ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-760/20 от 17.03.2020 Шестого арбитражного апелляционного суда

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-760/2020

23 марта 2020 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2020 года.
Полный текст  постановления изготовлен марта 2020 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Харьковской Е.Г.

судей                                       Вертопраховой Е.В., Тищенко А.П.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сушиной Я.Н.

при участии  в заседании:

от открытого акционерного общества  «Российские железные дороги»: ФИО1, представитель по доверенности от 22.11.2019 № ДТЦФТО-5/Д, представлен паспорт, диплом о высшем юридическом образовании;

отобщества с ограниченной ответственностью «Кимкано-Сутарский горно-обогатительный комбинат»: ФИО2, представитель по доверенности от 09.01.2020 № КС ГОК-09, представлен паспорт, диплом о высшем юридическом образовании;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  общества с ограниченной ответственностью «Кимкано-Сутарский горно-обогатительный комбинат»

на решение от  31.12.2019

по делу № А16-1916/2019

Арбитражного суда Еврейской автономной области

по заявлению открытого акционерного общества  «Российские железные дороги»

к обществу с ограниченной ответственностью «Кимкано-Сутарский горно-обогатительный комбинат»

о  взыскании 310 015 руб.

                                                     УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, далее - ОАО «РЖД») обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением  к обществу с ограниченной ответственностью «Кимкано-Сутарский горно-обогатительный комбинат» (ОГРН 1047796563077, ИНН 7703525082 , далее - ООО «КС ГОК») о взыскании штрафа в сумме 310 015 руб.

       Решением Арбитражного суда Еврейской автономной области от 31.12.2019 заявленные ОАО «РЖД» требования удовлетворены.   

Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «КС ГОК» обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 31.12.2019 по делу № А16-1916/2019 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобыООО «КС ГОК» ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда ф актическим обстоятельствам дела.  

         В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ООО «КС ГОК» доводы  апелляционной жалобы  поддержал в полном объеме.

        Представитель ОАО «РЖД» против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Просил решение Арбитражного суда Еврейской автономной области  от 31.12.2019 по делу № А16-1916/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. 

        Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.

В силу статьи 784 ГК РФ перевозка грузов осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

Согласно статье 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Пунктом 1 статьи 793 ГК РФ установлено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную указанным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

Согласно статье 25 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее – УЖТ РФ) при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы. Указанная транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза.

Статьей 26 УЖТ РФ установлено, что  при предъявлении грузов для перевозки грузоотправитель должен указать в транспортной железнодорожной накладной их массу, при предъявлении тарных и штучных грузов также количество грузовых мест.

Определение массы грузов, грузобагажа, погрузка которых до полной вместимости вагонов, контейнеров может повлечь за собой превышение их допустимой грузоподъемности, осуществляется только посредством взвешивания. При этом определение массы грузов, перевозимых навалом и насыпью, осуществляется посредством взвешивания на вагонных весах.

Взвешивание грузов, грузобагажа обеспечивается перевозчиками при обеспечении ими погрузки и выгрузки в местах общего пользования; грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями) при обеспечении ими погрузки и выгрузки в местах общего и необщего пользования и на железнодорожных путях необщего пользования. Осуществляемое перевозчиком взвешивание грузов, грузобагажа оплачивается грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем) в соответствии с договором.

Перевозчик имеет право проверять достоверность массы грузов, грузобагажа и других сведений, указанных грузоотправителями (отправителями) в транспортных железнодорожных накладных (заявлениях на перевозку грузобагажа) (статья 27 УЖТ РФ).  

Согласно статье 98 УЖТ РФ за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, в результате чего снижается стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов грузоотправители уплачивают перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов на все расстояние их перевозки независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика.

Порядок оформления и взыскания штрафов устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

Из материалов дела следует, что ООО «КС ГОК» 04.11.2018 отправило со станции Известковой Дальневосточной железной дороги до станции назначения Новокузнецк-Северный по транспортной железнодорожной накладной № ЭА467286 вагон № 55193437 с грузом концентрат железорудный.

07.11.2018 на станции Карымская Забайкальской железной дороги произведено контрольное взвешивание вагона на вагонных весах. Установлена разница в нагрузке тележек вагона 19 500 кг. Составлен акт общей формы от 07.11.2018, в котором указано на неравномерность загрузки  «западная часть не загружена, виден пол вагона».

В результате контрольной перевески вагона на вагонных весах 09.11.2018 составлены акт общей формы № 1/3274 и коммерческий акт № ЗБК1803880/624 в которых отражена разница в нагрузке тележек  20 100 кг. Вагон подан для разравнивания погрузки.

ОАО «РЖД» начислило неустойку в сумме 310 015 руб. Претензия от 26.03.2019 с предложением произвести оплату неустойки в добровольном порядке, оставлена без удовлетворения. О взыскании неустойки ОАО «РЖД» обратилось в арбитражный суд, который обосновано удовлетворил заявленные требования.

       Порядок внесения сведений в железнодорожную накладную установлен Правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства путей сообщения от 18.06.2003 № 39, согласно которым в железнодорожной накладной грузоотправитель обязан указать достоверные сведения о массе груза. При обнаружении перечисленных обстоятельств перевозчиком составляется акт общей формы и коммерческий акт в соответствии с правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом. На основании этих актов начисляется сумма штрафа и направляется уведомление в адрес грузоотправителя об уплате штрафа (пункт 6 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 № 43).

Согласно пункту 5.1 Технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, утвержденных МПС РФ 27.05.2003 за № ЦМ-943,  предъявляемый к перевозке груз должен быть подготовлен таким образом, чтобы в процессе перевозки были обеспечены безопасность движения поездов, сохранность груза, вагонов и контейнеров. С этой целью грузоотправителем должно быть обеспечено перед погрузкой грузов, содержащих мелкие фракции, дополнительные меры по уплотнению зазоров кузова вагона; поверхность груза после погрузки на открытый подвижной состав должна быть разровнена, а при необходимости и уплотнена.

Грузоотправители и грузополучатели в целях обеспечения сохранности вагонного парка должны соблюдать требования ГОСТ 22235 (пункт 5.2 указанных технических условий).

Превышение массы груза сверх указанной грузоподъемности вагона при повторной проверке допускается в пределах значения погрешности определения массы груза в соответствии с нормативными документами, действующими на территории государства, принявшего стандарт.

При необходимости смещения общего центра тяжести груза в вагоне относительно продольной или (и) поперечной плоскости симметрии вагона значение смещения не должно превышать значения, установленного нормативными документами, действующими на территории государства, принявшего стандарт; разница в нагрузке тележек не должна превышать 10 т – для четырехосных; 15 т - для шестиосных; 20 т - для восьмиосных вагонов.

Искажение отправителем сведений в железнодорожной накладной, неравномерность загрузки спорного вагона, превышающей нормативно допустимую, подтверждается коммерческим актом от 09.11.2018, актами общей формы от 07.11.2018, от 09.11.2018, справкой о результатах работы АСКОПВ и Весов в поезде 07.11.2018, сводкой  по составу от 09.11.2018.

Согласно транспортной железнодорожной накладной № ЭА467286, груз размещен и закреплен согласно местным техническим условиям (МТУ № 96-00-006) утвержденным 16.11.2017, погрузка в вагон осуществлялась средствами грузоотправителя.

На основании пункта 7.2. Технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, утвержденных МПС России 27.05. 2003 № ЦМ-943 (далее ТУ ЦМ-943), местные технические условия (МТУ) размещения и крепления грузов разрабатываютсягрузоотправителем в отношении груза, способы размещения и крепления которого не предусмотрены настоящими ТУ, и утверждаются перевозчиком.

Соблюдение требований МТУ № 96-00-006, а именно размещение и крепление (погрузка) железорудного концентрата в полувагоны в форме конусов одновременно не исключает обязанность грузоотправителя по соблюдению требований пункта 5.1 ТУ ЦМ-943 «Предъявляемый к перевозке груз должен быть подготовлен таким образом, чтобы в процессе перевозки были обеспечены безопасность движения поездов, сохранность груза, вагонов и контейнеров».

 Согласно положениям пункта 7.2.7. ТУ ЦМ-943 при выявлении недостатков в действующих МТУ они подлежат немедленной отмене перевозчиком.

Между тем, пункт 5.2. ТУ ЦМ-943 предусматривает обязанность грузоотправителя применительно к настоящему случаю ООО «КС ГОК» по соблюдению требований ГОСТ 22235.

Согласно пункту 4.1.8 «ГОСТ 22235-2010. Межгосударственный стандарт. Вагоны грузовые магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Общие требования по обеспечению сохранности при производстве погрузочно-разгрузочных и маневровых работ», введен в действие Приказом Госстандарта от 12.11.2010 № 420-ст (далее - ГОСТ 22235-2010) при необходимости смещения общего центра тяжести груза в вагоне разница в нагрузке тележек не должна превышать10 т- для четырехосных вагонов.

Их анализа  4.1.8  ГОСТА 22235-2010 следует, что приведенная формула расчета нагрузки на каждую из тележек, а также расчет данной нагрузки необходим для соблюдения ГОСТА 4835, несоблюдение которого также может влиять на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта.

ГОСТ 22235-2010 устанавливает требования к загрузке (развесовке) вагонов при их погрузке и передвижении именно с целью того, чтобы подвижной состав - вагоны, грузились грузоотправителями единообразно и правильно, и в дальнейшем не повреждались сами, не повреждали пути и не влияли на безопасность движения при их перевозке. Вместе с тем, ГОСТ 22235-2010 устанавливает правила погрузки грузов в вагоны с целью их дальнейшей безопасной и безаварийной эксплуатации, требования пункта ТУ ЦМ-943 и конкретно пункта 5.1.

Более того, пунктом 38 Приложения № 6 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21.12.2010 № 286 «Организация движения поездов на железнодорожном транспорте», не допускается ставить в поезда платформы и полувагоны, загруженные с нарушением технических условий размещения и крепления грузов.

Доказательств того, что по ГОСТ 22235-2010 грузоподъемность вагона не превышена, в материалы в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ООО «КС ГОК» не представило.

          Довод жалобы о том, что обнаруженная коммерческая неисправность в соответствии с классификатором неисправностей грузовых вагонов утвержденным распоряжением ОАО «РЖД» 01.06.2005 № 834р не учитывается, как неисправность, угрожающая безопасности движения. отклоняется как не обоснованный.

Из акта № ЗБК1803880/624 следует, что данный документ составлен на железнодорожной станции Карымская Забайкальской железной дороги на основании актов общей формы № 1/3274 и № 94310-3-1/42029. Код неисправности представляет собой последовательность четырех позиций и содержит семь знаков, каждая позиция имеет цифровое значение, состоящее соответственно из: трех, двух, одного и одного знаков.

Согласно классификатору коммерческих неисправностей, утвержденным распоряжением ОАО «РЖД» от 01.06. 2005  № 834р и АОФ № 94310-3-1/42029 при прохождении вагона через систему АСКО ПВ и весы РТВД вагону присвоен код неисправности 8150023, где  815 превышение допустимой разницы нагрузки по тележкам; 00  без указания места положения; 2 с отцепкой; 3 учитывается в КНО как угроза безопасности.

Отклоняется довод  жалобы об отсутствии у  ОАО «РЖД» права предъявлять  иск о взыскании неустойки по  статье 98 УЖТ РФ за перегруз вагонных тележек.

Соответствие (не соответствие) размещения и закрепления груза МТУ (ТУ) относится к сведениям о грузе согласно графам железнодорожной накладной, данные сведения указываются грузоотправителем. Им указано о верной погрузке, что фактически не соответствовало заявленному. Статья 27, 98 УЖТ РФ предусматривает ответственность грузоотправителя за искажение сведений о грузе.

          Довод жалобы о том, что в железнодорожной транспортной накладной                          № ЭА467286 нет отметок о нарушении погрузки, отклоняется, поскольку согласно акту общей формы от 07.11.2018 у вагона обнаружено при верхнем осмотре вагона, погрузка не равномерная западная часть вагона не загружена, виден пол вагона, что угрожает безопасности движения.

Суд первой инстанции правомерно отклонил ходатайство ООО «КС ГОК» о снижении размера взыскиваемой неустойки, поскольку двукратное превышение допустимой разницы в нагрузке тележек вагона, не может свидетельствовать о незначительности нарушения установленных правил. Кроме того судом принят во внимание протокол совещания от 10.12.2018, содержащий сведения о многократном нарушении ответчиком ГОСТ 22235-2010 при загрузке вагонов (29 шт.).

       Неустойка штрафного характера, в данном случае направлено на профилактику совершения грузоотправителем действий, нарушающих условия перевозки и сопряженных с возникновением аварийных ситуаций, при которых под угрозу ставится жизнь и здоровье граждан, имущество физических и юридических лиц, и соразмерно цели обеспечения безопасности эксплуатации железнодорожного транспорта.

         Признание несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства является правом суда, принимающего решение. В каждом случае суд оценивает возможность снижения санкций с учетом конкретных обстоятельств дела и взаимоотношений сторон. Степень соразмерности заявленной истцом неустойки последствиям нарушения обязательства является оценочной категорией, в силу чего только суд вправе дать оценку указанному критерию, исходя из своего внутреннего убеждения и обстоятельств конкретного дела, как того требуют положения статьи 71 АПК РФ.

          Ссылка заявителя жалобы на судебную практику в подтверждение доводов апелляционной жалобы не может быть принята во внимание судебной коллегией, так как судебные акты по указанным делам основаны на иных фактических обстоятельствах и объеме доказательств, оцениваемых судами в каждом конкретном деле в совокупности и взаимосвязи.

         Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка. Выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют действующему законодательству.

          При установленных выше обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, не установил оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

         Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Еврейской автономной области   от 31.12.2019 по делу   № А16-1916/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Е.Г. Харьковская

Судьи

Е.В. Вертопрахова

А.П. Тищенко