Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-7211/2017
09 февраля 2018 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен февраля 2018 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Тищенко А.П., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абрамовым Д.А.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Красная Гора": ФИО1 по доверенности от 01.07.2016 № 3;
от инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району города Хабаровска: ФИО2 по доверенности от 26.12.2017 № 02-15/51909;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Красная Гора"
на решение от 26.10.2017
по делу № А73-17342/2016
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Манником С.Д.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Красная Гора"
к инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району города Хабаровска
о признании недействительным решение инспекции
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Красная Гора» (далее - заявитель, ООО «Красная Гора») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Хабаровска (далее – инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решение инспекции от 18.07.2016 № 9090 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Определением суда от 22.12.2016 удовлетворено заявление ООО «Красная Гора» о принятии обеспечительных мер и приостановлено действие решения от 18.07.2016 № 9090 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Хабаровского края по делу № А73-17342/2016.
Определением суда от 08.02.2017 производство по делу приостанавливалось до вступления в законную силу судебного акта по делу № А73-16498/2016 Арбитражного суда Хабаровского края. Определением от 21.08.2017 производство по делу возобновлено.
Решением от 26.10.2017 суд в удовлетворении заявленного требования отказал.
Не согласившись с решением суда, ООО «Красная Гора» заявило апелляционную жалобу, дополнения к ней, просит отменить решение суда первой инстанции ввиду неправильного применения судом норм материального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела. В обоснование жалобы указывает на необоснованное применение в целях налогообложения постановления Правительства Хабаровского края от 02.07.2014 N 205-пр с 01.01.2015. Ссылается на то, что общество руководствовалось сведениями, содержащимися в справке от 17.02.2016 о кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 17.02.2016 в размере 166 586 825руб., на основании которой и был исчислен земельный налог за 2015 год.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в дополнениях, просил отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований общества.
Инспекция в представленном отзыве, представитель инспекции в судебном заседании отклонили доводы апелляционной жалобы, просли решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав представленные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, дополнений к ней, доводы отзыва, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ООО «Красная Гора» на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 27:23:0040690:78, расположенный по адресу: <...>. В этой связи и в соответствии со статьей 388 НК РФ общество является налогоплательщиком земельного налога.
28.01.2016 ООО «Красная Гора» представило в инспекцию налоговую декларацию по земельному налогу за 2015 год, в которой на основании постановления Правительства Хабаровского края от 25.11.2008 № 273-пр, действовавшего до 01.01.2015, исчислило земельный налог в сумме 333174 руб., исходя из налоговой ставки 0,05 % от кадастровой стоимости земельного участка – 166 586 825 руб.
Камеральной проверкой, оформленной актом налоговой проверки от 17.05.2016 № 28766, инспекция пришла к выводу о занижении налогоплательщиком налоговой базы и не исчисление земельного налога на сумму 1 011 447 руб. По мнению инспекции, земельный налог в соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 02.07.2014 № 205-пр следовало исчислить в размере 1 344 621 руб., исходя из налоговой ставки 0,1% от кадастровой стоимости земельного участка – 336 155 126 руб.
По итогам камеральной проверки инспекцией принято решение от 18.07.2016 № 9090 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым ООО «Красная Гора» привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа, сниженного до суммы 10000 руб. Этим же решением обществу доначислены к уплате в бюджет земельный налог в сумме 1 011 447 руб. и пени в сумме 59 137,43 руб.
Решением УФНС России по Хабаровскому краю от 04.10.2016 № 13-10/269/18183@ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы решение инспекции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением инспекции, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ следует, что основанием для принятия решения суда о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются одновременно два условия, несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии указанных условий. При этом обоснованно суд исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено данным пунктом.
Исходя из пункта 1 статьи 389 НК РФ, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
На территории муниципального образования "Город Хабаровск" земельный налог введен решением Хабаровской городской Думы от 25.10.2005 № 146 "О внесении изменений в Положение о местных налогах на территории городского округа "Город Хабаровск", утвержденное Решением Хабаровской городской Думы от 23.11.2004 № 571" с 01.01.2006.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется согласно земельному законодательству Российской Федерации.
Налоговая база по земельному налогу устанавливается как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (статья 391 НК РФ).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (пункт 1 статьи 393 НК РФ).
Как следует из материалов дела, основанием для доначисления инспекцией земельного налога явилось принятие Правительством Хабаровского края постановления от 02.07.2014 N 205-пр, которым с 01.01.2015 утверждены: средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов на территории Хабаровского края; средний уровень кадастровой стоимости одного квадратного метра земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов) на территории Хабаровского края; кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Хабаровского края, в том числе для кадастрового квартала 27:23:0040690, в котором расположен спорный земельный участок.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 02.07.2013 N 17-П по делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 5 и статьи 391 НК РФ в связи с жалобой открытого акционерного общества «Омскшина», правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и обеспечивается актами как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Такое правовое регулирование должно осуществляться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах.
Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации. Для целей же, не связанных с налогообложением и сборами, указанные нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации действуют во времени в общем порядке, который определяется, в частности, статьей 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Таким образом, в связи с тем, что кадастровая стоимость является элементом налогообложения по земельному налогу (налогооблагаемой базой), нормативные правовые акты об утверждении кадастровой стоимости объектов недвижимости в той части, в какой они касаются налоговых правоотношений, вступают в силу с учетом требований, предъявляемых налоговым законодательством к порядку действия во времени актов законодательства о налогах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Следовательно, нормативные правовые акты об утверждении кадастровой стоимости объектов недвижимости в целях налогообложения вступают в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня их официального опубликования.
Поскольку постановление Правительства Хабаровского края от 20.07.2014 N 205-пр официально опубликовано в издании «Собрание законодательства Хабаровского края» 12.08.2014, порождает правовые последствия для налогоплательщиков и, по сути, является нормативным правовым актом о налогах и сборах, то в соответствии со статьей 5 НК РФ указанное постановление для целей налогообложения подлежит применению с 01.01.2015.
Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 18 постановления от 30.06.2015 N 28, при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости судам следует иметь в виду особенности действия во времени нормативного правового акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки. Для целей, не связанных с налогообложением (например, для выкупа объекта недвижимости или для исчисления арендной платы), указанные нормативные правовые акты действуют во времени с момента вступления их в силу. С указанного момента результаты определения кадастровой стоимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки считаются утвержденными, однако могут быть использованы с даты внесения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных абзацами четвертым - шестым статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности. В той части, в какой эти нормативные правовые акты порождают правовые последствия для налогоплательщиков, они действуют во времени в порядке, определенном федеральным законом для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах (статья 5 НК РФ).
Указанная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Дальневосточная округа от 20.07.2017 № Ф03-2174/2017 по делу № А73-16498/2016, и учтена судом при рассмотрении настоящего дела.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что инспекция правильно определив момент вступления в силу постановления Правительства Хабаровского края от 02.07.2015 № 205-пр для целей его применения в налоговых правоотношениях, решением от 18.07.2016 № 9090, правомерно доначислила обществу земельный налог в сумме 1011447 руб. по земельному участку с кадастровым номером 27:23:0040690:78, исходя из кадастровой стоимости в размере 336 155 126,40 руб., что послужило также основанием для исчисления пени в сумме 59 137,43 руб. и привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 10000 руб.
Принимая во внимание положения норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд считает, что доводы заявителя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергли выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 26.10.2017 по делу № А73-17342/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | Е.А. Швец |
Судьи | А.П. Тищенко |
Е.Г. Харьковская |