автозаправочная станция, снабжающая автотранспорт газомоторным топливом СУГ.
При этом, как указывалось выше, проектная и исполнительная документация, а также акт приемочной комиссии необходимо хранить в течение всего срока эксплуатации объекта, использующего СУГ (до его ликвидации).
Более того, проектная документация объекта капитального строительства обеспечивает его безопасную эксплуатацию, и подтверждает осуществление эксплуатационного контроля, при этом отсутствие проектно и технической документации не позволит эксплуатирующей организации организовать эксплуатационный контроль.
Согласно пункту 17 представления обществом во время сливоналивных операций не обеспечена автоматическая система контроля слива (налива) сжиженного углеводородного газа.
Так, пунктом 155 Правил № 532 предусмотрено, что организация, эксплуатирующая объекты, использующие СУГ, обязана во время сливоналивных операций обеспечить установку и работу автоматической системы контроля слива (налива) СУГ.
В ходе проверкиопасного производственного объекта «Станция газонаполнительная № 1», регистрационный № А71-02407-0016, II класс опасности, установлено, что технические устройства, позволяющие обеспечить автоматическую систему контроля слива (налива) сжиженного углеводородного газа на Станции газонаполнительной № 1 отсутствуют.
Оспариваемое представление вынесено на основании обстоятельств, выявленных в ходе контрольных (надзорных) мероприятий и отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, содержит требование о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению выявленных нарушений.
С учетом приведенных положений нормативных актов апелляционная коллегия считает, что Ростехнадзор, вынося оспариваемое представление, действовал в рамках предоставленных ему полномочий, а само представление по содержанию соответствует предъявляемым ему действующим законодательством требованиям и является законным и обоснованным.
Апелляционная жалоба не содержит сведений о фактах, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 27.10.2023 по делу № А73-2425/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья | Е.А. Швец |
Судьи | Е.В. Вертопрахова |
Е.И. Сапрыкина |