Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-6982/2015
15 января 2016 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен января 2016 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.
судей Балинской И.И., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Габитовой Е.В.
при участии в заседании:
от Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России" в лице филиала – Магаданского поисково-спасательного отряда: ФИО1, представитель по доверенности от 12.01.2016 № 10;
от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области
на решение от 28.10.2015
по делу № А37-1245/2015
Арбитражного суда Магаданской области
принятое судьей Степановой Е.С.,
по заявлению Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России" в лице филиала – Магаданского поисково-спасательного отряда;
к Государственному учреждению - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области
о признании решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах № 05900115РК0000282 от 11.06.2015 незаконным в части размера начисленных штрафных санкций
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение «Дальневосточный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России» в лице филиала – Магаданского поисково-спасательного отряда (далее – ФГКУ «ДВРПСО МЧС России», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании решения Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области (далее – УПФР в городе Магадане Магаданской области) о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах № 05900115РК0000282 от 11.06.2015 незаконным в части размера начисленных штрафных санкций.
Кроме того, заявитель представил письменное уточнение заявленных требований, в соответствии с которым на основании ст. 114 НК РФ просит признать перечисленные обстоятельства смягчающими ответственность и уменьшить штраф по решению ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области № 05900115РК0000282 от 11.06.2015 до минимального размера.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 АПК РФ уточнение заявленных требований принято судом первой инстанции.
Решением от 28.10.2015 суд удовлетворил заявленные требования, признав решение УПФР в городе Магадане Магаданской области от 11.06.2015 недействительным в части назначения наказания в виде штрафа в размере, превышающем 5 000 рублей.
Не согласившись с судебным актом, УПФР в городе Магадане Магаданской области обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, в связи с неправильным применением норм материального права, а также незаконностью и необоснованностью судебного акта и принять новое решение.
В судебном заседании представитель ФГКУ «ДВРПСО МЧС России» отклонил доводы апелляционной жалобы как несостоятельные, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От УПФР в городе Магадане Магаданской области поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия его представителя.
Суд апелляционной инстанции на основании положений части 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, заслушав представителя ФГКУ «ДВРПСО МЧС России»,проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что 01.04.2015 страхователем, Магаданским ПСО - филиалом ФГКУ «ДВРПСО МЧС России», в УПФР в городе Магадане Магаданской области представлен расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования по форме РСВ-1 за 2014 год.
В ходе проверки представленной отчетности было установлено, что расчет по форме РСВ-1 представлен с пропуском срока, установленного пунктом 1 части 9 статьи 15 Закона № 212-ФЗ, – не позднее 16.02.2015.
Нарушение срока представления расчета по форме РСВ-1 составило 2 месяца (1 полный, 1 неполный).
По результатам проведения камеральной проверки 23.04.2015 в соответствии с п. 1 ст. 38 Закона № 212-ФЗ УПФР составлен Акт камеральной проверки № 05900130000239.
Извещением № 239 от 23.04.2015 «Об участии страхователя в рассмотрении материалов проверки» в соответствии с требованиями п. 5 ст. 38 Закона № 212-ФЗ ФГКУ «ДВРПСО МЧС России» в лице филиала Магаданского ПСО уведомлено о рассмотрении материалов проверки - 11.06.2015 в 11 час. 00 мин.
Акт камеральной проверки и извещение об участии в рассмотрении материалов проверки направлены заявителю по почте заказным письмом. Возражения по акту страхователем не представлены.
По результатам рассмотрения Акта камеральной проверки 11.06.2015 в отношении ФГКУ «ДВРПСО МЧС России» в лице филиала Магаданского ПСО в соответствии с требованиями п. 1 ст. 39 Закона № 212-ФЗ вынесено Решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах № 05900115РК0000282.
Решение вынесено в присутствии начальника поисково – спасательного отряда ФИО2 и получено представителем страхователя 17.06.2015 в соответствии с п. 13 ст. 39 Закона № 212-ФЗ, о чем свидетельствует соответствующая отметка.
Решением о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах № 05900115РК0000282 от 11.06.2015 страхователь привлечен к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 46 Закона № 212-ФЗ, за непредставление в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в виде штрафа в размере 165 569, 03 руб.
Несогласие ФГКУ «ДВРПСО МЧС России» в лице филиала Магаданского ПСО с вышеуказанным решением явилось основанием для обращения в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 3 ФЗ № 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
В силу части 6 статьи 15 ФЗ № 212-ФЗ, плательщики страховых взносов обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты.
В соответствии с частью 2 статьи 28 ФЗ № 212-ФЗ страхователи обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы, представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов для страхователей, к которым относится заявитель, установлены статьёй 15 ФЗ № 212-ФЗ.
Частями 3 - 5 статьи 15 ФЗ № 212-ФЗ установлено, что в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
В течение расчетного периода (календарного года) страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.
Согласно пункту 1 части 9 статьи 15 ФЗ № 212-ФЗ расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования страхователь ежеквартально представляют в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
Таким образом, как правомерно признал суд первой инстанции, расчет по форме РСВ-1 за 2014 год должен быть представлен не позднее 16.02.2015.
Материалами дела установлено, что в нарушение указанных норм заявителем расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2014 год представлен 01.04.2015, т.е. с пропуском срока, установленного пунктом 1 части 9 статьи 15 ФЗ № 212-ФЗ.
Таким образом, апелляционная инстанция поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что заявитель обязанность по представлению в установленные сроки расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2014 год не выполнил.
В соответствии со статьей 40 ФЗ № 212-ФЗ, основанием для привлечения плательщика страховых взносов на обязательное страхование к ответственности является совершение им нарушения законодательства РФ о страховых взносах, под которым понимается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие), за которое указанным ФЗ установлена ответственность.
В силу статьи 41 ФЗ № 212-ФЗ ответственность за совершение правонарушений, предусмотренных ФЗ № 212-ФЗ, несут организации, индивидуальные предприниматели и физические лица в случаях неисполнения ими обязанностей, предусмотренных указанным Федеральным законом.
Согласно с части 1 статьи 46 ФЗ № 212-ФЗ непредставление плательщиком страховых взносов в установленный законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного частью 2 этой статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
По данным расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (РСВ-1) за 2014 год, представленного заявителем в ГУ УПФР в г. Магадане Магаданской области 01.04.2015, страхователем начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в сумме 1 655 690, 31 руб.
Таким образом, согласно представленному расчету по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2014 год уплате подлежит 1 655 690, 31 руб., размер штрафа в соответствии с частью 1 статьи 46 ФЗ № 212-ФЗ составляет 165 569, 03 руб.
Апелляционная инстанция поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что правомерность привлечения заявителя к ответственности за непредставление плательщиком страховых взносов в установленный законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов подтверждена представленными в материалы дела доказательствами.
Кроме того, апелляционная инстанция поддерживает позицию суда первой инстанции о том, что при привлечении ФГКУ «ДВРПСО МЧС России» в лице филиала Магаданского ПСО к ответственности необходимо учитывать принцип соразмерности, который предполагает дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации № 11-П от 15.07.1999, Определение № 6-О от 18.01.2001).
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в п. 2.2 Постановления от 14.07.2003 № 12-П, и постановлениях от 27.04.2001 № 7-П, от 17.07.2002 № 13-П, определении от 09.04.2003 № 172-О, при рассмотрении административных дел необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности. Данная правовая позиция имеет общий характер и касается любых правоприменителей.
Таким образом, фактические обстоятельства, в связи с которыми к страхователю применяются меры ответственности за совершение правонарушений в виде денежного взыскания (штрафа), должны устанавливаться пенсионными органами в процессе проведения соответствующих мероприятий контроля, в ходе которых осуществляется выявление нарушений законодательства, сбор подтверждающих доказательств, устанавливается наличие вины.
Из материалов дела следует, что возможность применения смягчающих и отягчающих обстоятельств органом контроля за уплатой страховых взносов при привлечении к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах предусматривалась ранее ст. 44 ФЗ № 212-ФЗ, утратившей силу с 01.01.2015 на основании п. 24 ст. 5 Федерального закона от 28.06.2014 № 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам обязательного социального страхования».
Поскольку обязанность органа контроля за уплатой страховых взносов в ходе рассмотрения материалов проверки выявлять обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, была установлена в п. 4 ч. 6 ст. 39 ФЗ № 212-ФЗ, также утратившим силу с 01.01.2015, постольку в данном случае при определении состава правонарушения и виновности страхователя указанные обстоятельства не получили надлежащего изучения и оценки пенсионного органа, что безусловно влияет на оценку законности оспариваемого решения.
Из материалов дела усматривается, что заявитель не отрицает факт совершенного им правонарушения, однако, указывает при этом на отсутствие в умысла на совершение правонарушения.
Материалами дела установлено, что причиной несвоевременной сдачи отчетности в пенсионный фонд послужило то обстоятельство, что в Магаданском ПСО - филиале ФГКУ «ДВРПСО МЧС России» произошло сокращение единицы главного бухгалтера. В штате остался один бухгалтер, который, не справляясь с большим объемом работы, уволился 06.08.2014. Новый бухгалтер с 14 по 30 января 2015 года находился в командировке в г. Хабаровск. По возвращении из командировки бухгалтер в связи с большим объемом работы и заполнением расчета по форме РСВ-1 впервые своевременно представить отчет не смогла. По результатам проверки бухгалтер ФИО3 привлечена к дисциплинарной ответственности – объявлен выговор.
Кроме того, по материалам дела установлено, что Федеральное государственное казенное учреждение «Дальневосточный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России» является федеральным государственным казенным учреждением, которое финансируется из средств федерального бюджета, Магаданский ПСО - филиал ФГКУ «ДВРПСО МЧС России» - является филиалом, созданным для решения задач по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на водных объектах г. Магадана, Магаданской области и прилегающей к ним территории. Коммерческой деятельностью учреждение не занимается, прибыли и иных источников доходов не имеет.
Суд первой инстанции правомерно учел, что правонарушение совершено впервые, задолженность перед пенсионным фондом отсутствует, действия по несвоевременной сдаче отчетности не повлекли неблагоприятных последствий для застрахованных лиц, правонарушение не повлекло причинения ущерба государственным интересам, что свидетельствует об отсутствии вредных последствий и обоснованно оценил как смягчающее обстоятельство.
Таким образом, с учётом установленных смягчающих ответственность обстоятельств, а также исходя из принципа соразмерности наказания характеру совершенного деяния и справедливости при назначении наказания, суд первой инстанции обоснованно признал решение УПФР в городе Магадане Магаданской области от 11.06.2015 недействительным в части назначения наказания в виде штрафа в размере, превышающем 5 000 рублей.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы апелляционным судом отклоняются, как необоснованные, поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 28.10.2015 по делу № А37-1245/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий | Т.Д. Пескова |
Судьи | И.И. Балинская |
Е.И. Сапрыкина |