ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-6810/18 от 22.01.2019 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-6810/2018

28 января 2019 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2019 года.
Полный текст  постановления изготовлен января 2019 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Дроздовой В.Г.

судей                                       Гричановской Е.В., Иноземцева И.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.

при участии  в заседании:

от Акционерного общества «Федеральная пассажирская компания», ОГРН 1097746772738: Макшанова О.А., представитель по доверенности от 29.12.2018 № 703-Д;

от Общества с ограниченной ответственностью «Риквэст-Сервис», ОГРН 1037725037998: Лескова И.В., представитель по доверенности от 14.08.2017 № 14/08/17,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  Акционерного общества «Федеральная пассажирская компания»

на решение от  22.10.2018

по делу № А73-9261/2018

Арбитражного суда Хабаровского края

принятое судьей Паниной А.А.

по иску Акционерного общества «Федеральная пассажирская компания»

к Обществу с ограниченной ответственностью «Риквэст-Сервис»

о  взыскании 17 667,44 руб.

УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд Хабаровского края обратилось Открытое акционерное общество «Федеральная пассажирская компания» (далее – истец, АО «ФПК») с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «Риквэст-Сервис» (далее – ответчик, ООО «Риквэст-Сервис») о взыскании 79 121,03 руб. штрафных санкций по договору  от 20.08.2003 № НЮ-1723.

Определением от 07.06.2018 судом в соответствии с пунктом 3 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в отдельное производство выделена часть требований о взыскании неустойки за ненадлежащее исполнение условий договора, предъявленной в соответствии с претензиями от 24.10.2017 № 12265/ФПКФ ДВОСТ, от 24.10.2017 №12269/ФПКФ ДВОСТ в общей сумме 17 667,44 руб., делу присвоен № А73-9261/2018.

Определением от 23.08.2018 суд принял частичный отказ АО «ФПК» от иска на сумму 526,32 руб., составляющей неустойку по акту ПДК от 04.07.2017.

Решением от 22.10.2018 в удовлетворении иска отказано.

В апелляционной жалобе АО «ФПК» просит решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении иска. В обоснование жалобы указывает, что ссылка суда на регламент взаимодействия неправомерна, так как акты ПДК составлены в соответствии с пунктом 5.10 договора, регламент взаимодействия не имеет силу договора, все имущество в вагоны истца предоставлено ответчиком в новые рейсы, в связи с чем к спорным правоотношениям применим пункт 5.10 договора; полагает, что представитель ответчика всегда уведомлен о необходимости участия в ПДК, поскольку 2 раза в год исполнителю направляется график подготовки составов в рейс в соответствии с пунктами 3.3.4, 5.3 договора, ежедневно в день, предшествующий дню оказания услуг, заказчик направляет исполнителю уточненную заявку на экипировку, подготовку и выдачу имущества на каждый состав в соответствии с пунктами 3.3.6, 5.5 договора; согласно накладным экипировка вагонов осуществлялась исполнителем в даты, указанные в ПДК (02.07.2017 поезда 351, 99, 17.06.2017 поезд 351, 18.06.2017 поезд 351), что ответчик не отрицает, в этой связи истец считает, что исполнитель уведомлен о необходимости экипировать вагоны истца и уведомлен об участии при проверке ПДК качества предоставленных услуг, но на проверку ПДК не направил представителя; согласно пункту 3.1.23 договора исполнитель обязан обеспечить присутствие своего представителя на момент проверки ПДК качества подготовки в рейс, уполномоченного подписывать акт о недостатках имущества, аналогичное условие предусмотрено пунктом 4.1 регламента взаимодействия; основой организации работы исполнителя служит график подготовки составов в рейс (пункт 5.1 регламента взаимодействия), который содержит информацию о времени экипировки составов бельем, о времени работы ПДК и времени, необходимом для устранения замечаний, выявленных при ПДК, график согласован ООО «Риквэст-Сервис» без замечаний; в этой связи истец считает, что, несмотря на отсутствие представителя исполнителя при ПДК 02.07.2017 поезд  351, 02.07.2017 поезд 99, 17.06.2017, 18.07.2017, акты ПДК имеют  юридическую силу и подтверждают вину ООО «Риквэст-Сервис» в выявленных нарушениях обязательства; отсутствие  представителя исполнителя не освобождает ООО «Риквэст-Сервис» от ответственности, предусмотренной договором; ответчик является собственником имущества, поставляемого в вагоны истца, в связи с чем на основании пункта 3.7.6 СТО обязан предоставить чистое, качественное, отвечающее требованиям СТО ФПК санитарным нормам имущество в вагоны истца, полагает, что имеются основания для начисления неустойки, предусмотренные пунктом 6.4 договора.

ООО «Риквэст-Сервис» отзыв на апелляционную жалобу не представлен.

Определением от 18.12.2018 судебное заседание откладывалось.

В судебном заседании представитель истца настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы, представитель ответчика просил оставить решение без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Заслушав представителей сторон, исследовав приобщенные к материалам дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.

Установлено, что 20.08.2003 между ОАО «Российские железные дороги» (заказчик) и ООО «Риквэст-Сервис» (исполнитель) заключен договор № НЮ-1723 на оказание услуг по стирке белья и сухой химической чистке.

В соответствии с пунктами 1.1 и 1.2 договора в редакции дополнительного соглашения от 18.12.2007 № 1/851 исполнитель обязуется по заданию ОАО «РЖД» оказать услуги по обеспечению пассажирских поездов Дальневосточной региональной дирекции по обслуживанию пассажиров Федеральной пассажирской дирекции - филиала ОАО «РЖД» комплектами постельного белья, упакованными в индивидуальные пакеты, постельными принадлежностями и мягким съемным вагонным инвентарем, прошедших стирку, химическую чистку и дезобработку в заявленных объемах, а также по сбору использованных комплектов постельного белья, постельных принадлежностей и мягкого съемного выгонного инвентаря, а заказчик обязуется своевременно оплатить надлежаще оказанные услуги.

Между ОАО «РЖД», истцом и ответчиком 29.03.2010 заключено дополнительное соглашение № ФПДОП-215/10(7)-1723/ФПКОП-57/10(7)- 1723 о замене стороны в договоре № НЮ-1723 от 20.08.2003, согласно которому все права и обязанности заказчика переданы от ОАО «РЖД» истцу - ОАО «ФПК».

Дополнительными соглашениями от 31.12.2008 № 4/983, от 01.03.2010 № ФПКОП-92/10(6)-НЮ-1723, от 15.12.2011 № ФПКОП-НЮ1723(ФПД)(11), от 29.12.2012 № ФПКОП-НЮ-1723(ФПД)(14) стороны внесли изменения и дополнения в договор.

Дополнительным соглашением от 15.05.2014 № ФПКОП-НЮ-1723(ФПД)(15) договор от 20.08.2003 № НЮ-1723 изложен в новой редакции. Действие указанного дополнительного соглашения распространено на правоотношения сторон, возникшие с 01.01.2014.  

28.01.2015 и 17.12.2015 сторонами заключены дополнительные соглашения № ФПКОП-НЮ-1723(ФПД)(16), № ФПКОПНЮ-1723(ФПД)(17), которыми внесены изменения и дополнения в договор от 20.08.2003 № НЮ-1723.

В соответствии с пунктом 2.1 договора исполнитель обязуется по заявкам Заказчика в течение срока действия соглашения оказывать комплексные услуги в соответствии с условиями договора, а заказчик – принимать и оплачивать оказанные услуги.  

Согласно разделу 1 договора к комплексным услугам отнесено укомплектование имуществом вагонов пассажирских поездов дальнего следования формирования Дальневосточного филиала ОАО «ФПК», обработка имущества (стирка, упаковка, химическая чистка и дезинфекционная обработка имущества, принадлежащего Заказчику (Дальневосточному филиалу ОАО «ФПК»), в заявленных заказчиком объемах.

Пунктом 1.2 договора определен состав имущества: постельное белье (простыни, пододеяльники, наволочки, полотенца), мягкий инвентарь вагона (салфетки, занавески, шторы, ковровые покрытия и т.д. в соответствии с приложением № 1 к договору), постельные принадлежности (подушки, одеяла, наматрацники (матрацы), чехлы, корсажи, пледы), предназначенные для укомплектования пассажирских поездов, принадлежащие исполнителю на праве собственности или ином законном основании.

Согласно пункту 2.3 договора, приложению № 2 к договору оказываемые комплексные услуги должны отвечать требованиям Стандарта оснащенности вагонов ОАО «ФПК», требованиям к оснащенности пассажирских вагонов съемным мягким имуществом (СТО ФПК 1.21.002-2013, утвержденного распоряжением ОАО «ФПК» от 03.07.2013 № 819р (далее – СТО ФПК 1.21.002-2013)).

В соответствии с пунктом 3.1.1 договора исполнитель обязуется оказывать комплексные услуги, качество и иные характеристики которого соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, нормативным правовым и иным актам МПС России, Минтранс России, государственными и отраслевыми стандартами, внутренним актам ОАО «РЖД» и АО «ФПК», а также условиям договора.

Пунктом 5.1 договора предусмотрено, что оказываемые исполнителем комплексные услуги, применяемые технологии и расходные материалы должны соответствовать требованиям, изложенным в Техническом задании к настоящему договору (приложение № 2), в том числе требованиям:

- типового технологического процесса подготовки и экипировки пассажирских вагонов в рейс ОАО «ФПК»,

- СТО ФПК, - регламента взаимодействия,

- графика подготовки составов в рейс.

В пункте 5.2 договора указано на необходимость разработки сторонами Регламента взаимодействия сторон при выполнении обязательств по договору. Регламент взаимодействия согласуется исполнителем с начальником Дальневосточного филиала ОАО «ФПК», утверждается заказчиком в лице начальника управления обслуживания пассажиров ОАО «ФПК», и с момента утверждения становится неотъемлемой частью настоящего договора. Положения Регламента взаимодействия являются обязательными для обеих сторон.

Согласно пункту 5.6 договора исполнитель осуществляет доставку обработанного имущества до соответствующего состава поезда согласно графику подготовки составов в рейс, нормам выдачи имущества в рейс и уточненной заявке заказчика и передает имущество уполномоченным представителям заказчика по накладным унифицированной формы.

Пунктом 5.9 договора предусмотрено, что по мере доставки исполнителем имущества до вагона заказчик осуществляет пересчет количества и осмотр имущества, в том числе пересчет и осмотр комплектов постельного белья на предмет соответствия его категории оснащенности без повреждения упаковки.

Исполнитель обязан соблюдать согласованный порядок комплектации (не допускать вложение мелких вещей между крупными) и использовать упаковочные пакеты, согласованные заказчиком. Заказчик вправе не принимать имущество с недостатками.

В случае обнаружения визуально недостатков имущества, в том числе несоответствие комплекта белья категории оснащенности вагона или повреждение упаковки комплекта, стороны составляют акт о недостатках, а в накладной делается отметка о недостатках или запись об отказе в принятии имущества с недостатками.

Имущество с недостатками подлежит замене исполнителем до момента получения на подготовленный состав поезда гарантийного талона качества.

В случае не устранения исполнителем недостатков заказчик вправе предъявить неустойку в соответствии с договором.

В случае несогласия представителя исполнителя с фактами, изложенными в акте, последний имеет право записать в акте мотивированный отказ.

Согласно пункту 5.10 договора в случае выявления на момент проверки постоянно-действующей комиссии заказчика (далее – ПДК) недостатков переданного имущества, в том числе в случае обнаружения имущества с просроченными сроками обработки, недоукомплектованности вагона имуществом, не соответствия имущества категории оснащенности вагона, повреждений имущества (в т.ч. несоответствия исполнителя постельных принадлежностей требованиям СТО ФПК), и/или некачественной обработки, повреждения постельного белья после вскрытия комплекта при застиле спальных мест, ПДК составляет акт о недостатках имущества, который подписывается членами ПДК и представителем исполнителя.

Забракованный комплект постельного белья в дальнейшем застиле не используется.

В акте указывается время и место составления акта, выявленные недостатки.

При отсутствии представителя исполнителя, мотивированного отказа и/или отказа исполнителя от подписания акта (об этом делается отметка в акте), ПДК подписывает акт с отметкой об отсутствии исполнителя, мотивированного отказа и/или его отказе от подписания в одностороннем порядке и такой акт будет иметь юридическую силу и являться основанием для выставления требования о неустойке в случае не устранения замечаний до выставления состава на приемно-отправочный путь.

Пунктом 5.11 договора предусмотрено, что в случае обнаружения на момент проверки ПДК имущества, выданного в вагон в предыдущие рейсы, но имеющего на момент проверки ПДК повреждения (в том числе  нарушения требований СТО ФПК к наполнителю постельных принадлежностей) и/или загрязнения, и/или без маркировки (п.5.19. настоящего договора), и/или недоукомлектованности вагона имуществом, заказчик подает исполнителю заявку на внеплановую замену имущества, в соответствии с которой исполнитель производит замену имущества. Заявка должна подаваться не позднее 2-х часов до подписания гарантийного талона качества. В случае если исполнитель не произвел замену имущества, заказчик и/или представитель заказчика, составляет акт о недостатках имущества, который подписывается работниками заказчика и/или представителем заказчика и представителем исполнителя.

В случае отсутствия представителя исполнителя, заказчик уведомляет исполнителя посредством телефонной связи в порядке, изложенном в Регламенте взаимодействия, об отсутствии представителя и необходимости обеспечить явку уполномоченного представителя исполнителя. В случае неявки представителя исполнителя в течение 1 часа с момента уведомления, заказчик или представитель заказчика составляет акт о недостатках имущества в одностороннем порядке.

Пунктом 5.12 договора установлено, что в случае обнаружения недостатков в переданном имуществе после отправления поезда в рейс, в том числе в случае обнаружения несоответствия имущества категории оснащенности вагона, повреждений и/или некачественной обработки постельного белья после вскрытия комплекта, заказчик составляет акт о недостатках имущества, который подписывается проводником и начальником поезда (или старшим проводником прицепных вагонов). При этом вскрытые для застила комплекты постельного белья в дальнейшем для застила не используются. В акте о недостатках указывается время и место составления акта, выявленные нарушения, а также номер вагона и номер места пассажира (если недостатки выявлены при вскрытии комплекта постельного белья пассажиром). При этом акт о недостатках следующего имущества: подушек, наматрацников (матрацев), одеял, с недостатками, указанными в пп. а, б, г, д, е, ж пункта 3.7.4. СТО ФПК, составляется только в случае отправления поезда в первый рейс после экипировки или замены указанных предметов имущества. По прибытию поезда в пункт формирования в пункте приема-сдачи производится комиссионный (в присутствии представителя исполнителя) осмотр забракованного имущества, и в случае подтверждения выявленных недостатков акт также подписывается представителем исполнителя.

В случае несогласия представителя исполнителя с фактами, изложенными в акте, представитель исполнителя имеет право записать в акте мотивированный отказ.

При отсутствии мотивированного отказа и/или отказа от подписания акта заказчик подписывает акт с отметкой об отказе от подписания в одностороннем порядке и такой акт будет иметь юридическую силу и является основанием для предъявления требования о неустойке в соответствии с настоящим договором. Забракованное имущество при этом снимается с поезда и передается исполнителю по накладной унифицированной формы для замены.

В случае наличия признаков использования: забракованного комплекта постельного белья, претензии к его качеству, целостности и наличию маркировки (пункт 5.19) исполнителем не принимаются.

Пунктом 6.4 договора предусмотрено, что в случае выявления недостатков оказания исполнителем услуг заказчик вправе потребовать, а исполнитель по требованию заказчика обязан уплатить последнему за каждую единицу (предмет) некачественного и/или недопоставленного имущества штрафную неустойку в двукратном размере цены услуги (без НДС) за комплект постельного белья, соответствующий категории оснащенности вагона, в котором обнаружены недостатки (неустойка за 1 и более недостатков в 1 комплекте постельного белья рассчитывается как за комплект).

Согласно пункту 6.6. договора в случае нарушения исполнителем условия о маркировке имущества, равно как и в случае обнаружения в вагонах поездов имущества с истекшим сроком эксплуатации (пункт 5.19), исполнитель уплачивает заказчику штрафную неустойку в однократном размере цены услуги за каждый соответствующий забракованный комплект постельного белья и/или единицу постельных принадлежностей и/или мягкого инвентаря вагона.

Проверками в вагонах поезда № 351/352, № 99/100 в июне, июле 2017 года ПДК выявлены нарушения исполнения обязательств обществом «РиквэстСервис».

Нарушения зафиксированы в актах ПДК от 02.07.2017, от 04.07.2017, 17.06.2017, от 18.06.2017, которые направлены ответчику с претензиями                        № 12265/ФПКФ ДВОСТ от 24.10.2017, № 12269/ ФПКФ ДВОСТ от 24.10.2017.

Поскольку претензии ответчиком не удовлетворены, истец обратился в арбитражный суд.

Разрешая спор, суд первой инстанции верно применил нормы материального права.

Согласно статье 330 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Судом установлено, что исковое требование основано на актах ПДК от 02.07.2017 (поезда 351/352 и 99/100), от 17.06.2017, от 18.06.2017, составленных без участия представителя ответчика.

При этом в актах отсутствует указание на то, что представитель исполнителя был уведомлен или отказался от подписания акта.

Исходя из того, что согласно пункту 5.2 договора разработанный сторонами регламент взаимодействия с момента его утверждения становится неотъемлемой частью договора, его положения являются обязательными для сторон, суд первой инстанции пришел к выводу, что утвержденный регламент взаимодействия имеет силу договора, поскольку является его частью.

Согласно пункту 6.12 регламента взаимодействия представитель исполнителя принимает участие в работе ПДК заказчика.

В соответствии с пунктами 6.13.1, 6.13.2, 6.13.3  заказчик обязан на момент проверки ПДК в случае отсутствия представителя исполнителя уведомить его посредством телефонной связи об отсутствии представителя и необходимости обеспечить его явку.

Уведомление осуществляется по согласованному сторонами номеру  телефона, выделенному исполнителем для оперативной связи.

Подтверждением телефонного оповещения в адрес исполнителя является дата и время звонка в распечатке звонков.

В случае неявки представителя исполнителя в течение одного часа с момента уведомления, заказчик составляет акт о недостатках имущества в одностороннем порядке.

Учитывая названные условия, суд первой инстанции пришел к выводу, что право на составление акта в одностороннем порядке, который впоследствии будет иметь юридическую силу для начисления неустойки, предусмотрено в случае уведомления исполнителя, подтвержденного распечаткой звонков, и неявка последнего в течение установленного договором времени.

В пункте 5.10 договора указание на необходимость уведомления исполнителя действительно отсутствует, в пункте 5.11 такая обязанность заказчика указана.

Оценивая действительную общую волю сторон по правилам статьи 431 ГК РФ, принимая во внимание положения пункта 5.2 договора о том, что регламент взаимодействия является неотъемлемой частью договора, обязателен для сторон, разработан и утвержден сторонами позднее самого договора и более детально регламентирует отношения сторон при исполнении договора, суд пришел к выводу, что в спорных правоотношениях уведомление заказчиком исполнителя об отсутствии его представителя при осуществлении проверки имущества комиссией ПДК является обязательным.

Истец не представил в суд первой инстанции доказательства сообщения исполнителю по телефонной связи об отсутствии представителя при проверке ПДК.

Кроме того, суд первой инстанции исходил из того, что истец не представил доказательства вручения или направления составленных в одностороннем порядке актов ПДК исполнителю, как это предусмотрено  договором.

Судом установлено, что спорные акты ПДК получены исполнителем  вместе с претензией истца.

Ссылка истца на график (т. 2 л.д. 147) отклонена судом апелляционной инстанции, поскольку данный график не содержит информацию по спорным актам ПДК, в том числе не совпадает время проверки.

Как верно указано судом первой инстанции, неуведомление исполнителя  лишило его возможности устранить нарушения в случае их действительного наличия своевременно, принимая во внимание, что основанием для выставления требования о неустойке является не устранение замечаний до выставления состава на приемо-отправочный путь.

Установив фактические обстоятельства спора, суд первой инстанции обоснованно не принял представленные истцом акты ПДК в качестве допустимых доказательств вины ответчика в допущенных нарушениях в соответствии со статьей 68 АПК РФ, поскольку они составлены вопреки условиям договора.

Доводы апелляционной жалобы свидетельствуют об ином понимании истцом фактических обстоятельств спора и условий договора, что само по себе не является основанием для отмены судебного акта в силу статьи 270 АПК РФ.

По приведенным основаниям доводы апелляционной жалобы отклонены, нарушение судом норм материального или процессуального права не установлено.

Судебные расходы, в виде уплаченной государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, отнесены на истца в соответствии со статьей 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Хабаровского края от  22.10.2018 по делу        № А73-9261/2018 оставить без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

В.Г. Дроздова

Судьи

Е.В. Гричановская

И.В. Иноземцев