Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-6853/2021
10 декабря 2021 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью «Лидер»: ФИО1 по доверенности от 13.09.2021;
от комитета государственного строительного надзора правительства Хабаровского края: ФИО2 по доверенности от 28.12.2020,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Лидер» на решение от 22.10.2021 по делу № А73-5434/2021 Арбитражного суда Хабаровского края по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Лидер» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к комитету государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>)
опризнании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
в соответствии с разрешением № RU 27-23-277/16 от 16.09.2016, выданным администрацией г. Хабаровска в лице департамента архитектуры, строительства и землепользования (первоначальный срок действия разрешения – 16.09.2019 продлен до 16.09.2021) общество с ограниченной ответственностью «Лидер» (далее – ООО «Лидер», Общество) осуществляет функции застройщика по комплексу работ, связанных со строительством объекта «Комплекс жилых домов со встроенными административными помещениями, подземной автостоянкой и гостиница по ул. Ленинградской в г. Хабаровске. 1 очередь строительства» (далее – Объект), расположенного по адресу: Хабаровский край, г. Хабаровск. Центральный район, ул. Ленинградская, дом 27. Земельный участок, в границах которого расположен возводимый Объект, имеет кадастровый номер 27:23:0030207:1580.
ООО «Лидер» представило в Комитет государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края (далее – Комитет, уполномоченный орган) отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости за I квартал 2020 года.
При проведении Комитетом анализа представленной отчетности и корректировочных отчетностей на соответствие составу, формам и достоверности указанных в них сведений, установлено, что отчетность представлена не в полном объеме и содержит недостоверные сведения, а именно:
- в нарушение пункта 11 Порядка справка с указанием причин ненадлежащего исполнения обязательств при наличии неисполненных (просроченных) обязательств по договорам не представлена(первоначальный срок исполнения обязательств, отраженный в строке 15 раздела II «Сведения о многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, строящемся (создаваемом) застройщиком с привлечением денежных средств участников долевого строительства» - 16.01.2020);
в разделе IV «График реализации проекта строительства и обязательств по договорам»: сведения об объеме выполненных работ и степени готовности объекта недвижимости указаны в абсолютных цифрах, формой предусмотрено отражение указанных показателей в процентном выражении;
в разделе V «Сводная накопительная ведомость проекта строительства»: показатели фактической стоимости реализации проекта строительства (по состоянию на последнюю календарную дату текущего отчетного периода) (столбец 6) по отношению к проектной стоимости строительства (по состоянию на последнюю календарную дату текущего отчетного периода) (столбец 4) по блок-секции № 1 выполнение составляет 61 %, по блок-секции № 2 выполнение составляет 68%. Данные показатели противоречат фактической степени готовности объектов недвижимости, отраженной в строках 9 раздела IV отчетности: блок-секция № 1 - 76%, блок-секция № 2 - 76%.
Данные обстоятельства послужили основанием для направления Обществу уведомления от 18.02.2021 № 6-4-575 о необходимости явиться в уполномоченный орган 10.03.2021 для дачи объяснений по данному факту.
10.03.2021, при участии представителя Общества ФИО3 по доверенности от 10.03.2021 № , Комитетом в отношении ООО «Лидер» составлен протокол об административном правонарушении № Д 21-22/21 по части 3 статьи 14.28 КоАП РФ.
Определением от 10.03.2021 рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении Общества назначено на 23.03.2021. Данное определение получено нарочно 10.03.2021 представителем заявителя.
23.03.2021 Комитетом в отношении ООО «Лидер» вынесено постановление № 102-1/21, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.28 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО «Лидер» обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, в котором просит постановление уполномоченного органа о назначении административного наказания в отношении Общества отменить, производство по делу прекратить. В случае отсутствия оснований к отмене постановления о назначении административного наказания, заменить административный штраф на предупреждение на основании статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Решением от 22.10.2021 Арбитражный суд Хабаровского края отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество подало в Шестой арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, производство по делу прекратить по основаниям пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Заявитель жалобы привел следующие доводы:
- Комитету следовало приобщить к материалам административного дела проектную декларацию и иные документы, поскольку сам протокол об административном правонарушении не указывает о наличии каких-либо доказательств в производстве по делу об административном правонарушении. При таких обстоятельствах, установить достоверность проведенного государственным органом анализа данных, отраженного в протоколе, путем составления данных, размещенных застройщиком в ЕИСЖС и проектной декларации, было невозможно;
- уведомление о составлении протокола, протокол об административном правонарушении, равно как и иные материалы административного дела не содержат сведений об основаниях и поводах к возбуждению дела об административных правонарушениях, в соответствии с требованиями пунктов 1, 2, 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ;
- в связи с тем, что в отношении Общества 10.03.2021 Комитетом было составлено два протокола об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ, при вынесении постановлений о назначении административных наказаний материалы дела на основании определения было необходимо объединить в одно производство с вынесением только одного постановления;
- судом первой инстанции и уполномоченным органом безосновательно и незаконно не применены положения статьи 2.9 КоАП РФ в связи с отсутствием угрозы причинения вреда охраняемым общественным отношениям и отсутствием пренебрежительного отношения Общества к публично-правовым обязанностям и к требованиям закона.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал апелляционную жалобу.
Комитет в отзыве и в лице своего представителя в судебном заседании не согласился с доводами Общества, просил решение оставить без изменения.
Выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий у административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 3 статьи 14.28 КоАП РФ непредставление в установленный срок в орган, осуществляющий региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчетности в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, или представление отчетности не в полном объеме влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в непредставлении в установленный срок в орган, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчетности в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно в представлении отчетности, содержащей недостоверные сведения, или представлении отчетности не в полном объеме.
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве, урегулированы Федеральным законом Российской Федерации от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 214-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 23 Закона № 214-ФЗ государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство.
В силу пункта 6 части 6 статьи 23 Закона № 214-ФЗ комитет ежеквартально получает от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - отчетность), в том числе об исполнении застройщиком примерных графиков реализации проектов строительства, своих обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства, а также промежуточную и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, составленную в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Приказом Минстроя России от 12.10.2018 № 656/пр «Об утверждении формы и порядка предоставления застройщиками в контролирующий орган отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении примерных графиков реализации проектов строительства и своих обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства» (далее – Приказ № 656) утверждены формы отчетности, в том числе об исполнении примерных графиков реализации проектов строительства и своих обязательств по договорам и сводной накопительной ведомости проекта строительства, а также порядок предоставления застройщиками отчетности в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее – Порядок).
В соответствии с пунктом 2 Порядка отчетность составляется застройщиком по форме, утвержденной Приказом № 656, к отчетности прилагается бухгалтерская (финансовая) отчетность (промежуточная по итогам I - III кварталов и годовая по итогам IV квартала), составленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете.
В силу требований, установленных пунктами 11 и 12 Порядка при наличии в отчете информации о неисполненных, просроченных обязательствах по договорам предоставляется справка, с указанием причин ненадлежащего исполнения обязательств, а при указании в графе 12.4 раздела II отчетности суммы денежных средств, использованных застройщиком в отчетном периоде по целевому назначению, застройщиком к отчетности прилагается справка, содержащая информацию о целях расходования денежных средств со ссылками на пункты части 1 статьи 18 Закона № 214-ФЗ.
Отчетность представляется в контролирующий орган ежеквартально при условии, что в течение отчетного периода действовал хотя бы один договор участия в долевом строительстве, заключенный застройщиком с участником долевого строительства, или если у застройщика имелись неисполненные обязательства по договору (пункт 3 Порядка).
Нормой пункта 5 Порядка установлены сроки предоставления отчетности в уполномоченный орган – не позднее 30 дней после окончания отчетного квартала, за исключением отчетности за IV квартал, которая представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 90 дней после окончания IV квартала.
Вместе с тем, в соответствии с Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 03.04.2020 № 187/пр «Об установлении особенностей предоставления застройщиками отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении примерных графиков реализации проектов строительства и своих обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости» отчетность за IV квартал 2019 года и I квартал 2020 года предоставляется в срок до 01 июня 2020 года.
Пунктом 7 Порядка установлено, что отчетность предоставляется в контролирующий орган в виде электронного документа посредством личного кабинета застройщика в единой информационной системе жилищного строительства (далее – ЕИСЖС).
Согласно пункту 9 Порядка датой предоставления отчетности является дата размещения отчетности в личном кабинете застройщика в ЕИСЖС.
В соответствии с пунктами 11, 12 Порядка, при наличии в отчете информации о неисполненных (просроченных) обязательствах по договорам участия в долевом строительстве, представляется справка с указанием причин ненадлежащего исполнения, а при указании в графе 12.4 раздела II отчетности суммы денежных средств, использованных застройщиком в отчетном периоде по целевому назначению, застройщиком к отчетности прилагается справка, содержащая информацию о целях расходования денежных средств со ссылками на пункты части 1 статьи 18 Закона № 214-ФЗ.
По материалам дела судом установлено, что Общество представило в Комитет отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости за I квартал 2020 года не в полном объеме и содержащую недостоверные сведения.
Суд первой инстанции, изучив, исследовав и оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, пришел к законному и правомерному выводу о наличии в действиях (бездействии) Общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Таким образом, наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ, подтверждено материалами дела, и последним по существу не оспаривается.
Существенных процессуальных нарушений при проведении проверки и привлечении к ответственности, влекущих признание незаконным и отмену постановления по делу об административном правонарушении, административным органом не допущено.
Обстоятельств, исключающих привлечение заявителя к ответственности, не установлено.
Привлечение к ответственности состоялось в пределах установленного законом срока давности.
Примененный уполномоченным органом административный штраф соответствует правилам назначения наказания по части 3 статьи 14.28 КоАП РФ.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера совершенного Обществом деяния, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, переоценке данный вывод не подлежит, поскольку причин для признания правонарушения малозначительным суд апелляционной инстанции также не усматривает.
Подлежит отклонению довод Общества о том, что уведомление о составлении протокола, протокол об административном правонарушении, равно как и иные материалы административного дела не содержат сведений об основаниях и поводах к возбуждению дела об административных правонарушениях, в соответствии с требованиями пунктов 1, 2, 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ.
Так, обнаружение факта административного правонарушения влечет осуществление всех последующих действий административного органа в ходе производства по делу об административном правонарушении в порядке, установленном КоАП РФ. В связи с этим производство по делу об административном правонарушении представляет собой самостоятельную процедуру, регламентируемую Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Таким образом, независимо от оснований и порядка проведения проверки, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, является основанием для возбуждения дела об административном правонарушении по соответствующей статье Кодекса.
Несостоятелен довод Общества о том, что в отношении него 10.03.2021 Комитетом было составлено два протокола об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ, в связи с чем, материалы дела на основании определения было необходимо объединить в одно производство с вынесением только одного постановления.
В соответствии с частью 2 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Указанное положение применимо в случае совершения лицом одного действия (бездействия), содержащего различные составы административных правонарушений.
Однако в рассматриваемом случае вменяемые в рамках настоящего дела нарушения, а также иные нарушения, квалифицированные по части 3 статьи 14.28 КоАП РФ и по факту совершения которых составлен другой протокол об административном правонарушении, совершены в результате нескольких различных действий (бездействия) юридического лица, не совпадающих ни по моменту своего совершения, ни по месту совершения.
В силу части 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Таким образом, оснований для применения части 2 статьи 4.4 КоАП РФ не имеется.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Обществом на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение от 22.10.2021 по делу № А73-5434/2021 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | А.П. Тищенко |
Судьи | Е.И. Сапрыкина |
Е.А. Швец |