Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-8462/2019
10 февраля 2020 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен февраля 2020 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Мильчиной И.А., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербак Д.А.
при участии в заседании:
от акционерного общества "Хабаровская горэлектросеть": ФИО1, представитель по доверенности от 09.04.2019 № 1345;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю: ФИО2, представитель по доверенности от 10.12.2019 № 8/12687 (представлена копия диплома о высшем юридическом образовании);
от третьего лица: общества с ограниченной ответственностью «Дальневосточная строительная компания «Системы и связь»: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Хабаровская горэлектросеть"
на решение от 09.12.2019
по делу № А73-18930/2019
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению акционерного общества "Хабаровская горэлектросеть"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
о признании незаконным и отмене решения
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "«Дальневосточная строительная компания «Системы и связь»"
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество «Хабаровская горэлектросеть» (далее – АО «Хабаровская горэлектросеть», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее –Хабаровское УФАС России, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене решения комиссии Хабаровского УФАС России от 26.06.2019 № 8-01/169 по делу № 027/01/18.1-340/2019.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Дальневосточная строительная компания «Системы и связь» (далее – ООО «ДСК «Системы и Связь», третье лицо).
Решением от 09.12.2019 суд в удовлетворении заявленных Обществом требований отказал.
Не согласившись с решением суда, общество заявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции ввиду неправильного применения судом норм материального права.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы АО «Хабаровская Горэлектросеть» указало, что содержание второй части заявки регламентировано частью 19 статьи 3.4 Закона о закупках, при этом частью 21 этой же статьи установлен запрет на указание во второй части заявки сведений о ценовом предложении. Поскольку во второй части заявки ООО «ДСК «Системы и Связь» на участие в запросе предложений содержалась информация о ценовом предложении, заявка указанного участника была правомерно отклонена на основании пункта 21 статьи 3.4 Закона о закупках.
Представитель Хабаровского УФАС России в судебном заседании отклонил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное, апелляционную жалобу без удовлетворения.
ООО «ДСК «Системы и Связь» в представленном отзыве выразило несогласие с доводами апелляционной жалобы, просило оставить решение суда без изменений, участие в заседании апелляционного суда не принимало.
Исследовав представленные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзывов, выслушав явившихся представителей лиц, участвующих в деле, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, 21.05.2019 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 31907888480 о выполнении работ по прохождению дорожного полотна методом ГБН для выполнения производственной программы и на объектах по технологическому присоединению; размещена закупочная документация, в том числе Инструкция по подготовке заявки для участия в открытом запросе предложений в электронной форме для нужд АО «Хабаровская горэлектросеть» (приложение № 3), а также Заявка на участие в запросе предложений в электронной форме (приложение № 1 к Инструкции по подготовке заявки для участия в открытом запросе предложений в электронной форме для нужд АО «Хабаровская горэлектросеть»).
Способ проведения закупки – запрос предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.
Заказчик – АО «Хабаровская горэлектросеть».
Дата начала срока подачи заявок - 21.05.2019; дата окончания подачи заявок - 28.05.2019.
Дата рассмотрения первых частей заявок - 28.05.2019; дата рассмотрения вторых частей заявок - 29.05.2019; дата подведения итогов-30.05.2019.
Начальная (максимальная) цена договора - 3 488 107,00 руб.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в процедуре 31907888480 от 28.05.2019 на участие в данном запросе предложений поступило 3 заявки под номерами 143789, 143983, 146529.
В соответствии с протоколом рассмотрения вторых частей заявок на участие в процедуре 31907888480 от 29.05.2019 заявка под номером 143789 (заявка ООО «ДСК «Системы и Связь») отклонена в связи с несоответствием заявки по составу, содержанию и оформлению (в соответствии с пунктом 21 статьи 3.4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»).
Не согласившись с действиями Заказчика при проведении запроса предложений в электронной форме (извещение № 31907888480), ООО «ДСК «Системы и Связь» обратилось с жалобой в Хабаровское УФАС России.
По результатам рассмотрения жалобы Хабаровским УФАС России принято решение от 26.06.2019 № 8-01/169 по делу № 027/01/18.1-340/2019, которым жалоба ООО «ДСК «Системы и Связь» признана обоснованной.
Действия – АО «Хабаровская горэлектросеть» при проведении указанной закупки признаны нарушающими пункты 1, 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
На основании решения от 26.06.2019 № 8-01/169 Хабаровское УФАС России выдало АО «Хабаровская горэлектросеть» предписание от 26.06.2019, которым в срок до 22.07.2019 АО «Хабаровская горэлектросеть» предписано совершить действия, направленные на устранение нарушений пунктов 1, 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», допущенных при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на выполнение работ по прохождению дорожного полотна методом ГНБ для выполнения производственной программы и на объектах по технологическому присоединению (извещение № 31907888480), с целью чего, необходимо аннулировать данный запрос предложений.
Не согласившись с решением Хабаровского УФАС России, АО «Хабаровская горэлектросеть» обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ следует, что основанием для принятия решения суда о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются одновременно два условия, несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, пришел к выводу об отсутствии указанных условий. При этом обоснованно суд исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В статье 3 Закона о закупках регламентированы принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Согласно части 10 статьи 10 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке, в числе прочего должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2), требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик (пункт 3), порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов такой закупки (этапов такой закупки) (пункт 8), требования к участникам такой закупки (пункт 9).
В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Частью 2 статьи 3.4 Закона о закупках предусмотрено, что конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется путем проведения конкурса в электронной форме, аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме.
В соответствии с частью 19 статьи 3.4 Закона о закупках заявка на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме состоит из двух частей и ценового предложения. Заявка на участие в запросе котировок в электронной форме состоит из одной части и ценового предложения. Первая часть заявки на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями документации о закупке. При этом не допускается указание в первой части заявки на участие в конкурентной закупке сведений об участнике конкурса, аукциона или запроса предложений и о его соответствии единым квалификационным требованиям, установленным в документации о конкурентной закупке. Вторая часть заявки на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме должна содержать сведения о данном участнике таких конкурса, аукциона или запроса предложений, информацию о его соответствии единым квалификационным требованиям (если они установлены в документации о конкурентной закупке), об окончательном предложении участника таких конкурса, аукциона или запроса предложений о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, качестве работы, услуги и об иных условиях исполнения договора.
В силу части 21 статьи 3.4 Закона о закупках в случае содержания в первой части заявки на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме сведений об участнике таких конкурса, аукциона или запроса предложений и (или) о ценовом предложении либо содержания во второй части данной заявки сведений о ценовом предложении данная заявка подлежит отклонению.
Из представленных в дело доказательств следует, что по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в закупочной процедуре, заявка ООО «ДСК «Системы и Связь» была отклонена Заказчиком в связи с несоответствием заявки по составу, содержанию и оформлению (в соответствии с пунктом 21 статьи 3.4 Закона о закупках).
В соответствии с пунктом 2.1 Инструкции по подготовке заявки для участия в открытом запросе предложений в электронной форме для нужд АО «Хабаровская горэлектросеть» (далее - Инструкция) закупка проводится в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и Положения о закупке товаров, работ, услуг АО «Хабаровская горэлектросеть», размещенного на официальном сайте https://zakupki.gov.ru и msp.roseltorg.ru.
Согласно подпункту 2.4.3 пункта 2.4 Инструкции неполное представление требуемых документов, представление документов с нарушениями или с отклонениями от установленных настоящей Инструкцией правил оформления документов считается существенным основанием для отклонения заявки на участие в закупке.
Организатор закупки вправе отклонить заявку на участие в закупке участника, если он не представил Заявку по форме, указанной в Приложении № 1 к данной Инструкции, а также комплект необходимых документов, являющийся неотъемлемой частью заявки.
К заявке обязательно прикладываются документы, требующиеся в соответствии с данной инструкцией.
При этом в соответствии с разделом 3 Инструкции изменения текста заявки и/или договора не допускается.
Таким образом, из Инструкции по подготовке заявки для участия в открытом запросе предложений в электронной форме для нужд АО «Хабаровская горэлектросеть», являющейся неотъемлемой частью закупочной документации, следует, что в случае, если участник не представил заявку по форме указанной в приложении № 1 к данной Инструкции, организатор закупки вправе отклонить заявку на участие в закупке такого участника.
При этом утвержденная форма Заявки на участие в запросе предложений в электронной форме (приложение № 3 к Инструкции) содержит в себе цену заявки на участие в запросе предложении, что позволяет понять, что она должна быть заполнена и подана участником одновременно со всеми необходимыми документами.
Таким образом, закупочная документация не содержит конкретных требований заказчика к содержанию, форме, оформлению и составу заявки, а также к порядку подачи частей заявки и прилагаемых к ним документов, в том числе сведений о ценовом предложении.
Как установлено судом, на рассмотрение вторых частей заявок была представлена заявка ООО «ДСК «Системы и Связь» на участие в запросе предложений, которая содержала сведения о цене заявки.
Вместе с тем, как верно указал суд первой инстанции, такая заполненная и подписанная указанным участником заявка полностью соответствовала утвержденной форме Заявке на участие в запросе предложений в электронной форме, являющейся приложением № 1 к Инструкции.
Документация о проведении закупки должна содержать в себе четкие, ясные и максимально прозрачные требования к претендентам, подающим заявки на право участия в торгах, во избежание двоякого, различного толкования документации о закупке.
Наличие в документации пробелов или противоречий должно исключать последующую возможность отклонения заявок.
Обратное же будет противоречить не только требованиям Закона о закупках и не соответствовать балансу частных и публичных интересов (на необходимость соблюдении которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.03.2011 № 2-П) и стабильности публичных правоотношений, но и законодательно закрепленному принципу равенства участников гражданских правоотношений (статья 1 ГК РФ), презумпции добросовестности участников таких правоотношений (статья 10 ГК РФ), поскольку оставит разрешение вопроса о допуске той или иной заявки к участию в аукционе на исключительное субъективное усмотрение заказчика, который получив возможность отклонять заявки в связи с их несоответствием одним требованиям документации и закона при одновременном соответствии другим.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что в данном случае Заказчиком при разработке закупочной документации допущено нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, в которых указано, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться принципом информационной открытости закупки, то есть в документации о закупке заказчиком должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке с целью соблюдения законодательства в сфере закупок, а также с целью четкого и правильного понимания участниками закупки требуемых от них действий, в целях обеспечения равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Отсутствие в закупочной документации конкретного перечня документов, подлежащих представлению в составе первой и второй частей заявки, ведет к невозможности без нарушения Закона о закупках сформировать заявку и подать ее на участие в закупке, что имело место в рассматриваемой ситуации и привело к нарушению прав участника закупки ООО «ДСК «Системы и Связь».
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, обоснованно пришел к выводу, о законности оспариваемого решения антимонопольного органа.
Доводы заявителя о том, что в резолютивной части решения от 26.06.2019 № 8-01/169 антимонопольным органом не указана статья Закона о закупках, нарушение положений которой допущено АО «Хабаровская горэлектросеть», правомерно отклонены судом первой инстанции, так как допущенная техническая ошибка не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения.
Также являются необоснованными доводы заявителя о том, что антимонопольным органом самостоятельно изменены доводы жалобы ООО «ДСК «Системы и Связь», антимонопольный орган не вправе выходить за пределы доводов жалобы, по собственной инициативе устанавливать иные нарушения в действиях (бездействии) заказчика при рассмотрении жалоб.
В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Обжалование осуществляется в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Поскольку в жалобе ООО «ДСК «Системы и Связь» было указано на то, что заполнение Обществом своей заявки по форме, указанной в приложении № 3 к закупочной документации (Инструкции по подготовке заявки для участия в открытом запросе предложений в электронной форме для нужд АО «Хабаровская горэлектросеть»), привело к неправомерному отклонению его заявки при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке, что свидетельствовало об осуществлении Заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках, указанное нарушение подпадало под основание обжалования, установленное пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, в связи с чем, жалоба ООО «ДСК «Системы и Связь» была правомерно рассмотрена антимонопольным органом по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Федерального закона от 26.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение организатором торгов, оператором электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссией установленной законодательством Российской Федерации процедуры организации и проведения торгов, процедуры заключения договоров по результатам торгов.
Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Таким образом, указанной нормой предусмотрено, что при рассмотрении жалобы по существу и принятии решения комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия организатора торгов, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа с учетом всех выявленных нарушений.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно отказал в заявленном требовании о признании оспариваемого решения Хабаровского УФАС России незаконным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Более того, изложенные в апелляционной жалобе доводы нашли свое отражение в оспариваемом судебном акте. Они были подробно исследованы и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная юридическая оценка. Оснований для их переоценки у апелляционного суда не имеется.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, а обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 09.12.2019 по делу № А73-18930/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | Е.А. Швец |
Судьи | И.А. Мильчина |
Е.И. Сапрыкина |