ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 07АП-13153/19 от 30.01.2020 Седьмой арбитражного апелляционного суда


СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Томск                                                                                           Дело № А45-33916/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2020 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2020 года.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Кривошеиной С. В.

судей Кудряшевой Е. В., ФИО1,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фаст Е. В. рассмотрел апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице Западно-Сибирской дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиал ОАО «Российские железные дороги» (№07АП-13153/2019) на решение от 20.11.2019 Арбитражного суда Новосибирской области по делу № А45-33916/2019 (судья Ю.А. Пахомова) по заявлению открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице Западно-Сибирской дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиал ОАО «Российские железные дороги» (ИНН <***>), г. Новосибирск,

к Сибирскому Управлению государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, г. Новосибирск, о признании незаконным и отмене постановление от 05.09.2019 №1455 о назначении административного наказания,

У С Т А Н О В И Л:

открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице Западно-Сибирской дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиал ОАО «Российские железные дороги» (далее -заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Сибирскому Управлению государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановление от 05.09.2019 №1455 о назначении административного наказания.

         Решением 20.11.2019 Арбитражного суда Новосибирской области у довлетворении требований отказано.

Общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, требований удовлетворить.

В обоснование доводов апелляционной жалобы апеллянт ссылается на отсутствие события и состава административного правонарушения, указывает, что им разработан и реализуется комплекс мер по созданию условий для беспрепятственного пользования услугами железнодорожного транспорта; законодатель поставил под условие обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам транспортной инфраструктуры в виде оборудования только к вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию, капитальный ремонт объектам; положения части 1 статьи 15 Закона № 181-ФЗ применяются с 01.07.2016 исключительно к названным объектам.

Управление  в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.

На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон.

Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Барабинской транспортной прокуратурой проведена проверка Западно-Сибирской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурном подразделении Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД», по результатам которой постановлением от 13.08.2019 в отношении ОАО «РЖД» возбуждено дело об административном правонарушении по статье 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

При проверке железнодорожного вокзала в г. Барабинске, находящегося по адресу: <...>, прокуратурой выявлены следующие нарушения:

-  отсутствуют тактильные средства, выполняющие предупредительную функцию на покрытии пешеходных путей на участке, которые следует размещать не менее чем за 0,8 м до объекта информации или начала опасного участка, изменения направления движения, входа и т.п., ширина тактильной полосы принимается в пределах 0,5-0,6 м (нарушены требования статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ; пункта 41 Постановления Правительства РФ «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 26.12.2014 № 1521 в части пунктов 4.1.10 Свода правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» СП 59.13330.2012 в редакции Постановления Правительства РФ от 29.09.2015 № 1033);

-  верхние и нижние ступени лестничных маршей не окрашены в контрастный цвет, кромки ступеней не окрашены краской, светящейся в темноте, световые ленты на них не наклеены (нарушены требования статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ; пункта 5.1 «а» приказа Министерства транспорта РФ Федерации «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов, вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования» от 06.11.2015 № 329); пункта 41 Постановления Правительства РФ «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 26.12.2014 № 1521 в части пунктов 4.1.12, 5.2.31 Свода правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» СП 59.13330.2012 в редакции Постановления Правительства РФ от 29.09.2014 № 1033);

-  пандус, расположенный при входе в вокзал, оборудован поручнями, ширина которых превышает 1 метр (нарушены требования статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181 -ФЗ; пункта 5.1 «а» приказа Министерства транспорта Российской Федерации «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов, вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования» от 06.11.2015 № 329; пункта 41 Постановления Правительства РФ «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 26.12.2014 № 1521 в части пунктов 4.1.14, 4.1.15 Свода правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» СП 59.13330.2012 в редакции Постановления Правительства РФ от 29.09.2015 № 1033);

-  пандус, расположенный при входе в вокзал, имеет не шероховатое, скользкое покрытие (нарушены требования статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ; пункта 5.1 «а» приказа Министерства транспорта Российской Федерации «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов, вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования» от 06.11.2015 № 329; пункта 41 Постановления Правительства РФ «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 26.12.2014 № 1521 в части пунктов 4.1.11, 4.1.16 Свода правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» СП 59.13.330.2012 в редакции Постановления Правительства РФ от 29.09.2015 № 1033);

-  отсутствует разметка на поверхности покрытия автостоянки (нарушены требования статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ; пункта 41 Постановления Правительства РФ «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 26.12.2014 № 1521 в части пунктов    4.2.1. 4.2.4 Свода правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» СП 59.1.3330.2012 в редакции Постановления Правительства РФ от 29.09.2015 № 1033);

-  отсутствуют тактильные предупреждающие указатели и/или контрастно окрашенная поверхность в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026 (нарушены требования статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ; пункта 41 Постановления Правительства РФ «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 26.12.2014 № 1521 в части пунктов 5.2.3 Свода правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» СП 59.13330.2012 в редакции Постановления Правительства РФ от 29.09.2015 № 1033);

-  отсутствуют колесоотбойники и контрастирование поверхности маршей пандусов (нарушены требования статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181 -ФЗ; пункта 41 Постановления Правительства РФ «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерльного закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 26.12.2014 № 1521 в части пунктов 5.2.14 Свода правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» СП 59.13330.2012 в редакции Постановления Правительства РФ от 29.09.2015 № 1033);

-  отсутствуют специальные знаки (в том числе рельефные) на высоте 1.35 м у дверей санитарно-бытовых помещений или доступных кабин (уборная, душевая, ванная и т.д.). Доступная кабина не оборудована системой тревожной сигнализации, обеспечивающей связь с помещением постоянного дежурного персонала (поста охраны или администрации объекта) (нарушены требования статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ; пункта 41 Постановления Правительства РФ «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение   требований   Федерального   закона   «Технический   регламент   о безопасности зданий и сооружений» от 26.12.2014 № 1521 в части пунктов 5.3.6 Свода правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» СП 59.13330.2012 в редакции Постановления Правительства РФ от 29.09.2015 № 1033);

-  отсутствуют звуковые информаторы, текстофоны, оснащение отдельных касс специальными устройствами для пассажиров с пониженным слухом, облегчающими общение пассажира с кассиром, телефоны автоматы (нарушены требования статьи 15 Федерального закона «О социальной защите: инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181 -ФЗ; пункта 41 Постановления Правительства РФ «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 26.12.2014 № 1521 в части пунктов 3.1.19 Свода правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» СП 59.13330.2012 в редакции Постановления Правительства РФ от 29.09.2015 № 1033);

-  отсутствуют при входе в здание вокзала на основных путях движения информационные мнемосхемы (тактильные схемы движения), тактильные направляющие полосы (нарушены требования статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ; пункта 5.1 «а» приказа Министерства транспорта Российской Федерации «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов, вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования» от 06.11.2015 № 329; пункта 41 Постановления Правительства РФ «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 26.12.2014 № 1521 в части пунктов 7.1.8 Свода правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» СП 59.13330.2012 в редакции Постановления Правительства РФ от 29.09.2015 № 1033);

-  места в специальной зоне ожидания и отдыха не оборудованы индивидуальными средствами информации и связи (нарушены требования статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ; пункта 41 Постановления Правительства РФ «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 26.12.2014 № 1521 в части пунктов 7.4.13 Свода правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» СП 59.13330.2012 в редакции Постановления Правительства РФ от 29.09.2015 № 1033);

-  на кромках посадочных платформ отсутствуют тактильные наземные указатели, обозначающие границ) опасной зоны (нарушены требования статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ; пункта 41 1 Установления 1 (Правительства РФ «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 26.12.2014 № 1521 в части пункта 4.1.10 Свода правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» СП 59.13330.2012 в редакции Постановления Правительства РФ от 29.09.2015 № 1033);

-  ширина дверных проемов вокзала на пути движения инвалидов колясочников составляет менее 110 см (нарушены требования статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ; пункта 5.1 «а» приказа Министерства транспорта Российской Федерации «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов, вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования» от 06.11.2015 № 329; пункта 41 Постановления Правительства РФ «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение   требований   Федерального   закона   «Технический   регламент   о безопасности зданий и сооружений» от 26.12.2014 № 1521 в части пунктов 3.1.17 Свода правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» СП 59.13330.2012 в редакции Постановления Правительства РФ от 29.09.2015 № 1033);

-  в системе зрительной информации на вокзале пиктограммы с символами доступности помещений для инвалидов колясочников отсутствуют (нарушены требования статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181 -ФЗ; пункта 41 Постановления Правительства РФ «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 26.12.2014 № 1521 в части пунктов 3.1.17 Свода правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» СП 59.13330.2012 в редакции Постановления Правительства РФ от 29.09.2015 № 1033);

-  перед входами в помещения, в которых предоставляются услуги пассажирам, отсутствуют таблички, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля, с указанием назначения помещения и времени предоставления услуг для информирования пассажиров из числа инвалидов, имеющих стойкие нарушения функций зрения (нарушены требования статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ; статьи 80.1 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003 № 18-ФЗ; пункта 5.1 «и» приказа Министерства транспорта Российской Федерации «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов, вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования» от 06.11.2015 № 329).

Нарушения отражены в акте (справке) проверки Барабинской транспортной прокуратуры от 08.07.2019.

 13.08.2019 Барабинским транспортным прокурором в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении по статье 9.13 КоАП РФ.

Сибирское управление государственного железнодорожного надзора, рассмотрев поступившие материалы проверки, постановлением от 05.09.2019 признало ОАО «РЖД» виновным в совершении вменяемого административного правонарушения, в виде штрафа в размере 20 000 руб.

ОАО «РЖД», не согласившись с вынесенным постановлением, обратилось с настоящим заявлением в суд.

Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях ОАО «РЖД» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.13 КоАП РФ, нарушений порядка при производстве по делу об административном правонарушении суд не усмотрел.

Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с частью 7 статьи 210 АПК РФ арбитражный суд при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статьей 9.13 КоАП РФ установлено, что уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон  № 181-ФЗ) определены полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания.

В соответствии со статьей 15 указанного закона Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Закрепляющее названную обязанность положение части 1 статьи 15 Закона  № 181-ФЗ носит общий характер и не содержит указания на конкретные способы ее исполнения уполномоченными субъектами, в том числе органами местного самоуправления, равно как и не разграничивает ответственность за ее осуществление между названными субъектами.

Согласно пункту 1 статье 12 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»  жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (в частности, Свод правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» СП 59.13330.2012; приказ Министерства транспорта РФ Федерации «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов, вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования» от 06.11.2015 № 329).

При проверке установлены нарушения обществом указанных нормативных актов.

Таким образом, судом правомерно установлено в действиях общества события вменяемого административного правонарушения.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.

Оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимной связи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд правомерно пришел к выводу о виновности общества в совершении правонарушения, предусмотренного статьей  9.13 КоАП РФ, так как оно не проявило должной степени заботливости и осмотрительности, не предприняв мер для соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

Общество ссылается на то, что законодатель поставил под условие обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам транспортной инфраструктуры в виде оборудования только к вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию, капитальный ремонт объектам; положения части 1 статьи 15 Закона № 181-ФЗ применяются с 01.07.2016 исключительно к названным объектам, к обществу не применимо.

Суд первой инстанции данный довод оценил, указал на то, что, действительно,  в силу части 3 статьи 26 Федерального закона от 01.12.2014  № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов», положения части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995  № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур применяются с 01.07.2016 исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

Вместе с тем, Закон № 181-ФЗ  вступил в силу в 1995 году, следовательно, ОАО «РЖД» имело возможность предпринять все зависящие от него меры в целях исполнения требований законодательства о соблюдении прав инвалидов.

Общество в жалобе ссылается на предпринимаемые им меры во исполнение Закона № 181-ФЗ. Однако, учитывая, что при проверке выявлены   нарушения, указанные в акте (справке) проверки Барабинской транспортной прокуратуры от 08.07.2019, предпринятых обществом мер недостаточно. Доказательств, свидетельствующих о том, что общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения требований действующего законодательства на момент проверки, не представлено.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно признал, что действия общества образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.13 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений при рассмотрении дела об административном правонарушении судом не установлено.

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.

Поскольку факт нарушения и вина общества подтверждены материалами дела, нарушений установленного КоАП РФ порядка производства по делу об административном правонарушении, имеющих существенный характер, не выявлено, привлечении судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявления  общества.

Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, в связи с чем оснований для отмены решения, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.

В соответствии с частью 5.1 статьи 211 АПК РФ  решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание только в виде предупреждения и (или) в виде административного штрафа и размер назначенного административного штрафа не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции по правилам, предусмотренным главой 35 настоящего Кодекса, и рассматриваются им с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 настоящего Кодекса.

Учитывая, что размер наложенного на общество административного штрафа не превышает 100 000 руб., то применяется порядок обжалования, установленный частью 5.1 статьи 211 АПК РФ.

Руководствуясь статьями  258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд  

                                      П О С Т А Н О В И Л:

решение от 20.11.2019 Арбитражного суда Новосибирской области по делу № А45-33916/2019  оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице Западно-Сибирской дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиал ОАО «Российские железные дороги» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства
в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев
со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.

Председательствующий                                                          С. В. Кривошеина

Судьи                                                                                         Е. В. Кудряшева

                                                                                                    ФИО1