ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-7496/17 от 06.02.2018 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-7496/2017

13 февраля 2018 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2018 года.
Полный текст  постановления изготовлен февраля 2018 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Харьковской Е.Г.

судей                                       Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.

при участии  в заседании:

от министерства сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края: ФИО1 представитель по доверенности от 29.05.2017;

от главы крестьянского (фермерского) хозяйства Цветкова Михаила Владимировича: ФИО2 представитель по ордеру адвоката, Цветков М.В. лично;

рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы главы крестьянского (фермерского) хозяйства Цветкова Михаила Владимировича,

министерства сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края

на решение от  17.11.2017

по делу № А73-12714/2017

Арбитражного суда Хабаровского края

принятое судьей Воронцовым А.И.

позаявлению министерства сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края

к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Цветкова Михаила Владимировича

о  взыскании 1 500 000 руб.

УСТАНОВИЛ:

министерство сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к главе крестьянского фермерского хозяйства Цветкову Михаилу Владимировичу (далее - глава КФХ) о взыскании 1 500 000 руб. суммы гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства.

            Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 17.11.2017  по  делу    № А73-12714/2017 заявленные требования министерства удовлетворены частично. Взыскано с главы КФХ в пользу министерства 279 550 руб. долга.

          Не согласившись с принятым судебным актом, глава КФХ, министерство  обратились в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых  просят решение суда первой инстанции от 17.11.2017 по делу № А73-12714/2017 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционных  жалоб глава КФХ, министерство ссылаются на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда ф актическим обстоятельствам дела.

          В судебном заседании апелляционной инстанции представители главы КФХ, министерства доводы своих  апелляционных жалоб поддержали в полном объеме.

           Глава КФХ и его представитель  против доводов апелляционной жалобы министерства  возражали, просили решение Арбитражного суда Хабаровского края от 17.11.2017  по делу № А73-12714/2017 отменить, апелляционную жалобу министерства оставить без удовлетворения.

       Представитель министерства против доводов апелляционной жалобы  главы КФХ возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Просил решение Арбитражного суда Хабаровского края от 17.11.2017 по делу № А73-12714/2017 отменить, апелляционную жалобу  главы КФХ оставить без удовлетворения.

        В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 30.01.2018 объявлялся перерыв до 06.02.2018.

         Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционных  жалобах и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда подлежит отмене, выводы которого не соответствуют обстоятельствам дела. Апелляционная жалоба главы КФХ удовлетворяется, апелляционная жалоба министерства оставлена без удовлетворения.

Согласно статье 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии со  статьёй 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:

1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);

2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 20.03. 2012 N 66-пр "О порядке и об условиях предоставления отдельных мер краевой государственной поддержки, направленных на развитие сельскохозяйственного производства в Хабаровском крае" утверждены порядок и условия предоставления из краевого бюджета начинающим фермерам, осуществляющим свою деятельность на территории Хабаровского края, грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 N 166 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров".

          Согласно пункту 3.2.1 Положения о министерстве сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края, утвержденного постановлением правительства Хабаровского края от 17.06.2015 N 140-пр, министерство осуществляет поддержку сельскохозяйственного производства.

Согласно порядку и условиям, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 20.03.2012 N 66-пр в 2014 году министерством главе КФХ предоставлен грант на создание и развитие крестьянского фермерского хозяйства в размере 1 500 000 руб. и единовременную помощь на бытовое обустройство в размере 250 000 руб.

26.05.2014 между министерством и главой КФХ заключено соглашение (л.д.26) о взаимодействии и комплексном участии в реализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 и государственной целевой программы Хабаровского края "Развитие сельского хозяйства, и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Хабаровском крае на 2013-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 17.08.2012 N 277-пр N 88 (далее - соглашение N 88).

Из материалов дела следует, что министерство платежными поручениями от 30.05.2014 N 723944, от 09.06.2014 N 807936 выплатило главе КФХ 1 500 000 руб., согласно утвержденному плану расходов гранта на создание и развитие крестьянско-фермерского хозяйства (л.д.22). 09.06.2014 дата поступления средств на счет начинающего фермера. Соответственно 09.06.2015 последний день 12-месячного срока расходования гранта.

По п.5.1 порядка (л.д.8) грант должен быть израсходован на цели, указанные в плане расходов, в течение 12 месяцев со дня поступления на счет начинающего фермера. Имущество, приобретенное за счет гранта, не подлежит отчуждению в течение 10 лет со дня получения гранта.

В тоже время, факт приобретения главой КФХ свиней согласно плану расходов министерство не отрицает. Апелляционный суд считает, что сохранение приобретенного стада и их нахождение на территории КФХ в течение 10 лет противоречит цели создания фермерского хозяйства и назначению свиней как продукции.

Довод главы КФХ о том, что срок использования гранта законодателем увеличен до 18 месяцев отклоняется, поскольку по данному спору на дату подачи заявки, подписания соглашения и получения гранта в указанных выше нормативных документах предусмотрено условие расходование гранта в течение 12 месяцев со дня поступления на счет фермера.

Часть количества свиней приобретено, что признано министерством, по платежным поручениям от 23.06.2015, 12.08.2015 (л.д.40,42), но за пределами 12-месячного срока (после 09.06.2015).

В связи с этим нарушением условия  (расходование гранта в 12-месячный срок) министерство после направления требования главе КФХ о возврате суммы гранта и не поступления средств в краевой бюджет, обратилось в арбитражный суд о взыскании с главы КФХ всей полученной им суммы гранта 1 500 000 руб. Доказательств того, что КФХ не ведет хозяйственную деятельность не представлено.

Указанным выше соглашением от 26.05.2014 установлена обязанность главы КФХ обеспечивать соблюдение условий, целей и порядка предоставления субсидий, обеспечивать возврат субсидий в краевой бюджет в случае установления министерством фактов нарушения условий предоставления субсидий в порядке и сроки, установленными нормативными правовыми актами (пункт 2.2.6).

Согласно пункту 7 Порядка (л.д.8) (в редакции, действующей на момент заключения соглашения) в случае выявления фактов несоответствия заявителя условиям подачи заявок, а также невыполнения заявителем условий, установленных пунктом 3 порядка (о заключении и исполнении соглашения), грант в полном объеме подлежит возврату в краевой бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации. Остатки гранта, не использованные в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашением подлежат возврату в краевой бюджет.

Однако, соглашение между сторонами подписано 26.05.2014. В материалы дела в порядке статьи 65 АПК РФ не представлено  доказательств выявления фактов несоответствия заявителя условиям подачи заявок (п.4.1 порядка л.д.7), нарушения критерий предоставления уполномоченным органом субсидий.

  В соответствии с положениями статей 34 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности). Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств предполагает доведение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

На основании указанных выше нормативных актов  апелляционным судом учитывается, что основной целью предоставления грантов является создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, поддержка начинающих фермеров на территории Хабаровского края, повышения их финансовой устойчивости. Именно на это израсходована сумма гранта по утвержденному плану расходов. Оценив в совокупности обстоятельства дела, исследовав представленные доказательства, апелляционный суд считает, что в данном деле только пропуск установленного срока не может быть основанием для возврата министерству гранта в полном объеме.

Согласно материалам дела средства гранта по позиции 20 плана расходов (1 автомобиль грузовой) израсходованы меньше на 71 550 руб., по позиции 19 плана расходов (80 свиней) израсходовано на 9 000 руб. меньше. Таким образом не израсходованный остаток гранта составляет 80 550 руб. и подлежит возврату. По иным позициям плана претензии министерства отсутствуют.

Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция изменяет решение суда, выводы которого не соответствуют обстоятельствам дела.

После прекращения отношений истца с государством по поводу уплаты государственной пошлины (ст.44 НК РФ) и рассмотрения судом дела, возникают отношения между сторонами судебного спора (истцом и ответчиком) по поводу возмещения судебных расходов, в состав которых законодателем включена уплаченная сумма государственной пошлины (ст.101, 110 АПК РФ). Соответственно, взыскание с истца уплаченной ответчиком в бюджет государственной пошлины, возлагает на истца обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации ответчику денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам. Законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

          апелляционную  жалобу министерства сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края  оставить без удовлетворения.

         Апелляционную жалобу главы крестьянского фермерского хозяйства Цветкова Михаила Владимировича удовлетворить.

          решение Арбитражного суда Хабаровского края от 17.11.2017 по делу № А73-12714/2017 изменить.

           Взыскать с главы крестьянского фермерского хозяйства Цветкова Михаила Владимировича в пользу министерства сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края 80 550 руб. долга.

            Взыскать с главы крестьянского фермерского хозяйства Цветкова Михаила Владимировича в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 405, 48  руб.

             Взыскать с министерства сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края в пользу  главы крестьянского фермерского хозяйства Цветкова Михаила Владимировича расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3000 руб.

            Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Е.Г. Харьковская

Судьи

Е.В. Вертопрахова

Е.А. Швец