ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-7666/2021 от 26.01.2022 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-7666/2021

01 февраля 2022 года

 Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2022 года.
Полный текст  постановления изготовлен февраля 2022 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Вертопраховой Е.В.

судей                                       Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.

при участии  в заседании:

от Краевого государственного  специализированного  автономного  учреждения «Дальневосточная база авиационной охраны лесов»: представитель не явился;

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю: Кучерявого  Д.В.  представителя  по доверенности от 07.06.2021 (сроком на 2 года);

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  Краевого государственного  специализированного  автономного  учреждения «Дальневосточная база авиационной охраны лесов»

на решение от  13.12.2021

по делу № А73-1862/2021

Арбитражного суда Хабаровского края

по заявлению Краевого государственного специализированного автономного учреждения «Дальневосточная база авиационной охраны лесов»

о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 22.01.2021 № 8-04/137,

УСТАНОВИЛ:

Краевое государственное специализированное автономное учреждение «Дальневосточная база авиационной охраны лесов» (далее - заявитель, КГСАУ «ДВ Авиабаза», учреждение) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края  с заявлением о  признании  незаконным и отмене  постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровское УФАС России, антимонопольный орган, административный орган, антимонопольная служба, УФАС России по Хабаровскому краю) от 22.01.2021 по делу № 8-04/137 (027/04/7.32.3-1645/2020) о назначении административного наказания, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением суда от 13.12.2021  в удовлетворении требований учреждения отказано.

Не согласившись с указанным судебным актом, КГСАУ «ДВ Авиабаза»  обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить его, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.

Заявитель жалобы, в том числе  утверждает следующее:решение арбитражного суда является незаконным, необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, т.к. в действиях заявителя нет состава административного правонарушения;  КГСАУ «ДВ авиабаза» при закупке аренды лесозаготовительной и лесохозяйственной техники для самостоятельного выполнения учреждением лесохозяйственных работ, в том числе заготовки древесины с целью ее последующей реализации,  не является  субъектом в отношении  применения Федерального  закона от 05.04.2013                  №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ, Закон о контрактной системе); суд не учел основополагающие положения законодательства Российской Федерации в сфере закупок-товаров, работ, услуг различными видами государственных учреждений; КГСАУ «ДВ авиабаза», как автономное учреждение, осуществляет свою закупочную деятельность в соответствии с Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд учреждения, утвержденным Наблюдательным советом Учреждения протокол заочного голосования №8 от 24.12.2018; указанное Положение о закупках размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru;  договор №81 заключен с единственным арендодателем в целях самостоятельного выполнения КГСАУ «ДВ авиабаза» лесохозяйственных работ за счет средств от приносящей доход деятельности в соответствии с пунктами 7.1.8, 7.1.48 указанного Положения о закупках, разработанного и утвержденного в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011  №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Федеральный закон № 223-ФЗ), то есть такой способ закупки в Положении о закупках предусмотрен; порядок осуществления закупки, в том числе с предварительным сбором ценовых предложений, соблюден; при этом такая закупка по решению начальника учреждения могла быть осуществлена любым другим конкурентным способом, предусмотренным Положением о закупках - конкурс, аукцион, запрос предложений, запрос котировок -  выбор способа закупки находится в исключительной компетенции руководителя автономного учреждения; только орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, является государственным заказчиком и субъектом применения Федерального закона №44-ФЗ при осуществлении в соответствии с ч.4 ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) закупок товаров, работ, услуг для удовлетворения государственных нужд;  автономное учреждение не является государственным заказчиком, осуществляющим закупки товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным  законом №44-ФЗ для удовлетворения государственных нужд; КГСАУ «ДВ авиабаза», вопреки выводам административного органа  и суда, не является ни органом государственной власти, ни казенным, ни бюджетным учреждением, ни государственным или муниципальным предприятием,  это совершенно разные виды, организационно-правовые формы юридических лиц;  заявитель является государственным автономным учреждением Хабаровского края, в отношении которого не применяются положения законодательства, относящиеся только и исключительно к другим видам юридических лиц; закупка аренды форвадера по договору №81 осуществлена учреждением за счет средств от приносящей доход деятельности;  учреждение израсходовало субсидию на выполнение государственного задания на заработную плату, начисление на заработную плату инженеров лесного хозяйства и топливо для осуществления выездов в целях текущей разработки делян, что не является нарушением бюджетного законодательства и не вызывает никаких претензий ни у одного из органов финансового контроля всех уровней;  учреждение, вопреки выводам административного органа, суда, самостоятельно и непосредственно выполняло санитарно-оздоровительные мероприятия и заготовку древесины с использованием арендованной   лесохозяйственной и  лесозаготовительной техники;  фактически заготовленная и оприходованная в виде соответствующих сортиментов (пиловочник, балансы, дрова и т.д.) древесина не является лесными насаждениями, т.е. растущим лесом; в нарушение части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  суд не учел отсутствие в деле каких-либо доказательств продажи учреждением лесных насаждений (растущего леса) ИП Рябову М.М. и не дал никакой оценки имеющимся в деле представленным заявителем доказательствам о продаже по результатам биржевых торгов фактически заготовленной древесины; вывод суда о том, что заявитель не имеет право осуществлять заготовку и продажу древесины, заготовленной в ходе санитарных рубок, не основан на законе.

Представитель учреждения, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился.

Суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие учреждения в силу положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Представитель административного органа  в судебном заседании отклонил доводы апелляционной жалобы, просит отказать в ее удовлетворении.

Заслушав представителя административного органа, исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Как видно из материалов дела, Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований Федерального закона   № 44-ФЗ, при заключении договоров аренды техники для выполнения мероприятий государственного задания, утвержденного на 2020 год, по сплошным санитарно-оздоровительным мероприятиям, в ходе чего установлены следующие обстоятельства.

При заключении договоров аренды техники для выполнения мероприятий государственного задания, утвержденного Учреждению на 2020 год, по сплошным санитарно-оздоровительным мероприятиям установлено нарушение требований Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), Федерального закона  № 44-ФЗ.

По договору купли-продажи лесных насаждений Управлением лесами Правительства Хабаровского края (далее - Управление лесами) на основании Государственного задания Учреждения на 2020 год , плановые 2020-2021 годы, утвержденного распоряжением Управления лесами от 24.12.2019 № 785-р (далее - госзадание), КГСАУ «ДВ авиабаза» переданы лесные насаждения для сплошной санитарной рубки погибших и поврежденных насаждений в участков Амгуньского лесничества на площади 69,4 га.

В целях реализации указанного договора купли-продажи лесных насаждений, направленного на выполнение мероприятий установленных госзаданием, Учреждением заключен договор аренды спецтехники - форвадера с экипажем от 01.06.2020 № 81 для проведения лесозаготовительных работ для нужд КГСАУ «ДВ авиабаза», на территории Солнечного района, Амгуньского лесничества, Средне-Амгуньского участкового лесничества по цене 3944820 рублей с индивидуальным предпринимателем Рябовым Михаилом Михайловичем (ИНН 271700591985), путем проведения закупки у единственного исполнителя (протокол о закупке № 2 от 01.06.2020).

Учреждением нарушены требования законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, выразившееся в осуществлении закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в ином порядке - договор аренды спецтехники с экипажем от 01.06.2020 № 81 с ИП Рябовым М.М. для проведения лесозаготовительных работ заключен без соблюдения требований главы 3 Федерального закона № 44-ФЗ.

Уведомлением от 16.10.2020  № 2-06-2020  Учреждение извещалось о дате, месте и времени вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении на 30.10.2020  в 16 часов 15 минут, которое направлено в адрес КГСАУ «ДВ Авиабаза» заказными письмами идентификационные номера - 68002147250700, 68002147248714 и получено Учреждением 22.10.2020 , что подтверждается сведениями, размещенными на официальном сайте АО «Почта России», представленными в материалы дела.

29.10.2020 от КГСАУ «ДВ авиабаза» поступили возражения и ходатайство о рассмотрении вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении назначенного на 30.10.2020,   в отсутствие его представителя.

По результатам проверки, усмотрев нарушение порядка осуществления закупки товаров, работ, услуг, предусмотренного Федеральным законом                             № 44-ФЗ, Хабаровским межрайонным природоохранным прокурором 30.10.2020  в отношении КГСАУ «ДВ Авиабаза» вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 3 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

Указанное постановление направлено на рассмотрение в УФАС России  по Хабаровскому краю.

Определением УФАС России  по Хабаровскому краю от 27.11.2020  рассмотрения дела об административном правонарушении № 8-04/129 КГСАУ «ДВ авиабаза»  извещено о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении 22.01.2021  в 15 часов 35 минут.

19.01.2021  от КГСАУ «ДВ авиабаза» поступили объяснения по делу.

22.01.2021  заместителем руководителя УФАС России по Хабаровскому краю  по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, в присутствии  представителей   КГСАУ «ДВ авиабаза» вынесено постановление № 8-04/137, которым последнее  признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.32.3 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа,  в размере 25000руб.

Не согласившись с указанным постановлением антимонопольного органа, КГСАУ «ДВ авиабаза» обратилось в арбитражный суд с настоящим  заявлением.

Частью 3 статьи 7.32.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в ином порядке, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере закупок товаров, работ, услуг; субъектом правонарушения выступает лицо, осуществляющее закупку с нарушением требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Объективную сторону данного правонарушения образуют действия (бездействие), выразившиеся в осуществлении закупки товаров, работ, услуг без соблюдения порядка, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, когда соблюдение такого порядка является обязательным.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона   № 44-ФЗ  настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Исчерпывающий перечень случаев, когда данный Федеральный закон не применяется, установлен ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 44-ФЗ.

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 44-ФЗ  бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями настоящего закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона № 44-ФЗ  заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя); при этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

В силу  ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ)  органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных услуг, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В соответствии с ч. 1 ст. 19 ЛК РФ  мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 данного Кодекса, или использующими леса в соответствии с указанным Кодексом лицами.

Согласно ч. 1 ст. 29 ЛК РФ  заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины.

По положениям главы 3.1 ЛК РФ  санитарно-оздоровительные мероприятия, в том числе рубки погибших и поврежденных лесных насаждений, являются видом мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов, относятся к мерам санитарной безопасности в лесах и входят в комплекс мероприятий по защите лесов (п. 2 ч. 1 ст. 60.7, п. 4 ч. 1 ст. 60.3, ч. 1 ст. 60.2 ЛК РФ).

С учетом изложенного, положения ЛК РФ предусматривают проведение рубки лесных насаждений либо в рамках заготовки древесины при осуществлении предпринимательской деятельности в соответствии со ст. 29 ЛК РФ, либо путем выполнения работ в рамках осуществления мероприятий по охране и защите лесов в порядке ст. 19 ЛК РФ.

Согласно п. 7 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999  № 184-ФЗ                        «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон -№ 184-ФЗ) полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не предусмотренные п. 2 данной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами;  финансовое обеспечение реализации указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 82 ЛК  РФ предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений.

 Средства на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций и не могут быть израсходованы на иные цели (ч. 2 и 6 ст. 83 ЛК РФ).

Согласно ч. 2 и ч. 3 ст. 19 ЛК РФ  мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов могут осуществляться государственными бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии ЛК РФ;  при осуществлении мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов государственными учреждениями, указанными ч. 2 данной статьи, одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины в соответствии с названным Кодексом.

В соответствии с п. 1.1 Положения о Комитете лесного хозяйства Правительства Хабаровского края (далее - Положение), утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 21.04.2020  № 162-пр, действующего в рассматриваемый период, данный орган исполнительной власти Хабаровского края осуществляет в пределах установленной компетенции полномочия края и переданные краю полномочия Российской Федерации в области лесных отношений.

В силу п. 1.5 Положения Комитет осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные ему учреждения.

Таким образом, мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов могут осуществляться как Комитетом путем проведения закупок данных работ в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, так и специально созданными ими государственными автономными учреждениями, подведомственными Комитету в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с ЛК РФ, на основании соответствующего государственного задания.

01.06.2020  между Учреждением и индивидуальным предпринимателем Рябовым М.М. заключен договор № 81 аренды спецтехники - форвадера с экипажем для проведения лесозаготовительных работ для нужд КГСАУ «ДВ авиабаза», на территории Солнечного района, Амгуньского лесничества, Средне-Амгуньского участкового лесничества.

Между тем, в нарушение требований ч. 4 ст. 19 ЛК РФ закупка вышеуказанных услуг и работ по договору проведена согласно положениям Федерального закона № 223-ФЗ, применение которого при проведении закупки для удовлетворения государственных нужд недопустимо.

Кроме того, заключение договора с индивидуальным предпринимателем Рябовым М.М по выполнению мероприятий Госзадания без соблюдения процедуры, предусмотренной нормами Федерального закона № 44-ФЗ, свидетельствует о предоставлении последнему преимуществ в осуществлении предпринимательской деятельности, ограничении конкуренции на рынке соответствующих работ (услуг), в связи с чем, заключение учреждением вышеуказанного договора в нарушение установленного порядка, в данном случае не может быть признано правомерным, соответствующим требованиям ч. 1, 4 ст. 19 ЛК РФ.

КГСАУ «ДВ авиабаза» создано Постановлением Правительства Хабаровского края от 11.02.2011  № 32-пр «Об автономных учреждениях Хабаровского края» на основании распоряжения Губернатора Хабаровского края от 28.12.2011  № 836-рп «О создании краевого государственного специализированного автономного учреждения «Дальневосточная база авиационной охраны лесов».

В соответствии с п. п. 1.3, 2.2 Устава Учреждение является некоммерческой организацией, созданной на неопределенный срок для осуществления мероприятий по охране лесов от пожаров, иного негативного воздействия, а также по защите, воспроизводству лесов и лесоразведению.

В силу п. 1.6 Устава учредителем КГСАУ «ДВ авиабаза» является Хабаровский край.

Органом исполнительной власти Хабаровского края, осуществляющим функции и полномочия учредителя, является Управление.

Согласно п. 2.12 Устава Учреждение выполняет государственное задание, установленное Учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными Уставом к основной деятельности.

На основании ч. 1 ст. 4 Федерального Закона от 03.11.2006  № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее - ФЗ «Об автономных учреждениях», Федеральный закон № 174-ФЗ) основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано.

В соответствии с ч. 2.1 ст. 4 ФЗ «Об автономных учреждениях» автономное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного задания.

Аналогичные положения содержатся в п. 3.7 Устава КГСАУ «ДВ авиабаза».

Согласно пункту 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ)   финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов.

На основании частей 4, 5 статьи 19 ЛК РФ  в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено в установленном порядке на государственные (муниципальные) учреждения, указанные в части 2 настоящей статьи, или на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют закупки этих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и настоящим Кодексом с одновременной продажей лесных насаждений в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с включением в контракт на выполнение данных работ условия о купле-продаже лесных насаждений.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона  № 44-ФЗ,  он регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в частности, в части, касающейся: определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Исходя из положений  статьи 8 Федерального  закона № 44-ФЗ, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок; любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Таким образом, по смыслу приведенного правового регулирования, мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов выполняются для государственных нужд за счет бюджетных средств и непосредственно автономным учреждением на основании государственного задания, от выполнения которого автономное учреждение не вправе отказаться.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом № 223-ФЗ, в соответствии с частями 1, 2 статьи 2 которого   при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Частью 2 статьи 1 Федерального закона № 223-ФЗ определен круг лиц, на которых распространяются общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке работ, услуг, установленные данным законом.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 1 Федерального закона 223-ФЗ настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе бюджетным учреждениям при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Федерального закона и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при осуществлении им закупок: а) за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования (благотворительного пожертвования), по завещанию, грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное; б) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения; в) за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

Как верно отметил суд, из содержания и смысла статьи 1 Федерального закона № 44-ФЗ и статьи 1 Федерального  закона № 223-ФЗ следует, что Федеральный  закон № 223-ФЗ определяет порядок закупок для нужд самих автономных учреждений; в тех же случаях, когда автономные учреждения выступают государственными заказчиками в силу наделения их соответствующими полномочиями государственными органами и производят закупки для удовлетворения государственных нужд, Федеральный  закон                                    № 223-ФЗ не подлежит применению.

В этих случаях автономные учреждения как государственные заказчики должны определять поставщиков (подрядчиков, исполнителей) конкурентными способами, указанными в статье 24 Федерального закона № 44-ФЗ, то есть на открытых, закрытых конкурсах, аукционах, путем запроса котировок, запроса предложений, а у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) только в определенных законом случаях.

То есть, Учреждению при выполнении мероприятий по реализации Госзадания необходимо руководствоваться положениями Федерального закона № 44-ФЗ, в том числе положениями ст. ст. 6, 8, 24 путем организации и проведения аукциона, основываясь на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции, принципов открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, ответственности за результативность обеспечения государственных нужд, эффективности осуществления закупок, создавая равные условия для обеспечения конкуренции между участниками закупок.

Тем самым, применительно к осуществлению санитарной рубки лесных насаждений в рамках осуществления Госзадания с последующей ее реализацией исполнителю, КГСАУ «ДВ авиабаза» и индивидуальным предпринимателем Рябовым М.М. нарушен порядок заключения соответствующих договоров, поскольку при их заключении положения лесного законодательства и Федерального закона № 44-ФЗ о проведении рассматриваемых  конкурсных процедур соблюдены не были, так как продажа лесных насаждений индивидуальным предпринимателем Рябовым М.М., непосредственно осуществившему заготовку Древесины, могла быть осуществлена лишь в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, в том числе, на основании соответствующего договора купли-продажи лесных насаждений, заключенному на торгах, плата по которому производится в соответствии с положениями ст. 76 ЛК РФ.

С учетом изложенного, суд пришел к правомерному выводу о том, что у КГСАУ «ДВ-авиабаза» имеются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

При этом, согласно части 2 указанной нормы, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

КГСАУ «ДВ-авиабаза» не представлено доказательств невозможности исполнить действующее законодательство, следовательно вина Учреждения доказана.

Суд, руководствуясь положением статьи 2.9 КоАП РФ, разъяснениями пунктов 18 и 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", верно посчитал что доказательств наличия исключительного случая, при котором совершенное КГСАУ «ДВ-авиабаза»  правонарушение может быть признано малозначительным, материалы дела не содержат.

Нарушений порядка и сроков привлечения к административной ответственности, смягчающих либо отягчающих вину обстоятельств по результатам рассмотрения материалов административного производства не установлено.

Оснований для назначения административного наказания в виде предупреждения с учетом положений ст. 3.4, 4.1.1 КоАП РФ также не установлено, поскольку нет  такого  условия, как отсутствие возникновения угрозы безопасности государства.

Из оспариваемого постановления Управления следует, КГСАУ                            «ДВ-авиабаза» привлечено к административной ответственности по ч. 3                          ст. 7.32.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 25000 руб., административное наказание назначено с учетом положений ст. 4.1 КоАП РФ ниже низшего предела предусмотренного санкцией статьи.

Доводы, изложенные жалобе, проверены арбитражным судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными и не подлежащими удовлетворению, поскольку они  не опровергают законности принятого по делу судебного акта суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ним.

Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено, в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, не имеется.

Руководствуясь изложенным выше, арбитражный суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене или изменению.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края  от  13  декабря  2021  года по делу № А73-1862/2021  оставить без изменения, апелляционную жалобу– без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Е.В. Вертопрахова

Судьи

    Е.И. Сапрыкина

Е. Харьковская