Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
06АП-787/2021
08 апреля 2021 года | г. Хабаровск |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Мильчиной И.А.
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ДЮВиКом»
на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 25.01.2021
по делу № А73-17861/2020
рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ДЮВиКом» (ОГРН 1122703003411, ИНН 2703065728)
к Главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (ОГРН 1122721011236, ИНН 2721196900)
об оспаривании постановления от 19.10.2020 № 05.2-17-777/2020
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «ДЮВиКом» (далее – ООО «ДЮВиКом») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее – управление) от 19.10.2020 № 05.2-17-777/2020.
Рассмотрев в порядке упрощенного производства заявление, суд принял решение от 13.01.2021 путем подписания его резолютивной части в соответствии с частью 1 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), отказав в удовлетворении заявленного требования. Мотивированное решение изготовлено 25.01.2021.
Не согласившись с судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
По мнению заявителя жалобы, неосуществление в отчетном периоде фактического оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции и отсутствие остатков алкогольной продукции на конец 4 квартала 2019 года, 1 квартала 2020 года исключают обязанность по декларированию нулевых остатков. Полагает, что отчет из единой государственной автоматизированной системы не является допустимым доказательством наличия остатков алкогольной продукции, поскольку показывает только поступление алкогольной продукции без учета ее продаж в розлив организацией общественного питания. Обращает внимание на недостоверную информацию об адресе регистрации в протоколе об административном правонарушении.
Административный орган в отзыве возражает относительно удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на обоснованность обжалованного решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о принятии апелляционной жалобы к производству и ее рассмотрении в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия жалобы к производству, путем размещения информации в Картотеке арбитражных дел на общедоступном сайте в сети интернет http://kad.arbitr.ru и на официальном сайте суда www.6aas.arbitr.ru.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, отраженных в пунктах 47, 49 постановления от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве», апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон, без проведения судебного заседания. Суд апелляционной инстанции принимает постановление по итогам рассмотрения апелляционной жалобы по истечении срока, установленного для предоставления отзыва на апелляционную жалобу, но не позднее двух месяцев со дня ее поступления вместе с делом в апелляционный суд.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО «ДЮВиКом» на основании лицензии № 27РПО0001304 (срок действия до 04.07.2021) осуществляло деятельность по розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания по адресу осуществления деятельности обособленного подразделения: 681029, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, пр-т Московский, д. 23 пом. 1001, пом.I (5, 6, 7).
В результате анализа сведений, содержащихся в Федеральной государственной информационной системе «База данных деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, спиртсодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции и об объемах использования этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее – ФСРАР) и единой автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС), управлением установлено нарушение обществом требований Правил представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 № 815 (далее - Правила № 815), пункта 1 статьи 14, абзаца 13 пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Закон № 171-ФЗ).
Согласно отчету об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции из ЕГАИС за период с 01.01.2020 по 31.03.2020 обществом в I квартале 2020 года получено не маркируемой алкогольной продукции в объеме 1,5 декалитров (дал). Декларация по форме 12 за I квартал 2020 года представлена 20.04.2020 в Базу данных деклараций ФСРАР.
Из отчета об объемах остатков этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции по данным ЕГАИС по 1 регистру на 31.03.2020 у общества значились остатки алкогольной продукции в объеме 706,86 декалитров (дал), в том числе 412,92 декалитров (дал) маркируемой крепкой алкогольной продукции. Декларация об объеме розничной алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания по форме 11 за I квартал 2020 года в Базе данных деклараций ФСРАР отсутствовала.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 28.05.2020 № Б2020-05.2-0001.
Факт непредставления декларации в установленный законом срок послужил основанием для составления в отношении общества в отсутствие его законного представителя при надлежащем уведомлении протокола от 05.10.2020 № 05.2-17-777/2020 об административном правонарушении.
Постановлением от 19.10.2020 № 05.2-17-777/2020ООО «ДЮВиКом»привлечено к административной ответственности по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) с учетом применения положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ в виде предупреждения.
Не согласившись с постановлением, общество обратилось в суд с заявлением об оспаривании его законности.
Статьей 15.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей в виде административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 16 статьи 2 Закона № 171-ФЗ под оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение, перевозка и розничная продажа алкогольной продукции.
Пунктом 1 статьи 14 Закона № 171-ФЗ предусмотрена обязанность организаций, осуществляющих производство и (или) оборот этилового спирта (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, осуществлять декларирование объема розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
В силу абзаца 13 пункта 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается, в частности искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Пунктами 15, 16 Правил представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных действующим на момент спорных правоотношений постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 № 815 (далее - Правила № 815), установлено, что декларации представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Декларации представляются по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой выдан любым удостоверяющим центром, аккредитованным в порядке, установленном Федеральным законом «Об электронной подписи».
Согласно пункту 18 Правил № 815, декларации представляются в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту регистрации организации (индивидуального предпринимателя).
Таким образом, декларация об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции за I квартал 2020 года должна была быть представлена заявителем не позднее 20.04.2020, однако в нарушение положений статей 14, 26 Закона № 171-ФЗ и пункта 15 Правил № 815 обществом сделано не было. Нарушение устранено только 15.10.2020.
Данный факт нашел подтверждение в ходе судебного разбирательства по апелляционной жалобе при исследовании судом протокола об административном правонарушении от 05.10.2020 № 05.2-17-777/2020, отчета об объемах остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС по 1 регистру на 31.03.2020, возражениями общества от 16.10.2020, в связи с чем является верным вывод суда первой инстанции, поддержавшего административный орган, о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 КоАП РФ.
Объективных препятствий для соблюдения обществом обязательных требований в части представления декларации за I квартал 2020 года, а равно принятие исчерпывающих мер для соблюдения требований законодательства не установлено, что свидетельствует о наличии вины в совершении правонарушения применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При этом не представлено доказательств, подтверждающих принятие организацией всех зависящих от нее, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению заявителем установленных законодательством обязанностей.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии в действиях ООО «ДЮВиКом» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ.
Отклоняется довод общества о том, что оно прекратило оказание услуг общественного питания по указанному в лицензии адресу в связи с введенными мероприятиями по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции, поскольку обязанность лицензиата по декларированию не ставится действующим законодательством в зависимость от фактического осуществления в отчетном периоде лицензируемого вида деятельности.
В силу статьи 2 Закона № 171-ФЗ наличие у заявителя обязанности по представлению декларации обусловлено целью учета оборота алкогольной продукции, в том числе в случаях, когда не осуществлялась реализация ранее приобретенной алкогольной продукции.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.03.2019 № 310-ЭС19-1528).
Также форма декларации об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции позволяет вносить сведения, связанные с отсутствием фактической реализации алкогольной продукции в отчетном периоде.
Ссылка заявителя на письмо Министерства финансов Российской Федерации от 18.03.2019 № 03-14-11/17495 отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку оно не является нормативным актом и не носит общеобязательный характер.
Иные доводы апелляционной жалобы не имеют правого значения с учетом того, объективная сторона вмененного административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ, выражается в нарушении порядка и сроков декларирования оборота алкогольной продукции. Факт непредоставления декларации в установленный законом срок нашел подтверждение в ходе рассмотрения дела.
Апелляционный суд не установил процессуальных нарушений при производстве по административному делу, права и гарантии общества соблюдены, срок давности привлечения к ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.
Допущенное заявителем нарушение установленного законом срока декларирования объемов розничной продажи алкогольной продукции препятствует осуществлению государственного контроля в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в связи с чем суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции находит обоснованным применение к обществу положений статьи 4.1.1 КоАП РФ как субъекту малого предпринимательства. Административный штраф, предусмотренный статьей 15.13 КоАП РФ, заменен на предупреждение, отвечающее принципам справедливости и соразмерности характеру совершенного деяния.
Подлежит отклонению довод о недостоверной информации в протоколе об административном правонарушении от 05.10.2020 № 05.2-17-777/2020.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ, в том числе сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, время совершения и событие административного правонарушения. Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.
При этом в силу статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 КоАП РФ).
Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В силу положений приведенных выше норм изменение, дополнение сведений, ранее указанных в протоколе об административном правонарушении, могут быть внесены в данный протокол в отсутствие лица, в отношении которого он составлен, только при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени внесения соответствующих изменений, дополнений в протокол.
По материалам дела установлено, что 19.10.2020 в протокол от 05.10.2020 № 05.2-17-777/2020 внесены изменения о месте регистрации лица и месте совершения административного правонарушения, о чем общество извещалось заблаговременно уведомлением от 16.10.2020, полученным директором Демениным Ю.В.
Поскольку процедура внесения изменений в протокол об административном правонарушении соблюдена, оснований считать его ненадлежащим доказательством, не имеется.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования при отсутствии оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 25.01.2021 по делу № А73-17861/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья | И.А. Мильчина |