СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Томск Дело № А27-21151/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 марта 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Бородулиной И. И., ФИО2 Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Волковой Т. А. с использованием средств аудиозаписи в режиме веб-конференции рассмотрел апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЕвразЭнергоТранс» (№07АП-1042/2022) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 27.12.2021 по делу № А27-21151/2021 (судья Н.Н. Гатауллина) по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЕвразЭнергоТранс» (6564006, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (630000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении №066/04/9.15-3085/2021 от 28.09.2021,
В судебном заседании принимают участие:
От заявителя: ФИО1 по дов. от 01.01.2020, диплом,
От административного органа: без участия,
У С Т А Н О В И Л:
общество с ограниченной ответственностью «ЕвразЭнергоТранс» (далее – заявитель, ООО «ЕвразЭнергоТранс», общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее – административный орган, Свердловское УФАС России, Управление) №066/04/9.15- 3085/2021 от 28.09.2021 о назначении административного наказания по статье 9.15 Кодекса Российской Федерации об административный правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 27.12.2021 Арбитражного суда Кемеровской области постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 28.09.2021 по делу об административном правонарушении №066/04/9.15-3085/2021 изменено в части привлечения ООО «ЕвразЭнергоТранс» к административной ответственности по статье 9.15 КоАП РФ, административный штраф уменьшен до 100 000 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы апеллянт ссылается на то, что судом не дана оценка его доводу о том, что Общество уведомило РЭК Свердловской области, Свердловское УФАС России о размещении информации с 01.09.2020 на новом сайте по адресу https://eetrans.evraz.com/ и о том, что не внесение изменений в Постановление № 127-ПК от 28.10.2019 года РЭК Свердловской области не является неисполнением со стороны ООО «ЕвразЭнергоТранс» Стандартов по раскрытию сведений абз. 9 пп. «г», пп. «с», пп. «т» п. 19 Стандартов на официальном сайте сетевой организации https://eetrans.evraz.com/ в полном объеме; судом не принято во внимание, что Общество на старом сайте разместило информацию о том, что с сентября 2020 года Общество публикует информацию на новом сайте и указало адрес нового сайта; судом необоснованно отказано в применении положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Административный орган представил отзыв на апелляционную жалобу, однако он не принимается судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку к отзыву не приложены доказательства, подтверждающие его направление в адрес общества.
В порядке части 1 статьи 266, частей 1, 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя административного органа.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, постановлением Свердловского УФАС России от 25.11.2020 №066/04/9.15-3085/2021 от 28.09.2021 ООО «ЕвразЭнергоТранс» признано виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.15 КоАП РФ. Обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с вынесенными постановлением ООО «ЕвразЭнергоТранс» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая решение, арбитражный суд первой инстанции исходил из наличия в действиях общества события и состава вменяемого административного правонарушения, при этом посчитал возможным уменьшить размер административного штрафа до 100 000 руб. на основании статьи 4.1 КоАП РФ.
Рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 9.15 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации либо предоставление заведомо ложной информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также нарушение порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» территориальные сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии, являются субъектами розничных рынков электрической энергии. Заявитель является территориальной сетевой организацией, осуществляющей деятельность в сфере электроэнергетики - передачу электрической энергии (мощности).
Частью 3 статьи 24 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют региональный государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике в части соблюдения стандартов раскрытия информации субъектами розничных рынков.
Свободный доступ к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий обеспечивается субъектами естественных монополий в соответствии со Стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 № 24 (далее - Стандарты), путем ее опубликования в средствах массовой информации, включая сеть «Интернет», и предоставления информации на основании письменных запросов потребителей.
Постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 27.12.2019 № 274-ПК «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, расположенными на территории Свердловской области, на 2020 - 2024 годы» ООО «ЕвразЭнергоТранс» утверждены соответствующие тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2020 - 2024 годы.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «ЕвразЭнергоТранс» создан филиал, расположенный по адресу: <...>.
Согласно ст. 3 Закона об электроэнергетике территориальная сетевая организация - коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных Законом об электроэнергетике, с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Таким образом, в соответствии со ст. 3 Закона об электроэнергетике, п. 6 Правил № 861 Общество является территориальной сетевой организацией - субъектом электроэнергетики, осуществляющим деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии в границах своих объектов электросетевого хозяйства, что обязывает Общество раскрывать информацию в соответствии со Стандартами.
Информация о наличии официального сайта ООО «ЕвразЭнергоТранс» в сети «Интернет» по адресу: www.eetrans.ru содержится в постановлении Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 28.10.2019 № 127-ПК «Об опубликовании информации о территориальных сетевых организациях», действующего по 31.12.2020 (п. 4).
Судом из материалов дела установлено, что в целях осуществления государственного контроля за соблюдением установленных Стандартами порядка, способов, сроков опубликования информации, подлежащей раскрытию ежемесячно, ежеквартально, ежегодно за отчетный 2020 год должностным лицом Свердловского УФАС России через служебный персональный компьютер, находящийся в Свердловском УФАС России (ул. Московская, 11, г. Екатеринбург) был произведен осмотр официального сайта ООО «ЕвразЭнергоТранс» по адресу: www.eetrans.ru.
Для фиксирования нарушения Стандартов Свердловским УФАС России был составлен акт осмотра интернет - сайта от 09.07.2021 (п. 4.2 письма ФАС России от 17.06.2013 № ЦА/23366/13 «О разъяснениях по порядку контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии (мощности)»), приложением к которому являются скриншоты от 09.07.2021.
Перечень информации, подлежащий раскрытию сетевыми организациями, определен п. 12, п. 19 Стандартов.
Раскрытие информации, в случае ее отсутствия, подразумевает размещение сведений об отсутствии и причинах отсутствия такой информации (Письмо ФАС России от 17.06.2013 № ЦА/23366/13 «О разъяснениях по порядку контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии (мощности)»).
В ходе осмотра всего официального сайта ООО «ЕвразЭнергоТранс» по адресу www.eetrans.ru в сети Интернет, указанному в постановлении Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 28.10.2019 № 127-ПК, административным органом выявлено нераскрытие Обществом за 2020 год следующих сведений:
1) о вводе в ремонт и выводе из ремонта электросетевых объектов с указанием сроков (сводная информация) (абз. 9 пп. «г» и. 19 Стандартов), за сентябрь 2020 года, за октябрь 2020 года, за ноябрь 2020 года;
2) об объеме и о стоимости электрической энергии (мощности) за расчетный период, приобретенной по каждому договору купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии, заключенному с производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке электрической энергии, осуществляющим производство электрической энергии (мощности) на квалифицированных генерирующих объектах, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, объемы которой подтверждены сертификатом, выданным советом рынка, с указанием наименования такого производителя (пп. «т» п. 19 Стандартов), за сентябрь 2020 года, за октябрь 2020 года, за ноябрь 2020 года;
3) о качестве обслуживания потребителей услуг сетевой организации – по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пп. «с» п. 19 Стандартов), за отчетный 2020 год.
Сведения об отсутствии и причинах отсутствия информации по абз. 9 пп. «г», пп. «т» и. 19 Стандартов за сентябрь - ноябрь 2020 года, пп. «с» п. 19 Стандартов за 2020 год на официальном сайте Общества (в 2020 году - www.eetrans.ru) в установленные сроки также не раскрыты.
Таким образом, административный орган пришел к выводу о наличии в действиях ООО «Евразэнерготранс» события административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 КоАП РФ.
Суд первой инстанции согласился с указанным выводом административного органа за исключением эпизода указанного в пункте 3, поскольку информацию о качестве обслуживания потребителей услуг сетевой организации - по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти на официальном сайте сетевой организации или ином официальном сайте в сети «Интернет», определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным годом, то есть не позднее 01 апреля 2021 года. В то время как информация, предусмотренная пп. «с» п. 19 Стандартов на новом официальном сайте ООО «ЕвразЭнергоТранс» (www. eetrans.evraz.com.) размещена обществом 25.03.2021, что подтверждается представленным в материалы скриншотом страницы.
Также суд первой инстанции признал необоснованной позицию административного органа в части сроков раскрытия информации.
Руководствуясь пп. «г» п. 19, абз. 3 п. 29 Стандартов, суд первой инстанции пришел к выводу, что сетевая организация может размещать информацию по мере обновления, то есть после каждого вывода из ремонта электросетевых объектов, а также по мере заключения договоров купли-продажи (поставки) электрической энергии, а не как ошибочно полагает административный орган в сентябре 2020 года информация должна быть размещена не позднее 30.09.2020.
Вместе с тем, поскольку, как было указано выше, информация по абз. 9 пп. «г», пп. «т» и. 19 Стандартов за сентябрь - ноябрь 2020 года, на официальном сайте Общества (в 2020 году - www.eetrans.ru) не раскрыта, указанные выводы Управления по существу не привели к принятию неверного постановления.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка доводам заявителя о том, что Общество уведомило РЭК Свердловской области, Свердловское УФАС России о размещении информации с 01.09.2020 на новом сайте. ООО «ЕвразЭнергоТранс» раскрыло сведения по абз. 9 пп. «г», пп. «с», пп. «т» п. 19 Стандартов на сайте сетевой организации https://eetrans.evraz.com/. На старом сайте размещена информация о том, что с сентября 2020 года Общество публикует информацию на новом сайте.
Как верно отметил суд первой инстанции,раскрытие информации и указание места её опубликования должно обеспечивать и гарантировать нахождение и получение такой информации заинтересованными лицами и органами, осуществляющими контроль, в ином случае императивное требование закона соблюдать порядок, способы и сроки раскрытия информации сетевыми организациями носило бы лишь формальный характер.
Исходя из положений ч. 5. ст. 8 Федерального закона № 147-ФЗ предусмотренная Стандартами информация размещается на официальном сайте сетевой организации в целях обеспечения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий и защиты интересов потребителей.
На отчетный 2020 год официальным сайтом ООО «ЕвразЭнергоТранс», согласно постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 28.10.2019 № 127-ПК, действующего по 31.12.2020 (п. 4), являлся сайт www.eetrans.ru., следовательно, именно по указанному адресу должна быть размещена в полном объеме информация, предусмотренная Стандартами.
Также суд первой инстанции отметил, что приведенные заявителем доводы не опровергают факт вменяемого административного правонарушения, поскольку информация об объеме и стоимости приобретенной электрической энергии (мощности) за расчетный период – ноябрь 2020 года на новом сайте (https://eetrans.evraz.com/) была размещена с нарушением сроков размещения.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 КоАП РФ.
В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения обществом обязательных требований, перечисленных в указанной статье КоАП РФ, в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Учитывая изложенное, на основании исследования и оценки в совокупности в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющихся в материалах дела доказательств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии вины общества в совершении данного административного правонарушения, в связи с чем действия заявителя образуют состав административного правонарушения, предусмотренный статей 9.4 КоАП РФ.
Квалификация правонарушения соответствует нормам статьи 9.15 КоАП РФ. Избранная административным органом мера ответственности применена в пределах санкции, установленной статьей 9.15 КоАП РФ.
Вместе с тем, суд первой инстанции с учетом конкретных обстоятельств дела, следуя конституционным требованиям индивидуализации административной ответственности и административного наказания, соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод, руководствуясь приведенными положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пришел к выводу о том, что наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах, не будет способствовать достижению целей административного наказания, в связи с чем изменил оспариваемое постановление в части назначения наказания и уменьшения размера административного штрафа, установив его в размере 100 000 руб., применив положения статьи 4.1 КоАП РФ. Оснований для иного вывода у апелляционного суда не имеется.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ не истек.
Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в отношении общества, судом не установлено.
Рассмотрев доводы заявителя о необходимости применении положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности, суд первой инстанции, оценив характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, роль правонарушителя, пришел к выводу о невозможности применения в рассматриваемом случае признака малозначительности, учитывая, что какие-либо исключительные обстоятельства, связанные с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, в настоящем деле не установлены.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, в связи с чем оснований для его отмены, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, следовательно, по данной категории дела не облагаются государственной пошлиной также апелляционные жалобы.
Согласно части 5.1 статьи 211 АПК РФ решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание только в виде предупреждения и (или) в виде административного штрафа и размер назначенного административного штрафа не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции по правилам, предусмотренным главой 35 настоящего Кодекса, и рассматриваются им с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 настоящего Кодекса.
Учитывая, что размер административного штрафа не превышает 100 000 руб., то применяется порядок обжалования, установленный частью 5.1 статьи 211 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 27.12.2021 по делу № А27-21151/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЕвразЭнергоТранс»– без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий С. В. Кривошеина
Судьи И. И. Бородулина
ФИО2