ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-850/20 от 19.03.2020 Шестого арбитражного апелляционного суда

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-850/2020

20 марта 2020 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2020 года.

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего судьи Тищенко А.П.

судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербак Д.А.

при участии  в заседании:

от общества с ограниченной ответственностью «ТЗК-АЭРО»: ФИО1 по доверенности от 19.02.2020;

от дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору: ФИО2 по доверенности от 25.12.2019,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ТЗК-АЭРО» на решение от  09.01.2020 по делу № А73-19246/2019 Арбитражного суда Хабаровского края по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ТЗК-АЭРО» к дальневосточному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании недействительным в части предписания от 08.07.2019 №П-А71-428,

установил:

обществом с ограниченной ответственностью «ТЗК-АЭРО» (далее – ООО «ТЗК-АЭРО», Общество) эксплуатируется объект - «Склад ГСМ», расположенный по адресу: <...>, литер Б. Согласно свидетельству о регистрации от 26.08.2013 А71-02095 «Склад ГСМ» зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов, регистрационный номер А71-02095-0001, дата регистрации 21.09.2011, III класс опасности.

На основании распоряжения от 30.05.2019 № Р-А71-428 главным государственным инспектором межрегионального отдела по надзору за объектами нефтегазового и общепромышленного комплекса дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Дальневосточное управление Ростехнадзора, административный орган) ФИО3 была проведена плановая выездная проверка ООО «ТЗК-АЭРО» с целью контроля и надзора за соблюдением требований промышленности безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта – «Склад ГСМ», зарегистрированного в государственном реестре опасных производственных объектов, регистрационный номер А71-02095-0001, дата регистрации 21.09.2011, III класс опасности, место нахождения опасного производственного объекта: <...> корпус Б.

В ходе проведенной выездной проверки Дальневосточное управление Ростехнадзора выявило нарушение обязательных требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте – «Склад ГСМ», эксплуатируемом ООО «ТЗК-АЭРО».

Нарушения, выявленные в ходе проверки, были отражены в акте проверки от 08.07.2019 № А-А71-428.

08.07.2019 по результатам рассмотрения акта и материалов проверки Дальневосточное управление Ростехнадзора выдало Обществу предписание №П-А71-428 об устранении нарушений обязательных требований промышленной безопасности в срок до 08.01.2020 (далее – Предписание).

Не согласившись с Предписанием в части, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными пунктов 1-6, 8-9, 15-17 спорного Предписания.

Заявление было принято судом к рассмотрению, возбуждено производство по делу А73-19246/2019.

Решением от 09.01.2020 суд отказал в удовлетворении заявления по делу № А73-19246/2019.

Общество не согласилось с вышеназванным судебным актом, подало на него апелляционную жалобу, содержащую требование – решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.

В обоснование апелляционной жалобы и утверждения о незаконности и необоснованности судебного решения ООО «ТЗК-АЭРО» в жалобе привело следующие доводы:

- суд первой инстанции ошибочно не учтены положения нормативных актов и технических требований, на которые ссылался заявитель;

- судом необоснованно была отклонена ссылка Общества на заключение ОАО «Проектно-изыскательский институт воздушного транспорта «Дальаэропроект»;

- необоснованно отклонены доводы о том, что изменение проектной документации может повлечь за собой остановку выдачи авиатоплива, что реконструкция объекта возможна без остановки технологического процесса;

- судом не учтено, что исполнение требований административного органа о внесении конструктивных изменений в систему трубопровода насосно-фильтрационной станции возможно лишь при реконструкции, модернизации или техническом перевооружении.

Апелляционная жалоба была принята к рассмотрению определением от 19.02.2020 Шестого арбитражного апелляционного суда.

Дальневосточное управление Ростехнадзора в отзыве не согласилось с апелляционной жалобой, просило решение суда оставить без изменения.

В судебном заседании представители сторон поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее соответственно. Апеллянт представил копию свидетельства от 24.12.2014 о допуске к определенному виду или видам работ, заявил ходатайство о принятии этого документа судом апелляционной инстанции. Представитель административного органа не настаивал на принятии приложенной к отзыву копии акта от 19.02.2020.

Суд апелляционной инстанции в судебном заседании отклонил ходатайство Общества о принятии дополнения, не нашел оснований для принятия копии акта от 19.02.2020.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвовавших в судебном заседании, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

Согласно статьям 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) требование граждан и организаций о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения и действия (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть удовлетворено при наличии одновременно двух условий: если ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права лица, подавшего заявление о признании этого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными.

При отсутствии хотя бы одного из указанных условий оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.

Как правильно указал суд первой инстанции, правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов изложены в Федеральном законе от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон № 116-ФЗ).

В соответствии со статьей 1 Закона № 116-ФЗ промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Частью 1 статьи 2 Закона № 116-ФЗ предусмотрено, что опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.

В силу части 1 статьи 3 Закона № 116-ФЗ требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

Согласно части 1 статьи 6 Закона № 116-ФЗ к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 07.11.2016 № 461 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов» (далее – Правила № 461).

В соответствии с пунктом 1.2 Правила № 461 распространяются на опасные производственные объекты складов нефти и нефтепродуктов.

Опасные производственные объекты складов нефти и нефтепродуктов включают в себя комплекс зданий, резервуаров и других сооружений, предназначенных для приема, хранения и выдачи нефти и нефтепродуктов. К опасным производственным объектам складов нефти и нефтепродуктов относятся нефтебазы, резервуарные парки и наливные станции магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, товарно-сырьевые парки центральных пунктов сбора нефтяных месторождений, нефтеперерабатывающих производств, а также склады нефтепродуктов, входящие в состав промышленных предприятий и организаций.

Суд первой инстанции правильно определил круг нормативных правовых актов, которыми следует руководствоваться в спорном правоотношении.

При проведении выездной проверки Дальневосточное управление Ростехнадзора на опасном производственном объекте – «Склад ГСМ», эксплуатируемом ООО «ТЗК-АЭРО», выявило нарушение следующих обязательных требований промышленной безопасности:

- пункт налива авиационного топ­лива в автомобильный транспорт (фронт налива 2 заправщика) не имеет помещения пункта управ­ления – нарушен пункт 2.3.2 Правил № 461 (пункт 1 предписания);

- посты налива авиационного топ­лива в автомобильный транспорт (всего 2 поста) установками авто­матизированного налива с управ­лением из пунктов управления не оборудованы – нарушен пункт 2.3.3 Правил № 461 (пункт 2 предписания);

- на пункте налива авиационного топлива (фронт налива 2 заправ­щика) налив нефтепродуктов в автомобильные цистерны осуще­ствляется устройствами, не обору­дованными автоматическими ограничителями налива нарушен пункт 2.3.6 Правил № 461 (пункт 3 предписания);

- на пункте налива авиационного топлива в автомобильный транс­порт (фронт налива 2 заправщи­ка) в целях исключения перелива нефтепродукта через край горло­вины цистерны ограничители уровня налива, позволяющие ав­томатически прекращать налив при достижении заданного уров­ня, не применяются - нарушен пункт 2.3.8 Правил № 461 (пункт 4 предписания);

- на пункте налива топливозаправ­щиков (фронт налива 2 заправщи­ка), для нижнего налива авиаци­онного керосина в автомобиль­ные цистерны (топливозаправщи­ки), соединительные шарнирно сочлененные трубы из алюминия, исключающие искрообразование при стыковке с фланцем автомо­бильной цистерны не применя­ются. Для нижнего налива установлены резинотканевые рукава ELAFLEX, диаметром 63 мм - нарушен пункт 2.3.12 Правил № 461 (пункт 5 предписания);

- на пункте налива авиационного топлива (фронт налива 2 заправ­щика), оборудованного устрой­ством для герметичного нижнего налива, автоматическое прекра­щение подачи топлива после до­стижения предельного уровня на­лива цистерны топливозаправщи­ка не предусмотрено - нарушен пункт 2.3.13 Правил № 461 (пункт 6 предписания);

- на пункте налива авиационного топлива в автомобильный транс­порт при повышении паров неф­тепродуктов более 20% объемных от НКПРП блокировки по прекра­щению операций слива-налива и сигнализация, оповещающая о запрете запуска двигателей авто­мобилей не установлены -нарушен пункт 2.3.15 Правил № 461(пункт 8 предписания);

- на пункте налива топливозаправ­щиков (фронт налива 2 заправщи­ка) ограничение скорости налива в начальной и конечной стадиях налива не предусмотрено - нарушен пункт 2.3.19 Правил № 461 (пункт 9 предписания);

- установленные в здании насосно-фильтрованной станции насосные агрегаты: 6HNM 123 PD (поз. 247, 248, 249), 6HNM 123 (поз. 242, 243, 244, 245), ERP 100-200 (поз. 236, 237, 238, 239, 240, 241), перекачивающие неф­тепродукты, отключение по месту не имеют - нарушен пункт 2.8.7 Правил №461 (пункт 15 предписания);

- в помещениях насосно-фильтрованной станции установленные средства автоматического контроля загазованности по НКПРП (сигна­лизаторы СМТ-10) световой сигнал у входов №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6 при до­стижении концентрации горючих газов и паров нефтепродуктов 20% объемных от НКПРП не подают - нарушен пункт 2.8.15 Правил № 461 (пункт 16 предписания);

- в насосно-фильтрованной станции в помещении распределительного коллектора задвижки поз. № 90, 91, 88, диаметром 508 мм ручно­го управления и механический привод (электро-, пневмо- или гидропривод) с дистанционным управлением не имеют - нарушен пункт 2.7.20 Правил №461 (пункт 17 предписания).

Согласно пункту 2.3.2 Правил № 461 наливная станция или пункт налива должны включать помещения пункта управления, площадки налива автомобильных цистерн, на которых расположены посты налива и наливные устройства.

В силу пункта 2.3.3 Правил № 461 посты налива должны быть оборудованы установками автоматизированного налива с управлением из пунктов управления, а также по месту.

В соответствии с пунктом 2.3.6 Правил № 461 налив нефтепродуктов в автомобильные цистерны должен осуществляться по бесшланговой системе шарнирно сочлененных или телескопических устройств, оборудованных автоматическими ограничителями налива. Допускается применение гибких шлангов для налива при обосновании в проектной документации. Расстояние от конца наливной трубы до нижней образующей цистерны не должно превышать 200 мм.

В целях исключения перелива нефтепродукта через край горловины цистерны следует применять ограничители уровня налива, позволяющие автоматически прекращать налив при достижении заданного значения (пункт 2.3.8 Правил № 461).

Пунктом 2.3.12 Правил № 461 предусмотрено, что для нижнего налива авиационного керосина в автомобильные цистерны (топливозаправщик) следует применять соединительные шарнирно сочлененные трубы из алюминия, исключающие искрообразование при стыковке с фланцем автомобильной цистерны.

Согласно пункту 2.3.13 Правил № 461 на пункте налива авиационных топлив следует предусматривать устройства для герметичного нижнего налива с автоматическим прекращением подачи топлива после достижения предельного уровня налива цистерны топливозаправщика.

В силу пункта 2.3.15 Правил № 461 при превышении концентрации паров нефтепродуктов на площадках сливоналивных станций и пунктов слива-налива более 20% объемных от нижнего концентрационного предела распространения пламени (далее - НКПРП) должны быть установлены блокировки по прекращению операций слива-налива и сигнализация, оповещающая о запрете запуска двигателей автомобилей.

В соответствии с пунктом 2.3.19 Правил № 461 для исключения накопления зарядов статического электричества при выполнении сливоналивных операций с нефтепродуктами должно быть предусмотрено заземление цистерн, трубопроводов, наливных устройств, а также ограничение скорости налива в начальной и конечной стадиях налива.

Пунктом 2.8.7 Правил № 461 предусмотрено, что насосные агрегаты, перекачивающие нефть и нефтепродукты, должны иметь дистанционное отключение из операторной и по месту.

В помещениях насосных станций следует устанавливать средства автоматического контроля загазованности по НКПРП с подачей сигнала (светового и звукового) у входа в помещение насосной и в операторную при достижении концентрации горючих газов и паров нефтепродуктов 20% объемных от НКПРП (пункт 2.8.15 Правил № 461).

Согласно пункту 2.7.20 Правил № 461 запорная арматура, установленная на технологических трубопроводах с условным диаметром более 400 мм, должна иметь механический привод (электро-, пневмо- или гидропривод) с дистанционным управлением и ручным дублированием.

Предписание, направленное на  устранение выявленных нарушений оспорено Обществом в части пунктов 1-6, 8-9, 15-17, при этом заявитель приводил следующие доводы с учетом дополнений в ходе судебного разбирательства:

- указанными пунктами предписания на Общество возлагается обязанность внести конструктивные изменения в опасный производственный объект «Склад ГСМ» «насосно-фильтрационную станцию», запроектированный и построенный в 1978. Однако в соответствии с частью 2 статьи 8 Закона № 116-ФЗ отклонения от проектной документации в процессе строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта не допускаются;

- выполнение ООО «ТЗК-АЭРО» оспариваемых пунктов предписания приведет к отклонению конфигурации опасного производственного объекта ТЗК от проектной документации (на участке трубопровода НФС). При этом ООО «ТЗК-АЭРО» обратилось в специализированную организацию ОАО «Проектно-изыскательский институт воздушного транспорта «Дальаэропроект» с просьбой рассмотреть возможность проведения экспертизы насосно-фильтрационной станции на соответствие действующему законодательству. Согласно заключению на предписание об устранении выявленных нарушений № П-А71-428 по объекту «Гидрантная система 2. Насосно-фильтрационная станция» здание насосно-фильтрационной станции» отвечало действующим нормативным документам и нормам промышленной безопасности. На настоящий момент насосно-фильтрационная станция отвечает проектным характеристикам и эксплуатационным требованиям;

- согласно проекту предусмотрено помещение управления системой ЦЗС, расположенное в угловом кабинете второго этажа здания АБК, оборудованное пультом управления ЦЗС, телефонной связью, радиостанцией и внутренней связью «Интерком». Пункт управления ЦЗС продублирован системными блоками и ЖК мониторами. За функционированием системы круглосуточно наблюдает инженер ПУ ЦЗС. В поле зрения инженера ПУ ЦЗС находится резервуарный парк ЦЗС, НФС ЦЗС, пункт налива ЦЗС. Пункт налива (в составе системы ЦЗС) введен в эксплуатацию в 1981 и эксплуатируется в соответствии с проектной и исполнительной документацией. Для выполнения данного пункта предписания требуется изменение проектной документации ЦЗС, техническое перевооружение (КР) АСУ ТП. Остановка АСУ ТП на время проведения реконструкции приведет к полной остановке
выдачи авиатоплива через оборудование системы
ЦЗС. Альтернативных установок автоматизированного налива в аэропорту Хабаровск «Новый» не имеется (возражения по п. 1 Предписания);

- пункты налива ЦЗС (2 шт.) оборудованы механическими задатчиками счетчика - литромера. Механические задатчики синхронизированы с АСУ ТП ЦЗС, предназначены для выдачи строго заданного объема топлива, а также предотвращения образования гидравлического удара (в ходе проверки Дальневосточного управления Ростехнадзора механические задатчики были представлены для осмотра). Пункт налива (в составе системы ЦЗС) введен в эксплуатацию в 1981 и эксплуатируется в соответствии с проектной и исполнительной документацией. Для выполнения данного пункта предписания требуется изменение проектной документации ЦЗС, техническое перевооружение (КР) АСУ ТП (автоматическая система управления технологическим процессом). Остановка АСУ ТП на время проведения реконструкции приведет к полной остановке выдачи авиатоплива через оборудование системы ЦЗС. Альтернативных способов заправки в аэропорту Хабаровск «Новый» нет (возражения по пункту 2 Предписания);

- заводом-изготовителем в конструкции емкости ТЗА предусмотрены пневматические клапаны, перекрывающие заливную горловину ТЗА при достижении в емкости максимально допустимого взлива. Пункты налива ЦЗС (2 шт.) оборудованы механическими задатчиками счетчика-литромера. Выдача авиатоплива визуально дублируется кладовщиком и водителем ТЗА, как и отпуск спецжидкости. Пункт налива (в составе системы ЦЗС) введен в эксплуатацию в 1981 и эксплуатируется в соответствии с проектной и исполнительной документацией. Для выполнения данного пункта предписания требуется изменение проектной документации ЦЗС, техническое перевооружение (КР) АСУ ТП. Остановка АСУ ТП на время проведения реконструкции приведет к полной остановке выдачи авиатоплива через оборудование системы ЦЗС. Альтернативных способов заправки в аэропорту Хабаровск «Новый» нет (возражения по пункту 3 Предписания);

- заводом-изготовителем в конструкции емкости ТЗА предусмотрены пневматические клапаны, перекрывающие заливную горловину ТЗА при достижении в емкости максимально допустимого взлива. Пункты налива ЦЗС (2 шт.) оборудованы механическими задатчиками счетчика-литромера. Выдача авиатоплива визуально дублируется кладовщиком и водителем ТЗА, как и отпуск спецжидкости. Пункт налива (в составе системы ЦЗС) введен в эксплуатацию в 1981 и эксплуатируется в соответствии с проектной и исполнительной документацией. Для выполнения данного пункта предписания требуется изменение проектной документации ЦЗС,
техническое перевооружение (КР) АСУ ТП. Остановка АСУ ТП на время проведения реконструкции приведет к полной остановке выдачи авиатоплива через оборудование системы ЦЗС. Альтернативных способов заправки в аэропорту Хабаровск «Новый» нет (возражения по п. 4 Предписания);

- для нижнего налива установлены резинотканевые рукава ELAFLEX, диаметром 63 мм, предусмотренные проектом системы ЦЗС. Пункт налива (в составе системы ЦЗС) введен в эксплуатацию в 1981 и эксплуатируется в соответствии с проектной и исполнительной документацией. Для выполнения данного пункта предписания требуется изменение проектной документации, техническое перевооружение системы ЦЗС. Остановка работы системы ЦЗС на время проведения реконструкции приведет к полной остановке выдачи авиатоплива через оборудование системы ЦЗС. Альтернативных способов заправки в аэропорту Хабаровск «Новый» нет (возражения по п. 5 Предписания);

- заводом-изготовителем в конструкции емкости ТЗА предусмотрены пневматические клапаны, перекрывающие заливную горловину ТЗА при достижении в емкости максимально допустимого взлива. Пункты налива ЦЗС (2 шт.) оборудованы механическими задатчиками счетчика-литромера. Выдача авиатоплива визуально дублируется кладовщиком и водителем ТЗА, как и отпуск спецжидкости. Пункт налива (в составе системы ЦЗС) введен в эксплуатацию в 1981 и эксплуатируется в соответствии с проектной и исполнительной документацией. Для выполнения данного пункта предписания требуется изменение проектной документации системы ЦЗС, техническое перевооружение (КР) АСУ ТП. Остановка АСУ ТП на время проведения реконструкции приведет к полной остановке выдачи авиатоплива через оборудование системы ЦЗС. Альтернативных способов заправки в аэропорту Хабаровск «Новый» нет (возражения по пункту 6 Предписания);

- насосные установки НФС ЦЗС установлены на основании и в соответствии с проектом системы ЦЗС, регулярно проходящие ЭПБ (с регистрацией заключения в Ростехнадзоре), оборудованы устройствами плавного пуска, задвижки на пунктах налива ЦЗС отрегулированы на максимальную скорость выдачи - 90 м3/час. По окончании заправки ТЗА скорость потока регулируется механическим задатчиком счетчика-литромера, который за 200 литров от общего объема до окончания заправки автоматически снижает скорость потока. Пункт налива (в составе системы ЦЗС) введен в эксплуатацию в 1981 и эксплуатируется в соответствии с проектной и исполнительной документацией. Для выполнения данного пункта предписания требуется изменение проектной документации системы ЦЗС, техническое перевооружение (КР) АСУ ТП. Остановка АСУ ТП на время проведения реконструкции приведет к полной остановке выдачи авиатоплива через оборудование системы ЦЗС. Альтернативных способов заправки в аэропорту Хабаровск «Новый» нет (доводы по пункту 9 Предписания);

- насосные установки НФС ЦЗС установлены на основании и в соответствии с проектом системы ЦЗС, регулярно проходящие ЭПБ (с регистрацией заключения в Ростехнадзоре). Установленные в здании насосно-фильтрованной станции насосные агрегаты имеют точку отключения в помещении инженера ПУ ЦЗС. На случай возникновения нештатной ситуации, НФС ЦЗС, как и пункты налива ЦЗС, оборудованы кнопками аварийной остановки. Для выполнения данного пункта предписания требуется изменение проектной документации системы ЦЗС, техническое перевооружение (КР) АСУ ТП. Остановка АСУ ТП на время проведения реконструкции приведет к полной остановке выдачи авиатоплива через оборудование системы ЦЗС. Альтернативных способов заправки в аэропорту Хабаровск «Новый» нет (доводы по п. 15 Предписания).

- наличие задвижек диаметром 508 мм ручного управления, предусмотрено и выполнено в соответствии с проектом строительства системы ЦЗС. Конструктивные изменения задвижек (установка дополнительного электро-, пневмо- или гидропривода) не предусмотрены заводом-изготовителем. Замена на требуемые задвижки других производителей повлечет вывод из эксплуатации распределительного коллектора НФС ЦЗС и как следствие, полную остановку системы ЦЗС на время производства демонтажных и монтажных работ. Иных способов выдачи авиатоплива, кроме как через систему ЦЗС, в ООО «ТЗК-АЭРОо» не предусмотрено, альтернативных способов заправки в аэропорту Хабаровск «Новый» нет. Замена вышеуказанных задвижек будет произведена в период проведения реконструкции или капитального ремонта. В связи с отсутствием замечаний по вопросам исправности и работоспособности оборудования, ни реконструкции, ни капитального ремонта ООО «ТЗК-АЭРО» в ближайшее время не планирует. Насосно - фильтрационная станция ЦЗС введена в эксплуатацию в 1981 и эксплуатируется в соответствии с проектной и исполнительной документацией, пункт налива (в составе системы ЦЗС) введен в эксплуатацию в 1981 и эксплуатируется в соответствии с проектной и исполнительной документацией. Для выполнения данного пункта предписания требуется изменение проектной документации (доводы по п. 17 Предписания).

Для проверки доводов Общества суд определением от 04.12.2019 обязал стороны  провести совместный осмотр опасного производственного объекта «Склад ГСМ», эксплуатируемого ООО «ТЗК-АЭРО» в части нарушений, указанных в оспариваемых пунктах Предписания.

Оценив по правилам ст. 71 АПК РФ материалы дела, в том числе совместный акт от 09.12.2019 осмотра опасного производственного объекта «Склад ГСМ», материалы фотосъемки, суд первой инстанции отклонил все доводы Общества, признал обоснованными доводы пояснения Дальневосточное управление Ростехнадзора, при этом руководствовался следующим.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона № 116-ФЗ отклонения от проектной документации опасного производственного объекта в процессе его строительства, реконструкции, капитального ремонта, а также от документации на техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта в процессе его технического перевооружения, консервации и ликвидации не допускаются. Изменения, вносимые в проектную документацию на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, подлежат экспертизе проектной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Указанная норма предъявляет требования промышленной безопасности к проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, вводу в эксплуатацию, техническому перевооружению, консервации и ликвидации опасного производственного объекта.

Опасный производственный объект «Склад ГСМ» не является объектом, в отношении которого в настоящее время осуществляется проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ввод в эксплуатацию, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта. Опасный производственный объект «Склад ГСМ» является эксплуатируемым опасным производственным объектом, в связи с чем, к указанному объекту подлежат применению положения статьи 9 Закона № 116-ФЗ, предъявляющие требования промышленной безопасности к эксплуатации опасных производственных объектов.

Ссылки заявителя на заключение ОАО «Проектно-изыскательский институт воздушного транспорта «Дальаэропроект», согласно которому здание насосно-фильтрационной станции» отвечало действующим нормативным документам и нормам промышленной безопасности, на настоящий момент насосно-фильтрационная станция отвечает проектным характеристикам и эксплуатационным требованиям, подлежат отклонению в связи с непредставлением в материалы дела доказательств аттестации экспертов в области промышленной безопасности, обладающими специальными знаниями в области промышленной безопасности и соответствующими обязательным требованиям к экспертам в области промышленной безопасности, установленным федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности согласно Положению об аттестации экспертов в области промышленной безопасности, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2015 № 509.

Помещение управления системой ЦЗС – «Пультовая» не отвечает требованиям пунктов 2.3.2, 2.3.3 Правил № 461, так как инженер, находящийся в этом помещении, не задает количество отпускаемого топлива, не управляет автоматизированным наливом по основному параметру - количество отпускаемого топлива. Инженер ПУ ЦЗС наблюдает за функционированием, но не управляет установками автоматизированного налива. Управление установками автоматизированного налива из указанного помещения отсутствует.

В ходе совместного осмотра, также как и в ходе проверки, были продемонстрированы механические задатчики на постах налива, предназначенные для управления по месту. Аналогичные устройства, согласно пункту 2.3.3 Правил № 461, должны быть не только по месту, но и в помещении на пункте управления. Однако в указанном помещении указанные устройства отсутствуют. Управление установками автоматизированного налива из указанного помещения отсутствует.

В ходе совместного осмотра, также как и в ходе выездной проверки, был продемонстрирован ТЗА (топливозаправщик авиационный), оборудованный пневматическими клапанами, перекрывающими заливную горловину ТЗА при достижении максимально уровня налива. Однако пунктом 2.3.6 Правил № 461 установлено требование о наличии автоматических ограничителей на бесшланговой системе шарнирно сочлененных или телескопических устройствах, установленных на автомобильной наливной станции, а не на цистерне ТЗА. Указанное требование установлено вне зависимости от того, имеются ли клапаны на ТЗА или нет. При этом ТЗА не входит в состав опасного производственного объекта «Склад ГСМ». В данном случае налив должен автоматически ограничиваться не только по объему выданного топлива, но и после достижения предельного уровня налива автоцистерны. В ходе проверки и совместного осмотра продемонстрированы механические задатчики счетчики-литромеры, ограничивающие выдачу по количеству топлива, выданного через счетчики. На пункте налива авиационного топлива автоматические ограничители налива после достижения предельного уровня отсутствуют.

В ходе совместного осмотра, также как и в ходе проверки, Обществом было продемонстрировано ручное управление (открытие и прекращение подачи авиакеросина). Также в ходе совместного осмотра указанная в настоящем акте система механического задатчика счетчика-литромера на первом посту налива вышла из строя, оказалась неисправной. Представленная для осмотра система на втором посту налива после наполнения топливозаправщиком, была отключена оператором вручную. При этом ТЗА (топливозаправщик) не входит в состав опасного производственного объекта «Склад ГСМ».

В ходе выездной проверки и при совместном осмотре представлены резинотканевые рукава для нижнего налива ЕLAFLЕX. Однако в соответствии с требованиями пункта 2.3.12 Правил № 461 в области промышленной безопасности для нижнего налива авиационного керосина в автоцистерны должны применяться шарнирно сочлененные трубы из алюминия.

В ходе совместного осмотра, также как и в ходе проверки, Обществом были продемонстрированы ТЗА, оборудованные пневматическими клапанами, перекрывающими заливную горловину ТЗА при достижении максимально уровня налива. Однако пунктом 2.3.13 Правил № 461 установлено требование о наличии указанного устройства именно на пункте налива, вне зависимости от того, имеется ли такое устройство на топливозаправщике или нет. ТЗА (топливозаправщик авиационный) не входит в состав опасного производственного объекта «Склад ГСМ», что следует из «Сведений, характеризующих ОПО». Визуальное наблюдение кладовщиком и водителем выдачи авиатоплива Правилами № 461 не предусмотрено. Правилами № 461 установлено требование об автоматическом прекращении подачи топлива, то есть без участия человека.

В ходе совместного осмотра, также как и в ходе выездной проверки, было продемонстрировано ручное, а не автоматическое, управление: открытие и прекращение подачи авиакеросина, без предварительного ограничения скорости налива в начале и конце операции и без использования механического задатчика счетчика-литромера. Также в ходе осмотра указанная в настоящем акте система механическою задатчика счетчика-литромера на первом посту налива вышла из строя, оказалась неисправной. Представленная для осмотра система на 2-м посту налива после наполнения топливозаправщиком была отключена оператором вручную.

В ходе совместного осмотра, также как и в ходе выездной проверки установлено, что здание насосно-фильтрационной станции имеет шесть входов-выходов. На трех имеющихся входах установлены кнопки аварийной остановки подачи топлива. Таким образом, кнопки размещены на внешней стене здания. Установленные в здании насосно-фильтрованной станции насосные агрегаты: поз. 247, 248, 249, 242, 243, 244, 245, 236, 237, 238, 239, 240, 241 всего 13 ед. имеют отключение в помещении инженера ПУ ЦЗС и на внешней стене здания насосно-фильтрованной станции. Однако внутри помещения здания насосно-фильтрованной станции отключение указанных насосных агрегатов отсутствует. Вместе с тем, пунктом 2.8.7 Правил № 461 предусмотрено, что насосные агрегаты должны иметь отключение по месту. Указанное требование выполнено на насосных агрегатах поз. 250 и поз. 251, находящихся в этом же здании, к ним претензий не имеется.

В ходе совместного осмотра, также как и в ходе выездной проверки в здании насосно-фильтровальной станции в помещении распределительного коллектора Обществом представлены задвижки, диаметром 508 мм, поз. № 90, 91, 88 с ручным, а не с дистанционным управлением, что не соответствует требованиям пункта 2.7.20 Правил №461.

Правила № 461 подлежат обязательному применению при эксплуатации всех существующих опасных производственных объектов складов нефти и нефтепродуктов вне зависимости от их соответствия проектной документации и требованиям промышленной безопасности, действовавшим на дату их ввода в эксплуатацию. Правила № 461 не содержат каких-либо ограничений (исключений) по их действию во времени, следовательно, подлежат применению с момента введения их в действие.

ООО «ТЗК-АЭРО», эксплуатирующее опасный производственный объект – «Склад ГСМ», обязано обеспечить соблюдение установленных требований промышленной безопасности, но из материалов дела следует, что Обществом не соблюдаются положения Правил № 461 на опасном производственном объекте – «Складе ГСМ», эксплуатируемом ООО «ТЗК-АЭРО».

Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции.

Правильным является отклонение судом доводов заявителя о том, что для выполнения вышеуказанных пунктов предписания требуется изменение проектной документации ЦЗС, техническое перевооружение АСУ, что может повлечь остановку выдачи авиатоплива через оборудование системы
ЦЗС. Как правильно указал суд, возможное техническое перевооружение или реконструкция опасного производственного объекта не противоречит требованиям, установленными частями 1 и 2 статьи 8 Закона № 116-ФЗ. Реконструкция опасного производственного объекта может осуществляться без остановки технологического процесса, так как на опасном производственном объекте имеются два поста налива, которые можно отключать поочередно. Лицом, осуществляющим подготовку проектной документации на реконструкцию опасного производственного объекта, могут быть разработаны другие альтернативные технические решения и способы заправки в соответствии с частями 1 и 2 статьи 8 Закона № 116-ФЗ, исключающие прекращение выдачи авиатоплива. Возможно не осуществлять реконструкцию опасного производственного объекта, установив требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта в обосновании безопасности опасного производственного объекта, согласно положениям части 4 статьи 3 Закона №116-ФЗ.

Выполнение заявителем Наставления по службе горюче-смазочных материалов на воздушном транспорте Российской Федерации (НГСМ-РФ-94), утвержденного заместителем Министра гражданской авиации 01.11.1991, а также иных ведомственных норм и правил, не освобождают Общество от обязанности соблюдения Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, в том числе Правил промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов.

Доводы, изложенные апелляционной жалобе, были рассмотрены судом первой инстанции, выражают несогласие с обоснованными и правильными выводами суда первой инстанции, который надлежащим образом исследовал материалы дела, надлежащим образом применил нормы материального права.

Поскольку в ходе рассмотрения дела нашел свое подтверждение факт выявленных Дальневосточным управлением Ростехнадзора при проведении проверки нарушений обязательных требований промышленной безопасности, установленных Правилами № 461, на опасном производственном объекте – «Склад ГСМ», эксплуатируемом ООО «ТЗК-АЭРО», руководствуясь частью 3 ст. 201 АПК РФ суд принял правильное решение об отказе в удовлетворения требования.

Таким образом, решение не подлежит отмене или изменению, апелляционная жалоба – удовлетворению.

Государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы заявителю не возвращается и не возмещается в силу ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение от 09.01.2020 по делу № А73-19246/2019 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

      А.П. Тищенко

Судьи

Е.В. Вертопрахова

      Е.А. Швец