ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-7251/14 от 03.02.2015 Шестого арбитражного апелляционного суда

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-7251/2014

06 февраля 2015 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2015 года.
 Полный текст постановления изготовлен 06 февраля 2015 года.

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Швец Е.А.

судей    Песковой Т.Д., Харьковской Е.Г.

при ведении протокола судебного заседания   секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.

при участии в заседании:

от Магаданской областной общественной организации "Общество охотников и рыболовов":   представитель не явился;

от Охотского территориального Управления Федерального агентства по рыболовству:   ФИО1, представитель по доверенности от 13.01.2015 № 55;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу   Охотского территориального управления Федерального агентства по рыболовству

на   решение от 12.11.2014

по делу №   А37-1395/2014

Арбитражного суда   Магаданской области

принятое судьей    Липиным В.В.

по заявлению   Магаданской областной общественной организации "Общество охотников и рыболовов"

к   Охотскому территориальному Управлению Федерального агентства по рыболовству

о   признании незаконным отказа во внесении изменений в разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов № 6/2293 от 02.07.2014

УСТАНОВИЛ:

Магаданская областная общественная организация «Общество охотников и рыболовов» (далее - МООО «ООиР», заявитель), обратилась в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением № 96 от 28.07.2014 о признании незаконным отказа Охотского территориального управления Федерального агентства по рыболовству (далее - ответчик, Охотское ТУ Росрыболовства) во внесении изменений в разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов № 6/2293 от 02.07.2014.

Решением от 12.11.2014 суд заявленное требование удовлетворил. Отказ Охотского территориального управления Федерального агентства по рыболовству о внесении изменений в разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов № 6/2293 от 02.07.2014 признан судом незаконным.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, административный орган обратился с апелляционной жалобой в Шестой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда отменить, ввиду неправильного применения судом норм материального права.

Представитель административного органа в судебном заседании подержал доводы апелляционной жалобы.

МООО «ООиР», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд апелляционной инстанции не направило.

Исследовав представленные материалы, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя административного органа, Шестой арбитражный апелляционной инстанции суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, МООО «ООиР» является юридическим лицом.

06.03.2006 между Федеральным агентством по рыболовству и МООО «ООиР» был заключён договор № 35-РПУ/06 пользования рыбопромысловым участком, по которому последнему для целей организации любительского и спортивного рыболовства был предоставлен рыбопромысловый участок «Тауйский лиман».

05.06.2014 Протоколом № 1 Комиссии по регулированию добычи (вылову) анадромных видов рыб в Магаданской области утверждён проект распределения объёмов вылова тихоокеанских лососей и гольца по пользователям, в том числе и МООО «ООиР». Также этим протоколом установлен единый режим лова для всех участков с 06 часов утра до 20 часов вечера «плюс-минус» два часа с учётом времени прилива - отлива.

19.06.2014, на основании договора № 35-РПУ/06 пользования рыбопромысловым участком от 06.03.2006, Протоколом № 1 от 05.06.2014 Комиссии по регулированию добычи (вылову) анадромных видов рыб в Магаданской области, МООО «ООиР», как пользователю, осуществляющему организацию любительского и спортивного рыболовства, выдано Разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов № 492014060196.

В качестве лица, ответственного за организацию любительского и спортивного рыболовства в разрешении указан охотовед-ихтиолог МООО «ООиР» ФИО2.

30.06.2014 письмом № 65 МООО «ООиР» обратилось в Охотское ТУ Росрыболовства с заявлением о внесении изменений в разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, в соответствии с которым предполагалось внести изменения в части указания сведений о лице, ответственном за организацию любительского и спортивного рыболовства, указать в качестве таких лиц: егерей МООО «ООиР» ФИО3 и ФИО4.

Письмом № 6/2293 от 02.07.2014 Охотское ТУ Росрыболовства отказало во внесении изменений в разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов№ 492014060196.

Данный отказ был мотивирован тем, что в заявлении МООО «ООиР» о внесении изменений в разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов содержится искажённая информация, а именно указано два лица, ответственных за организацию любительского и спортивного рыболовства, в то время как, по мнению ответчика, Правилами № 775 не предусмотрено указание в разрешении на добычу (вылов) водных биологических ресурсов нескольких должностных лиц, ответственных за организацию любительского и спортивного рыболовства.

Считая данный отказ незаконным, заявитель, обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением.

Удовлетворяя требования МООО «ООиР», суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

В соответствии со статьёй 43.1 Федерального закона № 166-ФЗ от 20.12.2004 «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» Правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов. Правила рыболовства утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна.

Правила рыболовства обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность.

Приказом Минсельхоза России № 385 от 21.10.2013, утверждены Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна.

В соответствии с пунктом 57 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, граждане вправе осуществлять любительское и спортивное рыболовство на водных объектах рыбохозяйственного значения общего пользования свободно и бесплатно в соответствии с Правилами рыболовства.

В соответствии с пунктом 58 названных Правил, любительское и спортивное рыболовство на рыбопромысловых участках, предоставленных пользователям (за исключением граждан) на основании договоров о предоставлении рыбопромыслового участка для организации указанного вида рыболовства, гражданами осуществляется при наличии путёвки (документа, подтверждающего заключение договора возмездного оказания услуг в области любительского и спортивного рыболовства), выдаваемой пользователем. В путёвке должен быть указан объём водных биоресурсов, согласованный для добычи (вылова), район добычи (вылова) в пределах рыбопромыслового участка, орудия добычи (вылова), срок её действия.

Согласно пункта 59 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, при организации любительского и спортивного рыболовства на предоставленных для этих целей рыбопромысловых участках пользователи (за исключением граждан) должны иметь надлежащим образом оформленный договор о предоставлении рыбопромыслового участка на добычу (вылов) водных биоресурсов, разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов, промысловый журнал.

При организации любительского и спортивного рыболовства на основании договора о предоставлении рыбопромыслового участка пользователи (за исключением граждан):

производят выдачу гражданам путёвок в пределах выделенных пользователям объёмов квот добычи (вылова) водных биоресурсов;

обеспечивают раздельный учёт улова водных биоресурсов по видам, объёмам и районам (местам) добычи (вылова) водных биоресурсов в промысловом журнале;

соблюдают установленные комиссией по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб в соответствующем субъекте Российской Федерации условия добычи (вылова) анадромных видов рыб в соответствии с Порядком деятельности комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб, утверждённым приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации № 170 от 08.04.2013 (пункт 60 Правил № 385 от 21.10.2013).

В соответствии со статьёй 29.1 Федерального закона № 166-ФЗ от 20.12.2004 «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» организация и регулирование добычи (вылова) анадромных видов рыб во внутренних водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации осуществляются на основании утверждённых федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства решений комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб.

Перечень анадромных видов рыб, добыча (вылов) которых осуществляется в соответствии с настоящей статьёй, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

Добыча (вылов) анадромных видов рыб осуществляется установленными частью 3 статьи 16 настоящего Федерального закона юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании договора, предусмотренного статьёй 33.3 настоящего Федерального закона, с соблюдением определённых комиссией по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб условий их добычи (вылова).

Согласно части 3 статьи 29.1 Федерального закона № 166-ФЗ от 20.12.2004 «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», Комиссией по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб устанавливаются объём, сроки, места добычи (вылова) и иные утверждаемые территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области рыболовства условия добычи (вылова) анадромных видов рыб.

По протоколу № 1 от 05.06.2014 Комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб в Магаданской области, установлен единый режим лова для всех рыбопромысловых участков с 06 часов утра до 20 часов вечера, в том числе и для рыбопромыслового участка «Тауйский лиман», предоставленного МООО «ООиР».

Материалами дела установлено, что в Разрешении на добычу (вылов) водных биологических ресурсов № 492014060196 в качестве лица, ответственного за организацию любительского и спортивного рыболовства указан охотовед-ихтиолог МООО «ООиР» ФИО2

Из анализа указанных положений Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, следует, что пользователь рыбопромыслового участка обязан обеспечить в определённые сроки работы рыбопромысловых участков (с 06 часов утра до 20 часов вечера) присутствие на данном участке лица, ответственного за организацию любительского и спортивного рыболовства, в целях обеспечения прав граждан на свободное осуществление любительского и спортивного рыболовства, в том числе для выдачи гражданам путёвок в пределах выделенных пользователям объёмов квот добычи (вылова) водных биоресурсов; обеспечения раздельного учёта улова водных биоресурсов по видам, объёмам и районам (местам) добычи (вылова) водных биоресурсов в промысловом журнале; контроля за соблюдением установленных комиссией по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб в соответствующем субъекте Российской Федерации условий добычи (вылова) анадромных видов рыб.

Охотовед-ихтиолог ФИО2 состоит в трудовых отношениях с МООО «ООиР».

Статьёй 91 Трудового кодекса Российской Федерации, определено, рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.

При этом нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю, т.е. 8 часов в день.

Проанализировав положения Федерального закона № 166-ФЗ от 20.12.2004 «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», положения Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, протокола № 1 от 05.06.2014 Комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб в Магаданской области, суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу, что выполнение работником МООО «ООиР» своих трудовых функций в качестве должностного лица МООО «ООиР», ответственного за организацию любительского и спортивного рыболовства на рыбопромысловом участке «Тауйский лиман» не отвечает ни понятию «Сверхурочная работа», ни понятию «Ненормированный рабочий день».

Как следует из материалов дела, продолжительность работы рыбопромысловых участков в день составляет 14 часов «плюс-минус» два часа с учётом времени прилива - отлива, что превышает, установленную законодательством нормальную продолжительность рабочего времени, а следовательно нарушает трудовые права работника.

В силу подпункта н.1) пункта 15 Правил № 775 в разрешении на добычу (вылов) водных биологических ресурсов должны быть указаны фамилия, имя, отчество и должность лица, ответственного за организацию любительского и спортивного рыболовства (при осуществлении организации любительского и спортивного рыболовства).

В соответствии с пунктом 17 Правил № 775 допускается внесение изменений в разрешения в случае изменения или уточнения районов добычи (вылова) водных биологических ресурсов, квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, орудий и способов добычи (вылова) водных биологических ресурсов, срока действия указанных разрешений, сведений о лицах, которым предоставлено право на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, в случае замены капитанов судов, которые осуществляют рыболовство, исправления ошибок в выданных разрешениях, а также в иных требующих безотлагательного решения случаях.

В соответствии с положениями пунктов 19, 20, 21 Правил № 775 Российский или иностранный пользователь, получивший разрешение и имеющий основания для внесения в него изменения в соответствии с настоящими Правилами, обращается в Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) с заявлением о внесении изменения в разрешение. Заявление о внесении изменения в разрешение подаётся в письменной форме непосредственно российским или иностранным пользователем или почтовым отправлением, либо в электронной форме, в том числе в виде электронного документа, подписанного электронной подписью, или с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». Форма заявления о внесении изменения в разрешение утверждается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

Изменение вносится в срок, не превышающий 5 рабочих дней с даты получения заявления о внесении изменения в разрешение, в соответствии с настоящими Правилами.

С учетом приведенных обстоятельств, заявитель обоснованно обратился 30.06.2014 в Охотское ТУ Росрыболовства с заявлением о внесении изменений в разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, в соответствии с которым предполагалось внести изменения в части указания сведений о лице, ответственном за организацию любительского и спортивного рыболовства, и указать в качестве таких лиц: егерей МООО «ООиР» ФИО3 и ФИО4

Однако письмом № 6/2293 от 02.07.2014 Охотское ТУ Росрыболовства отказало во внесении изменений в разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов № 492014060196, мотивировав тем, что в заявлении МООО «ООиР» о внесении изменений в разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов содержится искажённая информация, а именно указано два лица, ответственных за организацию любительского и спортивного рыболовства.

Вместе с тем, наличие в указанном заявлении какой-либо недостоверной, искажённой или неполной информации не установлено. Поскольку поданное заявление соответствует форме, утверждённой Приказом Федерального агентства по рыболовству № 379 от 04.12.2008, а также требованиям, установленным пунктами 17, 20 и 21 Правил № 775.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что отказ во внесении изменений в разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов вынесен ответчиком по основаниям, не предусмотренным Правилами № 775.

Доводы ответчика о том, что указание в заявлении о внесении изменений в разрешение двух и более ответственных лиц за организацию любительского и спортивного рыболовства является искажённой информацией, суд первой инстанции правомерно счел необоснованными, поскольку ни нормы Федерального закона № 166-ФЗ от 20.12.2004 «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», ни положения Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна № 385 от 21.10.2013, ни положения Правил № 775, не содержат прямого запрета на указание как в заявлении о внесении изменений в разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, так и в самом разрешении нескольких лиц, ответственных за организацию любительского и спортивного рыболовства.

Напротив указание в разрешении нескольких ответственных лиц, будет соответствовать обеспечению соблюдения работодателем нормальной продолжительности рабочего времени работников организации, нормальной деятельности рыбопромысловых участков, а также обеспечению прав граждан на свободное осуществление любительского и спортивного рыболовства в установленные сроки лова.

Довод ответчика о том, что при назначении двух и более должностных лиц ответственными за организацию любительского и спортивного рыболовства в одном разрешении остаётся не урегулированным вопрос о распределении между ними обязанностей и ответственности, что способствует неверному применению пункта 95 Правил рыболовства для дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, в которых предусмотрена ответственность за нарушение данных правил, судом первой инстанции правомерно признан несостоятельным.

В промысловом журнале, форма которого утверждена Приказом Росрыболовства № 942 от 18.11.2010, и который в силу требований Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна должен находиться на каждом рыбопромысловом участке, имеются графы «Подпись и ФИО лица, ответственного за организацию любительского и спортивного рыболовства».

Так же правомерно отклонен судом первой инстанции довод ответчика о том, что заявитель вправе получить несколько разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, в которых указать различных должностных лиц, ответственных за организацию любительского и спортивного рыболовства ввиду следующего.

Согласно ФЗ № 166-ФЗ от 20.12.2004 «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна № 385 от 21.10.2013, Правил № 775, не предусмотрена возможность выдачи нескольких разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов одному пользователю, на один рыбопромысловый участок, в пределах одних лимитов (квот) на одни и те же виды водных биологических ресурсов, и на одни и те же сроки добычи.

Выдача нескольких разрешений в данном случае потребует от пользователя совершение не предусмотренных законом действий, а именно дробление выделенных лимитов (квот) между несколькими разрешениями, что в свою очередь повлечёт за собой ведение на одном рыбопромысловом участке нескольких промысловых журналов каждым из ответственных за организацию любительского и спортивного рыболовства лиц, что напротив лишь усложнит и затруднит работу рыбопромыслового участка, в частности: выдачу гражданам путёвок в пределах выделенных пользователю объёмов квот добычи (вылова) водных биоресурсов; ведение раздельного учёта улова водных биоресурсов по видам, объёмам и районам (местам) добычи (вылова) водных биоресурсов в промысловом журнале.

Кроме того, в силу пункта 12 Правил № 775 разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов выдаётся российскому или иностранному пользователю (его уполномоченному представителю) лишь после уплаты разового взноса по ставкам сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах), а также государственной пошлины за выдачу разрешения.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу о наличии оснований для признания незаконным отказа Охотского ТУ Росрыболовства во внесении изменений в разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов № 6/2293 от 02.07.2014, поскольку последний не соответствует Правилам № 775, влечёт для заявителя дополнительные, не предусмотренные законодательством обязанности, а также создаёт иные препятствия для осуществления МООО «ООиР» предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с общим порядком распределения судебных расходов, государственная пошлина в сумме 2 000 рублей правомерно взыскана с ответчика в пользу заявителя.

Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом первой инстанции норм права. Кроме того, данные доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, по мнению суда апелляционной инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Магаданской области от 12.11.2014 по делу № А37-1395/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

Председательствующий

Е.А. Швец

Судьи

Т.Д. Пескова

Е.Г. Харьковская