Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-7491/2016
20 февраля 2017 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен февраля 2017 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.,
судей Харьковской Е.Г., Швец Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.,
при участии в заседании:
от Федерального казенного учреждения «Колония-поселение № 22 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю»: ФИО1, представителя по доверенности от 19.12.2016 (сроком на один год);
от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края: ФИО2. представителя по доверенности от 12.01.2017 № 06 (сроком по 31.12.2017);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Колония-поселение № 22 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю»
на решение от 18.11.2016
по делу № А73-12368/2016
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей С.Д. Манником
по заявлению Федерального казенного учреждения «Колония-поселение № 22 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю» (ОГРН <***>; ИНН <***>)
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края (ОГРН <***>; ИНН <***>)
об отмене решения
по встречному заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края
к Федеральному казенному учреждению «Колония-поселение № 22 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю»
о взыскании задолженности в сумме 466645,40 руб.
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение «Колония-поселение № 22 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю» (далее – заявитель; ФКУ «Колония-поселение № 22»; учреждение; страхователь) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края (далее – Управление Пенсионного фонда; страховщик; Управление) об отмене решения от 27.07.2016 № 109 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а в случае, если суд посчитает решение правомерным, о снижении размера пени и штрафа до минимального.
В свою очередь Управление предъявило встречный заявление о взыскании с ФКУ «Колония-поселение № 22» задолженности в размере 466645,40 руб., в том числе страховых взносов в сумме 335776,74 руб., пени в сумме 63713,31 руб., штраф в сумме 67155,35 руб.
Решением суда от 18.11.2016: 1. заявление ФКУ «Колония-поселение № 22» удовлетворено частично: оспариваемое решение Управления Пенсионного фонда в части начисления штрафа, превышающего 5000 руб. признано недействительным; в остальной части в удовлетворении заявления отказано; 2. встречное заявление Управления Пенсионного фонда удовлетворено частично: с ФКУ «Колония-поселение № 22» в пользу Управления взысканы задолженность по страховым взносам по дополнительному тарифу в сумме 335776,74 руб., пени в сумме 63713,31 руб. и штраф в сумме 5000 руб. (всего - 404490,50 руб.); в остальной части в удовлетворении встречного заявления отказано; 3. с ФКУ «Колония-поселение № 22» взыскана государственная пошлина в сумме 5000 руб. в доход федерального бюджета.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФКУ «Колония-поселение № 22» обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы, ссылаясь на Постановление Правительства Российской Федерации от 03.02.1994 № 85 «Об утверждении списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда», пункт 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российско Федерации (далее - НК РФ), Указ Президента Российской Федерации от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти», Положение о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, указывает на то, что: выплаты работникам, которые заняты на работах с осужденными менее 80 % своего рабочего времени, не должны облагаться страховыми взносами по дополнительному тарифу; размер штрафов и пеней несоразмерен неисполненному обязательству; поскольку деятельность учреждения не направлена на извлечение дохода и получение прибыли, несет связанные со своей деятельностью обязанности, то он освобожден от уплаты государственной пошлины.
В своем отзыве на апелляционную жалобу Управление Пенсионного фонда доводы жалобы отклонило, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ФКУ «"Колония-поселение № 22 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю» поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме, дав по ним пояснения, просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель Управления Пенсионного фонда отклонила доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, в ходе проведения Управлением пенсионного фонда выездной проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее – ОПС) в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее – ОМС) за период с 01.01.2013 по 31.12.2015 установлено, что страхователем в нарушение части 1 статьи 8, пунктов 1, 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», действующего в рассматриваемый период (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ), подпункта 17 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 173-ФЗ) не включены в базу для начисления дополнительных тарифов страховых взносов суммы заработной плат работников учреждения, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда в размере 1243786,41 руб. за 2013 год, 3329474,23 руб. за 2014 год, 2962033,79 руб. за 2015 год.; результаты выездной проверки оформлены актом от 24.06.2015 № 163дсп., по итогам рассмотрения которого, с учетом возражения страхователя, Управления Пенсионного фонда принято решение от 27.07.2016 № 109 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, которым учреждению доначислены страховые взносы по дополнительному тарифу в общей сумме 335776,74 руб., начислены пени – 56779,51 руб., и штраф по части 1 статьи 47 Федерального закона № 212-ФЗ, в размере 67155,35 руб.
Не согласившись с решением Управления, учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением, а Управление, в свою очередь, обратилось в арбитражный суд со встречным заявлением о взыскании с учреждения доначисленных по итогам проверки сумм.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ организации, производящие выплаты и другие вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
Частью 1 статьи 7 Федерального закона № 212-ФЗ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц, в том числе в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Федерального закона № 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18, подпунктам 1, 2 пункта 2 статьи 28 Федерального закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы, вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений страховых взносов.
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона № 212-ФЗ, плательщики страховых взносов, указанные в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.
Как установлено пунктом 3 статьи 15 Федерального закона № 212-ФЗ в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
Согласно частям 1 и 2 статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, применяются с 1 января 2013 года следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частью 2.1 настоящей статьи: 2013 год – 4,0 %; 2014 год – 6,0 %; 2015 год и последующие годы – 9,0 %; для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, применяются с 1 января 2013 года следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частью 2.1 настоящей статьи: 2013 год – 2,0 %; 2014 год – 4,0 %; 2015 год и последующие годы – 6,0 %.
В свою очередь, статьей 7 Федерального закона № 173-ФЗ предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
В соответствии с подпунктами 1, 2, 17 пункта 1 Федерального закона № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, в том числе, мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Как верно установлено судом первой инстанции: в ФКУ «Колония-поселение № 22» в 2013-2015 годах имелись работники, занятые на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, предусмотренных подпунктом 17 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, перечень должностей которых перечислен в приложениях к акту проверки- эти должности включены в Перечень рабочих мест, наименований профессий и должностей, занятость на которых дает право застрахованным лицам на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 17 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ; список работ, профессий и должностей работников учреждений исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.1994 № 85; исчисление страховых взносов по дополнительным тарифам с выплат и вознаграждений в пользу работников, занятых на работах с особыми условиями труда, поименованных в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ осуществляется в общеустановленном порядке на все выплаты и вознаграждения в пользу работников, признаваемые объектом обложения в соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона № 212-ФЗ, за исключением сумм, поименованных в статье 9 этого закона - таким образом, если работники числятся занятыми на работе с особыми условиями труда, поименованными в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, учитывая список работ, профессий и должностей работников, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.1994 № 85, то на выплаты и вознаграждения, производимые в пользу данных работников, в том числе, когда выполняемая работа носит периодический характер и составляет менее 80 % рабочего времени, следует начислять страховые взносы по соответствующим дополнительным тарифам; уплата страховых взносов по дополнительному тарифу зависит только от занятости работника на определенных видах работ; начисление страховых взносов по дополнительным тарифам с выплат и вознаграждений в пользу работников, занятых на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, производится независимо от того, включается ли этот период в специальный стаж для досрочного назначения пенсии или нет.
Как следует из материалов дела, установлено судом и не опровергнуто заявителем жалобы, Управлением Пенсионного фонда в ходе проведения выездной проверки выявлено занижение страховщиком базы на 1243786,41 руб. за 2013 год, на 3329474,23 руб. за 2014 год, на 2962033,79 руб. за 2015 год для начисления страховых взносов по дополнительным тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ, на суммы выплат работникам, занятым на работах с вредными условиями труда за 2013 - 2015 годы, а именно, страховые взносы по дополнительным тарифам за указанных работников учреждение необоснованно не начисляло и не уплачивало, при этом, общая сумма необоснованно не исчисленных и не уплаченных страхователем в бюджет ПФР страховых взносов по дополнительному тарифу за 2013 – 2015 гг. составила 335776,74 руб., следовательно оспариваемое решение Управления в этой части является законным и соответствующим положениям Федерального закона № 212-ФЗ (начисления страховых взносов по дополнительному тарифу на суммы выплат работников, частично занятых на работах с вредными условиями труда, права страхователя не нарушает).
Кроме того, на основании статьи 25 Федерального закона № 212-ФЗ, в связи с несвоевременной уплатой ФКУ «Колония-поселение № 22» страховых взносов по дополнительному тарифу за 2013-2015 гг. решением Управления ПФР страхователю начислены пени в общей сумме 56779,51 руб., при этом представленные расчеты пеней судом проверены и признаны верными, соответствующими требованиям вышеуказанной статьи Федерального закона № 212-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 47 Федерального закона № 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
По оспариваемому решению Управления страхователю начислен штраф в общей сумме 67155,35 руб., который, однако обоснованно снижен судом первой инстанции до 5000 руб., с применением положений подпункта 4 пункта 6 статьи 39, пункта 4 статьи 44 Федерального закона № 212-ФЗ, с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 № 2-П.
Рассматривая встречный иск Управления, суд установил, что до обращения с ним в арбитражный суд, последнее в установленном обязательном досудебном порядке направило ФКУ «Колония-поселение № 22» требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 25.08.2016 № 156 с предложением в срок до 12.09.2016 добровольно перечислить в бюджет ПФР недоимку по страховым взносам в сумме 335776,74 руб., пени в сумме 56779,51 руб., штраф в сумме 67155,35 руб.
Проанализировав представленные в дело документальные доказательства, суд первой инстанции обоснованно (с учетом снижения исчисленного Управлением штрафа), пришел к выводу о необходимости взыскания с учреждения в пользу Управления Пенсионного фонда недоимки по страховым взносам в сумме 335776,74 руб., пени в сумме 56779,51 руб., и штрафа в сумме 5000 руб.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом вышеизложенного, довод апелляционной жалобы о том, что выплаты работникам, которые заняты на работах с осужденными менее 80 % своего рабочего времени, не должны облагаться страховыми взносами по дополнительному тарифу, не принимается арбитражным судом апелляционной инстанции, поскольку он основан на неверном толковании норм права действующего законодательства.
Довод заявителя жалобы о том, что он освобожден от уплаты государственной пошлины, также подлежит отклонению арбитражным судом апелляционной инстанции в силу анализа подпункта 1.1. пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, разъяснений, данных в пункте 32 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах», и с учетом того обстоятельства, что учреждение, в рассматриваемом случае, выступает не в качестве государственного органа, и его требования не могут расцениваться как защита государственных и (или) общественных интересов.
Следовательно, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения обжалуемого судебного акта суда первой инстанции не имеется.
Поскольку ФКУ «Колония - поселение № 22» предоставлялась отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения апелляционной жалобы, то с последнего в соответствии со статьей 110 АПК РФ, статьей 333.21 НК РФ, подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 1500 руб.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 18 ноября 2016 года по делу № А73-12368/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Колония-поселение № 22 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю» в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы. Исполнительный лист выдать Арбитражному суду Хабаровского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | Е.В. Вертопрахова |
Судьи | Е.Г. Харьковская |
Е.А. Швец |