ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-833/20 от 17.06.2020 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-833/2020

18 июня 2020 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2020 года.
Полный текст  постановления изготовлен июня 2020 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Вертопраховой Е.В.

судей                                      Тищенко А.П., Харьковской Е.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевой И.А.

при участии  в заседании:

от Федерального  государственного  унитарного  предприятия  "Российская телевизионная и радиовещательная сеть"  в лице его филиала «Дальневосточный региональный центр»:  ФИО1 представителя по доверенностям  от 09.01.2018 № 7 (сроком до 31.12.2020), № 01-12/435 от 08.12.2017 (сроком по 31.12.2020);

от администрации  города Хабаровска:    Мурашкиной Е.С. представителя по доверенности от 28.02.2020 № 1.1.29-34 (сроком до 31.12.2020);

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  Федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" в лице  его филиала "Дальневосточный региональный центр"

на решение от  14.01.2020

по делу № А73-22480/2019

Арбитражного суда Хабаровского края

по заявлению  Федерального государственного унитарного предприятия  "Российская телевизионная и радиовещательная сеть"

к администрации города Хабаровска

о признании незаконным постановления от 31.10.2019  № 3593 о содержании  и техническом обслуживании бесхозяйной тепловой сети, расположенной  в Железнодорожном районе города Хабаровска

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное унитарное предприятие «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» в лице его филиала «Дальневосточный региональный центр» (далее – радиовещательная сеть; РТРС, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным постановления администрации города Хабаровска (далее – Администрация)  от 31.10.2019 № 3593 о содержании и техническом обслуживании бесхозяйной тепловой сети,  расположенной в Железнодорожном районе города Хабаровска.

Решением суда первой инстанции от 14.01.2019 в удовлетворении заявленных  требований отказано.

Суд первой инстанции, в том числе, сославшись на положения части 6 статьи 15, части 5 статьи 21 Федерального закона от 27.07.2010  № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ; Закон о теплоснабжении), и установив, что в соответствии со схемой  теплоснабжения города Хабаровска  на период до 2034 года, утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации  от 22.05.2019 № 500, РТРС присвоен статус единая  теплоснабжающая организация и определена зона ее деятельности, пришел к выводу об отсутствии нарушения прав заявителя оспариваемым постановлением Администрации от 31.10.2019 № 3593, обоснованно определившим РТРС организацией, осуществляющей  содержание и обслуживание  бесхозяйных тепловых сетей, до признания права собственности на них, так как заявитель является теплоснабжающей организацией, владеющей  источником теплоэнергии котельной по адресу: <...>, осуществляющей теплоснабжение жилого фонда.

Не согласившись с судебным актом, РТРС  обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт.

Заявитель жалобы утверждает следующее: судом первой инстанции не учтено несоблюдение  Администрацией пунктов 4, 5  Порядка взаимодействия структурных подразделений  администрации города при приеме в муниципальную собственность бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры города, утвержденного распоряжением администрации города Хабаровска от 12.08.2016 № 471-р (далее – Порядок № 471-р),  а именно РТРС не направлялся перечень бесхозяйных  объектов с принципиальной схемой размещения, с последней не  согласовывались ни схемы  размещения бесхозяйных  тепловых сетей, ни сам текст оспариваемого постановления перед его принятием; в решении суда  не отображено,  какому закону  соответствует возложение  на РТРС  обязанности по представлению в Департамент муниципальной собственности  акта приемки имущества; из представленной технической документации (технический  паспорт на объект  недвижимого имущества  «Котельная») не усматривается, что  бесхозяйная  тепловая сеть, в той или иной части, является  частью источника  тепловой энергии, принадлежащего РТРС; не указаны законы или иные нормативные акты, которыми руководствовался суд, делая вывод о том, что бесхозяйная тепловая сеть является единым комплексом с котельной.

В представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу, Администрация отклонила доводы такой жалобы, просит оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции – без изменения.

В судебном заседании представитель РТРС поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просит ее удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить и вынести по делу новый судебный акт.

Представитель  администрации города Хабаровска в судебном заседании не согласилась с доводами  апелляционной жалобы, просит  решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Во исполнение федеральных  законов  от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 261-ФЗ),  от 27.07.2010  № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ), в соответствии с Порядком  № 471-р  администрацией города Хабаровска принято постановление от 31.10.2019 № 3593, которым филиал ФГУП «Российская телевизионная радиовещательная сеть» Дальневосточный региональный центр определен организаций, осуществляющей, содержание, и техническое обслуживание на период проведения процедуры приема в муниципальную собственность городского округа «Город Хабаровск» бесхозяйной тепловой сети от здания котельной филиала ФГУП «РТРС» ДВРЦ до жилых домов по           ул. Антенной, 18, 18а, 20, 206, 24а, 246, протяженностью 580,0 п.м., диаметром 25 - 100 мм; этим же постановлением  филиалу ФГУП «РТРС» ДВРЦ предписано представить акты приемки имущества в Департамент муниципальной собственности Администрации города Хабаровска в                          15-дневный срок с момента подписания настоящего постановления, а Департаменту муниципальной собственности Администрации города Хабаровска - провести работу в управлении Росреестра по Хабаровскому краю по постановке тепловой сети, указанной в пункте 1 настоящего постановления, на учет как бесхозяйной.

Не согласившись с указанным постановлением, РТРС  обратилась с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Из анализа положений статей 198 и 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо в совокупности наличие двух условий - несоответствие актов, решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Судом установлено, что письмом от 12.04.2019 № 1.1.53-3083 администрация города Хабаровска запретила РТРС выводить котельную из эксплуатации,  и отказала в согласовании вывода котельной из эксплуатации со ссылкой на то, что в 2021 году  жилые дома №№ 18, 18а, 20, 20б, 24а, 24б  по ул. Антенной будут переведены на централизованное теплоснабжение от Хабаровской ТЭЦ-3 и на то, что жилые дома останутся без теплоснабжения; в этом же письме содержится требование  приостановить вывод из эксплуатации котельной.

 РТРС обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к администрации города Хабаровска о признании незаконными действий, направленных на запрет вывода из эксплуатации объекта теплоснабжения РТРС «Котельная», расположенного по адресу: <...>, о

признании недействительным решения об отказе в согласовании вывода и запрете вывода из эксплуатации объекта теплоснабжения РТРС «Котельная», расположенного по адресу: <...>, выраженного в письме от 12.04.2019 № 1.1.53-3083.

Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 25.09.2019 по делу № А73-12282/2019, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2019,  в удовлетворении заявленных требований РТРС отказано.

При этом, судом установлены следующие обстоятельства.

В марте 2019 года филиал РТРС Дальневосточный региональный центр уведомил Администрацию города  Хабаровска о выводе из эксплуатации объекта теплоснабжения.

В соответствии со схемой теплоснабжения города  Хабаровска на период до 2034 года, утвержденной приказом Минэнерго России от 22.05.2019 № 500, филиалу ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» Дальневосточный региональный центр присвоен статус единая теплоснабжающая организация и определена зона ее деятельности.

По  части 1 статьи 23.9 Федерального закона № 190-ФЗ  единая теплоснабжающая организация должна обеспечить соблюдение значений параметров качества теплоснабжения и параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, в зоне своей деятельности в соответствии с положениями настоящего Федерального закона и правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно положениям  частей  4 и 5  статьи 21 Федерального закона            № 190-ФЗ  собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей, планирующие вывод их из эксплуатации (консервацию или ликвидацию), не менее чем за восемь месяцев до планируемого вывода обязаны уведомить в целях согласования вывода их из эксплуатации орган местного самоуправления о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такой вывод не обоснован в схеме теплоснабжения; орган местного самоуправления, в который направлено уведомление, вправе потребовать от собственников или иных законных владельцев источников тепловой энергии, тепловых сетей приостановить их вывод из эксплуатации на срок не более чем три года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии, а собственники или иные законные владельцы указанных объектов обязаны выполнить данное требование органа местного самоуправления;  в случае, если продолжение эксплуатации указанных объектов ведет к некомпенсируемым финансовым убыткам, собственникам или иным законным владельцам указанных объектов должна быть обеспечена соответствующая компенсация в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В целях предотвращения возникновения дефицита тепловой энергии и обеспечения надежности теплоснабжения жилых домов по ул. Антенной, 18, 18а, 20, 20б, 24а, 24б принято решение о переключении в 2021 году потребителей тепловой энергии на централизованное теплоснабжение от Хабаровской ТЭЦ-3, которое  учтено в актуализированной схеме теплоснабжения города Хабаровска на период до 2034 года, утвержденной приказом Минэнерго России от 22.05.2019 № 500.

На этом основании суд пришел к выводу, что, оспариваемые действия и отказ администрации города  Хабаровска соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы РТРС.

Решением Центрального районного суда города  Хабаровска от 03.06.2019 по делу № 2-3705/2019 суд обязал администрацию города  Хабаровска в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу подать в уполномоченный орган в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав заявление по установленной форме о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи: сооружение - теплотрасса, расположенная от здания котельной по                     ул. Антенная, д. 24, г. Хабаровска до жилых домов по ул. Антенная № 18, 18а, 20, 20б, 24а, 246 г. Хабаровска, в целях сохранения инженерной инфраструктуры города, защиты населения города Хабаровска от возможной чрезвычайной ситуации на инженерных коммуникациях.

Постановлением Правительства Российской Федерации  от 08.08.2012                      № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» утверждены критерии, порядок присвоения статуса единой теплоснабжающей организации и требования к ее деятельности, согласно которым статус единой теплоснабжающей организации присваивается теплоснабжающей и (или) теплосетевой организации при утверждении схемы теплоснабжения поселения, городского округа, городов федерального значения решением федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения (далее – федеральный орган исполнительной власти), в отношении городских поселений, городских округов с численностью населения, составляющей 500 тыс. человек и более, а также городов федерального значения.

Схема теплоснабжения города Хабаровска на период до 2034 года  утверждена приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 22.05.2019 № 500 по результатам состоявшегося 16.05.2019 в Министерстве энергетики Российской Федерации заседания комиссии по вопросу рассмотрения проекта актуализированной схемы теплоснабжения города Хабаровска.

Пунктом 5 критериев, порядка присвоения статуса единой теплоснабжающей  организации и требований к ее деятельности,  утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации  от 08.08.2012 № 808, определено, что для присвоения организации статуса единой теплоснабжающей организации (далее – ЕТО)  на территории городского округа лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями, подают в орган местного самоуправления городского округа, уполномоченный на разработку схемы теплоснабжения, в течение 1 месяца со дня размещения в установленном порядке проекта схемы теплоснабжения, а также со дня размещения решения, указанного в пункте 17 настоящих Правил, заявку на присвоение организации статуса единой теплоснабжающей организации с указанием зоны (зон) ее деятельности.

В адрес администрации города Хабаровска заявка на присвоение статуса ЕТО от РТРС не поступала.

Пунктом 11 критериев,порядка присвоения статуса единой теплоснабжающей  организации и требований к ее деятельности,  утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации  от 08.08.2012 № 808   определено, что в случае если организациями не подано ни одной заявки на присвоение статуса единой теплоснабжающей организации, статус единой теплоснабжающей организации присваивается организации, владеющей в соответствующей зоне деятельности источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и (или) тепловыми сетями с наибольшей тепловой емкостью.

В соответствии со схемой теплоснабжения города Хабаровска на период до 2034 года,  утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 22.05.2019 № 500,  РТРС присвоен статус единой теплоснабжающей  организации  и определена зона ее деятельности.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ одним из видов деятельности РТРС является производство, передача и распределение пара и горячей воды.

В соответствии с частью  6 статьи  15 Федерального закона  № 190-ФЗ  в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей; орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.

Следовательно, правомерны выводы суда первой инстанции о том, что  обжалуемым постановлением Администрации от 31.10.2019 № 3593 обоснованно определена РТРС, как организация осуществляющая содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей, до признания права собственности на них, так как  РТРС является теплоснабжающей организацией, которая владеет источником теплоэнергии  - котельной по адресу: ул. Антенная, 24, осуществляющей теплоснабжение жилого фонда, и поскольку бесхозяйная тепловая сеть является объектом недвижимости, неразрывно связанным с землей, и   единым комплексом, присоединенным к котельной, эксплуатируемой РТРС,  то возложение на заявителя обязанности представить акты приемки имущества в Департамент муниципальной собственности администрации города Хабаровска,  не нарушает прав   заявителя, не несет для него негативных последствий.

Таким образом, оснований для признания оспариваемого постановления  Администрации  незаконным,  у суда не имелось.

Довод заявителя жалобы о том, что судом первой инстанции не учтено несоблюдение  Администрацией пунктов 4, 5  Порядка № 471-р, не принимается арбитражным судом апелляционной инстанции в качестве основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта,  в связи с тем, что такое несоблюдение Порядка № 471-р вызвано не действиями (бездействием) Администрации, а отказом  РТРС  согласовать проект постановления ( л. д. 13-20 том 1).

Иные доводы заявителя апелляционной жалобы были исследованы в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку, не согласиться с которой,  у арбитражного суда апелляционной инстанции правовых оснований нет.

Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении, сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ с правильным применением норм материального права.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.

При данных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от  14 января 2020 года по делу № А73-22480/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                       Е.В. Вертопрахова

Судьи                                                                                   А.П. Тищенко

 Е.Г. Харьковская