Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-970/2017
20 апреля 2017 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен апреля 2017 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Харьковской Е.Г., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
от Администрации города Хабаровска: представителя ФИО1;
от Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации: представителя ФИО2;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Хабаровска
на решение от 26.01.2017 по делу № А73-813/2016
Арбитражного суда Хабаровского края, принятое судьей Медведевой О.П.
по иску Администрации города Хабаровска
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
о взыскании убытков
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Хабаровска (ОГРН <***>, ИНН <***>; далее – администрация) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>; далее – министерство финансов) о взыскании убытков, возникших в результате исполнения государственных полномочий по передаче военнослужащим жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, в сумме 23 775 000 руб. и убытков в виде расходов, понесенных в связи с определением рыночной стоимости недвижимого имущества в сумме 18 533,28 руб.
Решением суда от 11.04.2016, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2016, исковое заявление удовлетворено в полном объеме. Суды исходил из того, что федеральный орган государственной власти не компенсировал расходы муниципального образования связанные с исполнением обязанности, относящейся к расходным обязательствам Российской Федерации по предоставлению жилья военнослужащим.
Арбитражный суд Дальневосточного округа постановлением от 25.11.2016 судебные акты двух инстанций отменил, дело направил на новое рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края с указанием на необходимость, в том числе, установления момента, с которого следует исчислять срок исковой давности, исходя из имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимосвязи, и проверки доводов лиц, участвующих в деле.
Решением суда от 26.01.2017 в иске отказано по мотиву того, что администрация пропустила срок исковой давности для предъявления настоящего требования, о применении которого заявило Министерство до принятия решения по существу спора.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, администрация подала апелляционную жалобу, в которой просила его отменить и принять новое решения, удовлетворив требования истца. Заявитель полагает, что течение срока исковой давности должно определяться с момента предоставления квартиры первому военнослужащему после передачи квартир в муниципальную собственность, то есть с момента нарушения права муниципального образования на распоряжение своим имуществом, свободным от прав других лиц.
В заседании суда второй инстанции представитель администрации просил жалобу удовлетворить. Дополнительно представлены акты приема-передачи, датированные 2007 годом, приобщенные к материала дела.
Представитель министерства в заседании суда второй инстанции данные доводы отклонила, считая решение суда законным.
Судебное разбирательство откладывалось в порядке статьи 158 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и выслушав лиц, участвующих в деле, Шестой арбитражный апелляционный суд оснований для отмены или изменения судебного акта не усмотрел в связи со следующим.
Как видно из материалов дела, вступившими в законную силу решениями районных судов города Хабаровска на администрацию возложены обязанности по предоставлению жилья военнослужащим на основании Федерального закона от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащего» (далее - Закон №76-ФЗ), а именно:
- решением Индустриального районного суда г. Хабаровска от 09.06.2015, за ФИО3, ФИО4, ФИО5 признано право пользования жилым помещением - квартирой №5 дома №4 «а» по ул. Барабинской в г. Хабаровске;
- решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 29.10.2013, за ФИО6, ФИО7, ФИО8 признано право пользования жилым помещением - квартирой №26 дома №68 по пер. Облачный в г. Хабаровске на условиях договора найма служебного жилого помещения;
- решением Индустриального районного суда г. Хабаровска от 07.08.2014, за ФИО9 признано право пользования жилым помещением - квартирой №55 дома №26 по ул. Павловича в г. Хабаровске;
- решением Индустриального районного суда г. Хабаровска от 12.02.2015, за ФИО10, ФИО11, ФИО12 признано право пользования жилым помещением - квартирой №73 дома №44 по ул. Мате Залке в г. Хабаровске;
- решением Индустриального районного суда г. Хабаровска от 13.02.2015, за ФИО13 признано право пользования жилым помещением - квартирой №70 дома №12 по пер. Кедровый в г. Хабаровске;
- решением Индустриального районного суда г. Хабаровска от 23.07.2014, за ФИО14, ФИО15, ФИО16 признано право пользования жилым помещением - квартирой №36 дома №1 по ул. Вилюйской в г. Хабаровске;
- решением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 06.11.2014, за ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22 признано право пользования жилым помещением - квартирой №2 дома №71 по кварталу ДОС (большой Аэродром) в г. Хабаровске;
- решением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 10.12.2014, за ФИО23, ФИО24, ФИО25 признано право пользования жилым помещением - квартирой №30 дома №67 по кварталу ДОС (большой Аэродром) в г. Хабаровске.
Администрация г. Хабаровска, полагая, что расходы, связанные с предоставлением спорных квартир военнослужащим и членам их семей, подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
При этом размер исковых требований обоснован отчетами об оценке рыночной стоимости объектов недвижимого имущества, выполненных ООО «Аналитик Центр». На основании отчетов, установлена рыночная стоимость квартир 23 775 000 руб.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о пропуске заявителем срока давности на обращения им в судебном порядке. Возражения администрации направлены на несогласие с данным выводом.
В силу статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которое лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права - реальный ущерб.
По общему правилу для взыскания убытков лицо, требующее их возмещения, должно доказать факт нарушения обязательства, наличие причинной связи между допущенным нарушением и возникшими убытками и размер истребуемых убытков.
Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций для военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии со статьей 15 этого Закона государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 2 названной нормы права жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 5 статьи 15 Федерального закона № 76-ФЗ в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Таким образом, законодатель закрепил за военнослужащими и членами их семей право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившихся за их выездом, за исключением жилых помещений, находящихся в собственности последних.
При этом реализация данного права не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений только к государственному жилищному фонду, в связи с чем, муниципалитеты с целью обеспечения прав граждан-военнослужащих, обязаны предоставлять муниципальные жилые помещения, освобождающиеся за выездом других военнослужащих.
Согласно пункту 6 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации им одновременно передаются необходимые для осуществления этих полномочий материальные средства.
Учитывая, что льготы по обеспечению жильем военнослужащих предусмотрены федеральным законодательством, а также правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в определениях Конституционного Суда РФ от 08.07.2004 № 303-О, от 15.02.2005 № 58-О и в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 № 2280/10 и от 04.06.2013 №499/13, финансирование расходов по обеспечению жильем военнослужащего и членов его семьи должно осуществляться за счет средств федерального бюджета и не подлежит осуществлению за счет расходов бюджета муниципального образования.
Поскольку в данном случае за счет муниципального жилого фонда исполнены обязательства Российской Федерации по обеспечению жильем военнослужащих и членов их семей, в отсутствие компенсации соответствующих расходов администрации на исполнение указанных полномочий, последняя правомерно обратилась за взысканием убытков в сумме 23 775 000 руб. в арбитражный суд.
Вместе с тем, суд первой инстанции отказал в заявленном требовании по мотиву пропуска срока исковой давности.
В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 №43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» разъяснено, что течение исковой давности по требованиям юридического лица начинается со дня, когда лицо, обладающее правом самостоятельно или совместно с иными лицами действовать от имени юридического лица, узнало или должно было узнать о нарушении права юридического лица и о том, кто является надлежащим ответчиком (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).
Из материалов дела видно, что распоряжениями Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю от 18.06.2007 №961, от 29.05.2007 №831, от 14.11.2007 №1704, №1706, от 18.12.2007 №1888, №1899 спорные квартиры были переданы в муниципальную собственность Администрации города Хабаровска.
При этом из представленной ФГКУ «Востокрегионжилье» информации от 18.02.2016 №27/5/4253 следует, что Министерством обороны РФ спорные жилые помещения предоставлялись военнослужащим.
В силу императивности пункта 5 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» администрация была обязана предоставить квартиру иному военнослужащему в случае выезда предыдущего, независимо от принадлежности жилого помещения к муниципальному жилищному фонду.
Таким образом, суд установил, что на момент передачи спорных квартир в муниципальную собственность в 2007 году они были обременены правом пользования военнослужащим.
Следовательно, муниципальное образование с момента передачи спорных помещений в муниципальную собственность обладало сведениями о проживающих в квартире лицах, поскольку являлось собственником жилого помещения, либо могло получить такие сведения в силу своего правового положения.
Указанная правовая позиция изложена, в том числе в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 17.07.2015 № 302-ЭС15-7206 Определение Верховного Суда РФ от 29.02.2016 № 309-ЭС15-20262.
С указанного выше периода, администрация, осуществляя полномочия и неся бремя собственника спорного жилого помещения, должна была и могла защищать свои права собственника имущества любыми не запрещенными законом способами, в том числе, путем обращения в суд с заявлением.
Учитывая, что администрация обратилась с иском в арбитражный суд только 26.01.2016, руководствуясь статьями 196, 200 ГК РФ, суд первой инстанции обоснованно признал пропущенным срок исковой давности, о котором заявлено ответчиком.
При совокупности изложенных обстоятельств, суд находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными в полном объеме по приведенным выше мотивам, оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 26.01.2017 по делу № А73-813/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | Е.И. Сапрыкина |
Судьи | Е.Г. Харьковская |
Е.А. Швец |