СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Томск Дело № А45-18877/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 декабря 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Павлюк Т. В., ФИО3 Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Волковой Т. А. с использованием средств аудиозаписи в онлайн-заседании рассмотрел апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекция Новосибирской области (№07АП-10918/2021) на решение от 04.10.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу №А45-18877/2021 (судья Нахимович Е.А.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Экология-Новосибирск» (ОГРН <***>, 630007, <...>, оф. В-107) к Государственной жилищной инспекции Новосибирской области (ОГРН: <***>, 630007, <...>) о признании недействительным предписания № 08-03-017/2083-1 от 10.06.2021.
Третье лицо: ФИО1,
В судебном заседании принимают участие:
От заявителя: ФИО2 по дов. от 30.12.2020, диплом,
От иных лиц: без участия,
У С Т А Н О В И Л:
общество с ограниченной ответственностью «Экология-Новосибирск» (далее - заявитель, ООО «Экология-Новосибирск», Общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области к государственной жилищной инспекции Новосибирской области (далее - заинтересованное лицо, ГЖИ НСО, Инспекция) с заявлением о признании недействительным предписания от 10.06.2021 №08-03-017/2083-1
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена ФИО1.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 04.10.2021, в редакции определения от 07.10.2021, заявленные требования удовлетворены, предписание государственной жилищной инспекции Новосибирской области от 10.06.2021 №08-03-017/2083-1, признано недействительным. Суд обязал государственную жилищную инспекцию Новосибирской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с указанным решением, Инспекция обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что размер пени, выставленный в платежном поручении за расчетный период апрель 2020 г. является требованием оплаты данной пени для потребителя коммунальной услуги по ТКО, что противоречит п. 1 Постановления № 424. Кроме того, платежный документ за расчетный период апрель 2020 г. был сформирован после принятия Постановления № 424.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) от общества поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель не соглашается с доводами апеллянта, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
От третьего лица отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
В порядке части 1 статьи 266, части 2, 3 статьи 156 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителя заинтересованного лица и третьего лица.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, в Инспекцию поступило обращение собственника квартиры № 189 многоквартирного дома по адресу <...> (№5285/48-ПГ от 15.04.2021) о том, что ООО «Экология-Новосибирск» в период действия постановления Правительства РФ № 424 от 02.04.2020 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Постановление № 424) произвело начисление пени за потребленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за расчетный период - апрель 2020.
На основании обращения Инспекцией принято решение о проведении внеплановой проверки в отношении заявителя по вопросу соблюдения обязательных требований к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги (приказ от 12.05.2021 №05-01-034/2083).
В ходе проверки, проведенной в период с 14.05.2021 по 10.06.2021 (акт проверки от 10.06.2021 №05-02-034/2083) установлено следующее.
ООО «Экология-Новосибирск» является исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) для потребителей, проживающих по адресу: <...>.
Жилому помещению кв. 189 <...> присвоен лицевой счет № <***> для оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО.
Исходя из платежного документа за расчетный период - апрель 2020 по кв. 189 заявителем начислена пеня за несвоевременно внесенную плату за коммунальную услугу по обращению с ТКО в период действия Постановления № 424, что, по мнению Инспекции, является нарушением п. 1 и п. 5 данного постановления.
По результатам проведенной проверки должностным лицом Инспекции в пределах полномочий, предусмотренных ч. 8 ст. 20 ЖК РФ, п. 11 Положения о государственной жилищной инспекции Новосибирской области, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от 23.04.2012 № 208-п, и в соответствии с положениями ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» выдано оспариваемое предписание.
Предписанием от 10.06.2021 №08-03-017/2083-1 Обществу предписано устранить нарушение по жилому помещению № 189 в части начисления пени в апреле 2020 года, в период действия Постановления № 424 в срок до 30.06.2021.
Заявитель, не согласившись с вынесенным предписанием, обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с настоящим заявлением.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ» следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Пунктом 66 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила № 354) предусмотрено, что плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом), не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги.
С 01.01.2019 на территории Новосибирской области обращение с ТКО, предоставленными потребителю в жилом помещении, является коммунальной услугой и рассчитывается в соответствии с требованиями Правилами № 354, исходя из тарифов, установленных Департаментом по тарифам Новосибирской области.
Согласно подпункту «а» пункта 32 Правил № 354 исполнитель имеет право требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, - уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Положениями ч. 14 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена.
Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной сто тридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Согласно пункту 1 Постановления № 424 приостановлено действие положений подпункта «а» пункта 32 Правил № 354 в части права исполнителя коммунальной услуги требовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в «Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 2», утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.04.2020 (далее - Обзор № 2), приостановлено действие порядка начисления (взыскания) неустоек, предусмотренного законодательством и условиями заключенных договоров (установлен мораторий), как в отношении собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов, так и в отношении лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, и, соответственно, плательщики освобождены от уплаты неустоек за соответствующий период.
Названный мораторий действует в отношении неустоек (пеней, штрафов), подлежавших начислению за период просрочки с 06.04.2020 до 01.01.2021, независимо от расчетного периода (месяца) поставки коммунального ресурса (оказания коммунальных услуг), по оплате которой допущена просрочка, в том числе, если сумма основного долга образовалась до 06.04.2020, если законом или правовым актом не будет установлен иной срок окончания моратория.
Неустойка подлежит начислению и взысканию в порядке, установленном жилищным законодательством, законодательством о газоснабжении, электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, и условиями договоров за весь период просрочки, исключая период действия моратория.
Таким образом, из содержания приведенных положений Постановления Правительства № 424 и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации следует, что в случае просрочки оплаты коммунального ресурса (оказания коммунальных услуг) в период с 06.04.2020 до 01.01.2021 неустойка за данный период просрочки не подлежит ни начислению, ни взысканию.
Судом из материалов дела установлено, что до 06.04.2020 ООО «Экология-Новосибирск» на основании положений действующего законодательства производило начисление неустоек (штрафов, пеней) в случае несвоевременной и (или) не полностью внесенной платы за коммунальные услуги потребителями за расчетный период с января 2019 по февраль 2020 года включительно.
Так, ввиду несвоевременного внесения платы за услугу по обращению с ТКО потребителем по лицевому счету № <***> за период с января 2019 года по февраль 2020 года начислены пени.
Начисление пени произведено 31.03.2020 и отражено в платежном документе за апрель 2020 года.
Из представленного расчета неустойки видно, что неустойка начислена только за период с 12.02.2019 по 12.03.2020, то есть до начала действия моратория (до 06.04.2020).
За период после 12.03.2020, в том числе в период действия моратория с 06.04.2020 по 01.01.2021, начисление неустойки не производилось.
Как верно отметил суд первой инстанции, пеня в размере 0,48 руб. отражена в платежном документе за март 2021 года (л.д. 68) - в период, когда мораторий уже не действовал.
Судом установлено, что при загрузке платежных документов в ГИС ЖКХ в мае 2021 года в результате технического сбоя неустойка в размере 0,48 руб. автоматически отразилась во всех платежных документах по жилому помещению по адресу: <...>, начиная с 01.01.2019 (выборочно приложена распечатка платежных документов с ГИС ЖКХ - за январь 2019 года, март и апрель 2020 года, март и апрель 2021 года (с ошибкой в строке «неустойка (штрафы, пени)»)).
В настоящее время ошибка выявлена, устранена, в ГИС ЖКХ произведена загрузка верных данных в платежных документах с 01.01.2019 по 31.08.2021 (что следует из представленной заявителем в материалы дела распечатки платежных документов с ГИС ЖКХ за те же периоды).
Ошибочное отражение неустойки в размере 0,48 руб. в платежном документе за март 2021 года также подтверждается копией платежного документа за март 2021 года, который направлен потребителю, в том числе по электронной почте, а также был представлен в ГЖИ НСО вместе с ответом (исх.01/01/21-7792 от 21.05.2021) на приказ о проведении проверки № 05-01-034/2083 от 12.05.2021.
Как верно отметил суд первой инстанции, законодатель в связи с ограничениями из-за новой коронавирусной инфекции (COVID-19) для облегчения финансовой нагрузки на население, допустил, что в период с 06.04.2020 по 01.01.2021 потребители могут несвоевременно производить оплату за коммунальные услуги без обязанности уплачивать неустойку за просрочку не только текущих платежей, но и за задолженность, которая образовалась до начала действия Постановления № 424 (до 06.04.2020). Законодатель не снимал с потребителей обязанности уплачивать неустойку за просрочку оплаты услуг, которые оказаны до начала действия моратория и период просрочки которых наступил до 06.04.2020.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о несоответствии обжалуемого предписания положениям жилищного законодательства, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов № 354, а также требованиям Постановления № 424, разъяснениям Верховного суда РФ в Обзоре № 2 от 30.04.2020, в связи с чем нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности в части начисления неустойки потребителю коммунальной услуги за несвоевременную оплату услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период просрочки за пределами действия моратория, установленного Постановлением №424.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют позицию апеллянта по делу, являлись предметом полного и всестороннего рассмотрения и оценки судом первой инстанции, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, выражают лишь несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение от 04.10.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу №А45-18877/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекция Новосибирской области – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства
в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев
со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий С. В. Кривошеина
Судьи Т. В. Павлюк
ФИО3