Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-6766/2020
01 февраля 2021 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен февраля 2021 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дроздовой В.Г.,
судей Волковой М.О., Жолондзь Ж.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И.В.,
при участии в заседании:
от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680000, <...>): представитель не явился,
от администрации Охотского муниципального района (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 682480, <...>): представитель не явился,
от Министерства финансов Хабаровского края: представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Охотского муниципального района
на решение от 02.11.2020
по делу № А73-10655/2020
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
к администрации Охотского муниципального района
третье лицо: Министерство финансов Хабаровского края
о понуждениипредоставить сведения,
УСТАНОВИЛ:
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к администрации Охотского муниципального района (далее - администрация, ответчик) с иском о понуждении предоставить сведения о направлениях использования отпущенной населению электрической энергии, учтенной в разделе 1 формы № 22-ЖКХ (жилище) «Сведения о работе организаций, оказывающих услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в условиях реформы» и разделе 1 формы № 22-ЖКХ (ресурсы) «Сведения о работе ресурсоснабжающих организаций в условиях реформы с выделением в объемов затраченной на отопление электрической энергии, за 2016-2019 годы.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) привлечено Министерство финансов Хабаровского края.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 02.11.2020 иск удовлетворен в полном объеме.
Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 02.11.2020 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. В обоснование жалобы указывает, что судом первой инстанции отказано в привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц ресурсоснабжающих организаций, предоставляющих ответчику необходимые сведения. Ссылается на невозможность разделения объемов электрической энергии. Поясняет, что в районе отсутствуют установленные факты перевода жилых помещений на альтернативное отопление (с использованием электроотопительных и (или) электронагревательных установок). К апелляционной жалобе заявителем приложены копии писем от 09.10.2020 № 115, от № 373, № 1289, копии актов проверок на 73 л.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, извещались о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представители в суд не прибыли. Жалоба рассмотрена в порядке, установленном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - 156 АПК РФ).
В удовлетворении ходатайства администрации о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств отказано на основании пункта 2 статьи 268 АПК РФ, поскольку ответчиком не названы уважительные причины, по которым дополнительные доказательства не представлены в суд первой инстанции, представленные дополнительные доказательства в нарушение статьи 65 АПК РФ не раскрыты ответчиком перед истцом, документы подлежат возвращению заявителю.
Исследовав приобщенные к материалам дела доказательства, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Установлено, что в соответствии с Положением о министерстве жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 06.05.2006 № 69-пр, министерство осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя средств краевого бюджета в соответствии с ведомственной структурой расходов краевого бюджета, обеспечивает соблюдение получателями средств краевого бюджета условий, целей и порядка, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и края при предоставлении межбюджетных трансфертов, главным распорядителем которых является Министерство.
В силу статьи 1 Закона Хабаровского края от 31.10.2007 № 143 «О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения» (далее - Закона Хабаровского края от 31.10.2007 № 143) органы местного самоуправления Охотского муниципального района наделены государственными полномочиями по компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения (далее государственные полномочия).
В соответствии с Законом Хабаровского края от 31.10.2007 № 143 администрация муниципального образования обязана использовать выделенные для осуществления государственных полномочий финансовые средства по целевому назначению.
В соответствии с Законом Хабаровского края от 31.10.2007 № 143 Порядок, условия предоставления субсидий, форма отчетности органов местного самоуправления и сроки ее представления устанавливаются Правительством Хабаровского края.
Пунктом 2.5 Порядка предоставления субвенций местным бюджетам из краевого бюджета для компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения, утвержденным постановлением правительства Хабаровского края от 11.03.2008 № 73-пр (далее - Порядок) предусмотрено, что по итогам отчетного финансового года и по результатам рассмотрения министерством расчетов, отчетов и (или) документов между министерством и администрацией муниципального образования составляется акт сверки.
Так, в соответствии с Порядком установлены направления использования электрической энергии населением, принимаемые при расчете размера субвенции в жилых помещениях - на освещение жилых помещений и использование бытовых приборов, в том числе стационарных электрических плит для приготовления пищи, электроотопительных и (или) электронагревательных установок при отсутствии в многоквартирном доме централизованного теплоснабжения.
В составе отчетности утверждена форма сведений о направлениях использования отпущенной населению электрической энергии, учтенной в разделе 1 формы № 22-ЖКХ (жилище) «Сведения о работе организаций, оказывающих услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в условиях реформы» и разделе 1 формы № 22-ЖКХ (ресурсы) «Сведения о работе ресурсоснабжающих организаций в условиях реформы» (приложение № 2) (далее - Сведения).
Пунктом 2.5.3 Порядка предусмотрено, что итоги актов сверок расчетов учитываются министерством в текущем финансовом году при уточнении бюджетных ассигнований, предусмотренных министерству в законе о краевом бюджете на текущий финансовый год и на плановый период на реализацию Закона Хабаровского края от 31.10.2007 № 143.
На основании Порядка по жилым помещениям с альтернативным отоплением из объема потребленной электрической энергии должны быть исключены объемы электрической энергии, затраченной на отопление. Данное положение обусловлено необходимостью исключения «двойного» расходования средств краевого бюджета в части предоставления органам местного самоуправления субвенций на компенсацию убытков организациям от применения регулируемых тарифов как на электрическую, так и на тепловую энергию, использованную населением для целей отопления в многоквартирных и жилых домах, оборудованных централизованным теплоснабжением.
При наличии в жилом помещении с альтернативным отоплением одного прибора учета электрической энергии объем электрической энергии, потребленной для целей освещения жилых помещений и использования бытовых приборов, определяется по нормативу потребления коммунальной услуги по электроснабжению и численности граждан, проживающих в жилом помещении, и не должен превышать объем фактического потребления электрической энергии, учтенный прибором учета.
Нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях многоквартирных домов и жилых домах утверждены постановлением правительства Хабаровского края от 19.06.2015 № 141-пр.
Правомерность такого механизма «разделения» объемов электрической энергии подтверждена решением Арбитражного суда Хабаровского края от 17.12.2014 по делу № А73-13137/2014, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2015, вынесенного по результатам судебных разбирательств по итогам проведенной в 2014 году министерством финансов края проверки соблюдения администрацией целей и условий предоставления субвенций.
По информации администрации количество жилых помещений, переведенных на альтернативное отопление, в целом по району составило: в 2016 году-467, в 2017 году-475, в 2018 году-472.
Вместе с тем в предоставляемых администрацией в министерство сведениях по строке «Отопление» графы «Направления использования отпущенной населению электрической энергии» не указан объем электрической энергии, потребленный населением на цели отопления жилых помещений в многоквартирных домах с централизованным отоплением, в связи с чем акты сверки расчетов по субвенциям между министерством и администрацией района за 2016, 2017, 2018, 2019 годы не подписаны.
Полагая, что ненадлежащее исполнение обязательств администрацией по предоставлению необходимых сведений препятствует министерству в исполнении своих полномочий в рамках бюджетных правоотношений, министерство обратилось в арбитражный суд.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался следующими нормами права.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, их права и обязанности, закреплены в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354).
В силу пункта 6 Правил № 354 допускается предоставление коммунальных услуг как на основании письменного договора с исполнителем, так и путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).
При совершении потребителем конклюдентных действий согласно пункту 7 Правил № 354 договор считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами.
На основании абзаца 1 пункта 13 Правил № 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте «б» пункта 10 Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Если иного не установлено общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, коммунальные услуги оплачиваются управляющей организации, которая в свою очередь осуществляет расчеты за ресурсы, не-обходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключен договор ресурсоснабжения (статья 153, часть 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, далее - ЖК РФ).
Расчет плановой суммы возмещения убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения, производится организациями в соответствии с подпунктом 2.1 Раздела 2 Порядка расчета возмещения организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения, утвержденного постановлением правительства Хабаровского края от 11.03.2008 № 73-пр (далее - Порядок расчета № 73-пр) по формуле:
Upi = (Ерэот - Ерн) х N 3 х Р х 12, где:
Upi - сумма возмещения убытков по i-ой организации;
Ерэот - прогнозный экономически обоснованный тариф на электрическую энергию (рублей за 1 кВт. ч), применяемый при формировании краевого бюджета;
Ерн - прогнозный тариф на электрическую энергию для населения (рублей за 1 кВт. ч), применяемый при формировании краевого бюджета;
Nэ - нормативный объем электрической энергии, утвержденный Правительством Хабаровского края (кВт. ч на 1 человека в месяц);
Р - численность населения, потребляющего электрическую энергию по состоянию на 01 января текущего года (человек);
12-12 месяцев.
Порядок расчета фактической суммы возмещения убытков и перечисления организациям средств на возмещение убытков в текущем году производится в порядке, предусмотренном пунктом 3.1 Раздела 3 Порядка расчета № 73-пр по формуле:
Ufi = (Efэот - Efэот) х Оэ> где:
Ufi - фактическая сумма возмещения убытков по i-ой организации;
Efэот- установленный экономически обоснованный тариф на электрическую энергию (рублей за 1 кВт. ч);
Efн - установленный тариф на электрическую энергию для населения (рублей за 1 кВт. ч);
Оэ - объем электрической энергии, отпущенной населению (кВт. ч).
Пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) определено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) вопросы электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения в сельских поселениях отнесены к вопросам органов местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Законом Хабаровского края от 31.10.2007 № 142 «О возмещении организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения» (далее - Закон Хабаровского края от 31.10.2007 № 142) предусмотрено, что возмещение организациям убытков производится, если установленный экономически обоснованный тариф на электрическую энергию превышает установленный тариф на электрическую энергию для населения. Определение размера возмещения убытков осуществляется с учетом экономически обоснованного тарифа на электрическую энергию, тарифа на электрическую энергию для населения, нормативного объема электрической энергии и численности населения, потребляющего электрическую энергию в зоне децентрализованного энергоснабжения.
Законом Хабаровского края от 31.01.2007 № 143 установлено, что органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по возмещению организациям указанных убытков и согласно статье 3 Закона обязаны производить расчет и возмещать организациям убытки, связанные с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения, в порядке, установленном Правительством края; использовать выделенные для осуществления государственных полномочий финансовые и материальные средства по целевому назначению.
Порядок расчета возмещения убытков организациям и Правила предоставления местным бюджетам субвенций из краевого бюджета закреплены в Порядке.
Как установлено, судом на указанные цели в 2015 году Законом Хабаровского края от 10.12.2014 № 19 «О краевом бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годы» размер субвенций для Охотского муниципального района на исполнение государственных полномочий, предусмотренных в Хабаровского края от 31.10.2007 № 143 составил 388 991 190 руб.
В 2016 году Законом Хабаровского края от 09.12.2015 № 146 «О краевом бюджете на 2016 год» размер субвенций для Охотского муниципального района на исполнение государственных полномочий, предусмотренных в Законе Хабаровского края от 31.10.2007 № 143 составил 33 378 920 руб.
В 2017 году Законом Хабаровского края от 06.12.2016 № 226 «О краевом бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» размер субвенций для Охотского муниципального района на исполнение государственных полномочий, предусмотренных в Законе Хабаровского края от 31.10.2007 № 143 составил 390 845 240 руб.
В 2018 году Законом Хабаровского края от 06.12.2016 № 303 «О краевом бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» размер субвенций для Охотского муниципального района на исполнение государственных полномочий, предусмотренных в Законе Хабаровского края от 31.10.2007 № 143 составил 605 981 160 руб.
В 2019 году Законом Хабаровского края от 05.12.2018 № 387 «О краевом бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» размер субвенций для Охотского муниципального района на исполнение государственных полномочий, предусмотренных в Законе Хабаровского края от 31.10.2007 № 143 составил 712 33 980 руб.
В соответствии с подпунктом 3.1.2 пункта 3.1 Раздела 3 Порядка ежемесячные расчеты объема средств на возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения осуществляются органами местного самоуправления и представляются в министерство жилищно-коммунального хозяйства края (по форме согласно приложению № 1 к Порядку).
Ежемесячные отчеты об использовании субвенций (по форме согласно приложению № 2 к Порядку) также осуществляются органами местного самоуправления и представляются в министерство жилищно-коммунального хозяйства края.
Раздел 3 Порядка предоставления субвенций местным бюджетам из краевого бюджета для компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения предусматривает перечень документов, предоставляемых администрацией муниципального образования в министерство.
В пункте 3.2 Порядка определено, что администрацией муниципального образования через систему электронного документооборота правительства Хабаровского края в форме сканированного документа:
- расчет объема средств на компенсацию организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения, по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку - ежемесячно до 28 числа текущего месяца;
- в отношении каждого получателя субсидии отчеты по формам № 22-ЖКХ (жилище) «Сведения о работе организаций, оказывающих услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в условиях реформы» и № 22-ЖКХ (ресурсы) «Сведения о работе ресурсоснабжающих организаций в условиях реформы», сведения о направлениях использования отпущенной населению электрической энергии, учтенной в разделе 1 формы № 22-ЖКХ (жилище) «Сведения о работе организаций, оказывающих услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в условиях реформы» и разделе 1 формы № 22-ЖКХ (ресурсы) «Сведения о работе ресурсоснабжающих организаций в условиях реформы», по форме согласно приложению № 2 к настоящему Порядку.
В связи с изложенным судом установлено, что приложение № 2 к Порядку предусматривает выделение информации по электричеству на отопление.
Редакция Постановления № 35-пр, до 26.11.2019 года также предусматривала отдельное предоставление информации по электричеству, затраченному на отопление. Данная информация указывалась в Сведениях о направлениях использования отпущенной населению электрической энергии, учтенной в разделе 1 «Объем коммунальных услуг в натуральном выражении» отчета по форме № 22-ЖКХ (сводная) «Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы» (приложение № 2 к Порядку).
В силу пункта 2 статьи 8 Закона Хабаровского края от 31.10.2007 № 143 контрольные органы обладают следующими полномочиями:
- проводят проверки деятельности органов местного самоуправления по осуществлению ими государственных полномочий, в том числе целевому использованию материальных средств, переданных для осуществления государственных полномочий;
- запрашивают и получают в срок до семи календарных дней, а при чрезвычайных обстоятельствах - незамедлительно (в течение рабочего дня) ин-формацию, материалы и документы от органов местного самоуправления об осуществлении ими государственных полномочий;
- дают письменные предписания по устранению выявленных нарушений.
Уполномоченным органом края по контролю за осуществлением органами местного самоуправления полномочий по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электроэнергию, поставляемую в зонах децентрализованного энергоснабжения, является министерство жилищно-коммунального хозяйства края (пункт 1 Порядка).
Министерство жилищно-коммунального хозяйства края осуществляет проверку расчета субвенции и перечисление субвенции муниципальным образованиям (пункты 2.3, 2.4., 3.1 Правил предоставления субвенции, утвержденный постановлением правительства края от 11.03.2008 № 73-пр). Министерство жилищно-коммунального хозяйства края является главным распорядителем бюджетных средств в части субвенции, выделяемой муниципальным образования края на реализацию Закона Хабаровского края от 31.10.2007 № 143.
В силу подпунктов 1, 4, 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:
- обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств;
- осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований;
- обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
Министерство финансов края согласно пункту 1.2 раздела 1 положения о министерстве финансов Хабаровского края, утвержденного постановлением правительства Хабаровского края от 11.07.2018 № 255-пр, является финансовым органом края, который в силу положений статей 6, 215.1 БК РФ осуществляет составление и организацию исполнения бюджета субъекта Российской Федерации на основе сводной бюджетной росписи (статья 217 БК РФ) и кассового плана (статья 217.1 БК РФ, прогноз кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат из бюджета в текущем финансовом году) в установленном порядке.
Пунктом 1.7 раздела 1 Порядка определено, что составления проекта краевого бюджета на очередной финансовый год и плановый период, утвержденного постановлением правительства Хабаровского края от 17.06.2013 № 162-пр, главные распорядители бюджетных средств:
- готовят и представляют в министерство финансов края сведения, необходимые для составления проекта краевого бюджета в соответствии с утвержденным Графиком;
- планируют соответствующие расходы краевого бюджета, составляют обоснования бюджетных ассигнований;
- разрабатывают проекты методик распределения межбюджетных трансфертов (в случае введения с очередного финансового года новых видов межбюджетных трансфертов и (или) необходимости внесения изменений в действующие методики их распределения) и согласовывают их с министерством финансов края;
- представляют в министерство финансов края расчеты распределения межбюджетных трансфертов;
- направляют в администрации муниципальных образований края исходные данные для проведения расчетов распределения субвенций, планируемых к предоставлению из краевого бюджета в очередном финансовом году и плановом периоде, и проводят сверку указанных исходных данных с ними;
- представляют в министерство финансов края предложения в проект закона о краевом бюджете.
На основании подпунктов 1.3.2, 1.3.6 пункта 1.3 раздела 1, пунктами 3.1, 3.3 раздела 3 Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи краевого бюджета, утвержденного приказом министерства финансов Хабаровского края от 28.12.2017 № 268П, установлено, что:
- главные распорядители бюджетных средств на стадии составления сводной бюджетной росписи обеспечивают формирование проектов бюджетных росписей в разрезе закрепленных за ними кодов классификации расходов бюджетов Российской Федерации и дополнительного кода;
- ведение сводной бюджетной росписи по расходам и лимитов осуществляется министерством путем внесения изменений в показатели сводной росписи по расходам и лимитов, которые осуществляются по предложениям главных распорядителей бюджетных средств.
На основании приведенных норм суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у истца полномочий требовать от ответчика предоставления сведений о работе ресурсоснабжающих организаций в условиях реформы с выделением объемов затраченной на отопление электрической энергии, за 2016-2019 годы.
Доказательства отсутствия у ответчика обязанности по предоставлению министерству запрашиваемых сведений о направлениях использования отпущенной населению электрической энергии, учтенной в разделе 1 формы № 22-ЖКХ (жилище) «Сведения о работе организаций, оказывающих услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в условиях реформы» и разделе 1 формы № 22-ЖКХ (ресурсы) «Сведения о работе ресурсоснабжающих организаций в условиях реформы с выделением в объемов затраченной на отопление электрической энергии, за 2016-2019 годы, в материалы дела не представлены.
Напротив, наличие такой обязанности администрации нормативно закреплено, в том числе Законом Хабаровского края от 31.10.2007 № 143, Порядком.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований министерства.
Основания для иных выводов у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Доводы заявителя апелляционной жалобы об отсутствии возможности разделения объемов электрической энергии в связи с отсутствием установленных фактов перевода жилых помещений на альтернативное отопление, отклонены апелляционным судом, как противоречащие материалам дела. Так, согласно письму министерства от 05.11.2019 № 1-07/15782, направленному в адрес администрации, по информации администрации количество жилых помещений, переведенных на альтернативное отопление, в целом по району составило: в 2016 году-467, в 2017 году-475, в 2018 году-472. Приведенные истцом сведения не опровергнуты ответчиком, доказательства обратного не представлены.
Подлежит отклонению довод жалобы о том, что судом первой инстанции отказано в привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц ресурсоснабжающих организаций, предоставляющих ответчику необходимые сведения, ввиду следующего.
В соответствии с положениями статьи 51 АПК РФ, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности стороны, за исключением права на изменение основания или предмета иска, увеличение или уменьшение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска или заключение мирового соглашения, предъявление встречного иска, требование принудительного исполнения судебного акта.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.05.2009 № 36 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции», вывод о наличии оснований для привлечения лица к участию в арбитражном деле, может последовать лишь в случае, если судебным актом по делу непосредственно затрагиваются права и обязанности лица, в том числе, создаются препятствия для реализации его субъективного права или надлежащего исполнения обязанности по отношению к одной из сторон спора.
Судебный акт, принятый в рамках настоящего дела не затрагивает права и законные интересы перечисленных ответчиком ресурсоснабжающих организаций.
Шестой арбитражный апелляционный суд не установил основания для отмены судебного акта по доводам апелляционной жалобы. Неправильное применение судом первой инстанции норм материального права или нарушение норм процессуального права не установлено.
От уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы заявитель освобожден на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 02.11.2020 по делу № А73-10655/2020 оставить без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | В.Г. Дроздова |
Судьи | М.О. Волкова |
Ж.В. Жолондзь |