ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-8191/19 от 25.02.2020 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-8191/2019

27 февраля 2020 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2020 года.
Полный текст  постановления изготовлен февраля 2020 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Сапрыкиной Е.И.

судей                                       Вертопраховой Е.В., Мильчиной И.А.

при ведении протокола  секретарем судебного заседания Розыевым С.С.

при участии  в заседании:

от Министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края: ФИО1, представителя по доверенности от 12.09.2019 № 5-9-5462;

от Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю: ФИО2, представителя по доверенности от 18.09.2017 № 22-13-14/18;

от Федерального казначейства: не явились;

от Министерства финансов Российской Федерации: не явились;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  Министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края

на решение от  26.11.2019 по делу № А73-18800/2018

Арбитражного суда Хабаровского края

по  заявлению  Министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края

к Управлению Федерального казначейства по Хабаровскому краю;   Федеральному казначейству;   Министерству финансов Российской Федерации

о  признании недействительными представления, уведомления, приказа, извещения  

УСТАНОВИЛ:

Министерство сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края (в настоящее время Министерство сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей  промышленности  Хабаровского края;  далее – Министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительными:

- представления Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю (далее - УФК по Хабаровскому краю) от 02.08.2018 № 22-14-85/51-12130,

-  уведомления Федерального казначейства о применении бюджетных мер принуждения от 20.08.2018 № 07-04-04/09-17616,

- приказа Министерства финансов Российской Федерации (далее -Минфин России) от 20.09.2018 № 2562 «О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета» и  извещения о принятии решения о бесспорном взыскании от 24.09.2018 № 19-09-05/68140.

Производство по настоящему делу приостанавливалось до вынесения рассмотрения кассационной жалобы  Министерства сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края по делу А73-7999/2018 в Экономической коллегии Верховного Суда Российской Федерации (№ 303-ЭС19-13529).

Решением суда от 26.11.2019 производство по делу в части  требования   о признании недействительным извещения Минфина России от 24.09.2018  прекращено; в удовлетворении остальной части требований -  отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом в части неудовлетворенных требований, Министерство заявило апелляционную жалобу, в которой просило его отменить и принять по делу новый судебный акт по мотиву неполного выяснения всех обстоятельств по делу, неправильного применения норм материального права

В порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное разбирательство откладывалось. 

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18  АПК РФ  произведена замена судьи Швец Е.А., участвовавшей в заседании суда апелляционной инстанции  от 28.01.2020, в связи с нахождением в отпуске на дату рассмотрения дела, на судью Вертопрахову Е.В.

В судебном заседании 25.02.2020 доводы и требования жалобы поддержаны представителем апеллянта в полном объеме.

Представитель УФК по Хабаровскому краю отклонил позицию апеллянта, считая решение суда в обжалуемой части законным.

Министерства финансов Российской Федерации в отзыве также просило судебное решение оставить без изменения; участия в судебном разбирательстве не принимало.

В отзыве на апелляционную жалобу Федеральное  казначейство  также высказалось об отклонении заявленной жалобы.

В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ, пунктом 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009  № 36  в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.

Возражений относительно прекращения производства по делу в части оспаривания извещения от участников дела не поступало.

Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и отзывов на нее, заслушав пояснения участников процесса, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.

Как видно из материалов дела, в июне 2018 УФК по Хабаровскому краю  проведена внеплановая камеральная проверка Министерства по вопросу соблюдения в 2016 году условий софинансирования субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым малыми формами хозяйствования, в рамках подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования государственной программы Российской Федерации «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013- 2020 годы» (далее - Программа).

В ходе проверочных мероприятий установлено, что между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Хабаровского края 03.02.2016 заключено Соглашение №156/17-с о предоставлении субсидий федерального бюджета бюджету Хабаровского края (далее - Соглашение № 156/17-с), приложениями № 1 и №2 к которому определено, что объем финансового обеспечения на реализацию мероприятия Программы на возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым малыми формами хозяйствования, за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета, составляет 1 481 200 руб., за счет средств субсидии, предоставленной из бюджета Хабаровского края – 800 000 руб.

Вместе с тем, согласно Отчетам об исполнении бюджета фактические расходы составили 1 831 326,96 руб., в том числе 1 354 488,87 руб. – за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета, 476 838,09 руб. - за счет средств бюджета Хабаровского края.

На основании этого проверяющий орган  пришел к тому, что Министерством в нарушение пункта 3 статьи 132 БК РФ, приложений № 1 и №2 к Соглашению № 156/17-с не соблюдено условие представления (расходования) межбюджетных трансфертов (субсидий) из федерального бюджета Хабаровского края, что повлекло перерасход средств федерального бюджета в сумме 165 394,76 руб.

На основании акта проверки, руководствуясь статьями 269.2 и 270.2 БК РФ, УФК по Хабаровскому краю, как орган внутреннего государственного финансового контроля, направило в адрес Министерства представление  от 02.08.2018 № 22-14-85/51-12130  о необходимости  рассмотрения  информации о выявленных нарушениях, а также принять меры по устранению причин и условий их совершения в срок не позднее 30 рабочих дней с даты получения представления.

Федеральное казначейство направило в Минфин России уведомление о применении бюджетных мер принуждения от 20.08.2018 №07- 04-04/09-17616.

Минфином России вынесен приказ от 20.09.2018 № 2562 «О бесспорном взыскании сумм средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несовременный возврат средств федерального бюджета».

Извещением о принятии решения о бесспорном взыскании от 24.09.2018 № 19-09-05/68140  Минфин России известил Федеральное казначейство о принятии решения о   бесспорном взыскании из бюджета Хабаровского края и перечислении в доход федерального бюджета денежных средств в размере 165 394,76 руб.

 Не согласившись с вышеназванными представлением, уведомлением, приказом и извещением министерство обратилось в арбитражный суд с уточненным заявлением.

Суд первой инстанции, рассмотрев настоящий спор, прекратил производству по делу в части признания незаконными извещения  от 24.09.2018 на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ. В данной части судебное решение не оспаривается.

Возражения заявителя жалобы направлены на несогласие с выводами суда относительного иных трех требований заявителя по делу.

Согласно пункту 1 статьи 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

Пунктом 2 статьи 266.1 БК РФ предусмотрено, что органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания (пункт 2 статьи 269.2 БК РФ).

Под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан (пункт 2 статьи 270.2 БК РФ).

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства (пункт 3 статьи 265 БК РФ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092 утверждены Правила осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, согласно подпункту "а" пункта 68 которых определено, что при осуществлении данных полномочий Федеральное казначейство направляет представления, содержащие обязательную для рассмотрения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.

Согласно статье 266.1 БК РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета.

С учетом изложенного УФК по Хабаровскому краю, осуществив контрольные мероприятия в отношении Минсельхоз края по вопросу соблюдения условий, установленных соглашением № 156/17-с, с приложениями № 1 и №2 о предоставлении субсидий из федерального бюджета, действовало в рамках предоставленных ему законом полномочий.

В силу статьи 306.8 БК РФ нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

В соответствии с пунктом 2 статьи 26.19 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» из федерального бюджета могут предоставляться субсидии бюджету субъекта Российской Федерации для долевого финансирования расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.

Под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (пункт 1 статьи 132 БК РФ).

Согласно пункту 3 статьи 132 БК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет.

Между тем предоставление финансовой помощи в форме субсидий не влечет за собой переход расходного обязательства к Российской Федерации, что соответствует принципу разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов (статья 30 БК РФ) и принципу самостоятельности бюджетов (статья 31 БК РФ), согласно которому недопустимо установление расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет других бюджетов (определение Верховного Суда Российской Федерации от 21.10.2015 № 307-ЭС15-7013).

По материалам дела судом установлено,   что Соглашением № 156/17-с утверждено распределение направлений и источников финансирования субсидий, выделенных бюджету Хабаровского края на 2016 год, и предусмотрен объем финансового обеспечения на возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым малыми формами хозяйствования, в общей сумме 2 281 200 руб., в том числе субсидии из федерального бюджета в сумме 1 481 200 руб., что составляет 64,931 %, и средства бюджета субъекта Российской Федерации в сумме 800 000 руб., что составляет 35,069 %.

Однако Министерством израсходовано на возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым малыми формами хозяйствования 1 831 326,96 руб., в том числе за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета – в сумме 1 354 488,87 руб., что составило 73,962 %; за счет средств бюджета Хабаровского края – в сумме 476 838,09 руб., что составило 26,038 %.

Таким образом, в рассматриваемом случае Хабаровским краем в одностороннем порядке не исполнены принятые в соответствии с Соглашением № 156/17-с расходные обязательства в указанном в нем объеме, что привело к избыточному расходованию средств федерального бюджета при одновременной экономии собственных средств бюджета края, что в силу изложенных выше норм бюджетного законодательств неприемлемо.

Соглашение о предоставлении субсидии бюджету Хабаровского края является окончательным документом, в котором стороны согласуют соответствующие взаимные расходные обязательства на исполнение программных мероприятий, устанавливая конкретные суммы средств в рублях, находящихся фактически в соответствующей пропорции по отношению к общему объему средств за счет двух бюджетов. Получатель бюджетных средств должен был обеспечить в соответствующем году такой уровень софинансирования (то есть процентного соотношения средств федерального бюджета и средств регионального бюджета), какой был определен при принятии решения о предоставлении субсидии из федерального бюджета (при заключении Соглашения № 156/17-с).

Изменение такого соотношения средств при исполнении расходных обязательств влечет нарушение баланса интересов публично-правовых образований, как отмечено выше. Субъект получил неосновательно экономическую выгоду, сократив свои расходные обязательства, чем нарушил условия софинансирования расходных обязательств, допустив при этом избыточный расход средств федерального бюджета.

Расчет размера перерасхода средств федерального бюджета выполнен по методике, утвержденной приказом Минфина России от 31.03.2017 № 53н, и основан на математических принципах расчета долей в общем объеме средств.

Таким образом, суд первой инстанции, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения, установив обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, оценив на основании положений статьи 71 АПК РФ представленные в материалах дела доказательства, пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое в настоящем деле представление соответствует действующему законодательству и не нарушает прав заявителя.

Также обоснованным признается вывод арбитражного суда, касающийся уведомления Федерального казначейства о применении бюджетных мер принуждения от 20.08.2018 № 07-04-04/09-17616 и  приказа Минфина России от 20.09.2018 № 2562 «О бесспорном взыскании сумм средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несовременный возврат средств федерального бюджета», поскольку  данные документы приняты   в рамках реализации полномочий, предусмотренных частью 2 статьи 306.2 БК РФ, приказом Федерального казначейства от 20.11.2017 № 314 «Об организации работы по направлению уведомлений о применении бюджетных мер принуждения в Федеральном казначействе», приказом  Минфина России от 11.08.2014 № 74н.

Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от  26.11.2019 по делу № А73-18800/2018  в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия  через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Е.И. Сапрыкина

Судьи

Е.В. Вертопрахова

И.А. Мильчина