ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-7001/18 от 10.01.2019 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-7001/2018

17 января 2019 года

г. Хабаровск

   Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2019 года.
   Полный текст  постановления изготовлен января 2019 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего судьи    Швец Е.А.

судей                                                 Мильчиной И.А., Сапрыкиной Е.И.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербак Д.А

при участии  в заседании:

от Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Дальневосточная государственная академия физической культуры»: не явились;

от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю: Сергеев С.С., представитель по доверенности от 10.10.2018 № 7934;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю

на решение от  29.10.2018

по делу № А73-15910/2018

Арбитражного суда Хабаровского края

принятое судьей   Манником С.Д.

по заявлению Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Дальневосточная государственная академия физической культуры»

к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю

о  признании незаконным предписания

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дальневосточная государственная академия физической культуры» (далее - заявитель, ФГБОУ ВО «ДВГАФК», учреждение) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю (далее - ГУ МЧС по Хабаровскому краю, надзорный орган, управление) о признании недействительным предписание Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Краснофлотскому и Кировскому районам                 г. Хабаровска ГУ МЧС по Хабаровскому краю от 07.08.2018 № 84/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности.

Решением суда от 29.10.2018 заявленное требование удовлетворено. Оспариваемое предписание признано незаконным и отменено. С управления в пользу учреждения взыскано 3 000 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Не согласившись с судебным актом, надзорный орган обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность судебного акта, принятого при неправильном применении норм материального права, просит его отменить. В обоснование жалобы приводит доводы об обязательности применения, в настоящем случае,                               ГОСТ Р 57974-2017. Просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленного требования отказать.

Представитель ГУ МЧС по Хабаровскому краю в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Учреждение в представленных возражениях на жалобу выразило несогласие с доводами последней, просило оставить судебный акт в силе как законный и обоснованный, в судебном заседании апелляционной инстанции участия не принимало.

Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и возражений на нее, выслушав представителя надзорного органа, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения № 84 от 23.07.2018 в отношении ФГБОУ ВО «ДВГАФК» (по месту осуществления деятельности: г. Хабаровск, ул. Яшина 10, Амурский бульвар 1) проведена внеплановая проверка объектов защиты.

По итогам проверки был составлен акт проверки от 07.08.2018 № 84.

Выявленные нарушения послужили основанием для выдачи учреждению предписания от  07.08.2018 № 84/1/1.

Согласно предписанию, в нарушение  пункта 61 ППР; пунктов 5.1, 6.2, 6.3 ГОСТа Р 57974-2017, в ходе проверки зафиксированы следующие нарушения норм и правил пожарной безопасности:

-не организовано проведение проверки работоспособности автоматической установки пожарной сигнализации (не реже 1 раза в квартал) объекта защиты (пункт 1);

- не организовано проведение проверки работоспособности системы оповещения и управления эвакуацией (не реже 1 раза в квартал) объекта защиты (пункт 2).

Не согласившись с выданным предписанием, учреждение обратилось с заявлением в арбитражный суд.

По правилам части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон № 69-ФЗ) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности, строительными нормами и правилами.

Согласно статье 1 названного Закона под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под противопожарным режимом подразумеваются правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований безопасности и тушение пожаров.

Обязанность организаций по соблюдению требований пожарной безопасности установлена в статье 37 этого же Закона, что предполагает выполнение предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны, разработку и осуществление мер по обеспечению пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ Правительство Российской Федерации утверждает нормативный правовой акт, устанавливающий противопожарный режим.

Статьей 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ установлено, что нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности, к которым относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Во исполнение приведенных норм Правительством Российской Федерации Постановлением от 25.04.2012 № 390 утверждены Правила противопожарного режима (далее - Правила противопожарного режима), вступившие в законную силу 15.05.2012, за исключением отдельных положений этого документа, вступивших в силу с 01.09.2012.

Согласно пункту 61 ППР № 390 руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформляет акт проверки. При монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий. На объекте защиты должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта.

С 01.05.2018 в действие введен Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 57974-2017 «Производственные услуги. Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие требования» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21.11.2017 № 1794-ст).

В соответствии с пунктом 5.1 ГОСТ Р 57974-2017 проверка работоспособности систем автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией проводится не реже 1 раза в квартал.

Согласно пункту 6.2 ГОСТ Р 57974-2017 предусмотрено, что руководитель организует проведение проверки работоспособности систем ППЗ с участием специалистов (экспертов-аудиторов), состоящих в штате организации или на договорной основе, с привлечением юридических лиц или индивидуальных предпринимателей,обладающихнеобходимой компетенцией,подтвержденной в системе добровольной сертификации, зарегистрированной в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии (далее - экспертная организация).

Результаты подтверждения соответствия систем ППЗ показателям работоспособности экспертная организация оформляет в форме сертификата соответствия (далее - сертификат), либо актом о наличии неисправностей в системах. При подтверждении соответствия систем ППЗ показателям работоспособности с участием специалистов (экспертов-аудиторов), состоящих в штате организации, результаты оформляются актом проверки (пункт 6.3 ГОСТ Р 57974-2017).

Вменяя ФГБОУ ВО «ДВГАФК» нарушения пунктов 5.1, 6.2 и 6.3 ГОСТ Р 57974-2017, надзорный орган исходил из того, что после его введения в действие с 01.05.2018 он обязателен к применению для реализации положений постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме».

Не соглашаясь с указанным выводом надзорного органа, суд первой инстанции руководствовался тем, что в ГОСТ Р 57974-2017 отсутствуют указания об обязательности его применения.

Кроме того, в пункте 4 предисловия ГОСТ Р 57974-2017 указано, что правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее - Закон о стандартизации).

В силу частей 1 и 3 статьи 26 Федерального закона от 29.06.2015№ 162-ФЗ документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции (товаров, работ, услуг), если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Применение национального стандарта является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации.

В соответствии с пунктом 6 статьи 2 ФЗ № 162 объект стандартизации - это продукция (работы, услуги), процессы, системы менеджмента, терминология, условные обозначения, исследования (испытания) и измерения (включая отбор образцов) и методы испытаний, маркировка, процедуры оценки соответствия и иные объекты.

Стандартизация в Российской Федерации основывается на принципе добровольности применения документов по стандартизации (пункт 1 статьи 4 ФЗ № 162).

Таким образом, как верно отметил суд первой инстанции, ГОСТ Р 57974-2017 соответствует приведенным нормативным положениям действующего законодательства и, как следует из пункта 4 предисловия ГОСТа, а также частей 1 и 3 статьи 26 Закона о стандартизации, утвержден для добровольного применения.

Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального Закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16.04.2014 № 474.

Распоряжением Правительства РФ от 10.03.2009 № 304-р утвержден Перечень национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и осуществления оценки соответствия.

Между тем, ни в один из этих перечней,  ГОСТ Р 57974-2017 не включен.

Более того, из информационного письма МЧС России от 07.03.2018 № 43-2220-19 о порядке применения  положений ГОСТ Р 57974-2017, следует, что положения ГОСТ Р 57974-2017 «Производственные услуги. Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие требования» в соответствии с Федеральным законом от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» применяются исключительно на добровольной основе. Неисполнение требований указанного документа не может квалифицироваться надзорными органами МЧС России как нарушения обязательных требований.

Таким образом, ссылка надзорного органа об обязательности применения ГОСТ Р 57974-2017, основана на неверном толковании норм права.

Так же, судом принимается во внимание, что система пожарной безопасности и система речевого оповещения людей о пожаре соответствует схемам пожарных лучей, исправна и пригодна к эксплуатации, что подтверждаются комиссионными актами ФГБОУ ВО «ДВГАФК» и ООО Предприятие «Изотоп» от 30.03.2018, от 29.06.2018.

Кроме того, ОНДиПР по Краснофлотскому и Кировскому районам ГУ МЧС по Хабаровскому краю выдано заключение от 06.08.2018 № 158 о соответствии объектов защиты ФГБОУ ВО «ДВГАФК» по адресу: г. Хабаровск, Амурский бульвар д. 1 и ул. Яшина д. 10 требованиям пожарной безопасности.

Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленное учреждением требование и признал незаконным оспариваемое предписание.

Поскольку доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего спора, а новых доводов, влияющих на обоснованность и законность обжалуемого судебного акта, не приведено, то основания для удовлетворения требований заявителя жалобы не имеется.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 29.10.2018 по делу   № А73-15910/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

         Е.А. Швец

Судьи

       И.А. Мильчина

Е.И. Сапрыкина