Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№06АП-7518/2021
02 февраля 2022 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен февраля 2022 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Брагиной Т.Г.
судей Волковой М.О., Воронцова А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Михайленко Т.Н.
при участии в судебном заседании:
от Администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края - ФИО1, представитель по доверенности от 07.04.2020;
от Министерства ЖКХ Хабаровского края - ФИО2, представитель по доверенности №16041 от 23.11. 2021;
от третьего лица: ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ - представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края
на решение от 15.11.2021
по делу №А73-15940/2021
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску Администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края
к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
об обязании включить в акт сверки задолженности сумму убытков
третье лицо - федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации
УСТАНОВИЛ:
Администрация Комсомольского муниципального района Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>,далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>,далее - Министерство, ответчик) об обязании включить в акт сверки расчетов по предоставленным субвенциям денежные средства, взысканные с казны муниципального образования решениями Арбитражного суда Хабаровского края по делам №№А73-8359/2020, А73-8358/2020, А73-10591/2020.
Определением суда от 06.10.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее - ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ).
Решением суда от 15.11.2021 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на невозможность участия в предварительном судебном заседании по техническим причинам, после устранения которых заявителю стало известно о состоявшемся судебном заседании и принятом решении. Считает, что предъявленные к исполнению судебные акты подлежат включению в акт сверки расчётов между Министерством ЖКХ Хабаровского края и Администрацией Комсомольского муниципального района Хабаровского края в целях предоставления субвенций местному бюджету из краевого бюджета на компенсацию убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению, за 2020 год в полном объёме в соответствии с Правилами предоставления из краевого бюджета бюджетам городских округов и муниципальных районов края дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов, утверждёнными постановлением Правительства Хабаровского края от 30.12.2016 №524-пр.
Министерство в отзыве на жалобу мотивированно возражает против изложенных в ней доводов, считает, что оснований для удовлетворения исковых требований Администрации и, соответственно, апелляционной жалобы не имеется.
ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ в отзыве на жалобу выражает согласие с изложенными в ней доводами, в связи с чем просит жалобу удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как видно из материалов дела, Администрация направила в адрес Министерства акт сверки по предоставленным субвенциям местному бюджету из краевого бюджета на компенсацию организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению за 2020 год, включив в него взысканные с муниципального образования Комсомольский муниципальный район в пользу ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ решениями Арбитражного суда Хабаровского края по делам №№А73-8358/2020, А73-8359/2020, А73-10591/2020 денежные средства в размере 2 740 929 руб. 99 коп., 3 845 345 руб. 90 коп., 9 562 747 руб. 90 коп., соответственно.
В свою очередь, Министерство, ссылаясь на Порядок предоставления субвенций местным бюджетам из краевого бюджета, утверждённый постановлением Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 №35-пр, и направление акта сверки расчетов письмом от 30.04.2021 №6151, акт, составленный Администрацией, возвратило без подписи, что послужило поводом для обращения в арбитражный суд с настоящим иском, после отклонения претензии от 17.08.2021.
При рассмотрении дела судом установлено, что истцом в акт сверки за 2020 год включены убытки ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ, возникшие в период с 01.04.2017 по 02.12.2017 в связи с оказанием услуг теплоснабжения населению при отсутствии утверждённого тарифа.
Руководствуясь Законом Хабаровского края от 24.11.2004 №222 «О компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению» (далее - Закон Хабаровского края №222), Законом Хабаровского края от 31.10.2007 №150 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Хабаровского края по компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению» (далее - Закон Хабаровского края №150), Порядком расчета компенсации убытков организациям от применения регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению и Порядком предоставления субвенций местным бюджетам из краевого бюджета на компенсацию организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению, утверждёнными постановлением Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 №35-пр, Правилами предоставления из краевого бюджета бюджетам городских округов и муниципальных районов края дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов, утвержденными постановлением Правительства Хабаровского края от 30.12.2016 №524-пр, суд пришёл к выводу о том, что включение в акт сверки по предоставленным субвенциям местному бюджету задолженности по исполнительным листам, выданным на основании судебных актов Арбитражного суда Хабаровского края по делам №№А73-8358/2020, А73-8359/2020, А73-10591/2020 приведёт к нарушению Бюджетного кодекса РФ и нарушению принципа исполнимости судебного акта. Тогда как в случае недостатка собственных средств у муниципального образования оплата задолженности по исполнительным листам возможна за счет выделения дополнительной финансовой помощи из краевого бюджета через механизм предоставления дотации, в связи с чем в удовлетворении требований об обязании включить в акт сверки субвенций денежные средства в размере 2 740 929 руб. 99 коп., 3 845 345 руб. 90 коп., 9 562 747 руб. 90 коп. отказал.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, выслушав мнение представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены судебного акта в связи со следующим.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно части 2 статьи 63 указанного закона, финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем предоставления субвенций местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации распределяются в соответствии с едиными для каждого вида субвенции методиками, утверждаемыми законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, между всеми муниципальными образованиями субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия, пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям и с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в муниципальных образованиях.
Распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.
На основании статьи 4 Закона Хабаровского края №222, статьи 5 Закона Хабаровского края №150 постановлением Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 №35-пр утвержден Порядок расчета компенсации убытков организациям от применения регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению и Порядок предоставления субвенций местным бюджетам из краевого бюджета на компенсацию организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению (далее - Порядок предоставления субвенций).
Пунктами 2.1, 2.2 раздела 2 Порядка предоставления субвенций полномочия по предоставлению местным бюджетам субвенций из бюджета края возложены на министерство жилищно-коммунального хозяйства края.
Согласно пункту 1.2 Положения о министерстве жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 06.05.2006 №69-пр, Министерство является органом исполнительной власти Хабаровского края.
Из изложенного следует, что разногласия, возникшие между муниципальным образованием и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросу предоставления финансового обеспечения расходных обязательств муниципального образования, связаны с перераспределением бюджетных средств, то есть спор, за разрешением которого истец обратился в арбитражный суд, возник из бюджетных правоотношений.
Вместе с тем споры между муниципальными образованиями и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации по поводу перечисления денежных средств в бюджет муниципального образования подведомственны судам общей юрисдикции, поскольку ни АПК РФ, ни иной федеральный закон не относит к ведению арбитражных судов споры, вытекающие из бюджетных правоотношений (пункт 1 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2003 года (по гражданским делам)).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, арбитражный суд прекращает производство по делу, если дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает необходимым решение суда отменить и прекратить производство по делу.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 15.11.2021 по делу №А73-15940/2021 отменить, производство по делу прекратить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | Т.Г. Брагина |
Судьи | М.О. Волкова |
А.И. Воронцов |