СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, https://7aas.arbitr.ru
г. Томск Дело № А27-17648/2021
09 декабря 2021 года
Судья Седьмого арбитражного апелляционного суда Подцепилова М.Ю., рассмотрев
апелляционные жалобы Министерства социальной защиты населения Кузбасса, Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбасса, Управления социальной защиты населения Администрации города Кемерово (№ 07АП-11251/2021 (1-3)) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 17.11.2021 по делу № А27-17648/2021 (Судья Засухин О.М.), рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по иску индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>), Красноярский край, город Минусинск к Управлению социальной защиты населения Администрации города Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>), город Кемерово Министерству социальной защиты населения Кузбасса (ОГРН <***>, ИНН <***>), город Кемерово Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (ОГРН <***>, ИНН <***>), город Кемерово о взыскании 432 100 руб. в качестве компенсации расходов на изготовление и установку памятника Герою Социалистического Труда ФИО2,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – ИП ФИО1) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с исковым заявлением к Управлению социальной защиты населения Администрации города Кемерово, Министерству социальной защиты населения Кузбасса, Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу (далее – ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу) о взыскании компенсации за изготовление и установку памятника Герою Социалистического Труда ФИО2 в размере 432 100 руб.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 17.11.2021 исковые требования удовлетворены.
Настоящее дело в соответствии с главой 29 АПК РФ рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Министерство социальной защиты населения Кузбасса не согласилось с принятым по делу решением, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное толкование норм материального права.
Апеллянт указывает, что Министерство в каких-либо отношениях с истцом не состояло, стороной договора от 15.05.2018 № 99 не являлось, не поручало истцу выполнить определенную работу, оказывать услуги, не брало на себя обязанность принять результаты работы и оплатить их, в связи с этим, обязательства по оплате стоимости услуг и работ истцу у Министерства отсутствуют.
ОПФР по Кемеровской области – Кузбассу, также, не согласилось с принятым по делу решением, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, отказать в удовлетворении требований в полном объеме. Произвести замену стороны ответчика ГУ-УПФР в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) на ГУ – ОПФР по Кемеровской области – Кузбасса.
В обоснование к отмене судебного акта заявитель жалобы указывает на то, что истцом не было подано в Отделение обращений, документов, заявок на финансирование за счет средств федерального бюджета установленных надгробий лицам, указанным в исковом заявлении; истец не представил доказательств совершения Отделением действий или бездействия, нарушившего права и законных интересов истца; Отделение является ненадлежащим ответчиком по рассматриваемому иску.
Управление социальной защиты населения Администрации города Кемерово в своей апелляционной жалобе, также, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, поскольку на момент обращения истца и ФИО3 (гражданина, взявшего на себя организацию работ по установлению надгробия на могиле умершего) памятник уже был установлен, без соблюдения процедур, установленных Порядком № 43, в связи с чем, Управлением социальной защиты населения Администрации города Кемерово были возвращены документы с разъяснением порядка возмещения расходов и необходимости обратиться в Министерство.
Более того, специализированное предприятие, устанавливающее надгробие, определяет именно Министерство. Управление социальной защиты населения Администрации города Кемерово не является уполномоченным органом по возмещению расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробия на могиле Героя Социалистического труда. Полномочия Управление социальной защиты населения Администрации города Кемерово заключаются только в приеме документов, составлении акта осмотра места захоронения на наличие или отсутствие постоянного надгробия и отправке документов в Министерство для проверки и принятия решения.
В порядке статьи 262 АПК РФ, ИП ФИО1 представил отзыв на апелляционные жалобы, в котором просит оспариваемое решение оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Обращает внимание, что факты изготовления и установки надгробия, несения соответствующих затрат были доказаны стороной истца и не оспариваются ответчиками. Доводы ответчиков повторяют ранее изложенные ими в отзывах на иск и обоснованно отклонены судом первой инстанции.
На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ, с учетом разъяснений, отраженных в пункте 47 и пункте 49 постановления от 18.04.2017 № 10 Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» дело рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта при этом исходит из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 15.05.2018 между ИП ФИО1 (исполнитель) и ФИО3 (заказчик) был заключен договор № 99, по условиям которого исполнитель обязуется надлежащим образом оказать услуги и выполнить работы в соответствии со Сметой на работы и услуги по установке надгробия на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда за счет средств федерального бюджета, а заказчик обязуется принять надлежащим образом оказанные услуги и выполненные работы по акту приема-передачи.
Установка надгробия на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда осуществляется в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 05.12.2006 № 740 «О надгробии, сооружаемом на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда и полного кавалера ордена Трудовой Славы за счет средств федерального бюджета». Надгробие устанавливается на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда ФИО2 (08.09.1910-06.11.1993гг.) на кладбище Центральное-2 города Кемерово.
ФИО2 умер 06.11.1993, что подтверждается свидетельством о смерти, выданным повторно органом ЗАГС города Кемерово 21.09.2016 <...>.
Согласно архивной справке от 19.04.2017 № 4172-Т Указом Президиума Верховного Совета СССР от 05.10.1966 № 366-VII ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, присвоено звание Героя Социалистического Труда и вручены орден Ленина и золотая медаль «Серп и Молот».
Из пункта 2.3 договора от 15.05.2018 № 99 следует, что заказчик передает исполнителю право требования оплаты вышеуказанного надгробия в отношениях с госорганами в рамках программы установки надгробных памятников Героям Социалистического Труда в соответствии с частью 2 статьи 6.1 Федерального закона от 09.01.1997 № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам Ордена Трудовой Славы».
07.08.2018 между ИП ФИО1 и ФИО3 подписан акт приемки выполненных работ по изготовлению и установке надгробия умершего Героя Социалистического Труда ФИО2, в соответствии с которым заказчик не имеет претензий к срокам и качеству надгробного памятника и комплектующих, надгробный памятник установлен согласно всем условиям договора.
Полагая, что вправе претендовать на возмещение понесенных расходов на установку надгробного памятника на могиле Героя Социалистического Труда, ИП ФИО1 обратился к ответчикам с требованием о возмещении 432 100 руб.
Письмом от 23.08.2021 Управление социальной защиты населения Администрации города Кемерово отказало истцу в возмещении затрат на установление надгробия в соответствии с представленным договором от 15.05.2018 в связи с нарушением Порядка предоставления льгот и возмещения расходов на предоставление льгот Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы, Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы, утвержденного постановлением от 06.02.2009 № 43 Коллегии администрации Кемеровской области.
Отказ в выплате послужил основанием для обращения индивидуального предпринимателя в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из доказанности факт изготовления и установки надгробия, соответствующего условиям договора и положениям постановления Правительства РФ от 05.12.2006 № 740 «О надгробии, сооружаемом на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда и полного кавалера ордена Трудовой Славы за счет средств федерального бюджета» (далее - Постановление от 05.12.2006 № 740) и отсутствия доказательств опровергающих факт изготовления и установки надгробия, а также несения соответствующих затрат. Сооружение на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда надгробия установленного образца за счет средств федерального бюджета является гарантируемой государством льготой, следовательно, у уполномоченных органов была обязанность компенсировать ИП ФИО1 расходы по изготовлению и установке памятника в установленном законом порядке.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции по существу иска в связи со следующим.
В соответствии с Законом РФ от 15.01.1993 № 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» (далее - Закон РФ от 15.01.1993 № 4301-1) в Российской Федерации признаются особые заслуги перед государством и народом Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, признается необходимость осуществления мер, гарантирующих их экономическое и социальное благополучие, предоставляются соответствующие права и льготы.
Как верно указано судом первой инстанции, в соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 09.01.1997 № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» (далее – Закон № 5-ФЗ) сооружение на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда и полного кавалера ордена Трудовой Славы надгробия установленного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти образца производится за счет средств федерального бюджета. Дополнительные расходы, связанные с изменением установленного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти образца надгробия, оплачиваются семьей умершего (погибшего) или организацией-спонсором.
В соответствии с частями 1 - 3 статьи 7 Закона № 5-ФЗ расходы, связанные с реализацией статьи 6.1 настоящего закона, финансируются за счет предусмотренных на эти цели средств федерального бюджета на соответствующий год, передаваемых Пенсионному фонду Российской Федерации.
Средства федерального бюджета, передаваемые для финансирования указанных расходов, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и перечисляются Пенсионным фондом Российской Федерации через свои территориальные органы в бюджеты субъектов Российской Федерации: 1) в январе - феврале текущего года - в порядке авансирования в размере одной шестой части годовых назначений, установленных бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации; 2) с 1 марта текущего года - после представления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в Пенсионный фонд Российской Федерации до 20-го числа каждого месяца заявок и отчетов о фактически произведенных расходах по видам льгот, с учетом оставшихся неиспользованными средств.
Пенсионный фонд Российской Федерации представляет в Министерство финансов Российской Федерации не позднее 25-го числа каждого месяца данные о фактически произведенных расходах, связанных с реализацией Закона № 5-ФЗ, и потребности в средствах на следующий месяц.
В развитие Закона № 5-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 05.12.2006 № 740 «О надгробии, сооружаемом на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда, Героя Труда Российской Федерации и полного кавалера ордена Трудовой Славы за счет средств федерального бюджета», которым определены образец надгробия, сооружаемого на могиле умершего (погибшего) Героя, и уполномоченный орган исполнительной власти, осуществляющий компенсацию затрат на изготовление и установку таких надгробий. Согласно пункту 2 Постановления № 740 финансирование расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробия, производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации за счет предусмотренных на эти цели средств федерального бюджета на соответствующий год, передаваемых Пенсионному фонду Российской Федерации.
Средства федерального бюджета, передаваемые на финансирование расходов, связанных с сооружением надгробия, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда 6 Российской Федерации и перечисляются Пенсионным фондом Российской Федерации через его территориальные органы в бюджеты субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 7 Закона № 5-ФЗ.
Указанные средства зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации на счета органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации.
Соответственно, уполномоченными органами по компенсационным выплатам в данном случае являются территориальные органы Пенсионного Фонда Российской Федерации как получатели средств федерального бюджета, выделяемых для реализации задач, переданных субъекту Российской Федерации (финансирование расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробия).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, выплата спорной компенсации возможна лишь в результате соответствующих согласованных действий Министерства и Фонда, в связи с чем, они являются надлежащими ответчиками по настоящему делу.
Довод ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу о том, что Отделение является ненадлежащим ответчиком по рассматриваемому иску, отклоняется судом апелляционной инстанции как несостоятельный.
Отклоняя доводы Министерства о том, что оно в каких-либо отношениях с истцом не состояло, стороной договора от 15.05.2018 № 99 не являлось, не поручало истцу выполнить определенную работу, оказывать услуги, не брало на себя обязанность принять результаты работы и оплатить их, в связи с этим, обязательства по оплате стоимости услуг и работ истцу у Министерства отсутствуют, суд апелляционной инстанции соглашается с позицией суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае речь идет не о работах или услугах для государственных или муниципальных нужд, а о компенсационных выплатах, регулируемых специальными актами.
В соответствии со статьей 382 Гражданского кодекса Российской Федерации право требования принадлежащее на основании обязательства кредитору может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или может перейти к другому лицу на основании закона. Для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором.
Право требования компенсации за изготовление и установку памятника в силу положений пункта 2.3 договора от 15.05.2018 № 99 передано ФИО3 в пользу ИП ФИО1, что не противоречит Закону № 5-ФЗ и в силу статей 382 - 384 Гражданского кодекса Российской Федерации свидетельствует о приобретении истцом права требования с уполномоченного органа компенсации расходов за изготовление и установку надгробия в том объеме и на тех условиях, которые существовали у ФИО3.
Факт изготовления и установки надгробия, соответствующего условиям договора и положениям Постановления от 05.12.2006 № 740, подтверждается материалами дела, ответчиками не оспаривается.
При таких обстоятельствах доводы ответчиков об отсутствии у истца, права на получение компенсации указанных расходов является неправомерным, вступает в противоречие с требованиями действующего законодательства.
При этом из материалов дела следует и судом установлено, что согласно сведениям, размещенном в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности истца является организация похорон и предоставление связанных с ними услуг (код ОКВЭД 96.03), в качестве дополнительного, в частности, резка, обработка и отделка камня для памятников (код ОКВЭД 23.70.2), что соответствует специализированной деятельности по изготовлению надгробия.
Доводы Управления социальной защиты населения Администрации города Кемерово о том, что на момент обращения истца и ФИО3 (гражданина, взявшего на себя организацию работ по установлению надгробия на могиле умершего) памятник уже был установлен, без соблюдения процедур, установленных Порядком № 43, также, подлежит отклонению, поскольку само по себе наличие на могиле Героя надгробия, сооруженного без привлечения средств федерального бюджета, не препятствует родственникам умершего Героя реализовать социальную льготу, что и было осуществлено ФИО3 в рассматриваемом случае путем заключения договора с истцом – исполнителем.
На основании изложенного у уполномоченных органов была обязанность компенсировать ИП ФИО1 расходы по изготовлению и установке памятника в установленном законом порядке.
Доводы о несоответствии выводов суда обстоятельствам дела, неправильном толковании норм материального права, апелляционным судом отклоняются как необоснованные.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для его отмены, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционных жалоб, у суда апелляционной инстанции не имеется.
По правилам статьи 110 АПК РФ в связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 17.11.2021 по делу № А27-17648/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Судья М.Ю. Подцепилова