ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 07АП-12757/15 от 11.02.2016 Седьмой арбитражного апелляционного суда


СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Томск Дело №А03-18013/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2016 года

Полный текст постановления изготовлен 18 февраля 2016 года

Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего Усаниной Н.А.

судей: Бородулиной И.И., Полосина А.Л.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Есиповым А.С. (до перерыва) с использованием средств аудиозаписи, помощником судьи Орловой Е.В. (после перерыва) без использования средств аудиозаписи

при участии:

от заявителя: Очнева Е.В. по 01.01.2016г. (до 31.12.2016г.) до перерыва, после перерыва: без участия

от заинтересованного лица: без участия

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Газпром газораспределение Барнаул»

на решение Арбитражного суда Алтайского края

от 23 ноября 2015 года по делу №А03-18013/2015 (судья О. В. Трибуналова)

по заявлению акционерного общества «Газпром газораспределение Барнаул» (ИНН 2222027078, ОГРН 1022201135220), г. Барнаул

к Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору в лице Сибирского управления Ростехнадзора (ИНН 4200000206, ОГРН 1034205004525), г.Барнаул

об оспаривании постановления от 09.09.2015 в части

У С Т А Н О В И Л:

Акционерное общество «Газпром «Газпром газораспределение Барнаул» (далее - АО «Газпром газораспределение Барнаул», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору в лице Сибирского управления Ростехнадзора (далее - Ростехнадзор, Управление) об оспаривании постановления от 09.09.2015 №24-0078 о назначении административного наказания, в части нарушения: созданное Обществом профессиональное аварийно-спасательное формирование не аттестовано в порядке, установленном Правительством РФ на проведение газоспасательных работ, а также не заключен договор на обслуживание с профессиональной аварийно-спасательной службой или с профессиональным аварийно-спасательным формированием, аттестованных порядке, установленным Правительством РФ на поведение газоспасательных работ.

Решением Арбитражного суда Алтайского края от 23.11.2015г. АО «Газпром газораспределение Барнаул» в удовлетворении требования отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, АО «Газпром газораспределение Барнаул» в поданной апелляционной жалобе, ссылаясь на необоснованность выводов суда; действующие нормы законодательства в сфере промышленной безопасности не содержат требований об аттестации профессиональной аварийно-спасательной службы заявителя, эксплуатирующего сети газораспределения природного газа на проведение газоспасательных работ; статья 5 Федерального Закона от 22.08.1995г. №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» определяет только виды аварийно-спасательных работ, просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных Обществом требований.

Управление в представленном отзыве просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании, назначенном на 04.02.2016г. в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлялся перерыв до 11.02.2015г. до 09 час. 10 мин., информация о перерыве (о времени и месте продолжения судебного заседания) согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 №99 «О процессуальных сроках», размещена в информационном сервисе «Календарь судебных заседаний» на официальном сайте Седьмого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Размещение такой информации на официальном сайте арбитражного суда с учетом положений части 6 статьи 121 АПК РФ свидетельствует о соблюдении правил статей 122 и 123 Кодекса.

До перерыва в судебном заседании заслушан явившийся представитель заявителя, поддержавший доводы апелляционной жалобы.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене.

По результатам проведенной Управлением в отношении Общества в период с 06.07.2015 по 31.07.2015 плановой выездной проверки соблюдения лицензионных требований, выявлены нарушения статей 5, 12 Федерального закона от 22.08.1995 №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (далее - Закон №151-ФЗ), части 1 статьи 10 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закон №116-ФЗ), подпункта «р» пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химических опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.07.2913 №492 (далее - Положение №492), а именно: созданное Обществом профессиональное аварийно-спасательное формирование не аттестовано в порядке, установленном Правительством РФ на проведение газоспасательных работ, а также не заключен договор на обслуживание с профессиональной аварийно-спасательной службой или с профессиональным аварийно-спасательным формированием, аттестованных порядке, установленным Правительством РФ на поведение газоспасательных работ.

31.07.2015 в отношении Общества составлен протокол №24-078 об административном правонарушении и Постановлением №24-0078 от 09.09.2015 о назначении административного наказания Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 200000 руб.

Считая, постановление незаконным в указанной части, Общество обратилось в арбитражный суд Алтайского края с настоящим заявлением.

Отказывая Обществу в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что применительно к положениям Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденных Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.11.2013 №542, частям 1, 2 статьи 12 Закона №151-ФЗ, Устава аварийно-спасательных формирований по организации и ведению газоспасательных работ, утвержденного Министерством экономики РФ 28.07.2000 и согласованного с Федеральным горным и промышленным надзором РФ 12.07.2000 №02-35/314, Общество обязано иметь службу, аттестованную на проведение газоспасательных работ, либо у Общества должен быть заключен договор со службой, аттестованной на ведение газоспасательных работ.

Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП, заключается применительно к рассматриваемому спору в нарушении установленных законодательством требований промышленной безопасности.

Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов установлены Федеральным законом от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Названный Закон направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

В силу статьи 10 Закона №116-ФЗ в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана в том числе, заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.

Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 22.08.1995 №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», в соответствии с законодательством Российской Федерации аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут создаваться: на постоянной штатной основе - профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования; на нештатной основе - нештатные аварийно-спасательные формирования; на общественных началах - общественные аварийно-спасательные формирования.

Профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования создаются в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований (пункт 2 статьи 7 Закона №151-ФЗ).

Статьей 12 Закона №151-ФЗ установлено, что все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, не прошедшие аттестацию или не подтвердившие в ходе проверок свою готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации, к обслуживанию организаций по договору не допускаются и к проведению аварийно-спасательных работ не привлекаются.

Порядок проведения аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, а также спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2001 №1091, утвердившим соответствующее Положение о проведении аттестации.

Как следует из материалов дела, в соответствии с нормами Законов №116-ФЗ, №151-ФЗ, Порядка проведения аттестации, в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на сетях газораспределения природного газа, находящихся в эксплуатации у АО «Газпром газораспределение Барнаул» в 2011 создано профессиональное аварийно-спасательное формирование (газоспасательная служба), прошедшее аттестацию в соответствии с Порядком №1091.

Согласно уведомлению от 23.12.2014г. №244/57 о введении в реестр аттестованных аварийно-спасательных формирований ОАК ТЭК 16/2-1 Минэнерго России аттестовало профессиональное аварийно-спасательное формирование ОАО «Газпром Газораспределение Барнаул» (протокол №14 от 27.11.2014г.); сведения о ПАСФ внесены в реестр аттестованных формирований ОАК №16/2-1; свидетельство на право ведения аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях действительно до 3-х лет и может быть актуализировано на новый срок после прохождения периодической или внеочередной аттестации (л.д.78, т.1).

Аварийно-спасательное формирование «Аварийно-спасательная служба ОАО «Газпром Газораспределение Барнаул», аттестованное на право ведения аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях поставлено на учет аварийно-спасательных формирований в Алтайском крае (письмо ГУ МЧС России по Алтайскому краю, л.д.79, т.1).

Таким образом, Обществом соблюден разрешительный порядок осуществления деятельности по аварийно-спасательным и иным неотложным работам в чрезвычайных ситуациях.

Из оспариваемого Постановления административного органа, следует, что в выданном Обществу свидетельстве от 27.11.2014 на вид аварийно-спасательных работ - поисково-спасательные работы, отсутствует вид аттестации - проведение газоспасательных работ.

Вместе с тем, исходя из положений статьи 10 Закона №116-ФЗ, предусмотрена обязанность организации, эксплуатирующей опасный производственный объект либо заключить с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, либо создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников, данная обязанность Обществом исполнена.

Типовая инструкция по организации безопасного проведения газоопасных работ, утвержденной Госгортехнадзором 20.02.1985, имеющая отношение к обязанности организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, в части планирования и осуществления мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте (в частности, посредством, разработки и утверждения планов мероприятий по локализации ликвидации последствий аварий на таких опасных производственных объектах), в данном случае, не применима, поскольку Обществу не вменяется отсутствие плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, перечня газоопасных работ, периодичность их выполнения и регистрации в журналах (пункты 1.4, 1.7., 1.2, 6.6, на которые сослался суд первой инстанции).

Устав аварийно-спасательных формирований по организации и ведению газоспасательных работ, утвержденный Минэкономики России от 28.07.2000 и согласованный с Федеральным горным и промышленным надзором, Рекомендации по организации и осуществлению надзора за готовностью горноспасательных, газоспасательных, противофонтанных, аварийно-диспетчерских служб и восстановительных поездов железных дорог МПС России к локализации и ликвидации возможных аварий, утвержденных Приказом Госгортехнадзора России от 22.09.1993 №126, не являются нормативными актами и не подлежат применению.

Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утверждены Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.11.2013 № 542 (зарегистрированы в Минюсте России 31.12.2013 №30929) в разделе «V. Газоопасные работы.», пункты 147, 156, 190, 191, 192, на которые ссылается в отзыве Ростехнадзор, относятся к порядку проведения газоопасных работ, нарушение которых Обществу не вменяется, и не подтверждают необходимость проведения Обществом аварийно-спасательных работ, подпадающих под вид - газоспасательные работы.

Таким образом, при наличии собственной аттестованной профессиональной аварийно-спасательной службы, нарушений статьи 10 Закона №116-ФЗ, подпункта «р» пункта 5 Положения №492, Обществом не допущено.

По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4 статьи 210 АПК РФ).

Привлечение к административной ответственности за совершение данного правонарушения осуществляется на основе общих принципов законодательства об административных правонарушениях, в том числе презумпции невиновности.

В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В силу пункта 3 статьи 26.1 КоАП РФ виновность лица в совершении административного правонарушения является обстоятельством, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Исходя из пункта 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из материалов дела, следует, что Обществом разработаны и согласованы планы взаимодействия различных ведомств и служб (пожарной охраны, полиции, скорой помощи, водоканала, управления по делам ГО и ЧС) при ликвидации аварийных ситуаций в газовом хозяйстве со всеми службами, в том числе, и с Сибирским управлением Ростехнадзора; план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, из которых (согласно распределению действий каждой службы) защищенность жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий осуществляют соответствующие подразделения (ГО и ЧС, пожарная охрана и т.д.), в связи с чем, предположительный вывод административного органа (в отзыве на апелляционную жалобу) о том, что при эксплуатации заявителем опасных производственных объектов возможно возникновение аварийных ситуаций для локализации и ликвидации которых необходимо проведение аварийно-спасательных работ подпадающие под вид - газоспасательные работы, является необоснованным и документально не подтвержденным.

Кроме того, суд апелляционной инстанции принимает во внимание, согласно протоколам заседания комиссии по проведению итоговой аттестации от 01.08.2014г., от 08.08.2014, на основании которых Обществу выдано свидетельство на право ведения аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях, итоговая аттестация проведена по «Предупреждение и действия в чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Организация ведения аварийно-спасательных работ». модуль «Особенности ведения аварийно-спасательных работ в газовой хозяйстве».

Доказательств того, что «Особенности ведения аварийно-спасательных работ в газовой хозяйстве» в целом, не охватывают проведение аварийно-спасательных работ в иных чрезвычайных ситуациях, в том числе, вменяемых административным органом – газоспасательных работ, Ростехнадзором не представлено.

Из содержания ответа Федеральной службы по экологическому , технологическому и атомному надзору от 01.09.2015г. №14-00-07/1939 на запрос Общества о необходимости аттестации/переаттестации работников АО «Газпром газораспределение Барнаул» на проведение газоспасательных работ, не следует проведение такой аттестации с указанием на то, что Приказ Госгортехнадзора России от 22.09.1993г. №126, не является нормативным актов, а также о направлении обращения по принадлежности вопроса в МЧС России.

МЧС России письмом от 17.09.2015г. №18-1-4-3149 уведомило Общество о том, что состав и структуру АСС и АСФ, а также нормы их оснащения определяют создающие их органы и организации исходя из возложенных задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, зоны ответственности и характеристик обслуживаемых объектов; виды аварийно-спасательных работ, на аттестацию которых заявляются АСС, АСФ, определяются их учредителями и указываются в заявлении на аттестацию; по вопросам определения профиля аварийно-спасательной службы ОАО «Газпром газораспределение Барнаул» рекомендовано обратиться в федеральный орган исполнительной власти, к сфере деятельности которого относится служба.

При таких обстоятельствах, учитывая, что в целях обеспечения готовности опасного производственного объекта - система газопотребления Общества к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии создана собственная аварийно-спасательная служба, прошедшая аттестацию, получившая свидетельство на право ведения аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях, внесенная в реестр аттестованных формирований, административным органом не приостановлена в установленном законом порядке полностью или частично деятельность организации в случае, если подготовка и состояние профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, созданных указанными организациями не отвечает требованиям, установленным законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 12 Закона №151-ФЗ) и не представлено доказательств того, что профессиональное аварийно-спасательное формирование Общества не подтвердило в ходе проверок свою готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации (пункт 2 статьи 151-ФЗ); разъяснения соответствующих федеральных органов исполнительной власти (из которых не следует обязанность Общества по аттестации работников на проведение газоспасательных работ), суд апелляционной инстанции приходит к выводу о недоказанности административным органом вмененных Обществу нарушений в обжалуемой части и вины в их совершении.

Выводы суда первой инстанции об обратном, не соответствуют фактически установленным обстоятельствам по делу и основаны на ошибочном толковании приведенных норм права.

С учетом изложенного, апелляционная жалоба АО «Газпром газораспределение Барнаул» подлежит удовлетворению, а решение арбитражного суда отмене, с принятием по делу нового судебного акта.

Руководствуясь статьей 156, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Алтайского края от 23 ноября 2015 года по делу №А03-18013/2015 отменить. Принять по делу новый судебный акт.

Признать незаконным и отменить Постановление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в лице Сибирского управления Ростехнадзора от 09.09.2015 №24-0078 о назначении административного наказания в части вмененных акционерному обществу «Газпром газораспределение Барнаул» нарушений: созданное Обществом профессиональное аварийно-спасательное формирование не аттестовано в порядке, установленном Правительством РФ на проведение газоспасательным работ, не заключен договор на обслуживание с профессиональной аварийно-спасательной службой или с профессиональным аварийно-спасательным формированием, аттестованных порядке, установленном Правительством РФ на поведение газоспасательных работ.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий Н.А.Усанина

Судьи И.И. Бородулина

А.Л. Полосин