ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-7613/2017 от 13.03.2018 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-7613/2017

19 марта 2018 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2018 года.
Полный текст  постановления изготовлен марта 2018 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Сапрыкиной Е.И.

судей                                       Тищенко А.П., Швец Е.А.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Бутенко А.А.

при участии  в заседании:

от общества с ограниченной ответственностью «Амур-Карьерстрой»: представителей ФИО1, по доверенности от 01.08.2017 (заседание 06.02.2018); ФИО2, по доверенности от 01.03.2018;

от Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края: представителя ФИО3, по доверенности от 28.04.2017 № 1-1-4455;

от Правительства Хабаровского края: представителя ФИО4, по доверенности от 21.12.2017 № 12.3.57-36737;

от Администрации сельского поселения «Село Некрасовка» Хабаровского муниципального района Хабаровского края:

от общества с ограниченной ответственностью «ДальИнтер-Сервис»: не явились;
от Муниципального казенного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство сельского поселения «Село Некрасовка»
Хабаровского муниципального района Хабаровского края": не явились;

рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы  общества с ограниченной ответственностью "Амур-Карьерстрой", Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края

на решение от  24.11.2017 по делу № А73-7853/2017

Арбитражного суда Хабаровского края, принятое судьей Серга Д.Г.,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Амур-Карьерстрой» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Министерству инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о  признании недействительными распоряжения,действий

третьи лица: Правительство Хабаровского края, Администрация сельского поселения «Село Некрасовка», Общество с ограниченной ответственностью «ДальИнтер-Сервис», Муниципальное казенное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйства сельского поселения «Село Некрасовка» Хабаровского муниципального района Хабаровского края»

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Амур-Карьерстрой» (далее – ООО «Амур-Карьерстрой», общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным распоряжения Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края (далее – министерство) от 27.02.2017 № 411 «Об изъятии для государственных нужд земельных участков, в целях ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения»  и  о признании незаконными действий исполняющего обязанности заместителя Председателя Правительства Хабаровского края – Министра инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края ФИО5

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены: Правительство Хабаровского края, Администрация сельского поселения «Село Некрасовка» (далее – Администрация), Общество с ограниченной ответственностью «ДальИнтер-Сервис» (далее – ООО «ДальИнтер-Сервис»), Муниципальное казенное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйства сельского поселения «Село Некрасовка» Хабаровского муниципального района Хабаровского края» (далее – МКП «ЖКХ СП «Села Некрасовка»).

Решением  суда  от 24.11.2017  заявленные требования удовлетворены в части признания недействительным распоряжения от 27.02.2017 № 411, в части признания незаконными действий Министра инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края - отказано.

Не согласившись  с данным судебным актом ООО «Амур-Карьерстрой» обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило его  изменить, удовлетворив требования  в полном объеме. По мнению заявителя, указанное должностное лицо  в части рассмотрения вопросов об изъятии земельных участков  для государственных и муниципальных нужд действовало  с превышением полномочий.

В свою очередь, министерство также заявило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить у удовлетворенной части требования общества,  отказав заявителю в полном объеме.

 В обоснование своей позиции сослалось на то, что им соблюдены требования статьи 56.4 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ). Кроме того, полагает, что в спорном случае суд ошибочно сослался на статью 56.5 ЗК РФ.

В ходе судебного разбирательства представители общества и министерства на своих требованиях настаивали.

Правительство в отзыве и его представитель в суде второй инстанции поддержал  апелляционную жалобу министерства, а жалобу общества считает не  подлежащей удовлетворению.

Иные лица, участвующие в деле, отзывы не представили, явку своих представителей в заседание суда не обеспечили.

Письменными ходатайствами от 05.02.2018 Администрация сельского поселения «Село Некрасовка» и МКП «ЖКХ СП «Село Некрасовка» Хабаровского муниципального района Хабаровского края» просили  заявленные жалобы рассмотреть в отсутствие своих представителей.

Судебное разбирательство откладывалось в порядке статьи 158 АПК РФ.

Определением суда от 12.03.2018 в порядке статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи Вертопраховой Е.В. на судью Тищенко А.П.

Повторно изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционных жалоб и отзывов, выслушав участников процесса, суд второй инстанции приходит к следующему.

Как видно из материалов дела, распоряжением Правительства Хабаровского края от 06.07.2015 №437-пр ООО «ДальИнтер-Сервис» предоставлено право пользования участком недр местного значения, включая «Некрасовкий-2», расположенный в Хабаровском муниципальном районе Хабаровского края, для целей разведки и добычи строительного камня сроком до 01.05.2019, что удостоверено лицензией на пользование недрами ХАБ 00426 ТЭ со сроком действия до 02.05.2019.

02.12.2017 данное общество обратилось  в министерство  с ходатайством об изъятии земельных участков с кадастровыми номерами 27:17:0329301:928, 27:17:0329301:903 площадью 22 000 кв.м для государственных и муниципальных нужд.

Распоряжением министерства от 27.02.2017 № 411 изъяты для государственных нужд земельные участки, подлежащие образованию, в целях ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения:

- земельный участок площадью 5 031 кв.м, расположенный Хабаровский край, Хабаровский район, с. Некрасовка, в 20 метрах от земельного участка 27:17:0329301:876, имеющий номер кадастрового участка 27:17:0329301:928;

- земельный участок площадью 9 361 кв.м, расположенный Хабаровский край, Хабаровский район, с. Некрасовка, в 22 метрах от земельного участка 27:17:0329301:876,  имеющий номер кадастрового участка 27:17:0329301:903.

Не согласившись с данным распоряжением, ООО «Амур-Карьерстрой» обратилось в арбитражный суд, полагая, что данный ненормативный акт нарушает его права и принят исполняющим  обязанности заместителя Председателя Правительства Хабаровского края – Министра инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края ФИО5 с превышением полномочий.

В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Разрешая настоящий спор, арбитражный суд  согласился с заявителем в том, что оспариваемое  распоряжение принято с нарушением положений действующего законодательства, но отказал в требовании, предъявленном должностному лицу, поскольку пришел к выводу, что оно действовало в соответствии с предоставленными ему полномочиями.

Возражения заявителей жалобы направлены на несогласие с данными выводами.

Проверяя довод общества, касаемый отсутствия у Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края полномочий по рассмотрению вопросов об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд,  судебная коллегия  установила следующее.

В соответствии с Положением о министерстве инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 13.03.2015 № 37-пр, министерство является специально уполномоченным органом исполнительной власти Хабаровского края в сфере управления и распоряжения краевой государственной собственностью, обеспечивающим координацию деятельности отраслевых органов исполнительной власти края по вопросам управления краевой государственной собственностью.

В силу пункта 3.6.21  Положения министерство в сфере управления, распоряжения, учета и контроля за использованием и сохранностью государственной собственности края осуществляет в установленном порядке изъятие земельных участков для государственных нужд края.

Министерство возглавляет министр инвестиционной и земельно-имущественной политики края, который издает распоряжения и приказы в пределах компетенции Министерства (пункты 5.1  и 5.4 Положения).

Таким образом, вывод суда о том, что издавая спорное распоряжение,  исполняющий обязанности заместителя Председателя Правительства Хабаровского края – Министр инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края ФИО5, действовала в пределах предоставленных полномочий, признается верным.

Следовательно, довод общества, что данное лицо в спорном случае вышла за пределы своей компетенции, подлежит отклонению.

Относительно  довода министерства об ошибочности  вывода  арбитражного суда о  незаконности  распоряжения министерства  от 27.02.2017 №411, вторая инстанция  приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса (пункт 4 статьи 56.3).

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 56.4 ЗК РФ решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято на основании ходатайств об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - ходатайство об изъятии), с которыми в уполномоченные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, вправе обратиться организации, являющиеся недропользователями, в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователей.

Пунктом 10  данной статьи  установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления ходатайства об изъятии выполняют одно из следующих действий:

1) направляют запрос в орган регистрации прав в целях выявления лиц, земельные участки которых подлежат изъятию или из земельных участков которых образуются земельные участки, подлежащие изъятию для государственных или муниципальных нужд (далее также - земельные участки, подлежащие изъятию), и которым принадлежат расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества;

2) принимают решение об отказе в удовлетворении ходатайства об изъятии при наличии оснований, предусмотренных пунктом 11 настоящей статьи, и направляют принятое решение организации, подавшей данное ходатайство, с указанием причины принятого решения.

Согласно пункту 1 статьи 56.5 ЗК РФ в случае, если в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на земельные участки, подлежащие изъятию для государственных или муниципальных нужд, а также о зарегистрированных правах на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, не менее чем за шестьдесят дней до принятия решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд обязаны:

1) запросить сведения об имеющихся правах на земельные участки, подлежащие изъятию для государственных или муниципальных нужд, и на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества в архивах, органах государственной власти, органах местного самоуправления, в распоряжении которых могут находиться указанные сведения, а также у предполагаемых правообладателей изымаемых земельных участков или иных объектов недвижимого имущества;

2) обеспечить опубликование в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если такие земельные участки расположены на межселенной территории), по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию, сообщения о планируемом изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд;

3) обеспечить размещение на официальном сайте уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, и официальном сайте указанного в подпункте 2 настоящего пункта муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сообщения о планируемом изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд;

4) обеспечить размещение сообщения о планируемом изъятии земельных участков, которое должно содержать сведения, предусмотренные подпунктами 1, 4, 6 и 7 пункта 5 настоящей статьи, на информационном щите в границах населенного пункта, на территории которого расположены земельные участки, подлежащие изъятию, а в случае, если такие земельные участки расположены за пределами границ населенного пункта, на информационном щите в границах соответствующего муниципального образования.

По материалам дела установлено, что согласно письму  министерства от 09.10.2017 №1-11-10515, направленному в адрес  ООО Амур-Карьерстрой», в уполномоченном органе отсутствует информация о   собственниках или пользователях спорных участков  с  кадастровыми номерами  27:17:0329301:928 и  27:17:0329301:903.

Кроме того, суд первой инстанции  в  ходе с судебного разбирательства пришел к выводу, что министерством не представлены доказательства того обстоятельства, что им исполнены положения статьи 56.5 ЗК РФ и выявлены лица, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которые подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд.

Представленные  министерством в суд второй инстанции выписки из ЕГРНП от 28.12.2016  указывают, что правообладателем земельного участка  с  номером   27:17:0329301:928 значится МКП «ЖКХ СП «Село Некрасовка», но  правообладатель земельного участка с кадастровым номером   27:17:0329301:903 отсутствует.

Также из представленных в дело материалов проверки, проведенной министерством по заявлению  ООО «ДальИнтер-Сервис», не усматривается наличие сведений о лицах, являющихся правообладателями земельных участков, а также копии документов, подтверждающих права указанных лиц на изымаемые земельные участки, которые бы направлялись данному заявителю во исполнение пункта 3.4 распоряжения от 27.02.2017 №411.

Установленные  выше обстоятельства подтверждают вывод арбитражного суда, что министерство фактически не выявляло лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд, как того требует действующее законодательство.

Относительно схемы расположения земельного участка.

Приказом Минэкономразвития России от 23.04.2015 № 250 утверждены Требования к форме и содержанию ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, состав прилагаемых к нему документов, а также порядок и способ подачи ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд и прилагаемых к нему документов в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет и требований к их формату.

Согласно пункту 2 Требований к ходатайству об изъятии прилагаются: схема расположения земельного участка, если подано ходатайство об изъятии земельных участков, которые подлежит образовать, и отсутствует утвержденный проект межевания территории, предусматривающий образование таких земельных участков, если иное не предусмотрено статьей 11.3 ЗК РФ; копия документа, удостоверяющего личность представителя заявителя, за исключением случаев, когда ходатайство об изъятии подписано усиленной квалифицированной электронной подписью; доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание ходатайства об изъятии.

Из представленной в материалы дела схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (условный номер земельного участка 27:17:0329001:ЗУ1), приложенной к ходатайству об изъятии, следует, что она не содержит утверждения Администрацией сельского поселения «Село Некрасовка».

Согласно пояснениям ООО «ДальИнтер-Сервис», приложенных к схеме расположения земельного участка, в отношении вышеуказанного земельного участка ограничений в пользовании нет, обременений правами других лиц нет.

Акт согласования местоположения границ земельного участка 27:17:0329301:3У1 не содержит подписи главы сельского поселения «Село Некрасовка».

Кроме того, на приложенной схеме указаны координаты  условного земельного участка, площадь которого составляет 22 000 кв.м. На плане территории нанесены координаты, которые образуют единый земельный участок, подлежащий образованию, но помимо части земельных участков  с кадастровыми номерами 27:17:0329301:928  и 27:17:0329301:903, имеются и иные  участки (частично за пределами участка недр «Некрасовский-2»).

Также  приложенная ООО «ДальИнтер-Сервис» схема расположения  и утвержденная схема отличаются   размером площади: истребуемая – 22 000 кв.м, а по распоряжению  - 14 392 кв.м ( 5031+9361), что  указывает на  изменение координат. В связи с эти также правильным является указание суда на необходимость актуализации  координат  точек границ земельного участка.

Данные обстоятельства позволили арбитражному суду прийти к тому, что процедура изъятия земельного участка не соблюдена, что  привело к нарушениям прав третьих лиц, в том числе заявителя по делу – ООО «Амур- Карьерстрой», используемому изымаемый земельный участок на основании договора аренды земель населенных пунктов от 09.06.2015 № 01/15, заключенного с Администрацией сельского поселения «Село Некрасовка» Хабаровского муниципального района Хабаровского края».

При таких обстоятельствах, вывод, что оспариваемое распоряжение не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества, признается обоснованным.

 Оснований для отмены или изменения решения  суда у второй инстанции по доводам апелляционных жалоб не имеется.

Излишне уплаченная государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы подлежит возврату на основании статьи 333.40 НК РФ.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от  24.11.2017 по делу № А73-7853/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Амур-Карьерстрой» излишне уплаченную  по квитанции от 21.12.2017 госпошлину в сумме 1500 руб.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Е.И. Сапрыкина

Судьи

А.П. Тищенко

Е.А. Швец