ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-6926/2021 от 20.01.2022 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-6926/2021

25 января 2022 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2022 года.
Полный текст  постановления изготовлен января 2022 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего      Пичининой И.Е.

судей                                       Козловой Т.Д., Ротаря С.Б.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Розыевым С.С.

при участии  в заседании:

от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края: ФИО1, представитель по доверенности от 29.01.2021.

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  Администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края

на решение от  15.10.2021

по делу № А73-3906/2021

Арбитражного суда Хабаровского края

по иску Управления жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики г.Комсомольска-на-Амуре

к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края

о  взыскании 10 303 885, 49 руб.

третьи лица Администрация Комсомольского муниципального района Хабаровского края

УСТАНОВИЛ:

Управление жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации города Комсомольска-на-Амуре (далее - Управление, Управление ЖКХ города, истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - Министерство, ответчик) о взыскании убытков в размере 10 303 885 руб. 49 коп., вызванных ненадлежащим исполнением ответчиком полномочий по осуществлению контроля правильности расчетов компенсации.
Указанным определением в порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре» Хабаровского края в лице администрации города Комсомольска-на-Амуре.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 15.10.2021 в удовлетворении иска отказано. 
Не согласившись с решением суда об отказе в требованиях о взыскании убытков, Администрация города Хабаровска в апелляционной жалобе, принятой к производству Шестого арбитражного апелляционного суда, просит его отменить, исковые требования удовлетворить. Приводит доводы о том, что, взыскание указанной суммы с муниципального образования произошло по причине ненадлежащего исполнения Министерством полномочий контроля над правильностью производимых органами местного самоуправления  расчетов компенсации расходов и необходимой консультативно-методической помощи. Полагает, что поскольку более 5 лет Министерство к Управлению с проверкой (в виде контрольных обязательств) не осуществлялось,  в таком случае Министерством ранее произведенные расчеты за предшествующие 5 лет принимались полностью верными по всем основаниям.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство  возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, считая доводы заявителя необоснованными, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Министерства  поддержала возражения против доводов апелляционной жалобы.
представитель иных участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом,  не явились, жалоба рассмотрена в их отсутствие, согласно статье 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого решения суда проверены апелляционным судом в порядке главы 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции,  управлением жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края и АО «ДГК» заключено соглашение от 11.03.2019 о предоставлении субсидии на компенсацию части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги.
Предметом соглашения является предоставление из муниципального бюджета в 2019 году субсидии в целях возмещения недополученных доходов получателя, связанных с оказанием услуг. В соответствии с пунктом 4.1 которого, перечисление средств субсидии ресурсоснабжающей организации осуществляется в порядке, предусмотренном Постановлением № 1321-ПА.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 13.08.2020 по делу № А73-18927/2019, которым с Городского округа города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в лице УЖКХ взыскана компенсация выпадающих доходов в размере 10 303 885 руб. 49 коп. (с учетом частичной оплаты потребителями).
Постановлением Шестого арбитражного суда от 20.10.2020 по делу № 06АП-4724/2020 и Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 01.02.2021 по делу № Ф03-5520/2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
16.02.2021 Арбитражным судом Хабаровского края вынесено определение о рассрочки исполнения судебного акта от 13.08.2020 по делу № А73-18927/2019 сроком на 6 месяцев с февраля 2021 года по июль 2021 года.
Во исполнение определения Арбитражного суда Хабаровского края от 16.02.2021 по делу № А73-18927/2019, платежным поручением от 26.02.2021 № 29331, денежные средства в размере 1 729 734 руб. 08 коп. перечислены на счет АО «ДГК».
Ссылаясь на то,  что расчетная ошибка произошла по вине ненадлежащего контроля со стороны главного распорядителя бюджетных средств,  Управление обратилось в суд с требованием о возмещении убытков.
Отказывая в удовлетворении требования истца, суд руководствовался положениями ГК РФ и разъяснениями высших судебных инстанций по возмещению убытков и исходил из недоказанности истцом совокупности условий для привлечения Министерства ЖКХ к ответственности  по возмещению таковых.
Апелляционный суд не находит оснований для иного вывода в силу следующего.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
При этом под убытками понимаются, в том числе, расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта органа местного самоуправления, подлежат возмещению муниципальным образованием.
Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации общими основаниями ответственности за причинение вреда являются противоправность поведения нарушителя, причинная связь между таким поведением и наступившим вредом, а также вина причинителя вреда.
Таким образом, в предмет доказывания по делу о взыскании убытков входит установление факта причинения вреда и размера понесенных убытков, а также противоправность поведения нарушителя при наступлении гражданско-правовой ответственности, предусмотренной статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, выражается в незаконности актов, действий или бездействия органов публичной власти.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле должно доказать обстоятельства, на которые ссылается как на основание своих требований.
Статьей 1 Закона Хабаровского края от 23.04.2014 № 357 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Хабаровского края по предоставлению компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги» (далее - Закон № 357) органы местного самоуправления городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» края наделены государственными полномочиями по предоставлению компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги.
Финансирование отдельных государственных полномочий осуществляется субъектов Российской Федерации за счет собственных средств и в пределах субвенций, предоставляемых местным бюджетам (ч. 1. и 5 ст. 19, ч. 1, 3, 5 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 3 ст. 86, ст. 140 Бюджетного кодекса РФ, ст. 3 Закона Хабаровского края от 23.04.2014 № 356 «О компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги».
Статьей 3 Закона № 357 обязанность по предоставлению компенсации части расходов гражданина на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги, возлагается на органы местного самоуправления.
Контроль за осуществлением органами местного самоуправления государственных полномочий возложен на министерство (часть 1 статьи 8 Закона Хабаровского края № 357; пункт 3 постановления Правительства края от 06.06.2014 № 176-пр «О реализации краевого законодательства по предоставлению компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги»).
Порядок предоставления компенсации части расходов граждан, на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за коммунальные услуги, а также расходование субвенций, предоставляемых местным бюджетам из краевого бюджета на указанные цели регулируется постановлением Правительства края от 06.06.2014 № 176-ПР.
Согласно указанному порядку, размер компенсации определяется органами местного самоуправления края ежемесячно и предоставляется в министерство одновременно с кассовой заявкой.
В свою очередь перечисление субвенции органам местного самоуправления края осуществляется ежемесячно на основании расчетов в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в законе края о краевом бюджете на текущий год и плановый период (п. п. 4.1, 5.1, 5.2, 5.4).
Органы местного самоуправления самостоятельно принимают муниципальные правовые акты по установлению порядка предоставления организациям информации, необходимой для осуществления государственных полномочий.
Перечисление организациям компенсации производится на основании заключенных договоров между муниципальным образованием и организациями. Размер компенсации определяется ежемесячно на основании предоставленной организациями информации о размерах начисления платы гражданам за коммунальные услуги.
После расчета компенсации главой муниципального образования принимается решение о предоставлении компенсации.
По поступлению субвенции распределяются между организациями на основании решения (распоряжения) в течение 5 рабочих дней.
Права и обязанности органов исполнительной власти края при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий урегулированы статьей 4 Закона № 357 и не предусматривают возможность проведения выплат органами исполнительной власти напрямую ресурсоснабжающим организациям.
Как следует из вышеизложенного, органы местного самоуправления города Комсомольска-на-Амуре самостоятельно предоставляют компенсации части расходов гражданина на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги.
Механизм предоставления компенсации организациям, предоставляющим коммунальные услуги, установлен Порядком № 1321-па, в соответствии с пунктом 1.1 которого уполномоченным органом по осуществлению государственных полномочий Хабаровского края по предоставлению компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги, является Управление жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края.
При этом расчет компенсации производится с учетом установленных пунктом 2.5 Порядка № 1231-па условий сопоставимости показателей увеличения стоимости услуг, заданных пунктом 4.2 Порядка № 176-пр.
Согласно указанным нормам, Управление жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики Администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края - орган уполномоченный Порядком № 1231-па исполнять переданные муниципалитету государственные полномочия, как следствие, несет ответственность за ненадлежащий контроль правильности расчетов сумм компенсации.
По результатам контрольного мероприятия (выездной проверки) по вопросу соблюдения порядка предоставления компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги, а также субвенций, предоставляемых местным бюджетам из краевого бюджета на указанные цели, в 2019 году в отношении Управления жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации города Комсомольска-на-Амуре выявлено,  что расчет компенсации производился с нарушением установленного Порядка. Вынесены предложения по устранению недостатков работы (пункт 8).
Также указано, что расчет компенсации в городе Комсомольске-на-Амуре осуществляет МУП «ЕРКЦ» на основании пункта 2.5 Порядка № 1321-ПА и Соглашения на оказание услуг от 01.07.2017. Ответственность за достоверность предоставляемых сведений о начисленных платежах и расчетов компенсации возложена Соглашением на РСО и МУП «ЕРКЦ».
Управлению Министерством вынесено представление о принятии мер по устранению причин и условий нарушений от 03.12.2019, при этом, в самом акте проверки содержатся указания на ошибку в расчетах.
Акт сверки расчетов между министерством и администрацией городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» по субвенции за 2019 год подписан с задолженностью администрации перед краевым бюджетом на 9 753 380,11 руб.
По состоянию на 01.01.2020 задолженность Министерства, как главного распорядителя средств краевого бюджета, по субвенции, предоставленной для осуществления государственных полномочий по предоставлению компенсации, перед администрацией отсутствовала.
Перерасчет администрацией городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» в АО «ДГК» не был представлен, в отсутствие перерасчета спорная сумма правомерно взыскана с Управления в пользу ресурсоснабжающей организации в судебном порядке.
Проанализировав установленные обстоятельства, суд пришел к обоснованному выводу  о том, что контроль ответчиком осуществляется в пределах предоставленных ему полномочий. 
При этом суд верно исходил из того, что из положений Закона  №357 не следует, что корректировка (проверка) расчетов, осуществляемых МУП «РКЦ», а также предоставление рекомендаций в отношении начислений Управления входит в обязанности главного распорядителя бюджетных средств, также указанные полномочия не предусмотрены по смыслу статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Судом при рассмотрении дела №А73-18927/2019 было установлено, что  установление методически неверного расчета  МУП «ЕРКЦ», контролируемого Управлением ЖКХ города, повлекшее возникновение у ресурсоснабжающей  организации убытков, является следствием ненадлежащего контроля Управления ЖКХ за исполнением переданных на муниципальный уровень  государственных полномочий. В рамках названного дела соответствующий  уполномоченный орган местного самоуправления городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» признан надлежащим ответчиком за причинение убытков ресурсоснабжающей организации. 
С учетом изложенного, судом сделан правильный вывод о том, что основания для привлечения Министерства к гражданско-правовой ответственности, в том числе на основании статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации за расчетную ошибку, совершенную Управлением, при начислении выпадающих доходов ресурсоснабжающей организации (10 303 885 руб. 49 коп.) отсутствуют

При таких обстоятельствах основания для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от  15.10.2021 по делу № А73-3906/2021 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

И.Е. Пичинина

Судьи

        Т.Д. Козлова

       С.Б. Ротарь