ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 07АП-10054/19 от 13.11.2019 Седьмой арбитражного апелляционного суда

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Томск Дело № А45-26819/2019 

Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2019 года
Полный текст постановления изготовлен 20 ноября 2019 года

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе: 

председательствующего Бородулиной И.И.
судей Кривошеиной С.В.,
 ФИО1,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лачиновой К.А.  рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной  ответственностью «Би Лоджистик» ( № 07АП-10054/19) на решение Арбитражного суда  Новосибирской области от 11.09.2019 по делу № А45-26819/2019 (судья Шашкова  В.В.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Би Лоджистик»  (630088, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) к  Сибирскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и  атомному надзору (650002, <...>) о признании незаконным  и отмене постановления о назначении административного наказания от 20.06.2019   № А60-24-03/50ЮЛ. 

У С Т А Н О В И Л:

общество с ограниченной ответственностью «Би Лоджистик» (далее - заявитель,  общество, ООО «Би Лоджистик») обратилось в Арбитражный суд Новосибирской  области с заявлением к Сибирскому управлению Федеральной службы по  экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – административный  орган) о признании незаконным и отмене постановления от 20.06.2019 № А60-24-


03/50ЮЛ о назначении административного наказания (далее – оспариваемое  постановление). 

Решением от 11.09.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе общество, ссылаясь на нарушение норм материального  и процессуального права, просит решение суда первой инстанции изменить, снизить  сумму административного штрафа и принять по делу новый судебный акт. 

В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что обществом было  заявлено требование об изменении оспариваемого постановления, в то время как в  преамбуле решения суда первой инстанции указано требование об отмене  оспариваемого постановления. 

Также указывает, что заявителем в кратчайшие сроки осуществлен подбор  работника и его аттестация, а период просрочки предоставления информации является  незначительным. 

Кроме того, в рассматриваемом деле отсутствуют отягчающие вину заявителя  обстоятельства. 

По мнению подателя жалобы, назначение административного штрафа даже в  сумме 200 000 рублей в данном конкретном случае не отвечает целям  административной ответственности и повлечет существенное ограничение прав  юридического лица, значительным образом осложнит финансовое положение  Заявителя. 

Административный орган возражает против удовлетворения апелляционной  жалобы согласно отзыву. 

 Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте  рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о  получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не обеспечили явку  своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции. 

Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156,  части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса. 

Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта  Арбитражного суда Новосибирской области в порядке, установленном статьями 266,  268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы  апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит  оснований для отмены решения суда первой инстанции. 


Судом установлено и из материалов дела следует, что в период с 06.05.2019 по  16.05.2019 должностным лицом административного органа при проведении анализа  представления сведений о производственном контроле за 2018 год на опасном  производственном объекте «Сеть газопотребления ООО «Би Лоджистик» (рег. № А60- 07304-0001, III класс опасности), находящимся в эксплуатации общества, установлено,  что обществом не представлены в установленные действующим законодательством  сроки (до 01.04.2019) сведения об организации и осуществлении производственного  контроля за 2018 год, что является нарушением требований статьи 11 Федерального  закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных  производственных объектов» (далее - Закон № 116-ФЗ), пунктов 14, 15 Правил  организации и осуществления производственного контроля за соблюдением  требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте,  утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999   № 263 (далее – Правила). 

В связи с выявлением вышеуказанных обстоятельств 13.06.2019 уполномоченным  должностным лицом административного органа в присутствии уполномоченного  представителя общества составлен протокол № А60-24-03/50ЮЛ об административном  правонарушении (далее - протокол), предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в  котором зафиксированы вышеуказанные обстоятельства, обстоятельства изложенные в  протоколе обществом не оспариваются. 


Не согласившись с принятым постановлением, общество обратилось в  арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене. 

Руководствуясь статьей 1.5, частью 1 статьи 1.6, частью 2 статьи 2.1, частью 1  статьи 9.1, статьей 26.2 КоАП РФ, статьями 2, 9, 11 Федерального закона от 21.07.1997   № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»  (далее - Закон № 116-ФЗ), суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в  действиях (бездействии) общества состава вмененного правонарушения, не усмотрел  оснований для признания его малозначительным, не установил процессуальных  нарушений при производстве по делу об административном правонарушении. 

Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами  суда по следующим основаниям. 

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения  административного органа о привлечении к административной ответственности  арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность  оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий  административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает,  имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности,  соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли  сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные  обстоятельства, имеющие значение для дела. 

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к  административной ответственности, не может быть подвергнуто административному  наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом. 

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается  противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического  лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об  административных правонарушениях установлена административная ответственность. 

Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает  наличие состава правонарушения. В структуру состава административного  правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная  сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона  административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов  состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к  административной ответственности. 


В соответствии с частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ нарушение требований  промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов  деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных  объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере  от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление  деятельности на срок до девяноста суток. 

Объектом рассматриваемого правоотношения выступают правоотношения в  сфере обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности и общества от  аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий. 

Объективная сторона правонарушения состоит в несоблюдении установленных  федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также  утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами  условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих  промышленную безопасность. 

Субъектом правонарушения могут выступать как граждане и должностные лица,  так и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, чья  деятельность функционально связана с опасными производственными объектами. 

С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные данной статьей,  могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности. 

 Закон № 116-ФЗ определяет правовые, экономические и социальные основы  обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и  направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектов и  обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные  объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий. 

В соответствии со статьей 1 Закона № 116-ФЗ под промышленной безопасностью  опасных производственных объектов понимается состояние защищенности жизненно  важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных  объектах и последствий указанных аварий. 

В силу статьи 2 Закона № 116-ФЗ опасными производственными объектами в  соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи,  участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении  1 к настоящему Федеральному закону. 

С учетом требований Закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный  производственный объект и не исполнившая предусмотренные Федеральным законом   № 116-ФЗ обязанности, направленные на обеспечение защищенности жизненно важных 


интересов личности и общества в области промышленной безопасности, является  субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1  КоАП РФ

Судом из материалов дела установлено, что обществом допущено нарушение  требований норм статьи 11 Закона № 116-ФЗ, пунктов 14, 15 Правил, что последним не  оспаривается. 

Принимая во внимание сведения, содержащиеся в представленных в материалы  дела доказательствах, которые не опровергнуты обществом допустимыми и  относимыми доказательствами (статьи 65, 67, 68 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации), апелляционная инстанция считает доказанным  наличие в действиях ООО «Би Лоджистик» объективной стороны административного  правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ

В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит  административной ответственности только за те административные правонарушения, в  отношении которых установлена его вина. 

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного  правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для  соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта  Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным  лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи  2.1 КоАП РФ). 

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1  постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной  практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил,  что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не  выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ  возможность привлечения к административной ответственности за административное  правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических  лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась  возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена  административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него  меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в  части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам  установлению не подлежат. 


Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в  отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ  определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица  возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или  законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная  ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от  него меры по их соблюдению. 

Учитывая, что обществом не представлены доказательства принятия всех  зависящих от него мер по предупреждению совершенного административного  правонарушения, наличия каких-либо препятствий для соблюдения законодательства о  промышленной безопасности опасных производственных объектов, суд апелляционной  инстанции приходит к выводу о наличии вины общества в совершении данного  административного правонарушения, в связи с чем суд первой инстанции правомерно  признал, что действия заявителя образуют состав административного правонарушения,  предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ

Срок давности привлечения к административной ответственности,  предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об  административном правонарушении и назначения административного наказания не  истек. 

Существенных нарушений положений КоАП РФ при привлечении общества к  административной ответственности не установлено, обстоятельств, исключающих  производство по делу об административном правонарушении в отношении общества,  апелляционным судом не установлено. 

Размер административного штрафа определен в минимальном размере в пределах  санкции, установленной частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ

Оснований для признания совершенного административного правонарушения  малозначительным на основании статьи 2.9 КоАП РФ апелляционным судом не  установлено. 

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного  административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные  решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо,  совершившее административное правонарушение, от административной  ответственности и ограничиться устным замечанием. 

В силу пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в 


судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при  квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо  исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность  правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым  общественным отношениям. 

Кроме того, в соответствии с пунктом 18.1 постановления Пленума Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых  вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных  правонарушениях» квалификация правонарушения в качестве малозначительного  может иметь место только в исключительных случаях. 

Таких исключительных случаев не установлено. При этом в данном случае имеет  место существенная угроза охраняемым законом общественным отношениям. 

Апеллянт в жалобе ссылается на часть 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ и указывает, что  умысел отсутствовал, отсутствуют последствия, существенная угроза. 

Вместе с тем в рассматриваемом случае апелляционный суд поддерживает  позицию суда первой инстанции об отсутствии исключительных обстоятельств,  позволяющих применить в отношении ООО «Би Лоджистик» положения части 3.2  статьи 4.1 КоАП РФ

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного  наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им  административного правонарушения, имущественное и финансовое положение  юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность,  и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. 

В соответствии с частью 3.2 указанной статьи при наличии исключительных  обстоятельств, связанных с характером совершенного административного  правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением  привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган,  должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях  либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об  административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде  административного штрафа в размере менее минимального размера административного  штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II  настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа  для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. 


При этом в соответствии с частью 3.3 статьи при назначении административного  наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного  штрафа не может составлять менее половины минимального размера  административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей  статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса. 

Таким образом, при решении вопроса о снижении размера административного  штрафа в соответствии с положениями части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ должны иметь  место исключительные обстоятельства, связанные с характером совершенного  административного правонарушения и его последствиями, имущественным и  финансовым положением привлекаемого к административной ответственности  юридического лица. 

В данном случае общество не представило доказательств наличия обстоятельств,  позволяющих суду первой инстанции применить положения указанной нормы. 

Наличие же исключительных обстоятельств, связанных с характером  совершенного административного правонарушения и его последствиями,  имущественным и финансовым положением общества из материалов  административного дела не усматривается. 

Кроме того, судом первой инстанции установлено, что общество 28.06.2018  привлекалось к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи  9.1. КоАП РФ, то есть обществом повторно совершено однородное административное  правонарушение. 

Поскольку факт нарушения и вина общества подтверждены материалами дела,  нарушений установленного КоАП РФ порядка производства по делу об  административном правонарушении, имеющих существенный характер, не выявлено,  то оснований для вывода о несоответствии оспариваемого постановления, не имеется. 

Ссылка подателя жалобы на то, что им заявлялось требование об изменении  оспариваемого постановления, а в преамбуле решения суда первой инстанции указано  требование общества об отмене оспариваемого постановления, не принимается судом  апелляционной инстанции, поскольку не привело к принятию неверного по существу  решения. 

Ссылка подателя жалобы на судебную практику не может быть принята  апелляционным судом во внимание при рассмотрении настоящего дела, так как какого- либо преюдициального значения для настоящего дела не имеет, принята судами по  конкретным делам, фактические обстоятельства которых отличны от фактических  обстоятельств настоящего дела. 


Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих  установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной  жалобе не приведено. 

Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение  является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы  имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений  норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены  решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов  апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется. 

По правилам статьи 204 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации апелляционная жалоба на решение суда о привлечении к административной  ответственности государственной пошлиной не облагается. 

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции 

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Новосибирской области от 11.09.2019 по делу № А45- 26819/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной  ответственностью «Би Лоджистик» – без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства  в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев  со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через  Арбитражный суд Новосибирской области. 

Председательствующий И.И. Бородулина 

Судьи: С.В. Кривошеина 

 ФИО1