ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-8163/19 от 11.03.2020 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-8163/2019

18 марта 2020 года

г. Хабаровск

        Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2020 года.
        Полный текст  постановления изготовлен марта 2020 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего судьи    Швец Е.А.

судей                                                Сапрыкиной Е.И., Тищенко А.П.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербак Д.А.

при участии  в заседании:

от ассоциации «Футбольный клуб «СКА-Хабаровск»: Саидова М.О., представитель по доверенности от 09.01.2020 № 01/2020;

от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Хабаровскому краю: Яшилбаева Е.А., представитель по доверенности от 24.12.2019 № 04-31/020456 (представлены служебное удостоверение и диплом о высшем юридическом образовании).

от Управления Федеральной налоговой службы России по Хабаровскому краю: не явились;

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ассоциации «Футбольный клуб «СКА-Хабаровск»

на решение от  18.11.2019

по делу № А73-18147/2019

Арбитражного суда Хабаровского края

по заявлению ассоциации «Футбольный клуб «СКА-Хабаровск»

к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Хабаровскому краю

третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю

о признании незаконным решения 

УСТАНОВИЛ:

ассоциация «Футбольный клуб «СКА-Хабаровск» (далее - заявитель, Ассоциация) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Хабаровскому краю (далее – налоговый орган, Инспекция) о признании незаконным решения   от 10.07.2019 № 12-30/010792 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, оставленное без изменения решением Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю от 05.09.2019 № 13-10/275/18503.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (далее – УФНС по Хабаровскому краю).

Определением суда от 27.09.2019 удовлетворено заявление ассоциации «Футбольный клуб «СКА-Хабаровск» о принятии обеспечительных мер и приостановлено взыскание по оспариваемому решению инспекции до вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу.

Решением от 18.11.2019 суд в удовлетворении заявленного требования отказал.

Не согласившись с решением суда, Ассоциация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции ввиду неправильного применения судом норм материального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела. Доводы жалобы по существу сводятся к соблюдению Ассоциацией положений статьи 427 НК РФ и правильному расчету по страховым взносам за 2018 год. Указывает на то, что поскольку изменения, внесенные в статью 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), не коснулись пункта 2 указанной статьи, Ассоциация как плательщик УСН определяла предельную сумму дохода за налоговый период, руководствуясь позицией Минфина и ФНС России, высказанной в письме от 25.10.2017 № ГД-4-11/21611@.

В судебном заседании представитель Ассоциации поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленное требование.

Инспекция в представленном отзыве, представители в судебном заседании отклонили доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Исследовав представленные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела, Ассоциация применяет УСН, заявленный вид деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности - «Деятельность в области спорта прочая». Указанный вид деятельности поименован в перечне «льготируемых» видов деятельности, приведенном в подпункте 5 пункта 1 статьи 427 НК РФ.

Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленного Ассоциацией расчета по страховым взносам (далее - РСВ) за 2018 год, по результатам которой установлено, что налогоплательщиком неправомерно применены пониженные тарифы при исчислении страховых взносов в 2018 году при несоблюдении одного из условий, установленных статьей 427 НК РФ (сумма дохода от основного вида деятельности, с учетом полученных из краевого бюджета субсидий, по итогам налогового периода превысила 79 млн. руб.).

В результате Инспекция пришла к выводу о том, что организацией занижена сумма страховых взносов за 2018 год, подлежащая уплате в бюджет, на 34 214 734,35 руб., в том числе: ОПС – 18 046 975,70 руб.; ОМС – 13 572 470,30 руб.; ОСС – 2 595 288,35 руб.

По итогам камеральной налоговой проверки составлен акт от 20.05.2019 № 9343.

 По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки и возражений, Инспекцией принято решение о привлечении Ассоциации к ответственности за совершение налогового правонарушения от 10.07.2019 № 12-30/010792 на общую сумму 37 916 692,31 руб., в том числе: налог по страховым взносам за 2018 год в сумме 34 214 734,35 руб.; пени в сумме 3 274 273,80 руб.; штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 427 684,16 руб. (снижен в 16 раз).

Решением Управления от 05.09.2019 № 13-10/18503@ апелляционная жалоба Ассоциации оставлена без удовлетворения.

Не согласившись с решением  Инспекции, полагая, что оно не соответствует закону и нарушает права Ассоциации, последнее обратилось с заявлением в арбитражный суд.

  Из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ следует, что основанием для принятия решения суда о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются одновременно два условия, несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, пришел к выводу об отсутствии указанных условий. При этом обоснованно суд исходил из следующего.

 В соответствии со статьей 427 НК РФ отдельные категории плательщиков страховых взносов имеют право на применение пониженных тарифов страховых взносов.

Исходя из положений подпункта 5 пункта 1 и подпункта 3 пункта 2 статьи 427 НК РФ пониженные тарифы страховых взносов установлены для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, основным видом экономической деятельности (классифицируемым на основании кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых является вид деятельности, указанный в подпункте 5 пункта 1 статьи 427 НК РФ, при условии, что доходы таких плательщиков за налоговый период не превышают 79 млн. руб.

На основании пункта 3 статьи 427 НК РФ пониженные тарифы страховых взносов применяются плательщиками, указанными в пункте 1 данной статьи, при выполнении условий, предусмотренных в пунктах 4 - 12 данной статьи.

Так, в силу пункта 6 статьи 427 НК РФ для плательщиков, указанных в подпункте 5 пункта 1 статьи 427 НК РФ, соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный указанным подпунктом, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов в связи с осуществлением этого вида деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Общий объем доходов определяется путем суммирования доходов, указанных в пункте 1 и подпункте 1 пункта 1.1 статьи 346.15 НК РФ.

Пунктом 1 и подпунктом 1 пункта 1.1 статьи 346.15 НК РФ установлено, что в общую сумму доходов согласно статье 248 НК РФ включаются доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ, внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ, а также доходы, которые не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль, указанные в статье 251 НК РФ.

Таким образом, в целях применения пониженных тарифов страховых взносов налогоплательщики УСН обязаны:

- осуществлять вид деятельности, поименованный в подпункте 5 пункта 1 статьи 427 НК РФ;

- указанный вид деятельности должен являться основным, доля доходов в связи с осуществлением этого вида деятельности составлять не менее 70 процентов в общем объеме доходов;

- доходы за налоговый период не должны превышать 79 млн. руб.

В случае, если по итогам расчетного (отчетного) периода основной вид экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в подпункте 5 пункта 1 статьи 427 НК РФ, не соответствует заявленному основному виду экономической деятельности, а также если организация или индивидуальный предприниматель превысили за налоговый период ограничение по доходам, указанное в абз. 2 подпункта 3 пункта 2 статьи 427 НК РФ (79 млн. руб. за налоговый период), такая организация или такой индивидуальный предприниматель лишается права применять пониженные страховых взносов с начала расчетного (отчетного) периода, в котором допущено это несоответствие, и сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в установленном порядке.

Главой 34 «Страховые взносы» НК РФ не установлено зависимости определения плательщиком страховых взносов в целях применения пониженных тарифов страховых взносов общей суммы доходов за налоговый период и доходов от осуществления основного вида экономической деятельности от определения этой организацией объекта налогообложения для целей уплаты налога при применении УСН на основании главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ.

В подпункте 3 пункта 2 статьи 427 НК РФ отсутствует указание на то, что в целях применения пониженных тарифов страховых взносов именно налогооблагаемые доходы за налоговый период не должны превышать 79 млн. руб.

На основании пункта 1 статьи 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» НК РФ.

В подпункте 3 пункта 2 статьи 251 НК РФ поименованы доходы в виде целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, к которым относятся, в частности, средства, предоставленные из бюджетов субъектов РФ на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций.

Указанные средства в силу пункта 1 статьи 41, подпункта 3 пункта 2 статьи 251 НК РФ являются доходом плательщика, хотя и не подлежащим обложению налогом на прибыль организаций, а также единым налогом в связи с применением УСН.

Проанализировав приведенные нормы права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что правовые основания для исключения полученных плательщиком сумм субсидий из состава доходов за налоговый период, определяемых в целях применения пониженных тарифов страховых взносов, отсутствуют.

В связи с чем суд правомерно, в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 251 НК РФ квалифицировал полученную Ассоциацией в рамках заключенного договора от 02.02.2018 № 13 субсидию на общую сумму 649 010 089,44 руб., как доход.

 Согласно материалам дела, камеральной налоговой проверкой определена фактическая сумма дохода от основного вида деятельности налогоплательщика в целях применения пониженного тарифа для страховых взносов, которая составила 726 860 666,44 руб., то есть превысила предел, установленный подпунктом 3 пункта 2 статьи 427 НК РФ, а именно, 79 млн. руб.

В силу пункта 6 статьи 427 НК РФ в случае, если организация превысила за налоговый период ограничение по доходам, указанным в абзаце 2 подпункта 3 пункта 2 статьи 427 Кодекса (79 млн. руб.), такая организация лишается права применять установленные   тарифы страховых взносов с начала расчетного (отчетного) периода, в котором допущено это несоответствие, и сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в установленном порядке.

 Довод заявителя о том, что поскольку изменения, внесенные в статью 427 НК РФ, не коснулись пункта 2 указанной статьи, он как плательщик УСН определял предельную сумму дохода за налоговый период, руководствуясь позицией Минфина и ФНС России, высказанной в письме от 25.10.2017 № ГД-4-11/21611@, правомерно отклонен судом первой инстанции, как основанный на неверном толковании норм права.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 427 НК РФ для плательщиков, указанных в подпунктах 5 - 9 пункта 1 настоящей статьи, в течение 2017 - 2018 годов тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование устанавливаются в размере 20,0 процента, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование - 0 процентов.

Указанные в настоящем подпункте тарифы страховых взносов распространяются на плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, указанных в подпункте 5 пункта 1 настоящей статьи, если их доходы за налоговый период не превышают 79 млн. рублей.

При этом, в соответствии с пунктом 6 статьи 427 НК РФ, для плательщиков, указанных в подпункте 5 пункта 1 настоящей статьи, соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный указанным подпунктом, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов в связи с осуществлением этого вида деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Общий объем доходов определяется путем суммирования доходов, указанных в пункте 1 и подпункте 1 пункта 1.1 статьи 346.15 настоящего Кодекса.В случае, если по итогам расчетного (отчетного) периода основной вид экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в подпункте 5 пункта 1 настоящей статьи, не соответствует заявленному основному виду экономической деятельности, а также если организация или индивидуальный предприниматель превысили за налоговый период ограничение по доходам, указанное в абзаце втором подпункта 3 пункта 2 настоящей статьи, такая организация или такой индивидуальный предприниматель лишается права применять установленные подпунктом 3 пункта 2 настоящей статьи тарифы страховых взносов с начала расчетного (отчетного) периода, в котором допущено это несоответствие, и сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в установленном порядке (в редакции Федерального закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ).

Таким образом, законодатель детализировал условия применения пониженных тарифов страховых взносов.

Заявитель также указывает, что письмо ФНС России от 29.04.2019 № БС-4-11/8306 «Об учете организацией, применяющей УСН, сумм субсидий и пожертвований в целях применения пониженных тарифов страховых взносов» направлено по вопросу применения новой нормы Налогового кодекса РФ - пункта 6 статьи 427 НК РФ (в части определения основного вида деятельности) и не содержит разъяснения относительно порядка исчисления «доходов за налоговый период» при определении максимальной суммы данных доходов.

Данный довод заявителя также обоснованно признан судом первой инстанции ошибочным.

В письме ФНС России от 29.04.2019 даны разъяснения по вопросу права плательщика страховых взносов, находящегося на упрощенной системе налогообложения, на применение пониженных тарифов страховых взносов на период 2017 - 2018 гг.

При этом ФНС России указывает: «Доходы, поименованные в статье 251 Кодекса, включаются в доходы от осуществления основного вида экономической деятельности в целях применения пониженных тарифов страховых взносов. В целях определения критерия (о доле доходов в размере 70 % от общего объема доходов) для применения пониженных тарифов страховых взносов суммы субсидий и пожертвований в упомянутые льготные периоды включаются как в общий объем доходов, так и в долю доходов от осуществления основного вида экономической деятельности».

Правильность позиции налоговых органов также подтверждается письмом Минфина России от 09.07.2019 № 03-15-06/50584, в котором указано следующее: «Из запроса следует, что основным источником доходов некоммерческой организации на УСН, осуществляющей прочую деятельность в области спорта(код ОКВЭД 93.19), является субсидия,предоставляемая этой организации на ведение уставной деятельности на основании постановления Правительства Хабаровского края от 01.06.2016 № 167-пр «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из краевого бюджета некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, созданным в целях развития и популяризации физической культуры и спорта».

Таким образом, по совокупности вышеприведенных норм Кодекса организация, применяющая УСН и осуществляющая деятельность, поименованную в подпункте 5 пункта 1 статьи 427 Кодекса, вправе была применять в2017 - 2018 годах пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 20 % при условии, что доля доходов от осуществления этого вида деятельности составляла не менее 70 % в общем объеме доходов, который определялся путем суммированиядоходов, указанных в пункте 1 и подпункте 1 пункта 1.1 статьи 346.15 Кодекса, в том числе доходов в виде субсидий, предоставленных из бюджетов субъектов Российской Федерации на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций».

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленного требования.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.

 При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, а обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

        Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от  18.11.2019 по делу № А73-18147/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Возвратить ассоциации "Футбольный клуб "СКА-Хабаровск" из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением № 3783 от 12.12.2019 государственную пошлину в размере 1500 рублей.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Е.А. Швец

Судьи

Е.И. Сапрыкина

     А.П. Тищенко