ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-802/2022 от 15.03.2022 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-802/2022

18 марта 2022 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2022 года.
Полный текст  постановления изготовлен марта 2022 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Сапрыкиной Е.И.

судей                                       Тищенко А.П., Швец Е.А.

при ведении протокола  секретарем судебного заседания Осадчей Н.П.

при участии  в заседании:

от ООО «ИнвестСтрой»:  ФИО1;

от КГКУ  «Аванское лесничество»: не явились;

от   Министерства лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края: не явились;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  Общества с ограниченной ответственностью «ИнвестСтрой»

на решение от  29.12.2021 по делу № А73-16522/2021

Арбитражного суда Хабаровского края

по иску Общества с ограниченной ответственностью «ИнвестСтрой»

к Краевому государственному казенному учреждению «Аванское лесничество»

о    признании незаконным решения

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «ИнвестСтрой» (далее – общество, ООО «ИнвестСтрой») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным решения Краевого государственного казенного учреждения «Аванское лесничество» (далее – КГКУ «Аванское лесничество», учреждение), изложенное в письме от 14.07.2021 № 05-17-456 «О внесении изменений в ГЛР»; обязании  КГКУ «Аванское Лесничество» принять измененные отчеты ООО «ИнвестСтрой» за январь-апрель 2021 года, январь-май 2021 года и январь - июнь 2021 года.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края (в настоящее время  Министерство лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края; далее по тексту  – комитет).

Решением суда от 29.12.2021 в удовлетворении заявленного  требования отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «ИнвестСтрой»   заявило в Шестой арбитражный апелляционный суд жалобу, в которой просило его отменить и принять новый судебный акт.

По мнению апеллянта,  суд первой инстанции пришел  к ошибочному выводу о том, что полномочиями на принятие отчетов об использовании лесов наделен исключительно   комитет, поскольку  осуществление государственного надзора возложено Комитетом лесного хозяйства на КГКУ «Аванское лесничество», которое подведомственно органу государственной власти субъекта Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов.

Кроме этого, ООО   «ИнвестСтрой» ссылается на отсутствие в решении суда  оценки письменных доказательств, подтверждающих полномочия лесничества  на принятие отчетов об использовании лесов.

В судебном заседании второй инстанции от 09.03.2022 представители апеллянта поддрежали требования в полном объеме.

Представитель лесничества устно высказался о законности  обжалуемого судебного акта.

Представитель комитета  указал на отсутствие оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, а также оснований для ее принятию к производству судом второй инстанции ввиду пропуска срока для ее подачи. Одновременно заявлено ходатайство о замене   Комитета лесного хозяйства Правительства Хабаровского края на Министерство лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края согласно выписке из ЕГРЮЛ.

В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв.

         В заседании суда от 15.03.2022  представитель заявителя на требованиях настаивал; иные лица участия в судебном разбирательстве не принимали.

Повторно исследовав материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы с учетом отзыва, заслушав участников процесса,  Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.

Из материалов дела видно, что 08.07.2011 на основании протокола заседания краевой аукционной комиссии по организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков и договоров купли-продажи лесных насаждений от 29.06.2011 № 14 Правительством Хабаровского края (арендодатель) с  ООО «ИнвестСтрой» (арендатор) заключен договор  № 0928/2011 аренды лесного участка со  сроком действия договора составляет 25 лет.

Проект освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду                  ООО «ИнвестСтрой» по договору аренды от 08.07.2011 № 0928/2011, утвержден Приказом Управления лесами Правительства Хабаровского края от 22.07.2019 № 1285П на основании заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов от 22.07.2019 с учетом изменений, утвержденных приказом комитета от 30.07.2021 № 1065 П.

В соответствии с изменениями, внесенными в приложение № 3 решением Арбитражного суда Хабаровского края по делу № А73-16847/2016 от 24.02.2021 в договор аренды лесного участка № 0928/2011, на арендуемом лесном участке определены следующие виды и объемы использования лесов: Заготовка древесины (ликвидной) - всего 26 700 куб. м., из них: хвойное -                5 400 куб. м., твердолиственное - 4 800 куб. м.; мягколиственное - 16 500 куб. м.

10.01.2021 лесопользователь  направил отчет об использовании лесов                        за 2020 год в электронном виде  в уполномоченный орган, указав заготовленную древесину в объеме 24 532 куб. м.

Письмом от 12.01.2021 № 0211/88 «О продлении сроков рубки, хранения и вывозки» комитет продлил обществу сроки рубки древесины на территории Аванского лесничества по лесным декларациям 2020 года до 28.02.2021 и до 31.01.2021.  Общий объем заготовки по продленным лесным декларациям 2020 года составил 10 286 куб. м., из них фактически заготовлено 8 426 куб. м.

В отчеты об использовании лесов за январь-июнь 2021 года                      ООО «ИнвестСтрой» внесло вышеуказанные объемы заготовки по лесным декларациям 2020 года в размере 8 426 куб. м., а также текущий объем заготовки, разрешенной в 2021 году (1 435 куб. м.); всего 9 861 куб. м.

Далее, полагая, что в отчете об использовании лесов за 2020 год должно быть указано совокупно 32 653 куб. м., то есть 24 532 куб. м. фактической заготовки древесины за 2020 год и 8 426 куб. м. заготовленной древесины по лесным декларациям, указанным в письме комитета от 12.01.2021 № 0211/88, а в отчете об использовании лесов за январь-апрель 2021 года должно быть указано не 9 861 куб. м., а лишь 1 435 куб. м. (фактический объем заготовки древесины по лесным декларациям 2021 года за вычетом 8 426 куб. м., отнесенных к 2020 году), общество 04.06.2021 обратилось с заявлением в комитет о внесении соответствующих изменений.

Копия  данного  заявления  также отправлена в КГКУ «Аванское лесничество», которое письмом 14.07.2021 № 05-17-456 сообщило, что измененные отчеты за январь-апрель 2021 года, а также направленные отчеты январь-май 2021 года, январь-июнь 2021 года не могут быть приняты по причине их несоответствия нормативно-правовым требования.

Расценив указанное письмо КГКУ «Аванское лесничество» как решение об отказе в принятии отчетов об использовании лесов, считая его незаконным, общество  обратилось   в арбитражный суд.

  В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В качестве оснований для этого процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Арбитражный суд первой инстанции в удовлетворении заявленного требования отказал, придя к выводу об отсутствии совокупности необходимых условий.

Возражения заявителя апелляционной жалобы направлены на несогласие с данным выводом.

В соответствии с частями 1, 4, 8 и 9 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины; запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок; граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков; правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 названного Кодекса, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с частью 1 статьи 49 ЛК РФ отчет об использовании лесов (информация об объеме изъятых лесных ресурсов, их товарной структуре, другая информация) представляется гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.

Согласно части 2 статьи 49 ЛК РФ форма отчета об использовании лесов и порядок его представления, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Перечень информации, включаемой в отчет об использовании лесов, порядок фиксации этой информации, форма и порядок представления отчета об использовании лесов, а также требования к формату отчета об использовании лесов в электронной форме устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 4 статьи 49 ЛКФ).

Приказом Минприроды России от 21.08.2017 № 451 утвержден  перечень информации, включаемой в отчет об использовании лесов (далее – Перечень), форма и порядок представления отчета об использовании лесов (далее – Порядок), а также требования к формату отчета об использовании лесов в электронной форме.

Согласно Перечню в отчете об использовании лесов должна приводиться информация о фактических объемах осуществляемого использования лесов, нарастающим итогом с начала года по состоянию на конец отчетного периода.

В соответствии с пунктом 2 Порядка отчет должен представляться ежемесячно, не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным (при использовании лесов в целях заготовки древесины, а также при использовании лесов в иных целях, при которых осуществлялись рубки лесных насаждений).

Как следует из пункта 10 части 1 статьи 83 ЛК РФ, ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации, осуществляется уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Приказом Минприроды России от 11.11.2013 № 496 утверждены Перечень, формы и порядок подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение.

Согласно пункту 2.2.28 вышеуказанного Приказа Минприроды России от 11.11.2013 № 496 отчет об использовании лесов рассматривается как один из документов, являющихся основаниями для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения.

Согласно части 10 статьи 83 ЛК РФ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 ЛК РФ полномочий, в том числе административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий, а также обязательные для исполнения методические и инструктивные материалы об осуществлении таких полномочий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Приказом Минприроды России от 08.12.2016 № 641 утвержден  Административный регламент предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов, пунктом 2.2 которого  предоставление государственной услуги осуществляется уполномоченными органами, указанными в приложении 1 к Административному регламенту.

Как верно установлено судом первой  инстанции, таким  уполномоченным органом применительно к Хабаровскому краю в Административном регламенте обозначено Управление лесами Правительства Хабаровского края, изменившее наименование на Комитет с 14.09.2020 по период спорных отношений.  

Постановлением Правительства Хабаровского края от 21.04.2020                 № 162-пр утверждено Положение о комитете, и пунктом 1.2 определено, что комитет   принимает, в том числе,  лесные декларации, отчеты об использовании лесов.

При указанных обстоятельствах, апелляционная коллегия соглашается с     доводами   КГКУ «Аванское Лесничество» о том, что  в силу действующего законодательства оно не уполномочено принимать отчеты об использовании лесов, на чем настаивает общество.

При этом, как верно отмечено судом первой инстанции, заявление от 04.06.2021 (исх.41)  адресовано Комитету лесного хозяйства Правительства Хабаровского края,  с направлением копии лесничеству.

В  свою очередь, комитет письмом от 28.06.2021 № 04-36/9574 указал об отсутствии в представленных отчетах об использовании лесов материалов дистанционного зондирования, фото- и видеофиксации, то есть фактически отказав в принятии названных отчетов. Вместе с тем,  указанное решение ООО «ИнвестСтрой» не обжаловалось.

Ссылка апеллянта  на Устав лесничества в редакции 2011 года аналогична приведенному доводу в суде первой инстанции, которым верно отмечено, что   о не подтверждении  наличия  оспариваемых полномочий у КГКУ «Аванское Лесничество»  по приему  отчетов об использовании лесов.

Апелляционный довод о том, что представленными заявителем протоколами об административных правонарушениях по  статье 19.7 КоАП РФ, составленными лесничеством,  подтверждается правомочие  последнего по принятию спорных отчетов, несостоятелен.

Действуя в рамках  закрепленных  КоАП РФ полномочий  в области  государственного  контроля, лесничество вправе составлять протоколы об административных правонарушениях и обращаться  в суды для привлечения виновных к ответственности. Вместе с тем, данные функции не являются безусловным подтверждением того, что лесничество вправе принимать отчеты об использовании лесов, на чем настаивает общество.

Довод, дополнительно приведенный в судебном заседании от 09.03.2022,  о том, что при разрешении спора арбитражный суд сослался на утративший силу  Приказ Минприроды от 30.07.2020 №539, подлежит отклонению ввиду того, что данный нормативный акт утратил силу 01.01.2022, тогда как судебное решение принято 29.12.2021.

Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении, сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ с правильным применением норм материального права.

Ссылка  министерства о пропуске обществом срока на апелляционное обжалование судом апелляционной инстанции признается ошибочной, поскольку апелляционная жалоба на решение Арбитражного суда Хабаровского края  от 29.12.2021  подана обществом  27.01.2022, что подтверждается оттиском штампа на почтовом конверте,  то есть с соблюдением месячного срока, установленного частью 1 статьи 259 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

произвести замену наименования Комитета лесного хозяйства Правительства Хабаровского края на Министерство лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края.

Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 29.12.2021  по делу № А73-16522/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Е.И. Сапрыкина

Судьи

А.П. Тищенко

Е.А. Швец