Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-815/2022
апреля 2022 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И.В.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью «Стикс»: ФИО1 по доверенности от 23.08.2021;
от открытого акционерного общества «Российские железные дороги»: ФИО2 по доверенности от 02.09.2020,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Дальневосточного таможенного управления, открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на решение от 30.12.2021 по делу № А73-12844/2021 Арбитражного суда Хабаровского края по иску общества с ограниченной ответственностью «Стикс» к открытого акционерному обществу «Российские железная дороги» об обязании совершить действия; третье лицо: Дальневосточное таможенное управление,
установил:
в Арбитражный суд Хабаровского края обратилось общество с ограниченной ответственностью «Стикс» (далее – ООО «Стикс», истец) с иском к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД», ответчик) о возложении на ответчика обязанности принять у ООО «Стикс» к перевозке груз, поименованный в декларации № 10720010/271220/0022091, а равно – все грузы при предъявлении ООО «Стикс» деклараций на товары с отметками, подтверждающими помещение товара под таможенную процедуру экспорта, без проставления иных отметок таможенного органа на железнодорожных накладных (с учетом итогового уточнения, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)).
Исковое заявление было принято судом к рассмотрению, возбуждено производство по делу № А73-12844/2021, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Дальневосточное таможенное управление.
Решением от 30.12.2021 исковые требования ООО «СТИКС» суд удовлетворил частично, обязал открытое акционерное общество «Российские железные дороги» принять у общества с ограниченной ответственностью «Стикс» к перевозке груз, помещенный под таможенную процедуру экспорта (декларация № 10720010/271220/0022091), без отметок таможенного органа о выпуске товара на железнодорожных накладных, выполненных в бумажной форме. В остальной части иска суд отказал.
Не согласившись с решением суда в части удовлетворения требования, ответчик и третье лицо подали апелляционные жалобы, содержащие требование – о принятии в обжалуемой части нового судебного акта об отказе в удовлетворении требования в полном объеме.
В обоснование апелляционных жалоб заявители сослались на неправильное определение судом первой инстанции существа спора, неправильное указание на то, что единственной причиной отказа в принятии заявленного к перевозке груза послужило отсутствие перевозочных документов (железнодорожной накладной) на бумажном носителе с отметкой таможенных органов о выпуске товара, на самом деле причиной отказа в принятии груза к перевозке явилось отсутствие в электронных накладных отметок таможенного органа «выпуск разрешен». По мнению апеллянтов, судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.
Апелляционные жалобы были приняты к рассмотрению Шестым арбитражным апелляционным судом.
В отзыве и дополнении к нему истец не согласился с доводами ответчика и третьего лица, просил решение оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Рассмотрение апелляционных жалоб откладывалось определением от 10.03.2022.
В судебном заседании 31.03.2022 представитель ОАО «РЖД» поддержал апелляционную жалобу, представитель ООО «Стикс» поддержал письменные возражения на апелляционные жалобы, третье лицо не обеспечило явку представителя.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвовавших в судебном заседании, обсудив доводы апелляционных жалоб, отзыва на них, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам относительно законности и обоснованности судебного акта в обжалуемой части.
Поводом для подачи иска по настоящему делу послужили следующие обстоятельства.
В декабре 2020 года ООО «Стикс» подало в Дальневосточный таможенный пост (Центр электронного декларирования, далее - ЦЭД) неполные таможенные декларации на товары в порядке статьи 115 ТК ЕАЭС В качестве запланированного на экспорт груза заявлены соевые бобы общим весом 100 000 000 кг (нетто), статистической стоимостью 43 423 921,97 руб. В качестве получателя заявлена компания Raohe Runze Economic and trading Co/ LTD, зарегистрированная и осуществляющая деятельность на территории Китайской Народной Республики. При обращении в таможенные органы заявителем не были заполнены графы 25 и 26 НТД (вид транспорта на границе и внутри страны). 25.12.2020 ЦЭД присвоил НТД № 10720010/271220/0022091, а также осуществил выпуск товара, о чем в декларации учинена отметка от 27.12.2020 в соответствии с заявленной таможенной процедурой. В июне 2021 года ООО «Стикс» скорректировало данные декларации, отразив в ней код 20, указывающий на осуществление перевозки железнодорожным транспортом.
После совершения перечисленных действий ООО «Стикс» обратилось к ОАО «РЖД» с заявкой о принятии соответствующего груза к перевозке. ОАО «РЖД» отказало в принятии заявленного груза к перевозке со ссылкой на необходимость проставления на перевозочных документах (накладной) на бумажном носителе отметок таможенных органов о выпуске товара.
В досудебном порядке спор не был урегулирован.
Предъявляя иск по настоящему делу, истец сослался на положения статьи 115 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС), Решение Евразийского межправительственного совета от 17.07.2020 № 5 «О непроставлении отметок таможенных органов в транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документах при совершении таможенных операций в электронном виде» (далее – Решение № 5 от 17.07.2020).
Как правильно указал суд первой инстанции, ОАО «РЖД» отказало в принятии заявленного груза к перевозке в связи с отсутствием перевозочных документов (накладной) на бумажном носителе с отметкой таможенных органов о выпуске товара. Принимая решение об отказе в приеме груза к перевозке, ОАО «РЖД» руководствовалось Пунктом 46 Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Минтранса России от 07.12.2016 № 374, в соответствии с которым при предъявлении для перевозки грузов, порожних вагонов, следующих в прямом и непрямом международном сообщении, грузоотправитель (отправитель) представляет перевозчику накладную и иные документы, подтверждающие помещение грузов, порожних вагонов под таможенную процедуру, допускающую их вывоз с таможенной территории Евразийского экономического союза. В этом случае накладная и иные документы должны быть оформлены с учетом требований права Евразийского экономического союза, законодательства Российской Федерации. Перевозчик проверяет наличие в накладной или иных документах отметок таможенного органа, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Между тем, как правильно указал суд первой инстанции, в данном конкретном случае отказ ОАО «РЖД» в принятии груза к перевозке по указанному основанию не соответствует таможенному законодательству, а также законодательству о железнодорожных перевозках.
Пунктом 1 статьи 7 ТК ЕАЭС установлено, что товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Из пунктов 1, 2 статьи 104 Кодекса следует, что товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 этого Кодекса. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено указанным Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 80 ТК ЕАЭС декларант обязан представлять таможенным органам документы и (или) сведения, необходимые для совершения таможенных операций.
На основании пункта 2 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант обязан: произвести таможенное декларирование товаров; представить таможенному органу в случаях, предусмотренных этим Кодексом, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации; предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных данным Кодексом, либо по требованию таможенного органа; уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с названным Кодексом; соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с указанным Кодексом помещению под таможенные процедуры; выполнять иные требования, предусмотренные названным Кодексом.
Пунктом 7 статьи 104 ТК ЕАЭС предусмотрено, что особенности таможенного декларирования в случае, если декларант не располагает на момент подачи декларации на товары точными сведениями, необходимыми для заявления в такой декларации на товары (далее - неполное таможенное декларирование), определяются статьей 115 настоящего Кодекса.
Пунктами 1, 2 статьи 115 ТК ЕАЭС установлено, что неполное таможенное декларирование осуществляется в отношении товаров, вывозимых с таможенной территории Союза. При неполном таможенном декларировании должны быть заявлены сведения, подлежащие указанию в декларации на товары в соответствии со статьей 106 настоящего Кодекса, за исключением следующих сведений, которые могут не указываться: 1) о получателе товаров; 2) о стране назначения товаров и (или) торгующей стране; 3) о транспортных средствах, используемых для перевозки декларируемых товаров; 4) об упаковках товаров (количество, вид, маркировка и порядковые номера).
В силу пункта 3 статьи 115 ТК ЕАЭС после выпуска товаров, таможенное декларирование которых осуществлялось в соответствии с настоящей статьей, декларант обязан представить таможенному органу недостающие сведения путем изменения (дополнения) сведений, заявленных в декларации на товары, не позднее 8 месяцев со дня выпуска товаров, если менее продолжительные сроки не установлены законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
На основании пункта 3 статьи 112 ТК ЕАЭС после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, производится в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС (статья 115 ТК ЕАЭС) и (или) определяемых Комиссией, по решению таможенного органа либо с разрешения таможенного органа.
Пунктом 11 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289 «О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии» (далее – Решение № 289) определено, что после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в ДТ, производится, в частности в случае, установленном пунктом 3 статьи 115 ТК ЕАЭС.
Согласно пункту 12 Решения № 289 для внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, после выпуска товаров декларантом представляются обращение, надлежащим образом заполненная КДТ, ее электронный вид, документы, подтверждающие изменения (дополнения), вносимые в сведения, заявленные в ДТ, в случае внесения изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости товаров - ДТС, а в случае необходимости уплаты таможенных, иных платежей - также документы и (или) сведения, подтверждающие их уплату. Обращение не представляется в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 115, пунктом 6 статьи 116 Кодекса, подпунктами «ж» - «и» и «о» пункта 11 настоящего Порядка. В этом случае декларантом представляются надлежащим образом заполненная КДТ, ее электронный вид, документы, подтверждающие изменения (дополнения), вносимые в сведения, заявленные в ДТ, в случае внесения изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости товаров - ДТС, а в случае необходимости уплаты таможенных, иных платежей - также документы и (или) сведения, подтверждающие их уплату. Обращение и документы, указанные в абзаце первом настоящего пункта, либо документы, указанные в абзаце втором настоящего пункта, подаются в таможенный орган, в котором зарегистрирована ДТ, либо иной таможенный орган, определенный в соответствии с законодательством государств-членов.
Таможенный орган отказывает во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, в том числе, в случае, если не выполнены требования пункта 11 Порядка, в частности, если по результатам проведенного таможенного контроля не установлены основания для вывода о недостоверности сведений о классификации товаров. Таможенный орган в письменной форме информирует декларанта об отказе во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ. В иных случаях таможенный орган принимает решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ. Принятие решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, осуществляется должностным лицом в пределах 30 календарных дней со дня регистрации обращения в таможенном органе. Такое решение принимается путем регистрации КДТ с присвоением ей регистрационного номера. При этом должностное лицо производит соответствующие записи (проставляет отметки) в ДТ и КДТ (пункт 18 Решения № 289).
При подаче неполной ДТ в графе 7 отражается код особенности декларирования товаров «НТД» (подпункт 7 пункта 15 Порядка; Приложение № 6 к Решению Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 378).
Кроме того, по общему правилу при перевозке товаров железнодорожным транспортом в ДТ указываются номера вагонов в графе 18. Однако графа 18 «Идентификация и страна регистрации транспортного средства при отправлении/прибытии» не заполняется в РФ при декларировании товаров путем подачи неполной ДТ на товары, перевозимые железнодорожным транспортом (подпункт 9 пункта 18 Порядка).
Поскольку товары вывозятся железнодорожным транспортом, графа 21 «Идентификация и страна регистрации активного транспортного средства на границе» ДТ также не заполняется (подпункт 11 пункта 18 Порядка).
После выпуска товаров по неполной ДТ необходимо изменение (дополнение) сведений, заявленных в неполной ДТ (подпункт «а» пункта 11 Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289.
При внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, используется корректировка декларации на товары (КДТ). КДТ заполняется в соответствии с Порядком заполнения корректировки декларации на товары, утвержденным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии № 289 (пункт 2 Порядка внесения изменений).
Для внесения изменений (дополнений) в ДТ декларантом представляются обращение, надлежащим образом заполненная КДТ, ее электронный вид, документы, подтверждающие изменения (дополнения), вносимые в сведения, заявленные в ДТ (пункт 12 Порядка внесения изменений).
В РФ в обязательном порядке заполняются следующие графы КДТ: 1, 3, 5, 7, 14, 45a, 54, «A» и «D», а также графы КДТ, соответствующие графам ДТ, в которые вносятся изменения (пункт 7 Порядка заполнения корректировки декларации на товары):
- в графе 18 указываются номера железнодорожных вагонов;
- в графе 44 под кодом 02013 указываются реквизиты железнодорожных накладных;
- графы КДТ заполняются в соответствии с порядком заполнения граф ДТ, установленным Порядком (пункт 8 Порядка заполнения корректировки декларации на товары);
- в графе 45а КДТ указывается восьмизначный буквенно-цифровой код: 1/0/0/0/0/0/А/3 (подпункт 6 пункта 10 Порядка заполнения корректировки декларации на товары).
Таким образом, если на момент подачи ДТ декларант не располагает сведениями о транспортных средствах международной перевозки, осуществляется неполное таможенное декларирование таких товаров путем подачи неполной ДТ и внесения изменений (дополнений) в ДТ после выпуска товаров путем подачи КДТ.
Пунктом 1 статьи 106 Кодекса установлен перечень сведений, подлежащих указанию в декларации на товары. В частности, подпунктом 9 пункта 1 статьи 106 Кодекса предусмотрена необходимость указания в декларации на товары сведений о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары.
Сведения о транспортных (перевозочных) документах являются вторичными по отношению к сведениям о самих транспортных средствах, используемых для перевозки декларируемых товаров.
При неполном таможенном декларировании также возможно убытие товаров с таможенной территории ЕАЭС до представления таможенному органу недостающих сведений в соответствии с пунктом 3 статьи 115 ТК ЕАЭС (поскольку ТК ЕАЭС не содержит ограничений на этот счет).
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 119 ТК ЕАЭС в случае, если декларантом не выполнено требование таможенного органа об изменении (дополнении) сведений, заявленных в таможенной декларации, в соответствии с пунктом 2 статьи 112 Кодекса, выпуск товаров должен быть завершен не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации либо за днем наступления одного из обстоятельств, указанных в пункте 2 статьи 119 Кодекса. Одновременно пунктом 4 статьи 119 Кодекса установлено, что срок выпуска товаров, указанный в пункте 3 настоящей статьи, может быть продлен на время, необходимое в том числе для выполнения требования таможенного органа об изменении (дополнении) сведений, заявленных в таможенной декларации, в соответствии с пунктом 2 статьи 112 настоящего Кодекса, то есть исходя из пункта 6 данной статьи до 10 рабочих дней. Таким образом, время корректировки сведений декларантом по требованию таможенного органа исходя из положений пунктов 1 - 6 статьи 119 Кодекса может составлять не более 10 рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации.
В соответствии с Решением Евразийского межправительственного совета от 17.07.2020 № 5 с 01.03.2021 года при совершении таможенных операций в электронном виде дополнительно отметки таможенных органов в транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документах на бумажном носителе не проставляются, за исключением следующих случаев: оформление разрешения таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории Союза в соответствии с пунктом 9 статьи 92 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза; оформление изменения, удаления, уничтожения или замены средств идентификации таможенным органом в соответствии с абзацем вторым пункта 5 статьи 341 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза; совершение таможенных операций, связанных с соблюдением маршрута перевозки товаров, установленного в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита; отсутствие у таможенного органа возможности обеспечить совершение лицом таможенных операций в электронном виде в связи с неисправностью используемых таможенными органами информационных систем, вызванной техническими сбоями, нарушениями в работе средств связи (телекоммуникационных сетей и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»), отключением электроэнергии, а также в иных случаях, установленных законодательством государств - членов Союза; поступление в таможенный орган мотивированного обращения лица о проставлении отметок таможенных органов в транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документах на бумажном носителе, в том числе в связи с необходимостью соблюдения положений иных отраслей законодательства государств - членов Союза, помимо законодательства в сфере таможенного регулирования, с учетом пункта 2 настоящего Решения.
Из материалов дела следует, что в декабре 2020 года ООО «Стикс» подало в Дальневосточный таможенный пост (ЦЭД) неполные таможенные декларации на товары в порядке статьи 115 ТК ЕАЭС. При этом, при обращении в таможенные органы декларантом не были заполнены графы 25 и 26 НТД о виде транспорта на границе и внутри страны. В качестве получателя была заявлена компания Raohe Runze Economic and trading Co/ LTD, зарегистрированная и осуществляющая деятельность на территории Китайской Народной Республики. Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что таможенный орган (в лице ЦЭД) в установленном порядке 25.12.2020 присвоил НТД № 10720010/271220/0022091, а также принял решение о выпуске товара, о чем в декларации учинена соответствующая электронная отметка от 27.12.2020.
Таким образом, ООО «Стикс», намеревавшееся произвести вывоз товара с таможенной территории Союза, воспользовалось предоставленным ему статьей 115 ТК ЕАЭС правом осуществить неполное таможенное декларирование.
В июне 2021 года ООО «Стикс» дополнило декларацию сведениями о виде и составе транспортных средств, используемых для перевозки экспортируемых товаров. Корректировка произведена путем отражения в декларации кода вида транспорта (20), указывающего на осуществление перевозки железнодорожным транспортом. Данный факт подтвержден представленным в дело экземпляром НТД № 10720010/271220/0022091, а также полностью согласующимися между собой пояснениями сторон и третьего лица.
Таким образом, декларантом было соблюдено установленное пунктом 3 статьи 115 ТК ЕАЭС требование о представлении таможенному органу недостающих сведений путем изменения (дополнения) сведений, заявленных в декларации на товары, не позднее 8 месяцев со дня выпуска товаров.
Соответствующие действия были предприняты Обществом также с соблюдением положений пунктов 11, 12, 18 Решения № 289.
Доказательств принятия таможенным органом решения об отказе во внесении изменений и дополнений в сведения, указанные в ДТ, не представлено.
Поскольку на момент совершения указанных действий вступило в силу Решение Евразийского межправительственного совета от 17.07.2020 № 5, декларант был вправе претендовать на установленную названным актом правовую гарантию, освобождающую заинтересованное лицо от обязанности дополнительного учинения отметок таможенных органов в транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документах на бумажном носителе. Избранный истцом порядок декларирования, с учетом конкретных обстоятельств его реализации, также не подпадал под действие исключений, указанных в пункте 1 Решения № 5, при которых у декларанта сохраняется обязанность обеспечить учинение отметок таможенных органов на перевозочных документах.
Принимая во внимание совокупность указанных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости возложения на ответчика обязанности принять у ООО «Стикс» к перевозке груз, помещенный под таможенную процедуру экспорта (декларация № 10720010/271220/0022091), без отметок таможенного органа о выпуске товара на железнодорожных накладных, выполненных в бумажной форме.
Согласно пункту 46 Правил № 374 при предъявлении для перевозки грузов, порожних вагонов, следующих в прямом и непрямом международном сообщении, грузоотправитель (отправитель) представляет перевозчику накладную и иные документы, подтверждающие помещение грузов, порожних вагонов под таможенную процедуру, допускающую их вывоз с таможенной территории Евразийского экономического союза. Однако, данная норма материального права должна применяться не дифференцировано, а в системной взаимосвязи и с учетом иных нормативных предписаний, в том числе принятых на уровне Евразийского экономического союза, на что прямо указано в самом пункте 46 Правил № 374. Такие требования, в частности, содержатся в Решении № 5 от 17.07.2020, исключающем в подобных ситуациях учинение отметок таможенных органов в транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документах на бумажном носителе. Определяющим обстоятельством является факт принятия таможенными органами решения о разрешении выпуска товаров.
В спорном случае соответствующее решение было принято, о чем свидетельствуют отметки в декларации № 10720010/271220/0022091. В связи с этим отказ в принятии груза к перевозке исключительно по формальным соображениям не отвечает требованиям закона.
Суд первой инстанции правильно не усмотрел в действиях декларанта отсутствуют какие-либо признаки нарушения законодательства. В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции достоверно установлено, что реальной первопричиной возникшего спора явились не действия/бездействие декларанта, а технология информационного обмена между органами ФТС и ОАО «РЖД». В частности, из приобщенных к делу материалов досудебной переписки сторон, а также пояснений участников процесса следует, что технология функционирования автоматизированной системы электронного взаимодействия между ОАО «РЖД» и ФТС России (АИСЭВ) предполагает отображение деклараций в автоматизированной системе подготовки и оформления перевозочных документов на железнодорожные грузоперевозки ЭТРАН только в случае изначального отражения в декларации сведений о виде транспорта (с проставлением соответствующего кода). При отсутствии такого рода отметки изначально, декларация распознается программным комплексом как не соответствующая условиям информирования, а последующая корректировка данных в декларации в части вида транспорта также не приводит к отображению указанных сведений в ЭТРАН.
Суд отмечает, что такая технологическая особенность функционирования программного комплекса по существу исключает возможность электронного декларирования в рамках процедуры, установленной статьей 115 ТК ЕАЭС, и не позволяет реализовать правовую гарантию, установленную Решением № 5. Между тем, такое положение недопустимо, поскольку фактически приводит к введению не основанных на законе – искусственных ограничений, при которых декларант, получивший разрешение таможенного органа на выпуск товара и выполнивший иные предписания ТК ЕАЭС в части порядка и сроков внесения необходимых сведений в декларацию (а также иных правил) оказывается лишенным возможности обеспечить прием груза перевозчиком со ссылкой на пункт 46 Правил № 374. В данном случае скорректированная в течение установленного статьей 115 ТК ЕАЭС срока декларация полностью соответствовала условиям информирования. При этом, согласно неоднократным пояснениям представителей ответчика, данным в ходе судебных заседаний, при изначальном указании в НТД вида транспорта (код 20), то есть при неуказании любых иных поименованных в статье 115 ТК ЕАЭС сведений (о получателе товаров; стране назначения товаров; упаковках товаров) грузы подлежали приему к перевозке.
Согласно пункту 1 Решения № 5 дополнительно отметки таможенных органов в транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документах на бумажном носителе проставляются при оформлении разрешения таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории Союза в соответствии с пунктом 9 статьи 92 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.
Кроме того следует отметить, что ТК ЕАЭС и таможенное законодательство в целом не предусматривают отдельной обязанности грузоотправителя получать в таможенном органе отметки о помещении товара под таможенную процедуру, допускающую его вывоз с таможенной территории Союза, в том числе для цели погрузки товара.
Пунктом 4 ст.10 закреплено, что места перемещения товаров через таможенную границу Союза, через которые товары убывают с таможенной территории Союза, являются местами убытия. Тем самым, под убытием товаров надлежит понимать пересечение границы в направлении из ЕАЭС.
Суд принимает во внимание, что в рассматриваемой ситуации место предполагаемого принятия груза ОАО «РЖД» к перевозке (станция Биробиджан ДВЖД) не совпадало с местом убытия товара (местом пересечения таможенной границы) где проходят мероприятия таможенного контроля, непосредственно предшествующих убытию груза с таможенной территории Союза. Применительно к указанному обстоятельству суд отмечает, что в силу пункта 46 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции при международной перевозке товаров железнодорожным транспортом (утверждена Приказом ФТС России от 01.06.2011 № 1157) при прибытии товаров и транспортных средств в железнодорожный пункт пропуска уполномоченное должностное лицо принимает от перевозчика документы, содержащие сведения, предусмотренные статьей 163 ТК ТС: транспортные (перевозочные) документы; передаточную ведомость на железнодорожный подвижной состав; документ, содержащий сведения о припасах; документ, сопровождающий международные почтовые отправления при их перевозке, определенный актами Всемирного почтового союза; имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары; документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений; таможенная декларация (в случае, определенном пунктом 65 Инструкции, - информацию о ней) либо иной документ, допускающий вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза, за исключением случаев, если эти товары после прибытия на таможенную территорию Таможенного союза не покидали места перемещения товаров через таможенную границу.
Пунктом 60 Инструкции № 1157 определено, что разрешение на убытие товаров с таможенной территории Таможенного союза оформляется путем проставления: на ДТ (за исключением случаев, если товары после прибытия на таможенную территорию Таможенного союза не покидали места перемещения товаров через таможенную границу), а также на накладной (оригинале накладной, дополнительном экземпляре дорожной ведомости, остающемся в таможенном органе, и на дополнительном экземпляре дорожной ведомости, предназначенном для выходной пограничной станции) оттиск штампа «Вывоз разрешен» с указанием даты проставления отметки; на оборотной стороне таможенной декларации отметки «Товар вывезен полностью» с указанием даты вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза. Если товар вывозится частями либо вывезен не полностью, делается запись «Товар вывезен в количестве...» с указанием количества вывезенных товаров в основных и/или дополнительных единицах измерения согласно ТН ВЭД ТС и даты фактического вывоза товаров; на экземплярах транспортных (перевозочных) документов номера ДТ (в случае отсутствия указанной информации на этих документах). Проставленные отметки и произведенные записи заверяются личной номерной печатью и подписью должностного лица таможенного органа места убытия.
Должностное лицо таможенного органа места убытия после оформления разрешения на убытие товаров с таможенной территории Таможенного союза изымает из пакета документов, представленных перевозчиком либо иным лицом, экземпляр ДТ (ее копию в случаях, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле).
Уполномоченное должностное лицо разрешает отправление поезда из места убытия путем указания на передаточной ведомости в штампе (приложение № 1 к Инструкции) времени окончания таможенного контроля («Отправление поезда разрешено») и проставления подписи и оттиска ЛНП.
Поскольку груз не находился в месте убытия (месте пересечения таможенной границы - пункте пропуска), то у «РЖД» отсутствовали законные основания для отказа в приеме груза к перевозке без отметок таможенного органа на железнодорожной накладной, поскольку такие отметки не влияют на совершение грузовых операций и на меры таможенного контроля.
Ссылки третьего лица на судебные акты по другим делам арбитражного суда не имеют отношение к делу.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Несогласие заявителей с выводами суда, иная оценка ими фактических обстоятельств дела и иное толкование закона не означают допущенной при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем доводы заявителей жалоб признаются необоснованными.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оснований для отмены судебного акта по приведенным доводам жалоб и удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Таможенный орган освобожден от уплаты государственной пошлины. Государственная пошлина, уплаченная ОАО «РЖД» за подачу апелляционной жалобы, не возвращается и не возмещается в силу статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение от 30.12.2021 по делу № А73-12844/2021 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | А.П. Тищенко |
Судьи | Е.И. Сапрыкина |
Е.А. Швец |