ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-907/2018 от 15.03.2018 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-907/2018

20 марта 2018 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего судьи Тищенко А.П.

судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.,

при участии  в заседании:

от открытого акционерного общества «Российские железные дороги»: ФИО1 по доверенности от 15.09.2017 № 164/Д,

от комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края: ФИО2 по доверенности от 10.01.2018 № 4-2-13-123,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

на решение от  30.01.2018

по делу № А73-17528/2017

Арбитражного суда Хабаровского края,

принятое судьейЗверевой А.В.

по заявлению открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к комитету по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>)

об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,

установил:

открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее – заявитель, общество, ОАО «РЖД») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее – административный орган, Комитет) от 12.10.2017 № 70-ю по делу об административном правонарушении, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 100 000 руб.

Решением от 30.01.2018 Арбитражный суд Хабаровского края отказал в удовлетворении заявленных обществом требований.

Не согласившись с вышеуказанным решением, ОАО «РЖД» обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, содержащей требование – решение отменить.

Заявитель жалобы сослался на следующие обстоятельства:

- нарушения, нашедшие свое отражение в предписании № 21-СТ от 07.07.2017, были устранены обществом, в связи с чем, в адрес Комитета были направлены соответствующие письма;

- имеются основания для признания правонарушения малозначительным (в рассматриваемом случае предусмотренная пунктом 21 Стандарта № 6 информация раскрыта заявителем с нарушением незначительного срока раскрытия информации, жалобы потребителей на несвоевременность раскрытия информации отсутствовали, сведения о наличии негативных последствий в связи с допущенным правонарушением в материалы дела не представлены, допущенное нарушение не является следствием грубого пренебрежительного отношения к исполнению возложенных на общество обязанностей, отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям).

В отзыве на апелляционную жалобу Комитет не согласился с доводами жалобы, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, в обоснование которых огласил жалобу. Просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.

Представитель комитета отклонил доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства.

Должностными лицами Комитета в результате проведения систематического наблюдения за исполнением обязательных требований при осуществлении деятельности юридическим лицом в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок) выявлено, что ОАО «РЖД», в нарушение Стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.01.2013 № 6 (далее – Стандарты по водоснабжению), Стандартов раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.07.2013 № 570 (далее – Стандарты по теплоснабжению):

1. Холодное водоснабжение: не раскрыло в установленный срок информацию об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемой деятельности), об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров и услуг регулируемой организации по питьевой воде (питьевому водоснабжению) за 2016 год по п. Тумнин Ванинского района Хабаровского края; раскрыло с нарушением установленного срока информацию об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемой деятельности), об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров и услуг регулируемой организации по питьевой воде (питьевому водоснабжению) за 2016 год: по Комсомольскому участку (станция Высокогорная), по Хабаровскому участку; раскрыло с нарушением установленного срока информацию об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемой деятельности), об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров и услуг регулируемой организации по транспортировке холодной воды за 2016 год по Хабаровскому участку; не раскрыло в установленный срок сведения об изменениях, которые произошли в раскрываемой информации - об утвержденных тарифах на питьевую воду (питьевое водоснабжение) на период времени с 01.07.2017 по 31.12.2017 по п. Тумнин Ванинского района Хабаровского края; не раскрыло в установленный срок сведения об изменениях, которые произошли в раскрываемой информации – об утвержденных тарифах на питьевую воду (питьевое водоснабжение) на период времени с 01.01.2017 по 30.06.2017 по Комсомольскому участку (станция Высокогорная);

2. Горячее водоснабжение (закрытая система горячего водоснабжения): раскрыло с нарушением установленного срока информацию об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемой деятельности), об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров и услуг регулируемой организации по горячему водоснабжению с использованием закрытой системы горячего водоснабжения за 2016 год станция Селихино (в протоколе ошибочно указан Хабаровский участок); раскрыло с нарушением установленного срока информацию об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемой деятельности), об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров и услуг регулируемой организации по горячему водоснабжению с использованием закрытой системы горячего водоснабжения за 2016 год (санаторий-профилакторий «Железнодорожник»); не раскрыло в установленный срок сведения об изменениях, которые произошли в раскрываемой информации – об утвержденных тарифах на горячую воду (горячее водоснабжение), подаваемую с использованием закрытой системы горячего водоснабжения на период времени с 01.01.2017 по 31.12.2017 по станции Селихино.

3. В сфере водоотведения: раскрыло с нарушением установленного срока информацию об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемой деятельности), об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров и услуг регулируемой организации по водоотведению за 2016 год по Хабаровскому участку; раскрыло с нарушением установленного срока информацию об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемой деятельности), об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров и услуг регулируемой организации по транспортировке сточных вод за 2016 год: по г. Вяземскому, по г. Хабаровску.

4. Тепловая энергия: не раскрыло в установленный срок информацию об утвержденных тарифах на регулируемые товары (услуги) - тепловую энергию на 2015-2019 годы по станции Амур; не раскрыло в установленный срок информацию об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемой деятельности), об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров и услуг регулируемой организации по передаче тепловой энергии, теплоносителя за 2016 год по НГЧ-3; не раскрыло в установленный срок информацию об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемой деятельности), об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров и услуг регулируемой организации по тепловой энергии за 2016 год: по станции Амур, по станции ФИО3 (котельная ЭЧК-6), по станции Селихино; раскрыло с нарушением установленного срока информацию об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемой деятельности), об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров и услуг регулируемой организации по тепловой энергии за 2016 год: по станции Хабаровск-2 (котельная локомотивного депо), по станции Розенгартовка, по <...>); не раскрыло в установленный срок сведения об изменениях, которые произошли в раскрываемой информации – об утвержденных тарифах на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя на период времени с 01.01.2017 по 31.12.2017: по НГЧ-3, по Комсомольскому участку; не раскрыло в установленный срок сведения об изменениях, которые произошли в раскрываемой информации – об утвержденных тарифах на тепловую энергию на период времени с 01.01.2017 по 31.12.2017 по станции Селихино; не раскрыло в установленный срок сведения об изменениях, которые произошли в раскрываемой информации – об утвержденных тарифах на тепловую энергию на период времени с 01.07.2017 по 31.12.2017 по станции ФИО3 (котельная ЭЧК-6); раскрыло с нарушением установленного срока сведения об изменениях, которые произошли в раскрываемой информации - об утвержденных тарифах на тепловую энергию на период времени с 01.01.2017 по 31.12.2017 по станции Розенгартовка; раскрыло с нарушением установленного срока сведения об изменениях, которые произошли в раскрываемой информации - об утвержденных тарифах на тепловую энергию на период времени с 01.07.2017 по 31.12.2017: по г. Комсомольску-на-Амуре (станция Комсомольск, котельная АБК), по станции ФИО3 (пост ЭЦ).

5. Теплоноситель: не раскрыло в установленный срок информацию об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемой деятельности), об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров и услуг регулируемой организации по теплоносителю за 2016 год: по Амурскому району (станция Сельгон), по станции Комсомольск-Сортировочная (котельная ГТГОЛ); не раскрыло в установленный срок сведения об изменениях, которые произошли в раскрываемой информации – об утвержденных тарифах на теплоноситель на период времени с 01.01.2017 по 31.12.2017 по Амурскому району (станция Сельгон); не раскрыло в установленный срок сведения об изменениях, которые произошли в раскрываемой информации – об утвержденных тарифах на теплоноситель на период времени с 01.07.2017 по 31.12.2017 по станции Комсомольск-Сортировочная (котельная ПТОЛ).

По факту выявленных нарушений административным органом, в отсутствии законного представителя общества, при надлежащем его извещении, составлен протокол о наличии в действиях ОАО «РЖД» состава административного правонарушения по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении заместителем председателя по вопросам тарифного регулирования и контроля за порядком ценообразования Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края ФИО4, в присутствии представителей общества, вынесено постановление от 12.10.2017 № 70-ю, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа  в размере 100 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 названной статьи).

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

Согласно части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование сведений или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями, а также должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо должностными лицами органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование цен (тарифов), если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо нарушение порядка, способа или сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации, и форм ее предоставления должностными лицами указанных органов и организациями, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.15, 13.19.1 и 13.19.2 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Объектом рассматриваемых правонарушений являются общественные отношения, связанные с предоставлением и раскрытием информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса об их деятельности в целях обеспечения прозрачности деятельности указанных субъектов, открытости регулирования их деятельности и защиты интересов потребителей.

Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организации, осуществляющие холодное водоснабжение и (или) водоотведение, органы регулирования тарифов обязаны раскрывать информацию в соответствии со стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 9 части 3 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжающие, теплосетевые организации обязаны раскрывать информацию в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации теплоснабжающими, теплосетевыми организациями.

Стандарты по водоснабжению и стандарты по теплоснабжению, устанавливают состав, порядок, сроки и периодичность предоставления информации, подлежащей раскрытию юридическими лицами.

Информация раскрывается путем обязательного опубликования на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов или сайт в сети «Интернет», предназначенный для размещения информации по вопросам регулирования тарифов, определяемом Правительством РФ (regportal-tariff.ru).

Пунктами 18, 19 Стандартов установлены требования к сведениям, которые должна содержать информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемой деятельности); об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров и услуг регулируемой организации и их соответствии установленным требованиям.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в нарушение пунктов 11, 28, 49, 70 Стандартов по водоснабжению, пунктов 12, 28, 29 Стандартов по теплоснабжению за период 2016 года по 2017 год не раскрыло в установленный срок (либо раскрыло с нарушением установленного срока) предусмотренную Стандартами информацию.

Руководствуясь частями 1 и 2 статьи 26.2 КоАП, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о подтверждении материалами дела факта совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.

При этом факт не раскрытия (либо раскрытия с нарушением установленного срока) регулируемой организацией информации, подлежащей раскрытию юридическими лицами, осуществляющими холодное водоснабжение, водоотведение, заявителем по существу выявленных нарушений не оспаривается.

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.

Довод апелляционной жалобы о малозначительности совершенного правонарушения был заявлен также и в суде первой инстанции, обоснованно им отклонен в силу следующего.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее – Постановление № 10).

Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 17 Постановления № 10, если же малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.

Руководствуясь вышеизложенным, коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для квалификации допущенного правонарушения в качестве малозначительного.

Принимая во внимание, что существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данной категории правонарушений заключается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права, то вмененное обществу правонарушение не может быть признано малозначительным.

Также не принимается довод общества об устранении выявленных нарушений, поскольку, устранение допущенных нарушений не освобождает лицо, совершившее правонарушение, от предусмотренной Законом ответственности за совершение административного правонарушения.

Иных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит.

С учетом приведенных обстоятельств суд первой инстанции правомерно отказал ОАО «РЖД» в удовлетворении заявленного требования.

Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение от 30.01.2018 по делу № А73-17528/2017 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

   А.П. Тищенко

Судьи

       Е.И. Сапрыкина

Е.Г. Харьковская