ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-946/2010 от 21.04.2010 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-946/2010

21 апреля 2010 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2010 года. Полный текст  постановления изготовлен апреля 2010 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Песковой Т. Д.

судей                                       ФИО1, ФИО2

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковальчук Т.Н.

при участии в заседании:

от Открытого акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания»: ФИО3, паспорт <...>, выдан отделением УФМС России по Хабаровскому краю в Центральном округе г. Комсомольска-на-Амуре, представитель по доверенности от 21.01.2010 № 7/51;

от Финансового управления администрации Амурского муниципального района Хабаровского края: не явились

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания»

на решение от 29.12.2009

по делу № А73-17070/2009

Арбитражного суда Хабаровского края

принятое судьей Стёпиной С.Д.

по заявлению Открытого акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания»

к Финансовому управлению администрации Амурского муниципального района Хабаровского края

о признании незаконным бездействия, выразившегося в не приостановлении расходных операций на лицевых счетах учреждений

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Дальневосточная генерирующая компания» (далее – ОАО «ДГК», общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Финансовому управлению администрации Амурского муниципального района Хабаровского края (далее – Финансовое управление, орган местного самоуправления) с заявлением о признании незаконным бездействия, выразившегосяв не приостановлении расходных операций на лицевых счетах Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 7 г. Амурска», Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Амурска», Муниципального образовательного учреждения Средняя (полная) общеобразовательная школа № 3 г. Амурска, Муниципального образовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 9, Муниципального образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 2» г. Амурска, Муниципального образовательного учреждения специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат 8 вида, Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №52 г. Амурска и Амурского муниципального района Хабаровского края», Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 49 общеразвивающего вида», Муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 8 вида г. Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края, в связи с нарушением требований Бюджетного кодекса Российской Федерации при исполнении листов, выданных Арбитражным судом Хабаровского края и об обязании приостановить расходные операции на лицевых счетах указанных учреждений образования до момента устранения нарушений требований Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением исполнительных листов, выданных Арбитражным судом Хабаровского края.

Решением суда от 29.12.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что приостановление расходных операций на лицевых счетах образовательных и дошкольных учреждений повлечет за собой прекращение их деятельности, поскольку указанным учреждениям установлено финансирование расходов в размерах, не превышающих размеры, включенные в бюджетную роспись, и утверждены лимиты бюджетных обязательств, исключающих нецелевое использование бюджетных средств.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО «ДГК» обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить судебный акт, в связи с неправильным применением норм материального права.

В обоснование доводов апелляционной жалобы общество указывает на ошибочность вывода суда о том, что длительное неисполнение вступивших в законную силу судебных актов не затрагивает права и законные интересы ОАО «ДГК» в сфере предпринимательской деятельности, поскольку общество несет убытки в связи с неполучением финансирования за отпущенную тепловую энергию.

Считает, что органы местного самоуправления обязаны осуществлять финансирование муниципальных учреждений образования, в том числе по расходам на услуги теплоснабжения.

Представитель общества в заседании суда апелляционной инстанции поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просила решение суда первой инстанции отменить, приняв новый судебный акт.

Извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, Финансовое управление администрации Амурского муниципального района Хабаровского края в заседании суда апелляционной инстанции участия не принимало.

Проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя ОАО «ДГК», Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.

Из материалов дела следует, что на основании решений Арбитражного суда Хабаровского края о взыскании в пользу ОАО «ДГК» задолженности за потребленную тепловую энергию с учреждений г.Амурска: МОУ СОШ № 7, МОУ СОШ № 5, МОУ СОШ № 3, МОУ СОШ № 9, МДОУ Детский дом № 2, МОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 8 вида, МДОУ Д/сад № 52, МДОУ Д/сад № 49, Муниципальная специальная (коррекционная) образовательное учреждение для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии - Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 8 вида, а при отсутствии у муниципальных образовательных учреждений денежных средств с Муниципального образования Амурский муниципальный район в лице Финансового управления администрации Амурского муниципального района за счет средств бюджета Амурского муниципального района в общей сумме 5 073 516 руб. 53 коп, выданы 12 исполнительных листов.

В соответствии с порядком исполнения судебных актов, указанные исполнительные листы предъявлены обществом для исполнения в Финансовое управление администрации Амурского муниципального района.

Исполнительные документы до настоящего времени не исполнены.

Для урегулирования вопроса по погашению образовавшейся задолженности между ОАО «ДГК» и Муниципальным образованием «Амурский муниципальный район Хабаровского края» 21.03.2008 заключено соглашение о реструктуризации задолженности бюджетных учреждений за потребление тепловой энергии по основному долгу по состоянию на 01.01.2008 в общей сумме 38 647 342,01 руб.

Муниципальному образованию предоставлена рассрочка погашения долга, начиная с 01.05.2008 до 01.07.2009 (пункт 1, 2 соглашения).

Названным соглашением также предусмотрен порядок погашения долгов (пункт 3 соглашения).

Протоколом разногласий к соглашению о реструктуризации задолженности от 21.03.2008 сторонами уточнен порядок и сроки погашения долга, в соответствии с которыми за период с 01.05.2008 по 29.12.2008 Муниципальное образование должно погасить задолженность в сумме 17 000 000 руб., за период с 01.01.2009 по 31.08.2009 – задолженность в сумме 21 647 342,01 руб.

21.09.2009 ОАО «ДГК» в адрес  Муниципального образования «Амурский муниципальный район Хабаровского края» направлено уведомление о расторжении с 01.02.2009 соглашения о реструктуризации задолженности от 21.02.2008, поскольку Муниципальным образованием «Амурский муниципальный район Хабаровского края»  названное соглашение исполняется ненадлежащим образом – систематически нарушается график погашения задолженности бюджетных учреждений, предусмотренный соглашением  от 21.02.2008.

Основанием для обращения ОАО «ДГК» в арбитражный суд послужило его несогласие с бездействием Финансового управления администрации Амурского муниципального района, выразившегося в не приостановлении расходных операций на лицевых счетах муниципальных учреждений.

Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суд первой инстанции исходил из следующего.

Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемые решения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

Согласно статье 242.5 БК РФ, исполнение судебных актов на основании исполнительных листов, поступивших в орган осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, осуществляется в 3-х месячный срок со дня поступления их на исполнение.

При нарушении должником требований, установленных статьей 245.2 БК РФ, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждении, приостанавливает до момента устранения нарушений осуществление всех операций по расходованию денежных средств на лицевых счетах.

При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов должник направляет главному распорядителю средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа.

Согласно статье 52 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» и статьи 15 БК РФ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет) который предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования (в т.ч. исполнение судебных актов).

Таким образом, использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

Подпунктами 3, 4 пункта 1 решения Собрания депутатов от 26.12.2007 № 440 «О бюджете Амурского муниципального района на 2008 год» установлен верхний предел муниципального внутреннего долга на 2008 год в сумме 240 000 000 рублей и предельный размер дефицита бюджета района в сумме 24 089 999 рублей.

Согласно Приложению № 3 к решению Собрания депутатов Амурского муниципального района от 26.12.2007 № 440 «О бюджете Амурского муниципального района на 2008 год», на исполнение судебных актов запланировано 8 000 000 рублей, что меньше суммы, необходимой для оплаты поступивших на исполнение исполнительных листов.

Как следует из материалов дела, по состоянию на 01.01.2009 в Финансовое управление администрации Амурского муниципального района поступил на исполнение 171 исполнительный лист на общую сумму 181 336 059 рублей.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона Хабаровского края от 28.11.2007г. № 166 «О краевом бюджете на 2008 год» утвержден объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов края в сумме 2 108 876 тыс. руб.

Как установлено судом первой инстанции, Амурскому муниципальному району распределено 253 632 тыс. руб., что подтверждает дотационный характер бюджета Амурского муниципального района.

Подпунктами 3,4 пункта 1 решения Собрания депутатов от 17.12.2008 № 577 «О бюджете Амурского муниципального района на 2009 год» установлен верхний предел муниципального долга на 2009 год в сумме 113378,0 рублей и прогнозируемый дефицит бюджета районного бюджета в сумме 11337,8 тыс. рублей.

На исполнение судебных актов также запланировано 8 000 000 рублей.

Согласно Справочной таблице к отчету об исполнении местного бюджета по состоянию на 01.01.2009, кредиторская задолженность муниципального района в целом составляет 98 577 984,64 рубля.

В силу пункта 5 статьи 6 Закона Хабаровского края от 26.11.2008 № 216 «О краевом бюджете на 2009 год» распределены субсидии местным бюджетам на выравнивание обеспеченности муниципальных образований по реализации ими их отдельных расходных обязательств в соответствии со статьями 15 и 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в сумме 2 262 894,6 тыс. руб.

Амурскому муниципальному району распределено 249745,3 тыс. руб., что подтверждает дотационный характер бюджета Амурского муниципального района.

Судом установлено, что причиной невозможности погашения долга в полном объеме является большой объем дефицитности местного бюджета, отсутствие доходов, достаточных для его покрытия.

Согласно рекомендациям Правительства Хабаровского края, приоритетным направлением является выплата заработной платы работникам бюджетной сферы (телеграмма от 09.06.2009).

Судом установлено, что Амурским муниципальным районом принимаются необходимые меры, направленные исполнение судебных актов, о чем свидетельствуют деловая переписка главы муниципального района,  частичная оплата по исполнительным листам, предъявленным к исполнению.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что администрацией Амурского муниципального района принимаются необходимые меры, направленные на исполнение судебных актов, что подтверждается запросами о выделении дотации на обеспечение сбалансированности местного бюджета для погашения задолженности за тепловую энергию и о предоставлении субсидий на выравнивание обеспеченности муниципального образования.

Кроме того, как следует из материалов дела, с руководством филиала ХТСК СП «КТС» ОАО «ДГК» ежемесячно ведутся переговоры с последующим подписанием протоколов об обязательствах оплаты задолженности в очередном месяце.

Таким образом, довод апелляционной жалобы о том, что органы местного самоуправления обязаны осуществлять финансирование муниципальных учреждений образования, в том числе по расходам на услуги теплоснабжения, судом отклоняется по основаниям, изложенным выше.

Довод апелляционной жалобы об ошибочности вывода суда о том, что длительное неисполнение вступивших в законную силу судебных актов не затрагивает права и законные интересы ОАО «ДГК» в сфере предпринимательской деятельности, подлежит отклонению, поскольку администрацией Амурского муниципального района принимаются все необходимые меры, направленные на исполнение судебных актов, в том числе оплата задолженности за потребленную тепловую энергию.

В связи с тем, что выводы суда первой инстанции сделаны на основе полного и всестороннего исследования и оценки представленных по делу доказательств, с правильным применением норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд  

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 29 декабря 2009 года по делу № А73-17070/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.

Председательствующий

Т.Д. Пескова

Судьи

ФИО1

ФИО2