ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-7611/2021 от 06.04.2022 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-7611/2021

16 мая 2022 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2022 года.
Полный текст  постановления изготовлен мая 2022 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Волковой М.О.,

судей                                       Воронцова А.И., Жолондзь Ж.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Михайленко Т.Н.,

при участии  в заседании:

от министерства ЖКХ Хабаровского края: Вербинская Т.П., представитель по доверенности от 28.01.2022,

от ООО «Экотехнопарк Восточный»: Юрков А.С., представитель по доверенности от 06.12.2021, Патынская Е.И., представитель по доверенности от 01.02.2022,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  общества с ограниченной ответственностью «Экотехнопарк Восточный»

на решение от  18.11.2021

по делу №А73-13856/2021

Арбитражного суда Хабаровского края

по иску министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (ОГРН 1032700316560, ИНН 2721104828, г. Хабаровск)

к обществу с ограниченной ответственностью «Экотехнопарк Восточный» (ОГРН 1192536023250, ИНН 2543140935, г. Владивосток)

о расторжении соглашения,

УСТАНОВИЛ:

         Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (министерство ЖКХ) обратилось в арбитражный суд Хабаровского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Экотехнопарк Восточный» (ООО «Экотехнопарк Восточный») о расторжении концессионного соглашения от 20.05.2020.

Требования мотивированы невозможностью исполнения сторонами обязательств по концессионному соглашению в связи с существенным изменением обстоятельств.

Решением от 18.11.2021 иск удовлетворен.

В апелляционной жалобе ООО «Экотехнопарк Восточный», ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, считает судебный акт подлежащим отмене.

В обоснование указано, что при заключении концессионного соглашения стороны заранее предусмотрели возможность наступления таких обстоятельств, как непригодность предоставленного земельного участка, о чем прямо указано в разделе 2 приложения №3 соглашения (замена земельного участка в случае выявления непригодности предоставленного участка); согласован порядок преодоления указанных обстоятельств, без расторжения соглашения, путем замены земельного участка на подходящий, что исключает наличие существенности изменения обстоятельств в силу пункта 1 статьи 451 ГК РФ; истец не заявлял о существенных нарушениях со стороны ответчика условий  соглашения и не указывал в иске, а суд не устанавливал такие нарушения, в связи с чем применение статьи 450, а также пункта 2 статьи 452 ГК РФ является неверным; суд не применил пункт 2 статьи 451 ГК РФ, не исследовал наличие и доказанность всех условий, предусмотренных данной нормой,  необходимых для удовлетворения иска.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона №115-ФЗ от 21.07.2005 «О концессионных соглашениях» предоставление концессионеру земельного участка – обязанность концедента, которая при выяснении обстоятельств непригодности предоставленного земельного участка последним не исполнена. При этом, сторонами велись переговоры по поиску альтернативного земельного участка, о чем свидетельствует переписка, рабочее совещание 28.12.2020, на котором принято решение рекомендовать концессионеру рассмотреть потенциальные земельные участки вблизи п. Лазо Сергеевского сельского поселения, однако они также признаны непригодными для размещения объекта концессионного соглашения, о чем министерство сообщило письмом от 09.02.2021. В этом же письмо министерство  уведомило концессионера о том, что будет проработан вопрос о возможности размещения объекта рядом с действующим полигоном вблизи 61 км автодороги Хабаровск-Находка и о направлении дополнительной  информации не позднее 01.03.2021. Между тем, более никакой информации концессионеру не предоставлено, в то время как следующее письмо от 30.03.2021 уже содержало предложение о расторжении соглашения.

Вместе с тем, как отражено в презентации по концессионному проекту, доведенному до сведения министерства на совещании 25.11.2021, последний из рассматриваемых участков подходил и подходит для размещения объекта концессионного соглашения. Тот факт, что спорный земельный участок находится в собственности муниципального образования, не может служить основанием для отказа в рассмотрении указанного земельного участка, поскольку передача земельного участка из собственности муниципального образования в собственность субъекта РФ не является новой и нереализуемой процедурой, что следует из судебной практики.

Таким образом, концессионер был заинтересован в реализации концессионного соглашения, проявляя участие и выражая готовность к разработке дополнительных мер по оптимизации необходимой валовой выручки регионального оператора по обращению с отходами и сдерживанию роста платы населения, однако концедент не обеспечил предоставление земельного участка взамен предоставленного, ссылаясь на отсутствие на территории Хабаровского края земельных участков в краевой собственности, которые могли бы подходить по своим характеристикам для строительства мусоросортировочного комплекса.

Указанное свидетельствует об отсутствии ряда условий для удовлетворения иска, предусмотренных пунктами 1, 2 статьи 451 ГК РФ.

По мнению заявителя жалобы, суд не учел, что министерство, обращаясь с иском о расторжении концессионного соглашения, не соблюло надлежащим образом досудебный порядок разрешения споров, предусмотренный соглашением. При этом, ответчик не был также извещен судом надлежащим образом.

Кроме того, судом не учтен тот факт, что министерством осуществлялись фактические действия по исполнению концессионного соглашения одновременно с действиями по его расторжению, поскольку после направления уведомления о расторжении соглашения (письмо от 23.07.2021) между министерством и концессионером в лице нового собственника ответчика (ООО «РусЭкоГрупп») проводились рабочие совещания, на которых не обсуждался вопрос о расторжении концессионного соглашения, а, напротив, на повестку дня ставились вопросы дальнейшего запуска проекта. Более того, после подачи иска министерство продолжало взаимодействовать с концессионером для обсуждения текущих вопросов запуска концессионного соглашения. В этой связи в рамках настоящего дела подлежит применению принцип «эстоппель».

В дополнениях к жалобе заявитель указал на необходимость привлечению к участию в деле министерства имущественных отношений Хабаровского края и перехода к рассмотрению дела по правилам первой инстанции, поскольку последнее, по мнению заявителя жалобы, осуществляет часть полномочий концедента, считающего соглашение действующим и требующее его исполнения.

В обоснование доводов жалобы заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела следующих документов: письма министерства №1-07/16418 от 30.10.2020, письма ООО «Экотехнопарк Восточный»  №12 от 10.11.2020, письма министерства №1-07/17347 от 17.11.2020, письма министерства №1-07/18422 от 07.12.2020, протокола рабочей встречи (совещания) от 28.12.2020, письма ООО «Экотехнопарк Восточный»  №13 от 30.12.2020, письма ООО «Экотехнопарк Восточный»  №14 от 30.12.2020, письма министерства №1-07/1743 от 09.02.2021, письма ООО «Экотехнопарк Восточный»  №15 от 16.02.2021, письма ООО «Экотехнопарк Восточный»  №16 от 03.03.2021, письма министерства №1-07/4537 от 05.04.2021, письма Группы «ВИС» №166/УК/2021 от 05.07.2021, письма министерства №1-07/10021 от 26.07.2021, письма Группы «ВИС» №183/УК/2021 от 27.07.2021, письма Правительства Хабаровского края №12.3.42.1159 от 04.08.2021, письма Правительства Хабаровского края №12.3.42-12434 от 19.08.2021, письма ООО «РусЭкоГрупп» №9/РЭГ/2021 от 01.10.2021, письма министерства №1-07/14328 от 20.10.2021, письма министерства №155268 от 09.11.2021, протокола совещания от 25.11.2021, презентации «Концессионный проект в сфере обращения с ТКО в Хабаровском крае, ноябрь 2021г.».

В отзыве на апелляционную жалобу министерство ЖКЖ выразило несогласие с ее доводами, указав, что именно министерство ЖКХ  является стороной концессионного соглашения и уполномоченным органом при ведении переговоров с концессионером; Федеральный закон №115-ФЗ не устанавливает обязанность концедента по предоставлению земельного участка, договор аренды является «следствием» заключаемого концессионного соглашения.

По мнению министерства ЖКХ, учитывая, что все потенциально подходящие для реализации концессионного соглашения альтернативные участки не находятся в краевой собственности, имеют категорию и вид разрешенного использования, не установленные для целей строительства мусоросортировочного комплекса и (или) открыты для образования участков в рамках реализации проекта «Дальневосточный гектар», а также удалены от изначального места расположения мусоросортировочного комплекса настолько, что это окажет существенное влияние на тариф для населения на услугу обращения с твердыми коммунальными отходами, замена предоставленного земельного участка невозможна.

Со стороны министерства ЖКХ предприняты все возможные меры для расторжения концессионного соглашения в досудебном порядке, однако отсутствие обратной связи со стороны общества по решению данного вопроса и явилось основанием для обращения с иском в суд.

Кроме того, нового обеспечения исполнения обязательств концессионером не предоставлено, что подтверждает неготовность концессионера к исполнению концессионного соглашения, а доводы об обратном не соответствуют действительности, учитывая, что концессионер уклоняется от подписания договора аренды земельного участка и не вносит арендную плату, не обращается в министерство ЖКХ по реализации соглашения в соответствии с утвержденными сроками.

Со своей стороны министерство ЖКХ в подтверждение изложенной позиции представило: протокол рабочей встречи от 28.12.2020, письмо министерства №1-07/17347 от 17.11.2020, письмо министерства №1-07/17434 от 09.02.2021, письмо администрации Хабаровского края №371 от 25.01.2021, письмо минимущества №1-10-2994 от 23.04.2021, скриншоты отправки, протокол совещания от 30.07.2021, письмо Группы «ВИС» №166/УК/2021 от 05.07.2021, письмо ООО «РусЭкоГрупп» №9/РЭГ/2021 от 01.10.2021, протокол совещания от 25.11.2021, письмо ООО «Экотехнопарк Восточный»  в адрес губернатора Хабаровского края, письмо Комитета по ценам и тарифам №3-2-5-508 от 14.02.2022, письмо ООО «Экотехнопарк Восточный»  от 15.04.2020, письмо Администрации района имени Лазо №168 от 20.01.2021, письмо министерства ЖКХ №1 от 11.01.2021, требования к земельному участку для создания мусоросортировочного комплекса, письмо Администрации района имени Лазо №598 от 16.02.2021, письмо министерства ЖКХ №1217 от 01.02.2021, письмо ООО «Экотехнопарк Восточный»  №15 от 16.02.2021 с приложением 1 - расчет влияния строительства объекта концессионного соглашения на земельных участках, предлагаемых министерством ЖКХ, приложением 2 - перечень требований к земельному участку для размещения объекта концессионного соглашения, письмо ООО «Экотехнопарк Восточный»  от 10.09.2020.

Поскольку суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело по имеющимся и дополнительно представленным доказательствам, учитывая необходимость всестороннего и полного исследования обстоятельств дела и правильного рассмотрения спора, в целях соблюдения принципа равноправия сторон представленные истцом и ответчиком документы приобщены к материалам дела в порядке части 2 статьи 268 АПК РФ.

Дело рассмотрением откладывалось.

В судебном заседании представители сторон поддержали каждый свою позицию, дав соответствующие пояснения.

Безусловных оснований, предусмотренных статьями 51, 148, пунктом 2 части 4 статьи 270 АПК РФ апелляционным судом не установлено, учитывая, что стороной концессионного соглашения является министерство ЖКХ, оспариваемое решение не содержит выводов о правах и обязанностях министерства имущественных отношений Хабаровского края, осведомленность ответчика о намерениях истца расторгнуть концессионное соглашение (получение трех уведомлений, хотя и направленных не по юридическому адресу общества), положения пункта 21.10 концессионного соглашения, при отсутствии от концессионера ответов на обращения концедента, соблюдение судом первой инстанции требований 121-123 АПК РФ (л.д.154).

Исследовав материалы дела, апелляционный суд установил следующее.

20.05.2020 между Хабаровским краем в лице  Министерства жилищно-коммунального хозяйства края (концедент) и ООО «Экотехнопарк Восточный» (концессионер) заключено концессионное соглашение в отношении создания социально-значимого объекта «Мусоросортировочный комплекс вблизи города Хабаровска».

По условиям соглашения концессионер обязался за свой счет (за счет собственных и (или) привлеченных средств) осуществить создание объекта соглашения, право собственности на который будет принадлежать концеденту, и осуществлять деятельность по обработке твердых коммунальных отходов (ТКО) по тарифам концессионера с использованием (эксплуатацией) объекта соглашения, осуществлять содержание, техническое обслуживание и ремонт (текущий и капитальный) объекта соглашения до его возврата концеденту, обеспечить надлежащее исполнение иных обязательств, установленных соглашением (пункты 3.1, 3.2).

В соответствии с пунктом 3.3 соглашения концедент  со своей  стороны обязался:

- предоставить концессионеру на срок, установленный соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности,

- обеспечить предоставление концессионеру земельных участков в срок, не более 60 рабочих дней со дня подписания соглашения,

- осуществлять предоставление субсидий в целях возмещения недополученных доходов и субсидий в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг концессионера в случаях, предусмотренных соглашением,

- оказывать в рамках полномочий необходимое содействие концессионеру при выполнении им его обязательств в том числе в получении необходимых обязательных разрешений, лицензий, допусков, обеспечить взаимодействие с органом регулирования, предоставит концессионеру все необходимые сведений и документы, которые могут быть получены или подготовлены только концедентом,

- обеспечить взаимодействие с органами местного самоуправления муниципальных образований на территории Хабаровского края в случаях, необходимых для реализации соглашения.

Срок действия соглашения составляет 25 лет со дня его подписания, который может продлеваться по соглашению сторон в случаях, предусмотренных соглашением и законодательством (пункты 10.1, 10.3).

Концессионное соглашение может быть прекращено по соглашению сторон, на основании решения суда (пункт 21.2).

В соответствии с пунктом 21.8 концессионное соглашение может быть расторгнуто в судебном порядке по иску любой из сторон, в том числе, в следующих случаях:

- существенного изменения обстоятельств, из которых сторона  исходила при заключении концессионного соглашения,

- действия (бездействие) другой стороны привели к существенному нарушению условий соглашения, что повлекло для потерпевшей стороны такой ущерб, в результате которого она в значительной степени лишилась того, на что была вправе рассчитывать при заключении соглашения,

-  обстоятельства, из которых стороны исходили при заключении соглашения, изменились настолько, что если бы стороны могли это разумно предвидеть, соглашение вообще не было бы ими заключено или было бы заключено на значительно отличающихся условиях.

Согласно пункту 21.10 сторона, намеревающаяся прекратить концессионное соглашение, направляет другой стороне письменное уведомление, которое должно содержать указание на основание для его прекращения, дату предполагаемого прекращения и может быть подано только в случае, если  стороны не достигли согласия в отношении порядка продолжения концессионного соглашения в рамках досудебного расторжения спора в течение 80 рабочих дней с даты получения претензии, указанной в пункте 24.3.

В соответствии с пунктом 24.3 сторона, заявляющая о существовании спора или разногласий по соглашению, направляет другой стороне письменную претензию, ответ на которую должен быть представлен в течение 10 рабочих дней  со дня ее получения.

После получения заявителем ответа на претензию стороны обязуются в течение 30 рабочих дней  провести переговоры с целью урегулирования спора или разногласий (пункт 24.5).

Уклонение одной из сторон от ответа на претензию и (или) проведения переговоров является доказательством отсутствия согласия сторон (пункт 24.6).

На основании пункта 24.7 в случае недостижения сторонами согласия в течение 50 рабочих дней с даты получения претензии, спор разрешается в соответствии с законодательством в Арбитражном суде Хабаровского края.

Сведения о составе и описание объекта соглашения, в том числе технико-экономические показатели (ТЭП) приведены в Приложении №1.

В Приложении №2 содержатся объемы и возврат инвестиций концессионера.

Приложением №3 являются сведения о земельных участках.

Приложение №4 – порядок установления цен (тарифов) на услуги концессионера.

В Приложении №7 перечислены особые обстоятельства.

В рамках проведения переговоров об условиях заключения концессионного соглашения ООО «Экотехнопарк Восточный» рассмотрены земельные участки, потенциально подходящие для размещения мусоросортировочного комплекса, из которых предпочтение отдано земельному участку с кадастровым номером 27:17:0329001:477, граничащему с мусороперегрузочной станцией «Северная».

Поскольку земельный участок находился в муниципальной собственности, Хабаровским краем проведена работа по его принятию в краевую собственность и установлению необходимого вида разрешенного использования.

В целях подготовки задания на проектирование мусоросортировочного комплекса при сборе информации об имеющейся исходной документации выявлено, что согласно Приказу Росавиации от 23.06.2020 №598-П «Об установлении приаэродромной территории аэродрома Хабаровск (Новый)» земельный участок попадает под ограничения, установленные для подзоны №6 приаэродромной территории аэродрома Хабаровск (Новый).

Министерством ЖКХ в Дальневосточное межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта (Дальневосточное МТУ Росавиации) направлен запрос о возможности размещения объекта на земельном участке с кадастровым номером 27:17:0329001:477  в границахприаэродромной территории.

Письмом от 29.10.2020 исх.№3914/03/ДВМТУДальневосточное МТУ Росавиации  указало на невозможность согласования строительства мусоросортировочного комплекса вблизи аэродрома Хабаровск (Новый) на предоставленном земельном участке, направив протокол №23 от 26.10.2020 заседания ПДК по согласованию строительства на приаэродромной территории аэродрома Хабаровск (Новый), в соответствии с которым в подзоне №6 запрещается размещать объекты способствующие привлечению и массовому скоплению птиц, к таким объектам относятся: мусорные полигоны, мусоросжигательные и мусороперерабатывающие заводы, полигоны твердых бытовых отходов, свалки отходов животноводческих предприятий и рыбных хозяйств скотобойни, скотомогильники.

Письмом от 30.03.2021 №1-07/4101 министерство ЖКХ уведомило ООО «Экотехнопарк Восточный» о намерении расторгнуть концессионное соглашение по соглашению сторон без взаимных претензий, ввиду невозможности концессионером строительства мусоросортировочного комплекса на предоставленном земельном участке, а концедентом – предоставить взамен  иной пригодный земельный участок, направив для подписания соглашение о расторжении концессионного соглашения.

21.05.2021 в адрес концессионера направлена претензия №1-07/6903 с предложением расторгнуть концессионное соглашение ввиду невозможности его исполнения сторонами. В претензии указано, что министерством ЖКХ в течение октября 2020г. – марта 2021г. проработаны варианты выделения других территорий вблизи г. Хабаровска. Потенциально подходящие альтернативные участки имеют категорию и вид разрешенного использования, не установленные для целей строительства мусоросортировочного комплекса, и (или) открыты для образования участков в рамках реализации проекта «Дальневосточный гектар»; замена земельного участка на любой из альтернативных окажет существенное влияние на тариф на услугу обращения с твердыми коммунальными отходами для населения.

Уведомление от 30.03.2021 и претензия от 21.05.2021 оставлены концессионером без ответа.

Письмом от 23.07.2021 №1-07/9937 министерство ЖКХ на основании пункта 21.10концессионного соглашения, при отсутствии от концессионера ответов на обращения, уведомило ООО «Экотехнопарк Восточный» о намерении прекратить концессионное соглашение с 01 августа 2021 года.

Ссылаясь на положения статьи 451 ГК РФ, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.

Правоотношения сторон подлежат регулированию нормами Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (Закон о концессионных соглашениях), общими нормами о договоре и исполнении обязательств.

В силу части 1 статьи 3 Закона о концессионных соглашениях по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона) (объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Согласно части 1 статьи 11 Закона о концессионных соглашениях земельный участок, на котором располагается объект концессионного соглашения и (или) который необходим для осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением,предоставляются концессионеру в аренду (субаренду) или на ином законном основании в соответствии с земельным законодательством на срок, который устанавливается концессионным соглашением в соответствии с земельным законодательством и не может превышать срок действия концессионного соглашения. Договор аренды (субаренды) земельного участка должен быть заключен с концессионером не позднее чем через шестьдесят рабочих дней со дня подписания концессионного соглашения, если иные сроки не установлены конкурсной документацией или в предусмотренном статьей 38 настоящего Федерального закона случае концессионным соглашением. Использование концессионером предоставленных ему земельного участка, лесного участка, водного объекта, участка недр осуществляется в соответствии с земельным законодательством,лесным, водным законодательством, законодательством Российской Федерации о недрах.

Концессионное соглашение прекращается, в том числе, в случае досрочного расторжения концессионного соглашения на основании решения суда (часть 5 статьи 13 Закона о концессионных соглашениях).

Основания изменения и расторжения договора предусмотрены статьей 450 ГК РФ, в силу пункта 2 которой по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

1) при существенном нарушении договора другой стороной;

2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Иные случаи установлены статьей 451 ГК РФ, согласно пункту 1 которой существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.

Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Исходя из пункта 2 статьи 451 ГК РФ, если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:

1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;

2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;

3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;

4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

В соответствии с пунктом 4 статьи 451 ГК РФ изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.

Согласно пункту 2 статьи 452 ГК РФ требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.

Оценив имеющиеся и дополнительно представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы и  отзыва на нее, пояснения сторон, апелляционный суд считает решение подлежащим отмене по следующим основаниям.

Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 ГК РФ).

Статья 65 АПК РФ возлагает на каждое лицо, участвующее в деле, обязанность доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В качестве правового обоснования иска министерством ЖКХ указана статья 451 ГК РФ, согласно которой существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

В качестве таких обстоятельство указано на невозможность строительства объекта концессионного соглашения (мусоросортировочного комплекса) на предоставленном земельном участке, находящемся в подзоне №6 приаэродромной территории аэродрома Хабаровск (Новый), отсутствие подходящих участков, поскольку при предоставлении любого из  альтернативных земельных участков произойдет сокращение только составляющей на захоронение ТКО, без сокращения затрат на их транспортирование, что окажет существенное влияние на тариф на услугу обращения с твердыми коммунальными отходами для населения, при дефиците краевого бюджета.

Между тем, приведенные истцом существенные изменения обстоятельств не могут быть признаны таковыми по следующим основаниям.

По условиям части 1 статьи 11 Закона о концессионных соглашениях, пунктов 3.3, 10.4 концессионного соглашения, на концедента возложена обязанность обеспечить предоставление концессионеру земельных участков в срок не более 60 рабочих дней со дня подписания соглашения.

Описание земельных участков приведено в Приложении №3 к соглашению.

Согласно пункту 1.1 требований к земельным участкам последние должны соответствовать:

- соблюдение санитарно-защитной зоны 1 000 м,

- удаленность от дороги с твердым покрытием: не более 500 м,

- площадь: не менее 12 га (площадь земельных участков и форма должны обеспечить возможность создания объекта соглашения и его эксплуатации в соответствии с ТЭП, указанными в Приложении №1,

- категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, должна соответствовать документам территориального планирования и градостроительного зонирования в целях обеспечения проектирования, строительства и эксплуатации объекта соглашения,

- вид разрешенного использования должен соответствовать документам территориального планирования и градостроительного зонирования в целях обеспечения создания объекта соглашения,

- земельные участки не должны быть заболоченными и (или) иметь выход грунтовых вод в виде ключей.

Разделом 2 Приложения №3 к соглашению установлены действия сторон в случае выявления непригодности земельных участков, указанных в пункте 1.1 настоящего Приложения.

Так, в соответствии с пунктом 2.1 Приложения №3 если по результатам проведения инженерных изысканий на основании документа о выполненных инженерных изысканиях выявлена невозможность создания объекта соглашения, эксплуатация объекта на земельных участках, указанных в пункте 1.1 Приложения №3, в том числе если получены материалы, которые свидетельствуют о каких-либо препятствиях для создания объекта соглашения, соответствующего ТЭП, в пределах размера инвестиций концессионера на земельных участках, указанных в пункте 1.1 настоящего Приложения, концедент обязан предоставить концессионеру другой земельный участок (земельные участки), который соответствует требованиям пункта 1.1 Приложения №3.

Согласно пункту 2.3 Приложения №3 если по результатам проведения государственной экологической экспертизы проектной документации будет выдано отрицательное заключение, и причиной отрицательного заключения являются характеристики, свойства, местоположение земельных участков, указанных в пункте 1.1 настоящего Приложения, концедент обязан предоставить концессионеру другой земельный участок (земельные участки), который соответствует требования пункта 1.1 Приложения №3.

В силу пункта 2.3 Приложения №3 если в ходе подготовки проектной документации или эксплуатации объекта соглашения на земельных участках, указанных в пункте 1.1 настоящего Приложения, выявлено несоответствие земельного участка требованиям: технических регламентов, государственной охраны объектов культурного наследия, пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, то:

- в случае выявления такого несоответствия в ходе подготовки проектной документации концедент обязан предоставить концессионеру другой земельный участок (земельные участки), который соответствует требования пункта 1.1 Приложения №3 (пункт 2.3.1);

- в случае выявления такого несоответствия в период эксплуатации объекта соглашения  концедент обязан принять меры по приведению участка в состояние, соответствующее требования указанным в пункте 1.1 настоящего Приложения, в течение срока, не превышающего 60 рабочих дней. В случае сохранения земельным участком статуса несоответствующего требованиям, указанным в пункте 1.1 Приложения №3,  соглашение подлежит досрочному прекращению.

Таким образом, анализ приведенных выше условий спорного соглашения свидетельствует об обязанности кондиционера предоставить в определенных случаях концессионеру земельный участок, соответствующий требованиям пункта 1.1 Приложения №3, взамен ранее предоставленного.

Пунктами 2.10-2.14 соглашения предусмотрены заверения  концедента в отношении земельных участков, в числе которых указано, что земельные участки на дату их передачи концессионеру свободны от ограничений, обременений и прав третьих лиц (пункт 2.13).

Приложением №7 к соглашению установлены особые обстоятельства, вызванные действием (бездействием) концедента, в также не зависящие от действий (бездействия) концедента; действия сторон в случае наступления особого обстоятельства.

Согласно данным публичной кадастровой карты спорный земельный участок с кадастровым номером 27:17:0329001:477, предоставленный концессионеру в целях создания и функционирования объекта концессионного соглашения, расположен на удалении 5 566 км от контрольной точки аэродрома, вне секторов взлета и захода на посадку воздушных судов на аэродром Хабаровск (Новый), вне зон эквивалентного воздействия авиационного шума в дневное и ночное время на человеческий организм.

В силу пунктов 1 и 3 статьи 47 Воздушного кодекса РФ приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации органа исполнительной власти. На приаэродромной территории могут выделяться семь подзон, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, в частности, шестая подзона, в которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 №1460 утверждены Правила установления приаэродромной территории, Правила выделения на приаэродромной территории подзон и Правила разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, при согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории.

Правилами выделения на приаэродромной территории подзон установлено, что в шестой подзоне запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц (подпункт «е» пункта 2 Правил), выделение шестой подзоны осуществляется по границам, установленным на удалении 15 км от контрольной точки аэродрома (подпункт «д» пункта 3 Правил).

Указанное свидетельствует о законодательно установленном запрете на размещение любых объектов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц на удалении 15 км от контрольной точки аэродрома, в то время как строительство объекта соглашения –  мусоросортировочного комплекса запланировано на расстоянии 5 566 км от контрольной точки аэродрома Хабаровск (Новый).

Указанный запрет имел место как на дату заключения концессионного соглашения (20.05.2020), так и на дату заключения (подписания) договора аренды спорного земельного участка (18.09.2020).

Данное обстоятельство свидетельствует о том, что  до согласования с Дальневосточным МТУ Росавиации и собственником аэропорта возможности размещения объекта концессионного соглашения  уже имелись объективные препятствия для предоставления и использованияземельного участка с кадастровым номером 27:17:0329001:477 для целей концессионного соглашения.

Учитывая установленный законодательно запрет на размещение на приаэродромной территории объекта концессионного соглашения, министерство ЖКХ, при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, должно было  принять все меры для надлежащего исполнения обязательства, принимая во внимание, что пунктом 2.13 соглашения концедент заверил концессионера о том, что земельные участки на дату их передачи концессионеру свободны от ограничений, обременений и прав третьих лиц.

Таким образом, стороны в момент заключения соглашения предвидели возможность наступления таких обстоятельств, как непригодность земельного участка, что, в свою очередь, исключает наличие существенности изменений обстоятельств применительно к пункту 1 статьи 451 ГК РФ.

Более того, сторонами концессионного соглашения предусмотрена обязанность концедента без расторжения соглашения по замене «ненадлежащего земельного участка» другим земельным участком, соответствующим требованиям пункта 1.1 Приложения №3 к соглашению.

Между тем, данную обязанность концедент надлежащим образом не исполнил.

Согласно  письму концессионера от 19.10.2020 исх.№10, адресованному концеденту, ООО «Эконотехнопарк Восточный»,  ссылаясь на наличие риска невыдачи разрешения на строительство объекта соглашения на земельном участке с кадастровым номером 27:17:0329001:477, просило министерство ЖКХ организовать расторжение договора аренды №1063  без взаимных претензий и предоставить взамен указанного участка другой земельный участок, соответствующий требованиям пункта 1.1 Приложения №3 к соглашению

Как следует из имеющихся и  дополнительно представленных истцом и ответчиком доказательств, сторонами соглашения велись переговоры и переписка, совершались действия, касающиеся предоставления концессионеру альтернативного земельного участка, в период с октября 2020 года до марта 2021 года, которая не привела к положительному решению вопроса, поскольку потенциально подходящие альтернативные участки имеют категорию и вид разрешенного использования, не установленные для целей строительства мусоросортировочного комплекса, и (или) открыты для образования участков в рамках реализации проекта «Дальневосточный гектар».

Указанное следует из письма концедента от 30.10.2020 №1-07/16418, письма концессионера от 10.11.2020 №12, письма концедента от 17.11.2020 №1-07/17347 м №1-07/18422, писем концессионера от 30.12.2020 №№13, 14, письма концедента от 09.02.2021 №1-07/1743, писем концессионера от 16.02.2021 №15, от 03.03.2021 №16.

28.12.2020 состоялось рабочее совещание между представителя концедента и концессионера по вопросам рассмотрения  альтернативных земельных участков, на котором принято решение рекомендовать концессионеру рассмотреть потенциальные земельные участки вблизи п. Лазо Сергеевского сельского поселения Хабаровского района, однако  предложенные земельные участки также были признаны непригодными для размещения объекта концессионного соглашения, о чем министерство ЖКХ уведомило ООО «Экотехнопарк Восточный» письмом от 09.02.2020.

В этом же письме министерство ЖКХ сообщило о том, что будет проработан вопрос о возможности размещения объекта соглашения рядом с действующим полигоном вблизи 61 км автодороги Хабаровск-Находка, указав на направление дополнительной информации концессионеру не позднее 01.03.2021, однако в адрес концессионера какой-либо дополнительной информации об указанном выше земельном участке не поступало, в то время как следующее письмо министерства ЖКХ от 30.03.2021 №1-07/4101 содержало предложение о расторжении концессионного соглашения.

Между тем, как следует из письма администрации района имени Лазо от 16.02.2021 №598, вблизи действующего полигона по захоронению твердых коммунальных отходов, находящегося на границе с Хабаровским районом, расположен земельный участок с кадастровым номером 27:08:0020252:201, с видом разрешенного использования – «для проектных решений по размещению полигона твердых бытовых отходов для г. Хабаровска; под объекты размещения отходов потреблений», категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения», находящийся в собственности городского округа «город Хабаровск». Согласно сведениям КГКУ «Оборское лесничество» - данный земельный участок не граничит с землями лесного фонда. Требованием к земельному участку для создания мусоросортировочного комплекса земельный участок с кадастровым номером 27:08:0020252:201 соответствует (л.д.135).

Согласно письму администрации Хабаровского района (без № и даты) (л.д.140) – во исполнение пункта 2 протокола совещания по вопросу исполнения обязательств Хабаровского края по концессионному соглашению, с учетом проведения 01.12.2020 заседания рабочей группы, администрация направила министру ЖКХ предложение по размещению мусоросортировочного комплекса на земельном участке с кадастровым номером 27:08:0020252:201 согласно схемам, с указанием на то, что подъездной путь возможно предусмотреть южнее границ данного земельного участка, на землях муниципального района имени Лазо.

Именно данный земельный участок с кадастровым номером 27:08:0020252:201 являлся предметом обсуждения презентации ООО «Экотехнопарк Восточный» на совещании по вопросу задействования ресурсов и компетенций АО Группы «ВИС» в реализации проектов по созданию и эксплуатации объектов обращения с твердыми коммунальными отходами, состоявшемся 25.11.2021, с повесткой «О текущих вопросах и запуске проекта в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами – концессионного соглашения в отношении создания социально значимого объекта «Мусоросортировочный комплекс вблизи города Хабаровска», заключенного 20.05.2020.

Указанное свидетельствует о наличиипо состоянию на 16.02.2021  альтернативного земельного участка, соответствующего требованиям пункта 1.1 Приложения №3 к концессионному соглашению.

Между тем, располагая данными сведениями, министерство ЖКХ обязанности, предусмотренные разделом 2 Приложения №3 к соглашению, по предоставлению земельного участка, соответствующего требованиям пункта 1.1 Приложения №3, взамен непригодного, не исполнило, а продолжило инициировать процедуру расторжения концессионного соглашения, путем направления концессионерупретензии от 21.05.2021 с предложением расторгнуть концессионное соглашение ввиду невозможности исполнения его сторонами принятых на себя обязательств, затем –  уведомления от 23.07.2021 о намерении прекратить концессионное соглашение с 01.08.2021, обратившись в дальнейшем 23.08.2021 с иском в арбитражный суд (поступил в суд 30.08.2021).

Приведенные обстоятельства свидетельствуют об уклонении концедента от исполнения обязательств по концессионному соглашению, реальность исполнения которых имелась.

По указанным основаниям действия концедента по расторжению соглашения, а равным образом и его бездействие по неисполнению принятых на себя обязательств не соответствуют стандартам добросовестного поведения.

Кроме того, в период инициации процедуры расторжения соглашения, а также после подачи иска в суд и вынесения оспариваемого судебного акта концедент продолжил взаимодействие с новым собственником концессионера (ООО «РусЭкоГрупп») по вопросам возобновления и дальнейшего запуска проекта (концессионного соглашения), приглашая последнего на переговоры по задействованию компетенции и ресурсов Групп «ВИС»реализации инвестиционных проектов и спорного концессионного соглашения.

Указанные действия также не могут быть расценены как добросовестное поведение.

Оценив по правилам статей 65, 71 АПК РФ имеющиеся и дополнительно представленные сторонами доказательства, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии совокупности условий, предусмотренных статьей 451 ГК РФ, для расторжения соглашения, и, как следствие, об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.

Возражения истца, касающиеся существенного влияния на тариф при замене земельного участка, подлежат отклонению, поскольку  само концессионное соглашение не содержит условия о размере тарифа концессионера, а равно и условий, сдерживающих рост тарифа, включая место расположения мусоросортировочного комплекса.

В спорном концессионном соглашении сторонами определены только долгосрочные параметры деятельности концессионера, на основании которых будет установлен тариф концессионеру (письмо Комитета по ценам и тарифам Хабаровского края от 27.12.2019 №3-2-5-5453 «О согласовании долгосрочных параметров»). При этом, данные параметры не зависят от расположения объекта концессионного соглашения, не привязывая его к конкретному земельному участку.

В этой связи довод министерства ЖКХ о том, что при заключении соглашения стороны исходили из какого-то одного конкретного земельного участка для целей сдерживания роста тарифа, и строительство объекта на другом земельном участке не представляется возможным, является несостоятельным.

Кроме того, министерством ЖКХ не представлено доказательств превышения предельных индексов размера платы граждан за коммунальные услуги за обращение с ТКО, установленных в Российской Федерации, в случае размещения объекта соглашения на альтернативном земельном участке.

Таким образом, доводы министерства ЖКХ о существенном увеличении тарифа для населения на услуги по обращению с ТКО, в случае замены земельного участка, не подтверждены надлежащими доказательства, противоречат условиям спорного концессионного соглашения и действующему законодательству.

Довод истца о том, что все потенциально подходящие для реализации концессионного соглашения альтернативные участки не находятся в краевой собственности, отклоняется, поскольку данное обстоятельство не является непреодолимым препятствием для принятия земельного участка в краевую собственность, учитывая, что указанная процедура проведена концедентом при предоставлении первоначального земельного участка, что нашло отражение в уведомлении от 30.03.2021 о расторжении соглашения (л.д.9).

Доводы истца о неготовности концессионера к исполнению концессионного соглашения,  со ссылкой на невнесение нового обеспечения исполнения обязательств, не внесение арендной платы, подлежат отклонению, поскольку данные обстоятельства не имеют правового значения для настоящего спора, как не заявленные в качестве основания для расторжения соглашения, тем более, при отсутствии возможности использования предоставленного земельного участка по целевому назначению.

Ссылка истца на отсутствие обращения ответчика в министерство ЖКХ по реализации соглашения в соответствии с утвержденными сроками опровергается перепиской сторон, а также фактом участия ответчика в совещании 25.11.2021 с презентацией «Концессионного проекта в сфере обращения с ТКО в Хабаровском крае, ноябрь 2021г.».

Приведенные выше обстоятельства свидетельствуют о неисследовании судом наличия условий, при которых в силу пункта 2 статьи 451 ГК РФ договор может быть расторгнут по решению суда.

Доводы апелляционной жалобы, в связи с изложенным, признаются обоснованными.

Поскольку судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права, решение подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об отказе в иске.

На основании статьи 110 АПК РФ с истца в пользу ответчика надлежит взыскать расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 3 000 руб.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

   Решение Арбитражного суда Хабаровского края от  18.11.2021 по делу №А73-13856/2021 отменить.

   В удовлетворении иска – отказать.

   Взыскать с Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края в пользу общества с ограниченной ответственностью «Экотехнопарк Восточный» расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 3 000 руб.

   Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

М.О. Волкова

Судьи

  А.И. Воронцов

   Ж.В. Жолондзь