ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-6989/2023 от 26.02.2024 АС Амурской области

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: i№fo@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-6989/2023

февраля 2024 года

г. Хабаровск

    Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2024 года.
   Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего судьи    Швец Е.А.

судей                                                  Вертопраховой Е.В., Сапрыкиной Е.И.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания            Ивановой Н.А.

при участии  в заседании:

от администрации рабочего поселка (пгт) Прогресс; Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области; Правительства Амурской области; Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Амурской области; Министерства имущественных отношений Амурской области; Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области: не явились;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области

на решение от  02.11.2023

по делу № А04-6475/2023

Арбитражного суда Амурской области

по заявлению администрации рабочего поселка (пгт) Проогресс

к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области

о признании недействительным распоряжения

третьи лица: Правительство Амурской области; Главное управление Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Амурской области; Министерство имущественных отношений Амурской области; Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области

УСТАНОВИЛ:

администрация рабочего поселка (пгт) Прогресс (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области (далее - ТУ Росимущества в Амурской области, управление) о признании недействительным распоряжения от 03.07.2023 № 119-р «О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и составляющего имущество казны Российской Федерации, в собственность муниципального образования городской округ рабочий поселок (пгт) Прогресс Амурской области».

Решением суда от 02.11.2023 заявленное требование удовлетворено.

Не согласившись с судебным актом, считая его незаконным и необоснованным, принятым при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, ТУ Росимущества в Амурской области обжаловало его в апелляционном порядке. В обоснование жалобы приводит доводы о том, что защитные сооружения гражданской обороны находятся в федеральной собственности до момента разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Исходя из пункта 28 части 1статьи 16 Закона № 131-ФЗ организация и осуществление мероприятий по территориальной и гражданской обороне, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения об опасности, объектов гражданской обороны отнесены к вопросам местного значения. Вопросы создания и поддержания в состоянии готовности сил и средств гражданской обороны, в том числе защитных сооружений гражданской обороны, к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области гражданской обороны не отнесены, что следует из положений главы 2 Закона № 28-ФЗ. Таким образом, сохранение существующих объектов гражданской обороны и поддержание их в состоянии постоянной готовности к использованию в мирное время являются функциями органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления на соответствующих территориях. Также указывает на то, что несмотря на отсутствие согласия администрации на принятие в муниципальную собственность спорного имущества, объективная необходимость передачи имущества соответствует полномочиям, возложенным на муниципальное образование в силу закона. При этом определенный Законом № 122-ФЗ порядок передачи имущества в муниципальную собственность предусматривает передачу не только технически исправных объектов, но и объектов независимо от их технического состояния. Просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.

В судебном заседании апелляционного суда, представитель ТУ Росимущества в Амурской области на доводах жалобы настаивал, просил решение отменить, жалобу удовлетворить.

Лица, участвующие в деле, извещенные в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе посредством размещения определения о принятии апелляционной жалобы к производству на официальном сайте www.arbitr.ru в сети Интернет, явку представителей в судебное заседание, не обеспечили, что в силу части 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в их отсутствие.

Администрация рабочего поселка (пгт) Прогресс и Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области в представленных возражениях на жалобу выразили несогласие с доводами последней, просили оставить судебный акт без изменений.

Главное управление МЧС России по Амурской области в своих возражениях на жалобу поддержало позицию управления, просило отменить судебный акт, апелляционную жалобу удовлетворить.

В порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее-АПК РФ) судебное заседание отложено до 14.02.2024.

После отложения судебное разбирательство продолжено в том же составе судей, лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили.

Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и возражений на нее, выслушав представителя управления, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующе.

Из материалов дела следует, сто письмом от 13.06.2023 № 28-ВБ-07/2144 Территориальное управление Росимущества в Амурской области предложило администрации рабочего поселка (пгт) Прогресс Амурской области рассмотреть вопрос о принятии в муниципальную собственность рп. пгт. Прогресс защитного сооружения гражданской обороны (инв. № 710-29), общей площадью 635,0 кв.м., расположенного под МКД по адресу: Амурская область, пгт. Прогресс, ул. Юбилейная, д. 1 с целью решения вопросов местного значения.

Рассмотрев предложение, администрация, письмом от 16.06.2023 № 19-08/1492 сообщила, что защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам инженерной инфраструктуры, предназначенным для использования в особый период, а, соответственно, могут находиться исключительно в федеральной собственности. Кроме того, предлагаемый объектнаходится в неудовлетворительном состоянии и не готов для использования по назначению (укрытия населения), затоплен, уровень воды составляет 25-30 см. Указанное защитное сооружение не используется органами местного самоуправления рп (пгт) Прогресс в целях решения вопросов местного значения городского округа в области обеспечения гражданской обороны, и не нуждается в его использовании для указанных целей.

03.07.2023 ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области вынесло распоряжение № 119-р «О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и составляющего имущество казны Российской Федерации, в собственность муниципального образования городской округ рабочий поселок (поселок городского типа) Прогресс Амурской области».

Распоряжением утвержден Перечень имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, передаваемого в муниципальную собственность городского округа рабочего поселка (поселка городского типа) Прогресс Амурской области, согласно

приложению к настоящему распоряжению.

В приложении указано встроенное нежилое помещение, находящееся по адресу Амурская область, рп. (пгт.) Прогресс, ул. Юбилейная, д. 1, индивидуализирующие характеристики имущества РНФИ Ш3300004802, кадастровый номер 28:04:030342:902, общая площадь - 635,0 кв.м., инв. № 710, балансовая стоимость 1 руб., кадастровая стоимость 8 126 634,75 руб.

Согласно пункту 7 распоряжения, настоящее распоряжение является основанием для возникновения права собственности на передаваемое имущество согласно Перечню к настоящему распоряжению. Право собственности муниципального образования городской округ рабочий поселок (поселок городского типа) Прогресс Амурской области возникает с момента утверждения акта приема-передачи.

Письмом от 03.07.2023 № 28-07/2366 управление направило главе рабочего поселка (пгт) Прогресс на исполнение распоряжение Территориального управления от 03.07.2023 № 119-р «О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и составляющего имущество казны Российской Федерации, в собственность муниципального образования городской округ рабочий поселок (поселок городского типа) Прогресс Амурской области» и акт приема-передачи к нему в 2 экземплярах. После подписания акта приема-передачи необходимо вернуть данный документ в адрес Территориального управления для дальнейшего оформления.

Письмом обращено внимание, что согласно пункту 4 указанного распоряжения муниципальному образованию городской округ рабочий поселок (поселок городского типа) Прогресс Амурской области необходимо представить на утверждение в Территориальное управление подписанный акт приема-передачи в течение трех недель с момента   издания   настоящего   распоряжения.   В   случае   не   подписания   и   (или)   не

представления акта приема-передачи в Территориальное управление в указанный срок, акт приема-передачи будет утвержден Территориальным управлением в одностороннем порядке.

            Названные обстоятельства послужили администрации основанием для обращения с заявлением в арбитражный суд.

   В соответствии с пунктом 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Согласно пункту 5 указанной статьи отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

Разграничение государственной собственности по уровням осуществляется на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации № 3020-1 от 27.12.1991 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

В соответствии с пунктом 3 указанного постановления объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1-3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов. До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.

Объекты в виде «защитных сооружений гражданской обороны» в приложениях 1-3 к Постановлению № 3020-1 прямо не поименованы.

Общее понятие и классификация подобных объектов определяются исходя из положений иных законодательных и нормативных актов.

Согласно положению статьи 1 Федерального закона № 28-ФЗ от 12.02.1998 «О гражданской обороне» гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В силу пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации № 1309 от 29.11.1999 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» к объектам гражданской обороны относятся, в том числе, убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

Поскольку защитные сооружения гражданской обороны представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности, объединяемых по признаку единого назначения, которые в приложениях 1-3 к Постановлению № 3020-1 не упомянуты, они в силу абзаца 2 пункта 3 Постановления № 3020-1 находятся в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в установленном порядке.

Следовательно, спорное защитное сооружение гражданской обороны является федеральной собственностью в силу прямого указания закона.

Порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность определен Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В силу части 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ имущество, находящееся в федеральной собственности, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления, федеральными государственными и муниципальными унитарными предприятиями, федеральными государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Указанной частью 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ урегулирован порядок передачи имущества.

Предложения о передаче имущества направляются органами местного самоуправления федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества, в случае передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность.

Решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.

Указанные решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных решений в соответствии с передаточным актом. В передаточном акте указываются наименования и места нахождения передаваемых государственных и муниципальных унитарных предприятий и государственных и муниципальных учреждений.

Подписанный уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего передачу имущества, передаточный акт направляется в трехдневный срок после принятия указанных в настоящей части решений органу местного самоуправления, осуществляющему принятие имущества.

Передаточный акт должен быть подписан уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего принятие имущества, и представлен органу государственной власти, осуществляющему передачу имущества, в трехнедельный срок.

Подписанный передаточный акт в недельный срок с даты поступления органу государственной власти, осуществляющему передачу имущества, представляется им уполномоченным органам местного самоуправления для утверждения и внесения изменений в реестр государственного имущества и реестр муниципального имущества.

В случае, если в установленный срок передаточный акт не подписан и (или) не представлен органу государственной власти, осуществляющему передачу имущества, передаточный акт утверждается уполномоченным органом в одностороннем порядке.

Муниципальное образование, в собственность которого передано имущество, несет бремя его содержания с даты возникновения права собственности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона № 28-ФЗ от 12.02.1998 «О гражданской обороне» органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения; проводят подготовку и обучение населения в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны; проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств; обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны, необходимые для решения вопросов местного значения.

Согласно пункту 9 Постановления Правительства Российской Федерации № 1309 от 29.11.1999 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях: определяют общую потребность в объектах гражданской обороны; в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

Из буквального толкования приведенных выше норм права следует, что защитные сооружения гражданской обороны в силу закона должны относиться к федеральной собственности. Право муниципальной собственности на защитные сооружения гражданской обороны возникает только в случае создания органом местного самоуправления соответствующего объекта.

Исходя из правовых позиций, изложенных в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации № 8-П от 30.06.2006, определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.12.2006 № 542-О и от 04.12.2007 № 828-О-П, обязательными условиями при передаче имущества являются наличие волеизъявления всех заинтересованных субъектов и согласованность действий соответствующих уполномоченных органов.

Между тем, в настоящем спорном случае волеизъявление органа местного самоуправления на такую передачу, равно как и согласованные действия между органом местного самоуправления и соответствующим органом государственной власти Российской Федерации, отсутствуют, каких-либо доказательств, свидетельствующих об использовании спорного объекта органами местного самоуправления рп (пгт) прогресс в целях решения вопросов местного значения в области обеспечения гражданской обороны, в материалы дела не представлено, оспариваемое решение принято в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление администрации рабочего поселка (пгт) Прогресс.

На основании изложенного, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемое распоряжение не соответствует закону, нарушает права и законные интересы администрации, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.

Повторно проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу, направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.

 Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.

Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Амурской области от  02.11.2023 по делу                           № А04-6475/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья

            Е.А. Швец

Судьи

Е.В. Вертопрахова

       Е.И. Сапрыкина