ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-7285/19 от 17.12.2019 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-7285/2019

20 декабря 2019 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2019 года.
Полный текст  постановления изготовлен декабря 2019 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Дроздовой В.Г.

судей                                       Жолондзь Ж.В., Усенко Ж.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.

при участии  в заседании:

от Хабаровский краевой фонд обязательного медицинского страхования, ОГРН 1022700921880: Литовка П.И., представитель по доверенности от 09.01.2019 №26-08; Морозова О.В., представитель по доверенности от 09.01.2019 №12-08; Потылицын В.В., представитель по доверенности от 01.02.2019 №19-08;

от Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Онкологический диспансер» министерства здравоохранения Хабаровского края (г. Комсомольск-на-Амуре), ОГРН 1022700528443: Соловьева А.Р., представитель по доверенности от 21.10.2019;  Бобрикова Е.С., представитель по доверенности от 19.09.2019; Пурик А.В., представитель по доверенности от 19.09.2019;

от Акционерного общества «Страховая компания «Согаз-Мед»: не явились;

от Общества с ограниченной ответственностью ВТБ Медицинское страхование: не явились,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Онкологический диспансер» министерства здравоохранения Хабаровского края (г. Комсомольск-на-Амуре)

на решение от  07.10.2019

по делу № А73-13378/2019

Арбитражного суда Хабаровского края

по иску  Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования

к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Онкологический диспансер» министерства здравоохранения Хабаровского края (г. Комсомольск-на-Амуре)

о  взыскании 11 132 888,51 руб.

третьи лица: Акционерное общество «Страховая компания «Согаз-Мед», Общество с ограниченной ответственностьюВТБ Медицинское страхование

УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд Хабаровского края обратился Хабаровский краевой фонд обязательного медицинского страхования (далее – истец, ХКФОМС, Фонд) с иском к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Онкологический диспансер» министерства здравоохранения Хабаровского края (г. Комсомольск-на-Амуре) (далее – ответчик, КГБУЗ «ОД», учреждение) о возврате средств обязательного медицинского страхования (далее – ОМС) в бюджет территориального фонда ОМС в сумме 9 821 403,73 руб., взыскании штрафа в размере 10% от суммы нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования в сумме 982 140,37 руб., пени в сумме 329 344,41 руб. за период с 17.05.2019 по 30.09.2019 (с учетом уточнения иска в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Общество с ограниченной ответственностью ВТБ медицинское страхование и Акционерное общество «Страховая компания «Согаз-Мед».

Решением от 07.10.2019 исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе  КГБУЗ «ОД» просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. По мнению ответчика, ошибочен вывод суда о том, что отношения сторон возникли в результате получения государственного целевого финансирования, поскольку спорные денежные средства получены учреждением на основании решений Арбитражного суда Хабаровского края по делам № А73-5157/2018, № А73-5155/2018, которыми со страховых медицинских организаций взыскан долг за фактически оказанные учреждением медицинские услуги в 2017 году, взысканная сумма составляет расходы КГБУЗ «ОД», образовавшиеся вследствие недостаточности выделенных целевых средств обязательного медицинского страхования на оказание медицинских услуг в 2017 году, 9 821 403,73 руб. перечислены на счет бюджетного учреждения в рамках исполнительного производства, средства  государственного  целевого финансирования выделяются по иному основанию: статьями 15, 20 Федерального закона № 326-ФЗ  установлено, что медицинская организация получает финансирование на основании договора на оказание и  оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, цели использования денежных средств, полученных медицинским учреждением в рамках исполнительного производства, Федеральным законом № 326-ФЗ, Федеральной и Территориальной программой обязательного медицинского страхования не предусмотрены; порядок получения средств ОМС и средств по исполнительному производству существенно отличается, сроки освоения средств, полученных в рамках исполнительного производства законом не предусмотрены, в отношении использования средств, полученных по исполнительному производству, действующим законодательством предоставление отчетности не предусмотрено, принцип целевого назначения законом предусмотрен только для бюджетных средств, целевое назначение неприменимо для средств, полученных в счет оплаты долга по исполнительному листу; материалами дела не подтвержден факт обращения медицинских страховых организаций в Территориальный фонд ОМС для предоставления целевого финансирования для оплаты долга по исполнительным листам, не подтвержден факт выделения  целевых бюджетных средств на оплату по исполнительным листам ФС № 020359287,                                 ФС № 020354050, полагает, что в решениях Арбитражного суда Хабаровского края по делам № А73-5157/2018, № А73-5155/2018 отсутствуют выводы о том, что взысканная сумма задолженности подлежит возмещению за счет целевых средств обязательного медицинского страхования; полагает, что учреждению ошибочно вменяется нецелевое использование бюджетных средств, поскольку не доказано направление учреждением средств на цели, не соответствующие условиям их получения; ответчик полагает, что являясь собственными доходами бюджетного учреждения, средства, поступающие по исполнительному листу в счет уплаты долга, подлежат отражению по виду финансового обеспечения «2» и расходуются в общеустановленном порядке в соответствии с Приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении  Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»; полагает, что спорные средства являются суммой задолженности страховой организации перед медицинским учреждением и квалифицируются как убытки, которые понесены вследствие того, что целевых средств ОМС применительно к оказанию медицинских услуг выделено в недостаточном объеме, в связи с чем денежные средства, полученные по исполнительным листам, не могут являться предметом проверки на основании Положения о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, утвержденного приказом Федеральным фондом обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 № 73.

ХКФОМС, Обществом с ограниченной ответственностью ВТБ медицинское страхование, Акционерным обществом «Страховая компания «Согаз-Мед» представлены отзывы на апелляционную жалобу.

В судебном заседании представитель ответчика настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы, представитель истца просил оставить решение без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Третьи лица извещались о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представители в суд не прибыли. Жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Исследовав материалы дела, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.

В рамках дел № А73-5157/2018, № А73-5155/2018 Арбитражным судом Хабаровского края рассмотрены исковые заявления КГБУЗ «ОД»  к Обществу с ограниченной ответственностью ВТБ медицинское страхование долга за оказанную медицинскую помощь по договору от 01.01.2013 № 068113 в сумме 4 021 772,89 руб.; к Акционерному обществу «Страховая компания «Согаз-Мед» о взыскании долга за оказанную медицинскую помощь по договору  от 01.01.2013 № 57 в сумме 5 981 280,13 руб.

В обоих делах долг возник в связи с фактическим оказанием учреждением медицинских услуг застрахованным лицам в рамках программы ОМС, отказами страховых медицинских организаций от оплаты услуг, мотивированными превышением объемов медицинской помощи по территориальной программе ОМС, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС.

Арбитражным судом Хабаровского при рассмотрении дел                                 № А73-5157/2018, № А73-5155/2018 установлено, что увеличение объемов медицинской помощи в 2017 году связано с ростом заболеваемости. При этом медицинское учреждение обращалось в комиссию по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Хабаровском крае об изменении плановых объемов медицинской помощи в 2017 году. Однако ответа не последовало.

Поскольку оснований для неоплаты оказанной учреждением медицинской помощи не имеется, Арбитражный суд Хабаровского края в рамках дела № А73-5157/2018 решением от 01.10.2018 взыскал с Общества с ограниченной ответственностью ВТБ медицинское страхование в пользу КГБУЗ «ОД» 4 021 772,89 руб., указав, что оплате подлежат медицинские услуги по тарифам 2017 года.

Решением суда от 23.08.2018 по делу № А73-5155/2018 с Акционерного общества «Страховая компания «Согаз-Мед» в пользу КГБУЗ «ОД» взыскан долг в сумме 5 799 630,84 руб., при этом суд указал что медицинские услуги подлежат оплате по тарифам 2017 года.

По инкассовому поручению от 31.01.2019 № 531 на сумму 4 064 881,89 руб. Обществом с ограниченной ответственностью ВТБ Медицинское страхование на основании исполнительного листа оплачен взысканный судом в рамках дела № А73-5157/2018 долг, в том числе 4 021 772,89 руб. за оказанную медицинскую помощь, 43 109 руб. в возмещение расходов по госпошлине.

Указанные денежные средства зачислены на лицевой счет                                    КГБУЗ «ОД» № 20226Ш99010.

Инкассовым поручением от 18.10.2018 № 2715 на сумму 5 799 630,84 руб. АО «Страховая компания «Согаз-Мед» по исполнительному листу оплатило учреждению долг, взысканный решением арбитражного суда по делу № А73-5155/2018.

Денежные средства зачислены на лицевой счет КГБУЗ «ОД» №2022611199010.

В соответствии с подпунктом 12 пункта 7 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ» (далее - Закон об ОМС), Типовым положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 21.01.2011 № 15н, Положением о Хабаровском краевом фонде обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением правительства Хабаровского края от 26.05.2011 № 150-пр,  ХКФОМС осуществляет контроль над использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.  

На основании приказа ХКФОМС от 05.03.2019 № 58 ХКФОМС провел в КГБУЗ «ОД» внеплановую тематическую проверку соблюдения требований ведения раздельного учета по операциям со средствами обязательного медицинского страхования и отдельных вопросов использования средств, полученных на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования.  

По результатам проверки составлен акт от 29.03.2019 № 9т, в котором отражены выявленные нарушения законодательства Российской Федерации, нормативных правовых и иных актов Хабаровского края об ОМС:

1. в нарушение части 6 статьи 15 Федерального закона от 29.11.2010                 № 326-ФЗ, пункта 14 части 1 статьи 251 Главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая), пункта 21 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденного приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, Порядка проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций со средствами бюджетных учреждений, утвержденного приказом казначейства России от 19.07.2013 №11н, Порядка открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденного приказом Казначейства России от 17.10.2016 № 21н, пункта 5.11 типовой формы договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, утвержденной приказом Минздрава России от 24.12.2012 № 1355н, заключенных договоров со страховыми медицинскими организациями (Хабаровский филиал АО «Страховая компания «Согаз-Мед» от 20.11.2018 Р49 (ранее - ООО «Страховая Компания «ДАЛЬ-РОСМЕД» от 03.11.2017 ж 49, пролонгированного на 2018 год; Хабаровский филиал ООО «ВТБ Медицинское страхование» - от 29.12.2017 № 049118 на 2018 год, пролонгированного на 2019 год), учреждением не соблюдено требование обособленного учета поступления и расходования целевых средств ОМС по случаям оказания медицинской помощи сверх объемов, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС, признанных решениями Арбитражного суда Хабаровского края страховыми и подлежащими оплате за счет средств ОМС в рамках территориальной программы ОМС, в том числе:

- Хабаровского филиала АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» в сумме 5 799 630 рублей 84 копеек (списано с расчетного счета Хабаровского филиала АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» № 40701810642090000585 по инкассовому поручению от 18.10.2018 № 2715 на сумму 5 799 630 руб. 84 коп. на лицевой счет бюджетного учреждения №2022611199010 КГБУЗ «Онкологический диспансер» министерства здравоохранения Хабаровского края);

- Хабаровского филиала Общества с ограниченной ответственностью ВТБ Медицинское страхование в сумме 4 021 772 руб. 89 коп. (списано с расчетного счета Хабаровского филиала ООО ВТБ Медицинское страхование №40701810700020107060 по инкассовому поручению от 31.01.2019 №531 на сумму 4 064 881 рубль 189 копеек, в том числе - 4 021 772 рубля 89 копеек за оказанную медицинскую помощь, 43 109 руб. возмещение расходов по госпошлине на лицевой счет бюджетного учреждения № 20226Ш99010 КГБУЗ «Онкологический диспансер» министерства здравоохранения Хабаровского края).

В нарушение требований обособленного учета средств ОМС, установленного пунктом 6 статьи 15 Закона об ОМС, усреждением вышеуказанные средства зачислены на лицевой счет, не предназначенный для учета средств ОМС.

Согласно планам финансово-хозяйственной деятельности учреждения неправомерно зачисленные средства ОМС в рамках территориальной программы ОМС на лицевой счет № 20226Ш99010  приняты учреждением для финансового обеспечения по доходам и расходам по графе «Поступления от оказания услуг (выполнения работ) на платной основе и от  приносящей доход деятельности» по коду финансового обеспечения «2 - приносящая доход деятельность» (собственные доходы учреждения) в объеме за 2018 год по строке 120 «Доходы от оказания услуг (работ)» - 9 821 403,73 руб.,  в том числе на сумму 5 799 630 руб. 84 коп., за 2019 год по строке 134 «Доходы от компенсации затрат» - 4 021 772 руб. 89 коп.

2. в нарушение пункта 93 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждении, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н начисление учреждением доходов по программе обязательного медицинского страхования на счете 7 205 32 «Доходы от оказания платных услуг (работ) по программе обязательного медицинского страхования» производится путем фактического поступления денежных средств ОМС, а не методом начисления фактического оказания медицинских услуг в рамка ОМС, что не отображает реальной задолженности за оказанную медицинскую помощь между Организацией и СМО.

 3. в нарушение порядка представления форм федерального статистического наблюдения № 14-Ф (ОМС) «Сведения о поступлении и расходовании средств ОМС медицинскими организациями», утвержденного приказом Росстата от 17.04.2014 №258 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством здравоохранения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере тельного медицинского страхования», отчетные данные показателей строки 02 «Поступило средств за отчетный период - всего» раздела II «Поступление средств ОМС» за 2018 год не соответствуют неучтенной сумме средств, поступивших от страховой медицинской организации за оказанную медицинскую помощь на сумму 5 799,6 тыс. руб., направленных Хабаровским филиалом АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» за счет целевых средств ОМС в рамках территориальной программы ОМС.  

По результатам проверки ХКФОМС направил учреждению требование от 15.04.2019 № 05-1272/9 об устранении нарушений, возврате в бюджет Фонда средств, использованных не по целевому назначению, в сумме 9 821 403 руб. 73 коп. и уплате штрафа в размере 10% от суммы нецелевого использования средств в сумме 982 140 руб. 37 коп.

Поскольку названное требование  от 15.04.2019 не исполнено, Фонд начислил пени и обратился в арбитражный суд.

Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что приведенные факты нарушений учреждением требований Закона об  ОМС, в также вина ответчика подтверждены материалами дела, в связи с чем удовлетворил исковые требования в полном объеме.

Шестой арбитражный апелляционный суд не может согласиться с указанными выводами суда по следующим основаниям.

В силу статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

Пунктом 6 статьи 15 Закона об ОМС предусмотрено, что медицинские организации ведут раздельный учет по операциям со средствами обязательного медицинского страхования.

Согласно приложению 2 к Приказу Министерства финансов РФ от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» начисление доходов медицинскими бюджетными учреждениями, осуществляющими деятельность по программе ОМС, отражается по дебету счета 720532560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных услуг (работ) по программе ОМС».

Согласно пункту 9 статьи 39 Закона об ОМС за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.

Пунктом 2 статьи 330 ГК РФ определено, что кредитор не вправе требовать уплаты неустойки, если должник не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.

Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Согласно подпункту  1 пункта 1 статьи 20 Закона об ОМС медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее также - тарифы на оплату медицинской помощи) и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В силу подпункта 5 пункта 2 статьи 20 названного Закона медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.

Для обеспечения осуществления указанной деятельности медицинские учреждения, включенные в реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и которым решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, и страховая медицинская организация, участвующая в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, заключают договор на оказание и оплату медицинской помощи (пункт 1 статьи 39 Закона об ОМС).

В свою очередь, страховая медицинская организация и территориальный фонд заключают договор о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, на основании которого страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств (пункт 1 статьи 38 Закона об ОМС).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 29 Закона об ОМС медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и  оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В силу пунктов 6, 7 статьи 38, пункта 6 статьи 39 Закона об ОМС, пунктов 110, 123 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 № 158-н, оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, осуществляется на основании представленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи в пределах объемов предоставления медицинской помощи, установленных решением Комиссии по разработке территориальной программы, по тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с порядком, установленным настоящими Правилами.

В рамках дел № № А73-5157/2018, А73-5155/2018 преюдициально установлено, что денежные средства в сумме 4 021 772,89 руб. (дело № А73-5157/2018) и 5 799 630,84 руб. (дело № А73-5155/2018) подлежат оплате учреждению - КГБУЗ «ОД» за фактически оказанные застрахованным лицам медицинские услуги в рамках программы ОМС по тарифам 2017 года.

В этой связи суд апелляционной инстанции исходит из того, что спорные суммы не были израсходованы КГБУЗ «ОД» вопреки целям их предоставления по программе ОМС.

Судом первой инстанции при разрешении настоящего спора не приняты во внимание обстоятельства, установленные в рамках дел № А73-5157/2018, № А73-5155/2018 и неопределенность  в части порядка учета денежных средств, поступающих медицинскому учреждению по исполнительным листам.

Как установлено Арбитражным судом Хабаровского края по делам                     № А73-5157/2018, № А73-5155/2018, медицинские услуги в 2017 году оказаны КГБУЗ «ОД» с превышением объема  предоставления медицинской помощи, установленного комиссией по разработке территориальной программы ОМС.

В этой связи учреждение обращалось в названную комиссию с письмами от 14.12.2017 № 01-09/1331, от 17.07.2017 № 01-09/772, от 10.11.2017 № 01-09/1224, однако ответа не последовало.

Таким образом, непосредственно медицинскому учреждению средства ОМС на оказание услуг медицинской помощи сверх  объема, установленного в 2017 году комиссией по разработке территориальной программы ОМС, не выделялись, соответствующее решение не доводилось до КГБУЗ «ОД».

В инкассовых поручениях от 31.01.2019 № 531, от 18.10.2018 № 2715 отсутствует указание на то, что перечисляются средства по территориальной программе обязательного медицинского страхования.

При таких обстоятельствах учреждение денежные средства, поступившие по исполнительным листам, зачисляло на свой лицевой счет.

Следовательно, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии вины учреждения в допущенных нарушениях, отсутствии факта нецелевого расходования средств ОМС и отсутствии  состава правонарушения, предусмотренного пунктом 9 статьи 39 Закона об ОМС.

В силу статьи 4 Закона об ОМС основными принципами обязательного медицинского страхования являются:

1) обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования;

2) устойчивость финансовой системы обязательного медицинского страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного медицинского страхования;

3) обязательность уплаты страхователями страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размерах, установленных федеральными законами;

4) государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на исполнение обязательств по обязательному медицинскому страхованию в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования независимо от финансового положения страховщика;

5) создание условий для обеспечения доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования;

6) паритетность представительства субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования в органах управления обязательного медицинского страхования.

Истец заявляет в данном деле требования о наложении на ответчика санкций формально, не учитывая, что спорные денежные средства израсходованы учреждением на цели, предусмотренные программой ОМС в 2017 году, право на них ответчика установлено вступившими в законную силу и исполненными судебными актами, в связи с чем взыскание тех же денежных средств в Фонд с медицинского учреждения не отвечает целям, для достижения которых утверждена Территориальная программа обязательного медицинского страхования.

С учетом установленного апелляционный суд приходит к выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению. Решение следует отменить, как принятое с нарушением норм материального права.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы ответчика, понесенные в связи с оплатой государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, следует взыскать с ХКФОМС.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Хабаровского края от  07.10.2019 по делу          № А73-13378/2019 отменить. В удовлетворении иска отказать.

Взыскать с Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования в пользу Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Онкологический диспансер» министерства здравоохранения Хабаровского края судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3 000 рублей.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

В.Г. Дроздова

Судьи

Ж.В. Жолондзь

Ж.А. Усенко