Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-7241/2023
февраля 2024 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен февраля 2024 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Мильчиной И.А., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью «Маристый»: Клёвка М.А. представителя по доверенности от 29.12.2023, сроком до 31.12.2024;
отАмурского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов: Туробова Н.Г. представителя по доверенности от 09.01.2024, сроком до 31.12.2024; Розовика А.А. представителя по доверенности от 12.01.2024, сроком до 31.12.2024;
от Министерства природных ресурсов Амурской области: представитель не явился
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Амурского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов
на решение от 08.11.2023
по делу № А04-5637/2023
Арбитражного суда Амурской области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Маристый» (ОГРН 1102801004460, ИНН 2801150450)
к Амурскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов
о признании отказов незаконными,
об обязании провести регистрацию решений и договоров водопользования
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Маристый» (далее - заявитель, общество, ООО «Маристый») обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к территориальному отделу водных ресурсов по Амурской области Амурского бассейнового водного управления (далее - территориальный отдел, Амурское бассейновое управление): о признании отказов территориального отдела № 364 от 26.05.2023, № 367 от 29.05.2023, №№ 391, 392, 399, 400 от 05.06.2023 в государственной регистрации решений Министерства природных ресурсов Амурской области о предоставлении водных объектов в пользование истцу №№ 2373, 2374 от 23.05.2023 №№ 2384, 2385 от 25.05.2023, №№ 2397, 2398 от 29.05.2023 незаконными; признать отказы территориального отдела № 405 от 05.06.2023 и № 01-07/746 от 07.06.2023 в государственной регистрации договора водопользования от 29.05.2023 (руч. Порожный) и от 01.06.2023 (руч. Малая Джигда), незаконными; об обязании территориального отдела провести регистрацию решений Министерства природных ресурсов Амурской области о предоставлении водных объектов в пользование истцу №№ 2373, 2374 от 23.05.2023 №№ 2384, 2385 от 25.05.2023, №№ 2397, 2398 от 29.05.2023; об обязании территориального отдела произвести регистрацию договоров водопользования от 29.05.2023 (руч. Порожный) и от 01.06.2023 (руч. Малая Джигда).
Определением Арбитражного суда Амурской области от 29.06.2023 заявление общества, на основании пункта 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) было возвращено заявителю.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2023 определение суда о возвращении заявления от 29.06.2023 отменено, вопрос о принятии заявления ООО «Маристый» направлен на новое рассмотрение в Арбитражный суд Амурской области.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство природных ресурсов Амурской области (далее – Министерство, Минприроды).
Решением суда от 08.11.2023 заявленные требования ООО «Маристый» удовлетворены: признаны незаконными отказы территориального отдела от 26.05.2023 № 364, от 29.05.2023 № 367, от 05.06.2023 №№ 391, 392, 399, 400 в государственной регистрации решений Министерства природных ресурсов Амурской области о предоставлении водных объектов в пользование ООО «Маристый» от 23.05.2023 №№ 2373, 2374, от 25.05.2023 №№ 2384, 2385 и от 29.05.2023 №№ 2397, 2398; признаны незаконными отказы территориального отдела от 05.06.2023 № 405 и от 07.06.2023 № 01-07/746 в государственной регистрации договоров водопользования от 29.05.2023 и от 01.06.2023; с обязанием территориального отдела повторно рассмотреть вопрос о государственной регистрации в государственном водном реестре договоров водопользования от 29.05.2023 и от 01.06.2023, а также решений Министерства природных ресурсов Амурской области о предоставлении водных объектов в пользование от 23.05.2023 №№ 2373, 2374, от 25.05.2023 №№ 2384, 2385, от 29.05.2023 №№ 2397, 2398; с Амурского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в пользу ООО «Маристый» взыскана уплаченная государственная пошлина в размере 6000 руб.
Не согласившись с указанным судебным актом, Амурское бассейновой управление обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить его, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Заявитель жалобы утверждает следующее: отсутствие сведений о водных объектах в договорах водопользования от 29.05.2023 и от 01.06.2023, а также решениях о предоставлении водных объектов в пользование от 23.05.2023 №№ 2373, 2374, от 25.05.2023 №№ 2384, 2385, от 29.05.2023 №№ 2397, 2398, не позволяют подтвердить как форму собственности на водные объекты, так и расположение их в границах субъекта Российской Федерации, в связи с чем подтвердить правомочность Министерства природных ресурсов Амурской области, принявшего решение о предоставлении водных объектов в пользование, не представляется возможным; обжалуемое решение суда основано на предположениях о том, что оспариваемые отказы в государственной регистрации в государственном водном реестре договоров водопользования, а также решений Министерства природных ресурсов Амурской области о предоставлении водных объектов в пользование, не соответствуют положениям водного законодательства и нарушают права и законные интересы ООО «Маристый» на пользование водными объектами.
В представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу, ООО «Маристый» отклоняет доводы жалобы, просит отказать в удовлетворении требований изложенных в апелляционной жалобе, решение суда первой инстанции оставить в силе.
В письменных дополнениях к апелляционной жалобе, ее заявитель утверждает следующее: вывод суда о том, что из буквального содержания пунктов 5, 9 Правил № 216 не следует, что отсутствие сведений о водных объектах в государственном водном реестре является препятствием для государственной регистрации в государственном водном реестре договоров водопользования и решений о предоставлении водных объектов в пользование, является ошибочным и не основан на законе; вывод суда о том, что заявленные ООО «Маристый» водные объекты должным образом были идентифицированы в решениях, договорах и заявлениях, с обозначением географических координат мест водопользования, оснований , позволяющих прийти к выводу о недостаточности представленных сведений для идентификации водных объектов, у суда не имеется, является также неверным и ошибочным.
Представитель апеллянта просил приобщить к материалам дела дополнение к апелляционной жалобе.
Судом на основании статьи 163 АПК РФ объявлен перерыв в судебном заседании до 15 февраля 2024 до 11 часов 35 минут.
После перерыва судебное заседание продолжено в 11 часов 35 минуты 15 февраля 2024 года в том же составе суда, при том же секретаре судебного заседания.
В судебное заседание после перерыва явились представители: от Амурского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов: Туробов Н.Г., Розовик А.А.; от общества с ограниченной ответственностью «Маристый»: Клёвка М.А.
В судебном заседании представители апеллянта поддержали доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней в полном объеме, просили решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель ООО «Маристый» отклонил доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле исследовав материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы, дополнения к ней и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
ООО «Маристый» является владельцем лицензий на право пользования недрами: БЛГ 02999 БР с целевым назначением - геологическое изучение, разведка и добыча полезных ископаемых в бассейне р. Камрай Верхний в Зейском районе Амурской области; БЛГ 03141 БР с целевым назначением и видами работ - геологическое изучение, разведка и добыча россыпного золота в бассейне ручья Игак в Магдагачинском районе Амурской области; БЛГ 03000 БР с целевым назначением и видами работ - геологическое изучение, разведка и добыча полезных ископаемых в бассейне р. Джигда в Зейском районе Амурской области.
В рамках выполнения лицензионных соглашений обществом разработаны горноотводные акты, технический проект разработки месторождения рассыпного золота в бассейне р. Камрай Верхний на 2020-2027 годы, технический проект разработки месторождения рассыпного золота в бассейне р. Игак на 2019-2023 годы и технический проект разработки месторождения рассыпного золота в бассейне р. Джигда на 2022-2025 годы, согласованные Министерством природных ресурсов Амурской области и Департаментом по недропользованию по Дальневосточному Федеральному округу по Амурской области.
ООО «Маристый» обращалось с заявлениями от 18.01.2023, от 23.01.2023, от 13.02.2023 в территориальный отдел с запросом предоставления сведений/данных водного объекта – руч. Порожний, руч. Полезный, руч. Малая Джигда, руч. Николаевский, из государственного водного реестра.
ООО «Маристый» было отказано в предоставлении сведений, в связи с отсутствие в государственном водном реестре сведений по запрошенным водным объектам.
26.04.2023 общество обратилось в Министерство природных ресурсов с заявлением о предоставлении в пользование водного объекта – руч. Полезный, на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование, для строительства и реконструкции гидротехнических сооружений, площадь используемой акватории для строительства и реконструкции гидротехнических сооружений 0,000016 км2, также указало, что просит предоставить в пользование: руч. Полезный, код водного объекта в государственном водном реестре отсутствует, координаты береговой линии (границы водного объекта) в государственном водном реестре отсутствуют, 20-Амурский бассейновый округ, 03-Амур Российская часть бассейна, 20.03.04.001 - р. Зея от истока до Зейского гидроузла. В 9 км юго-западнее от пос. Кировский, Зейский район, Амурская область. С координатами:
МСК-28 зона 3 | ||
X/Y | ||
Верхний участок сопряжения руслоотводной канавы с естественным руслом водотока | 912041.877 | 3244463.989 |
912037.858 | 3244463.940 | |
912037.906 | 3244459.969 | |
912041.925 | 3244460.018 |
26.04.2023 ООО «Маристый» обратилось в Министерство природных ресурсов с заявлением о предоставлении в пользование водного объекта – руч. Николаевский, на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование, для строительства и реконструкции гидротехнических сооружений, площадь используемой акватории для строительства и реконструкции гидротехнических сооружений 0,0001 км2, указало, что просит предоставить в пользование: руч. Николаевский, код водного объекта в государственном водном реестре отсутствует, координаты береговой линии (границы водного объекта) в государственном водном реестре отсутствуют, 20-Амурский бассейновый округ, 03-Амур Российская часть бассейна, 20.03.04.002 - р. Зея от Зейского гидроузла до впадения р. Селемджа. В 55 км к северу от пос. Магдагачи, Магдагачинский район, Амурская область. С координатами:
МСК-28 зона 3 | ||
X | Y | |
Участок сопряжения руслоотводной канавы р. Игак с естественным руслом водотока | 868782.665 | 3167182.304 |
868786.341 | 3167172.743 | |
868796.238 | 3167172.844 | |
868792.871 | 3167182.413 |
Далее, ООО «Маристый» 28.04.2023 обратилось в Министерство природных ресурсов с заявлением о предоставлении в пользование водного объекта – руч. Порожный, на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование, для строительства и реконструкции гидротехнических сооружений, площадь используемой акватории для строительства и реконструкции гидротехнических сооружений 0,000016 км2, также просило предоставить в пользование: руч. Порожный, код водного объекта в государственном водном реестре отсутствует, координаты береговой линии (границы водного объекта) в государственном водном реестре отсутствуют, 20-Амурский бассейновый округ, 03-Амур Российская часть бассейна, 20.03.04.001-р. Зея от истока до Зейского гидроузла. В 9 км юго-западнее от пос. Кировский, Зейский район, Амурская область. С координатами:
МСК-28 зона 3 | ||
X/Y | ||
Верхний участок сопряжения руслоотводной канавы с естественным руслом водотока | 910298.887 | 3245690.666 |
910298.624 | 3245686.690 | |
910302.646 | 3245686.557 | |
910302.908 | 3245690.533 |
28.04.2023 ООО «Маристый» обратилось в Министерство природных ресурсов с заявлением о предоставлении в пользование водного объекта – руч. Порожный, на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование, для разведки и добычи полезных ископаемых, площадь используемой акватории для разведки и добычи полезных ископаемых 0,0092 км2 указало, что просит предоставить в пользование: руч. Порожный, код водного объекта в государственном водном реестре отсутствует, координаты береговой линии (границы водного объекта) в государственном водном реестре отсутствуют, 20-Амурский бассейновый округ, 03-Амур Российская часть бассейна, 20.03.04.001-р. Зея от истока до Зейского гидроузла. В 9 км юго-западнее от пос. Кировский, Зейский район, Амурская область. С координатами:
МСК-28 зона 3 | |
X | Y |
910345.325 | 3245686.160 |
910345.062 | 3245682.184 |
912000.858 | 3244302.114 |
912003.292 | 3244305.393 |
ООО «Маристый» в Министерство природных ресурсов было представлено заявление от 28.04.2023 о предоставлении в пользование, на основании договора водопользования, водного объекта: руч. Порожный, код водного объекта в государственном водном реестре отсутствует, координаты береговой линии (границы водного объекта) в государственном водном реестре отсутствуют, 20-Амурский бассейновый округ, 03-Амур Российская часть бассейна, 20.03.04.001-р. Зея от истока до Зейского гидроузла. В 9 км юго-западнее от пос. Кировский, Зейский район, Амурская область.
Для совместного водопользования с забором (изъятием) водных ресурсов из водного объекта в соответствии с техническим проектом.
С координатами:
МСК-28 зона 3 | |
X | Y |
910369.778 | 3245684.102 |
911993.963 | 3244309.612 |
03.05.2023 общество обратилось в Министерство природных ресурсов с заявлением о предоставлении в пользование водного объекта – руч. Малая Джигда, на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование, для строительства и реконструкции гидротехнических сооружений, площадь используемой акватории для строительства и реконструкции гидротехнических сооружений 0,000013 км2, также указало, что просит предоставить в пользование: руч. Малая Джигда, код водного объекта в государственном водном реестре отсутствует, координаты береговой линии (границы водного объекта) в государственном водном реестре отсутствуют, 20-Амурский бассейновый округ, 03-Амур Российская часть бассейна, 20.03.04.001 - р. Зея от истока до Зейского гидроузла. В 19 км юго-восточнее от пос. Береговой, Зейский район, Амурская область. С координатами:
МСК-28 зона 3 | |
X | Y |
890901.001 | 3289573.351 |
890897.904 | 3289575.701 |
890896.055 | 3289572.796 |
890898.534 | 3289570.444 |
ООО «Маристый» 03.05.2023 обратилось в Министерство природных ресурсов с заявлением о предоставлении в пользование водного объекта – руч. Малая Джигда, на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование, для разведки и добычи полезных ископаемых, площадь используемой акватории для разведки и добычи полезных ископаемых 0,0029 км2, также просит предоставить в пользование: руч. Малая Джигда, код водного объекта в государственном водном реестре отсутствует, координаты береговой линии (границы водного объекта) в государственном водном реестре отсутствуют, 20-Амурский бассейновый округ, 03-Амур Российская часть бассейна, 20.03.04.001-р. Зея от истока до Зейского гидроузла. В 19 км юго-восточнее от пос. Береговой, Зейский район, Амурская область. С координатами:
МСК-28 зона 3 | |
X | Y |
891526.409 | 3290033.590 |
891524.548 | 3290036.305 |
890896.055 | 3289572.796 |
890898.534 | 3289570.444 |
ООО «Маристый» в Министерство природных ресурсов было представлено заявление от 03.05.2023 о предоставлении в пользование, на основании договора водопользования, водного объекта: руч. Малая Джигда, код водного объекта в государственном водном реестре отсутствует, координаты береговой линии (границы водного объекта) в государственном водном реестре отсутствуют, 20-Амурский бассейновый округ, 03-Амур Российская часть бассейна, 20.03.04.001-р. Зея от истока до Зейского гидроузла. В 19 км юго-восточнее от пос. Береговой, Зейский район, Амурская область.
Для совместного водопользования с забором (изъятием) водных ресурсов из водного объекта в соответствии с техническим проектом с координатами:
МСК-28 зона 3 | |
X | Y |
891509.117 | 3290022.676 |
890917.641 | 3289598.409 |
30.05.2023 в Министерство природных ресурсов Амурской области поступили письма от территориального отдела от 26.05.2023 №364, от 29.05.2023 №367 об отказе в государственной регистрации в государственном водном реестре решений о предоставлении водного объекта в пользование.
Также 06.06.2023 в Министерство природных ресурсов Амурской области поступили письма от территориального отдела от 05.06.2023 №391, №392, №399, №400 об отказе в государственной регистрации в государственном водном реестре решений о предоставлении водного объекта в пользование.
Далее 06.06.2023 и 09.06.2023 в Министерство природных ресурсов Амурской области поступили письма от территориального отдела от 05.06.2023 405 и от 07.06.2023 № 01-07/746 об отказе в государственной регистрации в государственном водном реестре договоров водопользования.
Так, территориальный отдел указал, что в государственной регистрации решений и договоров отказано в соответствии с п. 9 Правил Об утверждении правил оформления государственной регистрации в государственном водном реестре договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, прекращения договоров водопользования (утв. Приказом министерства природных ресурсов Российской Федерации от 22.08.2017 №216) в связи с несоответствием представленных на государственную регистрацию документов требованиям законодательства Российской Федерации, неправомочности органа, принявшего решение о предоставлении водного объекта в пользование.
Также Управление указало, что отсутствие документированных данных о водных объектах не позволяют их идентифицировать в установленном порядке и считать, что распоряжение осуществляется Министерством в рамках имеющейся компетенции (ст. 26 Водного кодекса Российской Федерации) и исключительно в отношении водных объектов.
ООО «Маристый» 01.06.2023 от Министерства получены письма № 08-17/3629, № 08-17/3630 о направлении отказов в государственной регистрации решений, вместе с письмами (отказами) территориального отдела №367, №364 и комплектами документов, которые были представлены ООО «Маристый».
07.06.2023 обществом от Министерства получены письма №№ 08-17/3805, 08-17/3806, 08-17/3808, 08-17/3809 о направлении отказов в государственной регистрации решений, а также письмо о направлении отказа в государственной регистрации договора водопользования от 29.05.2023, вместе с письмами (отказами) территориального отдела №№ 392, 391, 399, 400, 405 и комплектами документов, которые были представлены ООО «Маристый».
09.06.2023 от Министерства получено письмо № 08-17/3897 о направлении отказа в государственной регистрации договора водопользования от 01.06.2023, вместе с письмом (отказом) территориального отдела № 01-07/746 и комплектами документов, которые были представлены ООО «Маристый».
ООО «Маристый» не согласившись с решениями территориального отдела и решениями Министерства природных ресурсов Амурской области обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно пункту 4 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) под водным объектом понимается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
В соответствии с частью 1 статьи 11 ВК РФ право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным ВК РФ и другими федеральными законами.
Также частью 2 статьи 11 ВК РФ определено, что на основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях: забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов в соответствии с частью 3 статьи 38 настоящего Кодекса (пункт 1); использования акватории водных объектов, если иное не предусмотрено частями 3 и 4 настоящей статьи (пункт 2); производства электрической энергии без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов (пункт 3).
В части 3 статьи 11 ВК РФ указано, что на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 данной статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях: строительства и реконструкции гидротехнических сооружений (пункт 3), разведки и добычи полезных ископаемых (пункт 6).
Согласно статье 12 ВК РФ по договору водопользования одна сторона - исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязуется предоставить другой стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату; договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре.
На основании части 1 статьи 23 ВК РФ юридическое лицо, заинтересованное в получении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципального образования, в пользование в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 11 ВК РФ, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование с обоснованием цели, вида и срока водопользования.
Согласно части 5 статьи 23 ВК РФ решение о предоставлении водного объекта или его части в соответствии с частью 1 настоящей статьи в пользование вступает в силу с момента регистрации этого решения в государственном водном реестре.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 № 165 были утверждены Правила подготовки и заключения договора водопользования (далее - Правила заключения договора водопользования/Правила № 165), которые действовали до 31.08.2023.
В соответствии с пунктом 3 Правил № 165 подготовку и заключение договора водопользования по форме примерного договора водопользования на основании обращения юридического лица, физического лица или индивидуального предпринимателя осуществляют: Федеральное агентство водных ресурсов или его территориальные органы - в отношении находящихся в федеральной собственности водоемов, перечень которых в соответствии со статьей 26 ВК РФ утверждается Правительством Российской Федерации, а также морей или их отдельных частей; орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на заключение договоров водопользования, - в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъектов Российской Федерации, за исключением водных объектов, предусмотренных подпунктом «а» настоящего пункта; орган местного самоуправления - в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципального образования.
Пунктом 29 Правил № 165 установлено, что после подписания сторонами договор водопользования подлежит государственной регистрации в государственном водном реестре в установленном порядке; договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре.
Порядок подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование утверждается Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 23 ВК РФ).
Также постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2022 № 18 утверждены Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование (далее - Правила принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование/Правила № 18).
Согласно пункту 5 Правил № 18 предоставление в пользование водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в случаях, указанных в пункте 2 настоящих Правил, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, а также водных объектов, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, осуществляется на основании решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
После принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование оно подлежит государственной регистрации в государственном водном реестре в установленном порядке и вступает в силу с даты его регистрации в государственном водном реестре (пункт 32 Правил № 18).
Согласно статье 31 ВК РФ государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах; в государственном водном реестре осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования.
Также согласно статьи 31 ВК РФ и понятия «водный объект», закрепленного в статье 1 ВК РФ само по себе отсутствие сведений о водном объекте в государственном водном реестре не свидетельствует о фактическом отсутствии такого объекта, поскольку действующее законодательство не ставит образование водного объекта в зависимость от регистрации такого объекта в государственном водном реестре.
По общему правилу, определенному в статье 8 ВК РФ, водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).
В силу положений части 1 статьи 26 ВК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия на предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, указанных в части 1статьи 21 ВК РФ.
Приказом Минприроды России от 07.12.2020 № 1025 утвержден Административный регламент по предоставлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги в сфере переданного полномочия Российской Федерации по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования (далее - Административный регламент № 1025).
Также приказом Минприроды России от 29.06.2020 № 400 утвержден Административный регламент по предоставлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги в сфере переданного полномочия Российской Федерации по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование (далее - Административный регламент № 400).
Как указано в пункте 3.52 Положения о министерстве природных ресурсов Амурской области, утвержденного Постановлением Губернатора Амурской области от 01.09.2015 № 222, Министерство природных ресурсов Амурской области осуществляет переданные полномочия Российской Федерации в области водных отношений, а именно: предоставляет водные объекты или их части, находящиеся в федеральной собственности и расположенные на территории Амурской области, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением предоставления водных объектов, находящихся в федеральной собственности, в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства.
ООО «Маристый» в определенном Административными регламентами № 1025 и № 400 порядке, обратилось в Министерство природных ресурсов Амурской области с заявлениями о предоставлении права пользования водными объектами, находящимся на территории Зейского района Амурской области: руч. Полезный, руч. Николаевский, руч. Порожный, руч. Малая Джигда, также были приложены ответы Территориального отдела водных ресурсов по Амурской области Амурского БВУ об отсутствии в государственном водном реестре сведений об указанных водных объектах.
Так, Министерство природных ресурсов Амурской области, являясь уполномоченным органом на предоставление в пользование расположенных на территории Амурской области водных объектов согласно договорам водопользования и решений о предоставлении водных объектов в пользование, рассмотрев заявления ООО «Маристай» и приложенные к ним документы, посчитало возможным использование заявленных водных объектов, в связи с чем, были приняты решения о предоставлении водных объектов в пользование общества от 23.05.2023 №2374, №2373, от 25.05.2023 №2385, 2384, от 29.05.2023 №2397, №2398 и подписаны договоры водопользования от 29.05.2023, от 01.06.2023.
Как указывало Амурское БВУ, подтверждения физического существования объектов, в данном случае не требуется, поскольку оспариваемые отказы в государственной регистрации не основаны на отрицании физического существования объектов водопользования.
Как верно отмечено судом, несмотря на то, что в государственной регистрации буквально отказано не было, в связи с отрицанием существования объектов, данные обстоятельства все же учитывались Управлением, что следует из выводов о неправомочности Министерства, поэтому представленные доказательства, не только подтверждают факт физического существования водных объектов на территории Амурской области, но и, в числе прочих, опровергают выводы отдела о неправомочности Министерства.
Кроме того доказательств нахождения водных объектов за пределами территории Амурской области не представлено, судом таких обстоятельств также не установлено, а также тот факт, что доказательств того, что объекты имеют иное местоположение, нежели указал заявитель не представлено.
Между тем цель предоставления водных объектов в пользование не связана с предоставлением водных объектов в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Приказом МПР России от 22.08.2007 № 216 утверждены Правила оформления государственной регистрации в государственном водном реестре договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, прекращения договоров водопользования (далее - Правила № 216).
Согласно пункту 2 Правил № 216 для осуществления государственной регистрации в государственном водном реестре договоров водопользования, дополнительных соглашений к действующему договору водопользования, договоров о передаче прав и обязанностей по договору водопользования, соглашений о расторжении договора водопользования, решений о предоставлении водного объекта в пользование, новых решений о предоставлении водного объекта в пользование, решений о прекращении действия решения о предоставлении водного объекта в пользование (далее - государственная регистрация) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в орган регистрации по месту осуществления водопользования вносятся: сопроводительное письмо о регистрации в государственном водном реестре договоров водопользования, дополнительных соглашений к действующему договору водопользования, договоров о передаче прав и обязанностей по договору водопользования, соглашений о расторжении договора водопользования, решений о предоставлении водного объекта в пользование, новых решений о предоставлении водного объекта в пользование, решений о прекращении действия решения (далее - заявление) с описью представляемых на регистрацию документов;
копии документов, удостоверяющих полномочия лиц на подписание договора водопользования и внесения в него изменений, договора о передаче прав и обязанностей по договору водопользования, соглашения о расторжении договора водопользования, и органа, принявшего решение о предоставлении водного объекта в пользование, новое решение о предоставлении водного объекта в пользование, решение о прекращении действия решений о предоставлении водного объекта в пользование; копия заявления о предоставлении водного объекта в пользование, обосновывающих материалов, внесенных водопользователем для заключения договора водопользования и внесения в него изменений, договора о передаче прав и обязанностей по договору водопользования, соглашения о расторжении договора водопользования, принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, нового решения о предоставлении водных объектов в пользование, решения о прекращении действия решения о предоставлении водного объекта в пользование, а также согласований условий водопользования; оригиналы договора водопользования, подписанные сторонами договора в 2-х экземплярах и копия такого договора - в случае представления на государственную регистрацию договора водопользования; копия протокола аукциона, копия протокола рассмотрения заявок - в случае представления на государственную регистрацию договора водопользования, право на заключение которого приобретено на аукционе; оригиналы дополнительного соглашения к договору водопользования в 2-х экземплярах, подписанные сторонами, и копия такого дополнительного соглашения - в случае представления на государственную регистрацию дополнительного соглашения к действующему договору водопользования; оригиналы договора о передаче прав и обязанностей по договору водопользования в 2-х экземплярах, подписанные сторонами, и копия такого договора - в случае представления на государственную регистрацию договора о передаче прав и обязанностей по договору водопользования; оригиналы соглашения о расторжении договора водопользования, подписанные сторонами договора в 2-х экземплярах и копия такого соглашения - в случае представления на государственную регистрацию соглашения о расторжении договора водопользования по соглашению сторон; оригинал решения о предоставлении водного объекта в пользование в 1-м экземпляре и копия такого решения - в случае представления на государственную регистрацию решения о предоставлении водного объекта в пользование; оригинал нового решения о предоставлении водного объекта в пользование в 1-м экземпляре и копия такого решения - в случае представления на государственную регистрацию нового решения о предоставлении водного объекта в пользование, а также копии документов, подтверждающих внесение изменений о водопользователе, включенные в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, или обнаружения технических ошибок в сведениях о водопользователе, не относящихся к условиям использования водного объекта; оригинал решения о прекращении действия решения о предоставлении водного объекта в пользование в 1-м экземпляре и копия такого решения - в случае представления на государственную регистрацию решения о прекращении действия решения о предоставлении водного объекта в пользование; копии иных документов о прекращении договора водопользования или решения о предоставлении водных объектов в пользование.
Также пунктом 1 Положения о территориальных органах Федерального агентства водных ресурсов, утвержденного Приказом Росводресурсов от 11.03.2014 № 66 установлено, что Амурское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, является территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов межрегионального уровня, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов, возложенные на Федеральное агентство водных ресурсов, на территории Российской Федерации, в границах бассейна реки Амур и других рек, впадающих в моря Тихого и Северно-Ледовитого океанов на востоке и северо-востоке страны, на территории Забайкальского, Камчатского, Приморского и Хабаровского краев, Еврейской автономной области, Чукотского автономного округа, Амурской и Сахалинской областей.
Согласно пункту 4.5.1 вышеуказанного положения, Амурское БВУ осуществляет ведение государственного водного реестра, включая государственную регистрацию договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договору водопользования, а также прекращения договора водопользования.
На основании пункта 2.3 Положения о Территориальном отделе водных ресурсов по Амурской области, утвержденного руководителем Амурского БВУ 01.04.2021, отдел в установленной сфере деятельности осуществляет ведение государственного водного реестра, включая государственную регистрацию договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договору водопользования, а также прекращения договора водопользования.
В пункте 5 Правил № 216 указано, что при государственной регистрации орган регистрации осуществляет прием документов, представляемых на государственную регистрацию; выдачу расписки в получении документов (в случае получения по почте (высылку расписки с уведомлением о вручении); проверку комплектности представленных на государственную регистрацию документов, указанных в пункте 2 настоящих Правил; проверку на предмет соответствия их требованиям законодательства Российской Федерации, включая проверку: полномочий лиц, подписавших договор водопользования и изменения в него, договор о переходе прав и обязанностей, соглашение о расторжении договора водопользования, а также правомочности органа, принявшего решение о предоставлении водного объекта в пользование, новое решение о предоставлении водных объектов в пользование, решение о прекращении действия решения о предоставлении водного объекта в пользование; на соответствие заявленной цели водопользования планируемого использования водного объекта для целей и случаев, установленных частями 2, 3 статьи 11, частью 1 статьи 15, частями 1, 2 статьи 16 ВК РФ; на наличие нераспределенного объема забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта, сброса сточных вод, исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах; возможности использования водного объекта для целей производства электроэнергии; на наличие обособленного водопользования; на наличие согласований условий водопользования с федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами) и с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, по вопросам, отнесенным к их компетенции, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; расчета платы за пользование водным объектом; на соответствие заявляемых координат места водопользования единым государственным системам координат в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2000 № 568 «Об установлении единых государственных систем координат».
Пунктом 9 Правил № 216 определено, что, в случае установления несоответствия представленных на государственную регистрацию документов требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 5 настоящих Правил, органом регистрации направляется мотивированный отказ в государственной регистрации представленных на государственную регистрацию документов по указанному отправителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.
Согласно пункту 10 Правил № 216, в случае соответствия внесенных на государственную регистрацию документов требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 5 настоящих Правил, орган регистрации в течение 10 рабочих дней с даты представления документов осуществляет их государственную регистрацию в государственном водном реестре.
Также основанием для отказа в государственной регистрации в государственном водном реестре договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, является несоответствие представленных на государственную регистрацию документов, поименованных в пункте 2 Правил, требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 5 Правил № 216, в связи с чем, основанием для отказа в регистрации, является именно несоответствие документов, требованиям, указанным в пункте 5 Правил № 216 (пункты 2, 5, 9 Правил № 216).
При этом оснований полагать, что в предмет проверки могут быть включены иные требования законодательства, в связи с несоответствием документов, которым, может быть принято решение об отказе в регистрации, не имеется.
Территориальный отдел водных ресурсов по Амурской области Амурского БВУ, отказывая в государственной регистрации договоров водопользования, решений Министерства природных ресурсов Амурской области о предоставлении водных объектов в пользование, исходил из отсутствия в государственном водном реестре информации о заявленных водных объектах, неправомочности органа, принявшего решение о предоставлении водного объекта в пользование, несоответствия представленных на государственную регистрацию документов требованиям законодательства.
Территориальный отдел в оспариваемых отказах указал, что в соответствии со статьей 13 ВК РФ, подпунктами «в», «г» пункта 6 формы примерного договора водопользования, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 № 165, договор водопользования должен содержать сведения о водном объекте, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование, согласно сведениям, содержащимся в государственном водном реестре; в представленных комплектах документов договор водопользования выдается без предусмотренных законодательством идентификационных характеристик и документального подтверждения государственным водным реестром; в соответствии со статьей 22 ВК РФ, пунктом 9б Правил принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование решение о предоставлении водного объекта в пользование должно содержать сведения о водном объекте, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование, согласно сведениям, содержащимся в государственном водном реестре; в представленных комплектах документов решения и договор выдаются без предусмотренных законодательством идентификационных характеристик и документального подтверждения государственным водным реестром; отсутствие документированных данных о водных объектах не позволяют их идентифицировать в установленном порядке и считать, что распоряжение осуществляется Министерством в рамках имеющейся компетенции (статья 26 ВК РФ) и исключительно в отношении водных объектов.
Выводы органа о невозможности государственной регистрации в государственном водном реестре договоров водопользования и решений о предоставлении водных объектов в пользование, как и его доводы, обоснованы отсутствием в государственном водном реестре сведений о заявленных водных объектах.
При этом, суд верно не согласился с отказами в государственной регистрации в государственном водном реестре договоров водопользования и решений Министерства, по основаниям, по которым были приняты решения об отказе, так как изложенные в отказах указанные основания и суждения органа регистрации являются ошибочными.
Так, из содержания пунктов 5, 9 Правил № 216 не следует, что отсутствие сведений о водных объектах в государственном водном реестре является препятствием для государственной регистрации в государственном водном реестре договоров водопользования и решений о предоставлении водных объектов в пользование.
Более того документы, представленные на государственную регистрацию договоров водопользования и решений о предоставлении водных объектов в пользование, содержат сведения о водных объектах, в том числе описания границ водных объектов, в пределах которых разрешается осуществлять водопользование, нарушений Правил принятия решений о предоставлении водного объекта в пользование, со стороны Министерства, судом не установлено.
Форма договора водопользования, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 № 165, является примерной, подготовка договора водопользования и формирование его условий осуществляются с учетом особенностей предоставляемого в пользование водного объекта, его режима, ограничений и запретов, установленных в отношении использования водного объекта, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации, а также с учетом схем комплексного использования и охраны водных объектов и документов территориального планирования, представленных заявителем предложений по условиям договора водопользования и в соответствии с требованиями Правил № 165 (пункт 25 Правил заключения договора водопользования).
Между тем оснований полагать, что Министерство, при принятии решений и заключении договоров, вышло за пределы своей компетенции, и не было правомочно принимать решения по водопользованию, не имеется, так как согласно представленным в материалы дела доказательствам, водные объекты расположены на территории Амурской области, доказательств его расположения вне обозначенных координат, не имеют, водные объекты в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства не предоставляются, таким образом, при принятии решений и заключении договоров Министерство действовало в рамках своих полномочий (с учетом положений статьи 26 ВК РФ).
Также заявленные обществом объекты должным образом были идентифицированы в решениях, договорах и заявлениях, с обозначением географических координат мест водопользования, при этом оснований, позволяющих прийти к выводу о том, что представленных сведений было недостаточно для идентификации водных объектов, не имеется.
При этом недостатки в содержании решений о предоставлении водных объектов в пользования и договоров водопользования в части отсутствия сведений согласно данным из государственного водного реестра, как основания для отказа в государственной регистрации в пунктах 5, 9 Правил № 216 не указаны.
Из содержания Постановления Правительства Российской Федерации от 28.04.2007 № 253 «О порядке ведения государственного водного реестра», а также Приказа МПР России от 29.05.2007 № 138 «Об утверждении формы государственного водного реестра» в части перечня вносимых сведений в соответствующие разделы государственного водного реестра усматривается, что отсутствие сведений о водном объекте в государственном водном реестре не является препятствием для регистрации решений о предоставлении водных объектов в пользование и договоров водопользования.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые отказы не соответствуют положениям водного законодательства и нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 2 статьи 201 АПК РФ является основанием для признания оспариваемых отказов незаконными.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что в целом судом первой инстанции установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, выводы основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводы заявителя жалобы не принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции в качестве обоснованных, так как они выводы суда первой инстанции не опровергают, а лишь выражают несогласие с ними.
Нарушений, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 08 ноября 2023 года по делу № А04-5637/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | Е.В. Вертопрахова |
Судьи | И.А. Мильчина |
Е.И. Сапрыкина |