ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 07АП-12301/20 от 17.02.2021 Седьмой арбитражного апелляционного суда


СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Томск                                                                                           Дело № А45-15872/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2021 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 25 февраля 2021 года.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Кривошеиной С. В.

судей Бородулиной И. И., ФИО2 Н.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Любимовой А. Н. с использованием средств аудиозаписи в онлайн-заседании рассмотрел апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Новосибирска (межрайонное) (№07АП-12301/2020) на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 03.11.2020 по делу № А45-15872/2020 (судья Рубекина И.А.) по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Новосибирска (межрайонное) (630055, <...>) к обществу с ограниченной ответственностью «Арк-Сервис» (630034, <...>, ИНН <***>) о взыскании 9 500 руб.

В судебном заседании принимают участие:

от заявителя: без участия,

от ответчика: ФИО1 по дов. от 26.03.2020, диплом,

У С Т А Н О В И Л:

Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Новосибирска (межрайонное) (далее - заявитель, Пенсионный фонд, УПФР) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Арк-Сервис» (далее – ответчик, общество, страхователь) о взыскании задолженности по штрафам за непредставление сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М март-декабрь 2018 г., январь-август 2019 г.и за непредставление сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за календарный год 2018 в срок, установленный законом, в размере 9500 руб.

            Решением суда от 03.11.2020 в удовлетворении требований отказано.

Не согласившись с решением суда, Пенсионный фонд обратился в апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.

В обоснование доводов апелляционной жалобы апеллянт ссылается на то, что Управлением обязанность по уведомлению страхователя о времени и месте рассмотрения акта исполнена надлежащим образом в соответствии с действующим законодательством; доказательством надлежащего извещения общества о времени и месте  рассмотрения акта служит реестр направления заказного почтового отправления.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу с ее доводами не согласилось, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.

На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие  представителя Пенсионного фонда.

Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы отзыва.

Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.

Согласно материалам дела, 11.11.2019 страхователем в Пенсионный фонд представлены сведения о застрахованных лицах (форма СЗВ-М) за отчетные периоды март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018 г., январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август 2019 г.

По результатам проверок в связи с нарушением обществом сроков представления сведений, составлены акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования: 12.11.2019 № 064S18190048433, 12.11.2019 № 064S18190048435, 12.11.2019 № 064S18190048436, 12.11.2019 № 064S18190048429, 12.11.2019 № 064S18190048431, 12.11.2019 № 064S18190048434, 12.11.2019 № 064S18190048432, 12.11.2019 № 064S18190048430, 12.11.2019 № 064S18190048455, 12.11.2019 № 064S18190048428, 12.11.2019 № 064S18190048421, 12.11.2019 № 064S18190048425, 12.11.2019 № 064S18190048423, 12.11.2019 № 064S18190048424, 12.11.2019 №  064S18190048426, 12.11.2019 № 064S18190048456, 12.11.2019 № 064S18190048422, 12.11.2019 № 064S18190048457.

            На основании данных актов Управлением приняты решения от: 16.12.2019 №064S19190051023, 16.12.2019 № 064S19190051025, 16.12.2019 № 064S19190051026, 16.12.2019 № 064S19190051019, 16.12.2019 № 064S19190051021, 16.12.2019 № 064S19190051024, 16.12.2019 №  064S19190051022, 16.12.2019 № 064S19190051020, 16.12.2019 № 064S19190051044, 16.12.2019 № 064S19190051018, 16.12.2019 №064S19190051013, 16.12.2019 № 064S19190051007, 16.12.2019 № 064S19190051010, 16.12.2019 № 064S19190051015, 16.12.2019 № 064S19190051045, 16.12.2019 № 064S19190051004, 16.12.2019 № 064S19190051046 о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушений законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в общем размере 9000 руб., то есть применение финансовой санкции в размере 500 руб. за каждое нарушение по статье 17
Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее- Федеральный закон № 27-ФЗ).

Требованиями об уплате финансовых санкций от 23.01.2020 №064S0120001323, 23.01.2020 №064S0120001325, 23.01.2020 №064S0120001326, 23.01.2020 № 064S0120001319, 23.01.2020 № 064S0120001321, 23.01.2020 № 064S0120001324, 23.01.2020 №064S0120001322, 23.01.2020 № 064S0120001320, 23.01.2020 № 064S0120001337, 23.01.2020 № 064S0120001318, 23.01.2020 №064S0120001308, 23.01.2020 №064S0120001314, 23.01.2020 № 064S0120001311, 23.01.2020 №064S0120001313, 23.01.2020 № 064S0120001315, 23.01.2020 № 064S0120001338, 23.01.2020 № 064S0120001309, 23.01.2020 № 064S0120001339 страхователю было предложено добровольно уплатить финансовые санкции в срок до 14.02.2020.

11.11.2019 страхователем представлены сведения о страховом стаже застрахованных лиц (форма СЗВ-СТАЖ) за отчетный период - календарный год 2018.

По результатам проверки выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в отношении 1 застрахованного лица и составлен акт №064S18190048427 от 12.11 2019.

По результатам проверки наличия, полноты и своевременности представления сведений о застрахованных лицах, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ, принято решение от 16.12.2019 № 064S19190051017 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в размере 500 руб.

Требованием от 23.01.2020 № 064S0120001317 страхователю было предложено добровольно уплатить сумму финансовой санкций в срок до 14.02.2020.

В установленный срок требования не исполнены и денежные средства в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации не поступили, что послужило основанием для обращения последнего в суд.

Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, исходил из того, что решения вынесены Пенсионным фондом в отсутствие общества, не извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, что является нарушением существенного условия процедуры привлечения к ответственности.

Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела исходит из следующего.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 167-ФЗ), статьей 1 Федерального закона № 27-ФЗ общество является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.

В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона № 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

В соответствии с преамбулой Федерального закона № 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Федерального закона № 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Федерального закона № 27-ФЗ) представления таких сведений.

Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ предусмотрено, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Статьей 16 Федерального закона № 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.

Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона № 27-ФЗ сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с настоящим Федеральным законом представляются в органы Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.

Управлением установлено, что общество сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М март-декабрь 2018 г., январь-август 2019 г., по форме СЗВ-СТАЖ за календарный год 2018 г. представило 11.11.2019, то есть с пропуском срока, что не оспаривается обществом.

В соответствии с частью 6 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ при выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом.

Согласно части 7 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ акт в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.

Лицо, совершившее правонарушение, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения, в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также приложить к письменным возражениям документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность возражений (часть 8 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ).

Акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (часть 9 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ).

Согласно части 10 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации извещает лицо, совершившее правонарушение, о времени и месте рассмотрения акта. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации рассмотреть акт в отсутствие этого лица.

По результатам рассмотрения акта, а также приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации выносит решение: о привлечении к ответственности за совершение правонарушения; об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения (часть 11 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ).

Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения в течение пяти дней после дня его вынесения может быть вручено лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления решения по почте заказным письмом датой вручения этого решения считается шестой день считая с даты отправления заказного письма (часть 12 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ).

В соответствии с частью 13 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю).

Лицо, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, вправе в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, обжаловать это решение в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации (часть 14 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ).

В течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций. Требование об уплате финансовых санкций может быть передано страхователю (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма (часть 15 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ).

Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании (часть 16 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ).

Согласно части 17 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Судом первой инстанции установлено, что в материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие о том, что обществу было известно о рассмотрении актов проверок и принятии решений.

Факт направления обществу актов проверки по почте согласно реестрам на отправку, на которые ссылается апеллянт, не подтверждает факт получения их обществом.  

При этом ссылка УПФР на то, что датой вручения акта считается шестой день, считая с даты его отправления, не принимается в данном случае апелляционным судом, поскольку доказательств направления указанных актов по почте заказным письмом, как того требует  часть 7 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ, Пенсионным фондом не представлено.

Согласно пункту 10 Правил оказания услуг почтовой связи, утв. Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234, по совокупности признаков, определяющих порядок и условия приема, обработки, перевозки и доставки (вручения), почтовые отправления подразделяются на следующие категории:

а) простые (в том числе пересылаемые в форме электронного документа) - принимаемые от отправителя без выдачи ему квитанции и доставляемые (вручаемые) адресату (его уполномоченному представителю) без подтверждения факта получения, а в случае простых почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, принимаемые и доставляемые в соответствии с порядком, установленным главой VI настоящих Правил;

б) регистрируемые (заказные, в том числе пересылаемые в форме электронного документа, обыкновенные, с объявленной ценностью (почтовое отправление, принимаемое с оценкой стоимости вложения, определяемой отправителем) - принимаемые от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаемые адресату (его уполномоченному представителю) с подтверждением факта вручения, а в случае заказных почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, принимаемые и доставляемые в соответствии с порядком, установленным главой VI настоящих Правил.

Представленные Пенсионным фондом реестры на отправку подтверждают факт направления простых почтовых отправлений в отсутствие доказательств их вручения (уведомления о вручении) адресату.

Вопреки позиции Пенсионного фонда, правовой анализ статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ в совокупности с Постановлением Правления ПФР от 23.11.2016 № 1058п «Об утверждении форм документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ  и о признании утратившим силу Постановления Правления ПФР от 29.07.2016 № 684п» позволяет сделать вывод о том, что страхователь, привлекаемый к ответственности, должен быть извещен о времени и месте рассмотрения акта, чтобы представить свои возражения по акту.

Учитывая, что  надлежащих доказательств извещения общества о времени и месте рассмотрения актов проверки, в том числе иным способом (нарочно, по ТКС и т.п.), материалы дела не содержат, суд сделал правомерный вывод о существенном нарушении Пенсионным фондом процедуры привлечения общества к ответственности, поскольку рассмотрев материалы проверки без участия общества в отсутствие сведений о его надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения актов проверки, УПФР тем самым лишило общество возможности участия в процессе рассмотрения материалов проверки и реализации предоставленных ему законом прав давать свои объяснения, представлять доказательства.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал УПФР во взыскании санкций на основании решений, вынесенных с нарушением процедуры привлечения страхователя к ответственности.

В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.

С учетом того, что Пенсионный фонд освобожден от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы по апелляционной жалобе апелляционным судом не распределяются.

           Руководствуясь статьями  258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд  

                                               П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Новосибирской области от 03.11.2020 по делу № А45-15872/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Новосибирска (межрайонное) – без удовлетворения.

            Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства
в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев
со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.

Председательствующий                                                          С. В. Кривошеина

Судьи                                                                                         И. И. Бородулина

                                                                                                    ФИО2