ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 07АП-2150/2021 от 13.07.2021 Седьмой арбитражного апелляционного суда


СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, https://7aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Томск                                                                                            Дело № А02-1928/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен 20 июля 2021 года

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего:                            Стасюк Т.Е.                                                                    

судей:                                                            Смеречинской Я.А.,

Фертикова М.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Панкратьевой Н.П., рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы Федерального агентства лесного хозяйства (№ 07АП-2150/2021) и потребительского общества «Алатырь» (№ 07АП-2450/2021 (2)) на решение от 27.01.2021 Арбитражного суда Республики Алтай по делу № А02-1928/2019 по иску потребительского общества «Алатырь» (ОГРН 1150411002983, ИНН 0411173761, ул. Рабочая, д. 17, г. Горно-Алтайск, Республика Алтай) к Администрации района (аймака) муниципального образования «Онгудайский район» (ОГРН 1030400556570, ИНН 0404005702, ул. Советская, д. 78, с. Онгудай, Онгудайский район, Республика Алтай) о признании торгов недействительными; о признании недействительными результатов аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 04:06:020901:147, об отмене протокола № 2 от 02.08.2017 проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 04:06:020901:147, о признании недействительным договора аренды земельного участка с кадастровым номером 04:06:020901:147, подписанного по итогам проведения аукциона между МО «Онгудайский район» и ПО «Алатырь», и применении последствий недействительности сделки;

по исковому заявлению потребительского общества «Алатырь» (ОГРН 1150411002983, ИНН 0411173761, ул. Рабочая, д. 17, г. Горно-Алтайск, Республика Алтай) и Федерального агентства лесного хозяйства (ОГРН 1047796366298, ИНН 7705598840; ул. Пятницкая, д. 59/19, г.Москва) к Администрации района (аймака) муниципального образования «Онгудайский район» (ОГРН 1030400556570, ИНН 0404005702, ул. Советская, д. 78, с. Онгудай, р-н. Онгудайский, Респ. Алтай) об установлении границ земельного участка; об исключении части земельного участка площадью 1 224 м.кв. в поворотных точках 1-н1-25-24-23-н2-1 согласно заключению эксперта № 2046\20 из находящегося в аренде земельного участка с кадастровым номером 04:06:020901:147, расположенного по адресу: Республика Алтай, р-н Онгудайский, земельный участок расположен в восточной части кадастрового квартала 04:06:020901; об установлении границ земельного участка с кадастровым номером 04:06:020901:147, расположенного по адресу: Республика Алтай, р-н Онгудайский, земельный участок расположен в восточной части кадастрового квартала 04:06:020901 в поворотных точках н1-2-3-4-5-н2-23-24-25-н1 согласно заключению эксперта № 2046\20;

по встречному исковому заявлению Администрации района (аймака) муниципального образования «Онгудайский район» к потребительскому обществу «Алатырь» о взыскании задолженности по арендной плате в сумме 5 319 631 руб. 46 коп. и расторжении договора аренды земельного участка от 09.08.2017;

по встречному исковому заявлению Администрации района (аймака) муниципального образования «Онгудайский район» к Федеральному агентству лесного хозяйства о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на лесной участок площадью 1 224 кв. м. (площадь наложения), расположенный в пределах лесного выдела 2 квартала 401 Теньгинского участкового лесничества Онгудайского лесничества, налагающийся на земельный участок с кадастровым номером 04:06:020901:147, об исключении из Государственного лесного реестра сведений о части лесного участка площадью 1 224 кв. м. (площадь наложения), расположенного в пределах лесного выдела 2 квартала 401 Теньгинского участкового лесничества Онгудайского лесничества, налагающегося на земельный участок с кадастровым номером 04:06:020901:147.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай (ОГРН 1070411000660, ИНН 0411130302, ул. Ленкина, д. 12, г. Горно-Алтайск, Республика Алтай), Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай (ОГРН 1092221004040, ИНН 2221172516, ул. Молодежная, д. 3, г. Барнаул, Алтайский край), Федерального агентства лесного хозяйства (ОГРН 1047796366298, ИНН 7705598840, ул. Пятницкая, 59/19, г. Москва), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай (ОГРН 1040400770486, ИНН 0411119757, ул. Строителей, д. 8, г. Горно-Алтайск).

В заседании приняли участие:

от Федерального агентства лесного хозяйства: Сухих А.С. по доверенности от 09.11.2020, паспорт.

СУД УСТАНОВИЛ:

потребительское общество «Алатырь» (далее – ПО «Алатырь») обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с исковым заявлением к Администрации района (аймака) муниципального образования «Онгудайский район» (далее – Администрация Онгудайского района) о признании недействительными торгов и заключенного по его результатам договора аренды земельного участка.

В качестве оснований признания торгов и сделки, заключенной по результатам торгов недействительными истец указал, что часть выставленного на торги  земельного участка относится к  землям лесного фонда и является собственностью Российской Федерации; также основанием признания недействительными является выставление на торги земельного участка без сведений о технических условиях подключения к сетям инженерно-технического обеспечения; неопределенность границ земельного участка и выявившиеся сведения об обременении предмета аренды сервитутом, которые не были отражены в аукционной документации. Также истец ссылался на невозможность пользования арендованным земельным участком ввиду нахождения на нем кедровых лесов и действия на территории «Семинского перевала» особых условий охраны окружающей среды (с учетом произведенных ПО «Алатырь» уточнений оснований иска).

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства (как федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять судебную защиту интересов Российской Федерации в области лесных отношений), Территориальное управление Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай, Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений (ныне Министерство природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай).

Определением от 12.03.2019 суд  принял к производству  встречное исковое заявление Администрации района (аймака) муниципального образования «Онгудайский район» к потребительскому обществу «Алатырь» о взыскании задолженности по арендной плате в сумме 5 319 631 руб. 46 коп. и расторжении договора аренды земельного участка от 09.08.2017.

Обосновывая встречный иск Администрации района (аймака) ссылаясь на нормы земельного законодательства и толкования, данные Верховным Судом Российской Федерации и Конституционным Судом Российской Федерации, указала на приоритет сведений кадастрового учета ЕГРН относительно сведений Государственного лесного реестра, факт выделения спорного земельного участка  с постановкой на кадастровый учет, внесением сведений в ЕГРН, нахождения земельного участка в распоряжении Администрации района (аймака) с 2010 года.

В судебном заседании 18.09.2018 представитель истца ходатайствовал о назначении землеустроительной экспертизы на предмет получения Заключения специалиста о наложении границ арендованного земельного участка и границ земель лесного фонда.

В судебном заседании 23.01.2019 суд по ходатайству ответчика приобщал к материалам дела документы, касающиеся межевания (установление границ) с постановкой 07.09.2010г. на государственный кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 04:06:020901:9, из которого в последствии был выделен земельный участок с кадастровым номером 04:06:020901:147 и касающиеся перевода земельного участка с кадастровым номером 04:06:020901:147 из категории «земли запаса» в «особо охраняемые земли» для осуществления рекреационной деятельности.

По ходатайству истца суд заслушивал пояснения инженера Костоусова С.И. в качестве специалиста по данному им Заключению.

12.03.2019 в суд поступило ходатайство ПО «Алатырь» о приостановлении судопроизводства по делу в связи с возбуждением Арбитражным судом Республики Алтай судопроизводства по делу № А02-228/2019 по иску ПО «Алатырь» к Администарции МО «Онгудайский район» и Управлению Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай о признании недействительными действий по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 04:06:020901:147 с возложением обязанности погашения записи об учете.

Определением от 25.04.2019 суд удовлетворил ходатайство ПО «Алатырь» и приостановил судопроизводство по делу № А02-738/2018 до принятия решения по делу №А02-228/2019.

Решением от 05.07.2019, принятым по делу № А02-228/2019, Арбитражный суд Республики Алтай отказал ПО «Алатырь» в удовлетворении заявленных требований к Администрации МО «Онгудайский район» о признании незаконным и отмене Постановления № 710 от 01.09.2010 «Об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 04:06:020901:6/345, о признании недействительными сведений кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 04:06:020901:147 и погашение данной записи (с учетом уточнения).

Отказ в заявлении мотивирован пропуском ПО «Алатырь» трехмесячного срока, установленного п.3, 4 ст. 198 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации. Кроме того, суд указал, что фактически по делу между сторонами возник спор о праве по земельному участку с кадастровым номером 04:06:020901:147.

Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2019 решение суда от 05.07.2019 по делу № А02-228/2019 оставлено без изменения, апелляционная жалоба ПО «Алатырь» – без удовлетворения.

Основания приостановления производства по делу № А02-738/2018 отпали.

В судебном заседании 21.11.2019 суд по ходатайству ПО «Алатырь» вновь приостановил судопроизводство по делу № А02-738/2018 до вынесения решения по делу № А02-1928/2019, возбужденному по иску ПО «Алатырь» к Администрации МО «Онгудайский район» и Федеральному агентству лесного хозяйства. Предметом иска по делу № А02-1928/2019 являлось требование ПО «Алатырь» к Администрации района (аймака) об установлении границ земельного участка; об исключении части земельного участка из находящегося в аренде земельного участка с кадастровым номером 04:06:020901:147, расположенного по адресу: Республика Алтай, р-н Онгудайский, земельный участок расположен в восточной части кадастрового квартала.

На основании статьи 46 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации суд удовлетворил ходатайство Федерального агентства лесного хозяйства и допустил его к участию в деле соистцом, приняв отказ ПО «Алатырь» от исковых требований к Федеральному агентству лесного хозяйства (Рослесхоз) с прекращением судопроизводства в этой части.

В рамках дела № А02-1928/2019 была проведена судебная землеустроительная экспертиза (назначена определением от 29.01.2020.

На разрешение экспертом поставлены вопросы:

- имелись ли наложения ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 04:06:020901:9 , категории «земли запаса» с землями лесного фонда Онгудайского лесничества, кадастровый квартал 04:06:000000:737;

- если да, то определить площадь наложения и координаты точек пересечения границ земельного участка с кадастровым номером 04:06:020901:147 с землями лесного фонда кадастрового квартала 04:06:000000:737;

- установить новые границы земельного участка с кадастровым номером 04:06:020901:147 с исключением наложения (пересечения) его границ с границами земель лесного фонда, кадастровый квартал 04:06:000000:737.

Проведение экспертизы было поручено обществу с ограниченной ответственностью «Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы» (г. Барнаул).

На период проведения судебной экспертизы судопроизводство по делу приостанавливалось. В ходе проведения экспертизы в связи с запросами эксперта о предоставлении дополнительных материалов, суд дважды возобновлял судопроизводство для разрешения ходатайства эксперта и вновь приостанавливал производство по делу.

21.09.2020 в суд поступило Заключение эксперта № 2046/20 от 14.09.2020 с материалами исследования и выводами по вопросам, поставленным судом.

Определением от 19.11.2020 в судебном заседании суд, руководствуясь статьей 146 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, возобновил судопроизводство по делу.

Определением от 19.01.2020г. суд назначил судебное заседание на предмет возобновления судопроизводства по делу №А02-738/2018.

Определением от 09.12.2020. судопроизводство по делу №А02-738/2018 было возобновлено.

В судебном заседании по делу № А02-1928/2019, состоявшемся 09.12.2020, суд, руководствуясь статьей 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  объединил для совместного рассмотрения дела № А02-738/2018 и № А02-1928/2019.

С учетом произведенного объединения  ПО «Алатырь» уточнило свои исковые требования, согласно принятому судом уточнению предмета иска просит:

- Признать недействительными результаты аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 04:06:020901:147, находящегося в муниципальной собственности МО «Онгудайский район»;

- Отменить протокол № 2 от 02.08.2017 проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 04:06:020901:147, находящегося в муниципальной собственности МО «Онгудайский район»;

- Признать недействительным договор аренды земельного участка с кадастровым номером 04:06:020901:147, подписанный по итогам проведения аукциона между МО «Онгудайский район» и ПО «Алатырь» и применить последствия недействительности сделки.

- Исключить часть земельного участка площадью 1 224 м.кв. в поворотных точках 1-н1-25-24-23-н2-1 согласно заключению эксперта № 2046\20 из находящегося в аренде земельного участка с кадастровым номером 04:06:020901:147, расположенный но адресу: Республика Алтай, р-н Онгудайский, земельный участок расположен в восточной части кадастрового квартала 04:06:020901;

- Установить границы земельного участка с кадастровым номером 04:06:020901:147, расположенного по адресу: Республика Алтай, р-н Онгудайский, земельный участок расположен в восточной части кадастрового квартала 04:06:020901 в поворотных точках н1-2-3-4-5-н2-23-24-25-н1 согласно заключению эксперта № 2046\20.

Соистец по требованию об установлении границ – Рослесхоз в лице Департамента лесного хозяйства по СФО, ознакомленный с уточненными требованиями, возражений по ним в суд не заявлял.

Истец по встречному иску – Администрация МО «Онгудайский район» поддержал свои требования к ПО «Алатырь» о расторжении договора аренды и взыскании задолженности по арендным платежам.

Также судом принято встречное требование Администрации МО «Онгудайский район» к рассмотрению в данном деле к Рослесхозу (соистцу) о признании отсутствующим прав собственности Российской Федерации на лесной участок площадью 1 224 кв. м. (площадь наложения), расположенный в пределах лесного выдела 2 квартала 401 Теньгинского участкового лесничества Онгудайского лесничества, являющегося частью земельного участка с кадастровым номером 04:06:020901:147; исключении из Государственного лесного реестра сведения о части лесного участка площадью 1224 кв.м. (площадь наложения), расположенного в пределах лесного выдела 2 квартала 401 Теньгинского участкового лесничества Онгудайского лесничества, налагающегося на земельный участок с кадастровым номером 04:06:020901:147.

По указанным выше требованиям 27.01.2021 Арбитражным судом Республики Алтай принято решение:

исковые требования Администрации района (аймака) муниципального образования «Онгудайский район» к Федеральному агентству лесного хозяйства удовлетворить:

Признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на лесной участок площадью 1 224 кв. м. (площадь наложения), расположенный в пределах лесного выдела 2 квартала 401 Теньгинского участкового лесничества Онгудайского лесничества из земель лесного фонда кадастровым номером 04:06:000000:737, налагающийся на земельный участок с кадастровым номером 04:06:020901:147, расположенный по адресу: Республика Алтай, р-н Онгудайский, Вершина перевала Семинский, в восточной части кадастрового квартала 04:06:020901.

В удовлетворении исковых требований Администрации района (аймака) муниципального образования «Онгудайский район» к Федеральному агентству лесного хозяйства об исключении из Государственного лесного реестра сведений о части лесного участка площадью 1 224 кв. м. (площадь наложения), расположенного в пределах лесного выдела 2 квартала 401 Теньгинского участкового лесничества Онгудайского лесничества, с внесением сведений по границам земельного участка с кадастровым номером 04:06:020901:147 отказать.

В удовлетворении исковых требований Потребительского общества «Алатырь» и Федерального агентства лесного хозяйства к Администрации района (аймака) муниципального образования «Онгудайский район» об установлении границ земельного участка; об исключении части земельного участка площадью 1 224 м.кв. в поворотных точках 1-н1-25-24-23-н2-1 согласно заключению эксперта № 2046\20 из находящегося в аренде земельного участка с кадастровым номером 04:06:020901:147, расположенного по адресу: Республика Алтай, р-н Онгудайский, в восточной части кадастрового квартала 04:06:020901; об установлении границ земельного участка с кадастровым номером 04:06:020901:147, расположенного по адресу: Республика Алтай, р-н Онгудайский, в восточной части кадастрового квартала 04:06:020901 в поворотных точках н1-2-3-4-5-н2-23-24-25-н1 согласно заключению эксперта № 2046\20 отказать.

В удовлетворении исковых требований Потребительского общества «Алатырь» к Администрации района (аймака) муниципального образования «Онгудайский район» о признании недействительными результатов аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 04:06:020901:147, о признании недействительным протокола № 2 от 02.08.2017 проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 04:06:020901:147; о признании недействительным договора аренды земельного участка с кадастровым номером 04:06:020901:147, заключенного 09.08.2017 по итогам проведения аукциона между МО «Онгудайский район» и ПО «Алатырь», и применении последствий недействительности сделки отказать.

Встречные исковые требований Администрации района (аймака) муниципального образования «Онгудайский район» к Потребительскому обществу «Алатырь» удовлетворить: Расторгнуть договор аренды земельного участка с кадастровым номером 04:06:020901:147 от 09.08.2017, заключенный по результатам торгов. Взыскать с Потребительского общества «Алатырь» в пользу Администрации района (аймака) муниципального образования «Онгудайский район» 4 208 338 руб. 60 коп. в уплату задолженности по арендным платежам. В остальной части требований по арендным платежам отказать.

Взыскать с Потребительского общества «Алатырь» в доход федерального бюджета 50 042 рублей в уплату государственной пошлины.

Не согласившись с указанным судебным актом, Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить полностью и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований Рослесхоза и ПО «Алтырь» к Администрации района об установлении границ земельного участка; встречное исковое требование Администрации района к Рослесхозу оставить без удовлетворения.

В обоснование апелляционной жалобы ссылается на то, что земельный участок, занимающий в целом земли Онгудайского лесничества, в силу закона считается поставленным на государственный кадастровый учет, но распознать его территорию на картографической основе ведения государственного кадастра недвижимости не представляется возможным, несмотря на обозначение его границ и конфигурации по сведениям государственного лесного реестра, подавляющее большинство лесных участков, получивших статус ранее учтенных, на которые зарегистрировано право собственности Российской Федерации, представляют собой лесничества, занимающие площади до нескольких миллионов гектар, с многоконтурными границами, наличием внутри населенных пунктов, дорог, водных объектов, садоводческих и дачных товариществ, в связи с чем, довод суда об отсутствии кадастрового учета земель лесного фонда и постановке спорного земельного участка на кадастровый учет ранее, чем земельный участок лесного фонда не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Администрация не имела полномочий распоряжаться земельным участком, так как он отнесен к землям особо охраняемых территорий и объектов, судом первой инстанции не дана надлежащая оценка обстоятельствам законности перевода спорного земельного участка и владение таким участком Администрации. Судом неверно дана оценка выписке ЕГРН, согласно которой спорный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, ответчиком не представлено доказательств перевода земель лесного фонда в границах лесничества в иную категорию в установленном законом порядке.

ПО «Алтырь», также не согласившись с решением суда по настоящему делу, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение арбитражного суда полностью, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить его требование о признании недействительными результатов аукциона по продаже права аренды земельного участка с кадастровым номером 04:06:020901:147, находящегося в муниципальной собственности Администрации района; отменить протокол № 2 от 02.08.2017 по результатам аукциона на право заключения договора аренды; признать недействительным договор аренды земельного участка, подписанный по результатам аукциона и применить последствия недействительности сделки; отказать в удовлетворении требования Администрации района о взыскании арендных платежей.

В обоснование апелляционной жалобы ссылается на то, что несмотря на то, что в ЕГРН имеется запись о том, что границы в соответствии с земельным законодательством не установлены, эта запись не отражает, что границы установлены в свое время по существующему на тот период земельному законодательству, таким образом ссылка на действующее законодательство при определении соответствия установления границ не обоснована. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, при этом из содержания межевого плана следует, что согласование границ земельного участка не проводилось. Факт отнесения земельного участка с кадастровым номером 04:06:020901:147 к категории земель особо охраняемой территории подтверждается материалами дела, таким образом, судом неправильно истолковано законодательство. В отношении спорного лесного участка не только проведено лесоустройство и сведения включены в лесной реестр, но и участок находится в собственности Российской Федерации, таким образом, отказ суда в удовлетворении требований ПО «Алатырь» об оспаривании торгов является незаконным. О существовании сервитута ПО «Алатырь» узнало лишь после заключения договора, так как сведения об этом в аукционной документации отсутствовали, и данный довод в требовании признания аукциона незаконным также не был оценен судом. Судом не отражено того обстоятельства, что организатор торгов не имел права выставлять данный объект на торги, само по себе нахождение самовольных построек на участке не  отрицалось судом, они также были учтены при определении размера арендной платы.

31.03.2021 от Министерства природных ресурсов экологии и туризма Республики Алтай поступил отзыв на апелляционные жалобы, в котором оно указывает на то, что в отношении спорного земельного участка не только проведено лесоустройство и сведения включены в лесной реестр, в установленном законом порядке, но и лесной участок Онгудайского лесничества находится в собственности Российской Федерации как ранее учтенный. При таких обстоятельствах отказ суда в удовлетворении требований ПО «Алатырь» об оспаривании законности проведения аукциона со ссылкой на приоритет сведений из ЕГРН перед сведениями из ГЛР, является незаконным. Тот факт, что в рамках настоящего дела проведена экспертиза, которой установлено, что часть арендованного земельного участка  с кадастровым номером 04:06:020901:147 входит в земельный участок с кадастровым номером 04:06:000000:737 являющийся землями лесного фонда. Также аукционная документация и договор аренды спорного земельного участка содержит указание на то, что Администрация МО «Онгудайского района» является собственником данного земельного участка, что не соответствует действительности.

05.04.2021, 07.04.2021 от МО Администрации «Онгудайского района» поступили отзывы на апелляционные жалобы, в которых она указывает на то, что лесной участок с кадастровым номером 04:06:000000:737 был поставлен на кадастровый учет без установления границ 19.12.2012, в то время как границы земельного участка 04:06:020901:147 установлены 23.09.2010, информация о границах лесных участков и правах на них вносится в ГЛР на основании сведений ЕГРН. При рассмотрении дела судом первой инстанции, каких-либо требований от признания перевода спорного земельного участка из одной категории в другую незаконным, истцами заявлено не было, в связи с этим решение следует оставить без изменения.

Определением от 16.04.2021 судебное заседание отложено апеллянтам предложено уточнить свои требования по апелляционным жалобам.

От Федерального агентства лесного хозяйства поступили дополнения к апелляционной жалобе в которых доводы ранее поданной апелляционной жалобы поддерживает в полном объеме, просит решение от 27.01.2021 отменить в части отказа в удовлетворении требований Рослесхоза и Потребительского общества «Алатырь» к Администрации района (аймака) муниципального образования «Онгудайский район» об установлении границ земельного участка и принять по делу новое решение:

- об удовлетворении исковых требований Рослесхоза и ПО «Алатырь» к Администрации района (аймака) МО «Онгудайский район» об исключении части земельного участка с кадастровым номером 04:06:020901:147, расположенного по адресу: Республика Алтай, р-н Онгудайский, земельный участок расположен в восточной части кадастрового квартала 04:06:020901, площадью 1 224 кв.м., имеющий следующий каталог координат поворотных точек:

№ точки

X

Y

1

542 900,34

1 309 573,76

2

542 907,38

1 309 584,26

3

542 882,80

1 309 586,92

4

542 848.68

1 309 580.96

5

542 823.60

1 309 568.06

6

542 811,17

1 309 557,10

1

542 900,34

1 309 573,76

об установлении границ земельного участка с кадастровым номером 04:06:020901:147, расположенного по адресу: Республика Алтай, р-н Онгудайский, земельный участок расположен в восточной части кадастрового квартала 04:06:020901, площадью 10 911 кв.м., в поворотных точках согласно заключению эксперта №2046/20:

№ точки

X

Y

1

542 907.38

1 309 584.26

2

542 963.92

1 309 668.56

3

542 899.60

1 309 663.75

4

542 781.88

1 309 626.16

5

542 795.11

1 309 554.10

6

542 811.17

1 309 557.10

7

542 823.60

1 309 568.06

8

542 848.68

1 309 580.96

9

542 882.80

1 309 586.92

1

542 907.38

1 309 584.26

- встречное исковое заявление Администрации района (аймака) МО «Онгудайский район» к Рослесхозу оставить без удовлетворения.

От ПО «Алатырь» также поступили дополнения к апелляционной жалобе, в которых доводы ранее поданной апелляционной жалобы поддерживает в полном объеме, просит отменить решение в части отказа в удовлетворении требований Потребительского общества «Алатырь» к Администрации района (аймака)муниципального образования «Онгудайский район»:

об исключении части земельного участка площадью 1 224 м.кв. в поворотных точках 1-н1-25-24-23-н2-1 согласно заключению эксперта № 2046V20 из находящегося в аренде земельного участка с кадастровым номером 04:06:020901:147, расположенного, по адресу: Республика Алтай, р-н Онгудайский, в восточной части кадастрового квартала 04:06:020901;

о признании недействительными результатов аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 04:06:020901:147;

о признании недействительным протокола № 2 от 02.08.2017 проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 04:06:020901:147;

о признании недействительным договора аренды земельного участка с кадастровым номером 04:06:020901:147, заключенного 09.08.2017 по итогам проведения аукциона между МО «Онгудайский район» и ПО «Алатырь» и о применении последствий недействительности сделки.

Отменить решение в части удовлетворения встречных исковых требований Администрации района (аймака) муниципального образования «Онгудайский район» к Потребительскому обществу «Алатырь»:

о расторжении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 04:06:020901:147 от 09.08.2017. заключенного по результатам торгов;

о взыскании с Потребительского общества «Алатырь» в пользу Администрации района (аймака) муниципального образования «Онгудайский район» 4208338 руб. 60 коп. в уплату задолженности по арендным платежам;

Отменить решение Арбитражного суда Республики Алтай от 27 января 2021 года по делу № А02-1928/2019 в части взыскания с Потребительского общества «Алатырь» в доход федерального бюджета 50042 рублей в уплату государственной пошлины.

Принять по делу новый судебный акт, которым:

исключить часть земельного участка площадью 1 224 м.кв. в поворотных точках 1-н1-25-24-23-н2-1 согласно заключению эксперта № 2046Y20 из находящегося в аренде земельного участка с кадастровым номером 04:06:020901:147, расположенного, по адресу: Республика Алтай, р-н Онгудайский, в восточной части кадастрового квартала 04:06:020901;

признать недействительными результаты аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 04:06:020901:147;

признать недействительным протокол № 2 от 02.08.2017 проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 04:06:020901:147:

признать недействительным договор аренды земельного участка с кадастровым номером 04:06:020901:147, заключенный 09.08.2017 по итогам проведения аукциона между МО «Онгудайский район» и ПО «Алатырь» и применить последствия недействительности сделки;

отказать в удовлетворении встречных исковых требований Администрации района (аймака) муниципального образования «Онгудайский район» к Потребительскому обществу «Алатырь» о расторжении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 04:06:020901:147 от 09.08.2017, заключенного по результатам торгов;

отказать в удовлетворении встречных исковых требований Администрации района (аймака) муниципального образования «Онгудайский район» к Потребительскому обществу «Алатырь» о взыскании в пользу Администрации района (аймака) муниципального образования «Онгудайский район» 4208338 руб. 60 коп. (Четыре миллиона двести восемь тысяч триста тридцать восемь) рублей 60 копеек в уплату задолженности по арендным платежам в полном объеме;

отказать в взыскании с Потребительского общества «Алатырь» в доход федерального бюджета 50042 рублей 00 копеек в уплату государственной пошлины.

22.04.2021, 23.04.2021 от Федерального агентства лесного хозяйства поступили возражения на отзыв, в которых поясняет, что доводы МО Онгудайского района о том, что земельный участок лесного фонда с кадастровым номером 04:06:000000:373 поставлен на кадастровый учет только 12.12.2012 не соответствует фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права. Также по результатам проведенной судебной экспертизы подтверждено наличие пересечений земельного участка с кадастровым номером 04:06:020901:9 с землями лесного фонда.

Определением от 06.05.2021 судебное заседание отложено в связи с поступившими уточнениями требований по апелляционным жалобам.

Определением от 31.05.2021 и 25.06.2021 судебные заседания отложены в связи с болезнью судьи.

В связи с отпуском судьи Киреевой О.Ю. на основании статьи 18 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации произведена ее замена на судью Фертикова М.А. Рассмотрение производится с самого начала.

В судебном заседании представитель Федерального агентства лесного хозяйства поддержал доводы апелляционной жалобы с учетом уточнений требований. Относительно апелляционной жалобы ПО «Алатырь» высказал мнение, что считает ее  обоснованной.

Иные участвующие в деле лица, извещенные о месте и времени рассмотрения дела по апелляционным жалобам, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Несвоевременно и ненадлежаще заявленные ходатайства об участии в онлайн-заседании судом апелляционной инстанции не удовлетворены.

Принимая во внимание, что дело неоднократно откладывалось и все участвующие в деле лица имели возможность выразить свою позицию по делу как устно, так и письменно, суд не усматривает процессуальных препятствий для рассмотрения дела при имеющейся явке.

Заслушав присутствующего представителя Федерального агентства лесного хозяйства, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, отзывов на них, дополнений и уточнений,  проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для его отмены по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на основании Постановления Администрации Онгудайского района № 46 от 05.02.1996 и Материалов графического учета земель, подготовленного Алтайским представительством Запсиб НИИ Гипрозем Госкомзем РФ в 1995 году Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Онгудайского района был поставлен на кадастровый учет 05.02.1996 земельный участок с кадастровым номером 04:06:020901:9, месторасположением Республика Алтай, Онгудайский район, Вершина прервала «Семинский», исток реки «Туекта», общей площадью 1984000 кв.м., с категорией «земли запаса», не разграниченной собственности и без установления границ в соответствии с требованиями земельного законодательства, состоящей из трех обособленных земельных участков с кадастровыми номерами 04:06:020901:7, 04:06:020:901:8, 04:06:020901:6.

В 2002 году ФГУП «Запсиблеспрект» были выполнены Материалы лесоустройства Онгудайского лесничества и его Лесохозяйственный регламент. По данным материалам и Регламенту на основании норм Лесного кодекса РФ 06.09.2008 была произведена государственная регистрация прав собственности РФ на лесной участок площадью 1892680000 кв.м. местоположением Республика Алтай, Онгудайский район, Онгудайское лесничество, с кадастровым номером 04:02- 03/003/2008-168, с выдачей свидетельства по записи № 04:02-03/003/2008-168.

Согласно сведениям ЕГРН вышеуказанный лесной участок 19.12.2012 был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 04:06:000000737, с категорией земель «лесного фонда», границы которого не были установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Постановлением Администрации МО «Онгудайский район» от 01.09.2010 утверждены схемы расположения 5 самостоятельных земельных участков, образуемых из земель запаса с кадастровым номером 04:06:020901:9. Образованные земельные участки с кадастровыми номерами 04:06:020901-143, 04:06:020901-144, 04:06:020901-145, 04:06:020901-146, 04:06:020901-147 по межевому делу от 07.09.2020 были поставлены на кадастровый учет как самостоятельные объекты недвижимости – 23.09.2010.

По ходатайству Администрации МО «Онгудайский район» Правительством Республики Алтай издавалось Распоряжение № 36 от 02.02.2011 о переводе вышеуказанных земельных участков из категории «земли запаса» в категорию «особо охраняемых территорий» для осуществления рекреационной деятельности.

Из материалов дела также следует, что по договору аренды земельного участка № 17 от 17.05.2011 земельный участок с кадастровым номером 04:06:020901:147, общей площадью 24263 кв.м. передавался в соответствии с распоряжением № 494 от 17.05.2011 Администрацией МО «Онгудайский район» в аренду на 10 лет гражданину Крухмалеву С.А. для осуществления рекреационной деятельности (государственная регистрация права аренды 17.06.2011).

С уведомлением арендодателя письмом от 11.03.2013 гражданин Крухмалев С.А. заключал договор субаренды № 1 от 16.03.2013 с гражданином Ревенко Б.П., предметом аренды которого был земельный участок с кадастровым № 04:06:020901:147.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай от 30.09.2015 (дело № 33-733) удовлетворены исковые требования Администрации МО «Онгудайский район» к гражданину Крухмалеву С.А. о расторжении договора аренды № 17 от 17.05.2011 в связи с нецелевым использованием земельного участка с возложением на ответчика обязанность снести самовольно построенные строения – дом, баню, здание по переработке и продаже трав. Лицом, участвующим в этом судебном споре, был гражданин Ревенко Б.П., который заявлял и доказывал свои права собственности на вышеуказанные строения и их продажу гр.Годову Е.В. Суд признал данные доводы необоснованными. Исполнение данного судебного акта окончено Постановлением об окончании исполнительного производства   № 04005/17/55422 от 23.11.2017.

Из материалов дела также следует, что после расторжения договора аренды, заключенного с гражданином Крухмалевым С.А., Администрация МО «Онгудайский район» выделила из земельного участка с кадастровым номером 04:06:020901:147 земельный участок с кадастровым номером 04:06:020901:197, в результате чего площадь земельного участка с кадастровым номером 04:06:020901:147 уменьшилась до 12135 кв.м. (постановление № 125 от 16.02.2017 «Об утверждении схемы расположения земельного участка с условным кадастровым номером 04:06:020901:147 ЗУ).

Соответствующие изменения были внесены в сведения кадастрового учета земельного участка.

Распоряжением Администрации МО «Онгудайский район» № 274 от 26.06.2017 объявлялось о проведении открытого аукциона на право аренды сроком на 10 лет земельного участка с кадастровым номером 04:06:020901:147, общей площадью 12135 кв.м., для ведения рекреационной деятельности.

Протоколом № 1 от 31.07.2017 к участию в аукционе были допущены физические лица – Реу О.И., Годов Е.В. и юридическое лицо – ПО «Алатырь».

Согласно протоколу № 2 от 02.08.2017 победителем признан по лоту аренды указанного земельного участка ПО «Алатырь».

09.08.2017 Администрация МО «Онгудайский район» как арендодатель и ПО «Алатырь» как арендатор заключили договор аренды земельного участка с кадастровым № 04:06:020901:147, сроком на 10 лет, площадью 12135 кв.м., для ведения рекреационной деятельности с размером арендной платы – 3989723 руб. в год

28.08.2017 произведена государственная регистрация права аренды.

Из материалов дела также следует, что в связи с претензиями гражданки Реу О.И. по порядку пользования земельным участком ПО «Алатырь» обращалось к Администрации МО «Онгудайский район» с заявлением о расторжении договора аренды (октябрь 2017 г.), ссылаясь на судопроизводство в Горно-Алтайском городском суде, возбужденное по иску гражданки Реу О.И. После вынесения отказного решения суда Администрация МО «Онгудайский район» письмом от 27.11.2017 отказало в расторжении договора аренды, указывая на отсутствие каких-либо препятствий пользования арендуемым земельным участком.

В 2018 году ПО «Алатырь» обращалось в арбитражный суд с иском к Администрации МО «Онгудайский район» о расторжении договора аренды от 09.08.2017, ссылаясь на обстоятельства невозможности пользования предметом аренды в виду наличия забора, препятствующего доступу к земельному участку.

В ходе судопроизводства по возбужденному делу (№ А02-2496/2017) ПО «Алатырь» отказалось от иска, ссылаясь на оспаривание в судебном порядке состоятельности торгов и договора. Определением от 01.08.2018, принятым по делу № А02-2496/2017, судопроизводство по делу было прекращено.

Первоначальное исковое заявление ПО «Алатырь» по делу № А02-738/2018 поступило в суд 24.04.2018.

В ходе судопроизводства по настоящему делу ПО «Алатырь» оспаривало в административном порядке действия и акты муниципального органа по образованию и постановке на кадастровый учет земельного участка, явившегося предметом аренды подачей заявления в суд.

Заявляя исковые требования об установлении границ, по объяснению представителя истца – ПО «Алатырь», преследует цель подтвердить нахождение в земельном участке, переданном в аренду, земель лесного фонда, что исключает возможность пользования. По объяснениям представителя ПО «Алатырь», общество не намерено и не имеет интереса в сохранении арендных отношений, т.к. привлеченный инвестор отказался впоследствии от своего проекта строительства спортивно-оздоровительного комплекса на арендуемом обществом земельном участке. ПО «Алатырь» само финансово несостоятельно и не может отплачивать договорную арендную плату.

Встречные исковые требования Администрации МО «Онгудайский район» заявлены к Рослесхозу с целью подтверждения своих правомочий распорядиться земельным участком с кадастровым номером 04:06:020901:147, встречные требования к ПО «Алатырь» заявлены в целях расторжения договора аренды в связи с существенным нарушением обязательств со стороны арендатора и взыскания задолженности.

Делая вывод о законности и обоснованности части требований Администрации МО «Онгудайский район» и отсутствии законных оснований для удовлетворения требований ПО «Алатырь» и Федерального лесного хозяйства, суд руководствуется нижеследующим:

С учетом собранных по делу доказательств суд пришел к выводу о доказанности факта наложения границ земельного участка с кадастровым номером 04:06:020901:147 и земель лесного фонда с кадастровым номером 04:06:000000:737. Таковыми доказательствами являются:

- Заключение эксперта № 2046/20 от 14.09.2020, выполненное по определению о назначении судебно-землеустроительной экспертизы ООО «Лаборатория строительно-технической экспертизы».

Обоснованность выводов эксперта не подвергалась сомнению представителями сторон. У суда так же не возникли сомнения в правильности выводов эксперта с учетом исследованных материалов регистрационных, лесоустроительных и реестровых дел.

- Заключение № 1 о пересечении (наложении) земельных участков с иной категорией земель лесного фонда, подготовленного Западно-сибирским филиалом ФГБУ «Рослесинфорг»

- лесоустроительными документами Теньгинского лесничества, приобщенными к материалам дела.

Суд первой инстанции также признал имеющим существенное значение подтверждение факта нахождения земель земельного участка с кадастровым номером 04:06:020901:147 в землях категории «особо охраняемых природных территорий» с особым режимом пользования.

Суд первой инстанции принял по существу правильное решение, при этом выводы арбитражного суда первой инстанции, вопреки оводам апелляционных жалоб,  соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства Российской Федерации.

Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.

Земли в Российской Федерации по своему целевому назначению подразделяются на категории. Земли лесного фонда и земли сельскохозяйственного назначения являются самостоятельными категориями земель (статья 7 Земельного кодекса Российской Федерации).

К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется Земельным кодексом Российской Федерации и лесным законодательством (статья 101 Земельного кодекса Российской Федерации).

На основании статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 67 Лесного кодекса Российской Федерации на территории земель лесного фонда проводится лесоустройство. Лесоустройство включает в себя закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков (часть 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации).

Лесной реестр в силу пунктов 1 и 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, лесничествах и лесопарках, лесных участках и об их границах, количественных и качественных характеристиках лесов.

В настоящее время земли лесного фонда и лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (статья 3 Федерального закона Российской Федерации от 04.12.2006 № 201 «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

По смыслу части 2 статьи 69 Кодекса обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Преюдициальная связь судебных актов арбитражных судов обусловлена указанным свойством обязательности как элемента законной силы судебного акта, в силу которой в процессе судебного доказывания суд не должен дважды устанавливать один и тот же факт в отношениях между теми же сторонами. Иной подход означает возможность опровержения опосредованного вступившим в законную силу судебным актом вывода суда о фактических обстоятельствах другим судебным актом, что противоречит общеправовому принципу определенности, а также принципам процессуальной экономии и стабильности судебных решений (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2007 № 2-П).

В силу пункта 1 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 01.01.2017, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

В части 3 статьи 14 Закона № 172-ФЗ предусмотрено, что в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.

В силу части 6 статьи 14 Закона № 172-ФЗ положения части 3 не распространяются на земельные участки: 1) расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия; 2) земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы; 3) земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.

Схожая норма закреплена и в части 4 статьи 60.2 Закона № 218-ФЗ, согласно которой границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях ЕГРН, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 01.01.2016, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при обнаружении реестровой ошибки, в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.

Указанные нормы введены Федеральным законом от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».

Из вышеизложенных требований действующего законодательства, разъяснений высших судебных инстанций следует, что надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида разрешенного использования и описания его границ являются сведения ЕГРН.

Ка указано выше, согласно пункту 5 статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 201-ФЗ) информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений ЕГРН.

Пунктом 3 статьи 4.6 Закона № 201-ФЗ предусмотрено, что не допускается внесение в ЕГРН сведений о ранее учтенных лесных участках, если их границы имеют пересечения с границами иных лесных и (или) земельных участков.

Сведения о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, исключаются из государственного лесного реестра органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, если сведения об этих лесных участках не внесены в ЕГРН и границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (пункт 6 статьи 4.6 Закона № 201-ФЗ).

Признавая приоритет сведений о границах, внесенных в сведения кадастрового учета на основании межевого плана, выполненного по заказу муниципального органа и его права распоряжаться земельными участками, собственность на которые не разграничена, суд правомерно признал Администрацию МО «Онгудайский район» законным правообладателем земельного участка с кадастровым номером 04:06:020901:147, владения которого согласно статье 305 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат защите наравне с собственником недвижимого имущества.

Судом подробно исследованы обстоятельства, связанные с вопросом об отнесении спорного земельного участка к категории «Особо охраняемые природные территории» (далее – ООПТ), что исключало бы действие приоритета ЕГРН и означало бы отнесение к Федеральной собственности.

В материалах дела имеется Распоряжение Правительства Республики Алтай № 36-гр «О переводе земельного участка из одной категории в другую категорию в Онгудайском районе», в соответствии с которым земли запаса, в том числе земельный участок с кадастровым номером 04:06:020901:147, переведены в категорию особо охраняемых земель для осуществления рекреационной деятельности.

Вместе с тем, согласно Материалам лесохозяйственного регламента Онгудайского лесничества (действующии в настоящее время и действовавших в 2011 г.) в перечне ООПТ значится только как Памятник природы республиканского значения «Перевал «Семинский» (Теньгинское лесничество, квартал 108). Иных ООПТ на территории перевала «Семинский» нет. Согласно Картосхемы положения объекта с кадастровым номером 04:06:020901:147 и памятника природы республиканского значения «Семинский перевал» указанный земельный участок находится вне площади ООПТ регионального значения (приложенный ответ Министерства природных ресурсов, экологии и туризма на запрос ПО «Алатырь»). Иных нормативных актов и актов ненормативного характера об образовании и отнесении заявленного земельного участка к землям особо охраняемых территорий в соответствии с законодательством РФ и Республики Алтай «Об особо охраняемых природных территориях и объектах» суду не представлено. Как не представлено нормативных актов субъекта о соблюдении порядка, установленного статьей 10 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую».

Основываясь на приведенных выше доводах, суд пришел к выводу, что земельный участок с кадастровым номером 04:06:020901:147 по факту не являлся и не относился к землям особо охраняемых природных территорий, созданных и действующих на территории Республики Алтай.

Судом обоснованно учтено, что земельный участок с кадастровым номером 04:06:020901:9 как единое землепользование площадью 1802265 кв.м., местоположением: Республика Алтай, Онгудайский район, вершина Перевала «Семинский» категории «земли запаса» был поставлен на кадастровый учет в 1996 году Комитетом по землеустроительству и земельным ресурсам Администрации Онгудайского района из земель государственного запаса.

В 2010 году Администрация МО «Онгудайский район» в пределах полномочий, предоставленных статьей 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ с учетом того, что собственность на земельный участок с кадастровым номером 04:06:020901:9 не была разграничена, распорядилась выделить из данного земельного участка пять самостоятельных земельных участков, в том числе и спорный земельный участок с кадастровым номером 04:06:020901:147 с установлением их границ в соответствии с требованиями земельного законодательства, передавая в аренду, в том числе по результатам торгов по договору аренды от 09.08.2017 ПО «Алатырь».

Прав собственности на данный земельный участок у муниципального образования не возникало и муниципальное образование об этом на заявляет и не доказывает. Права собственности РФ на земли лесного фонда с кадастровым номером 04:06:000000:737, зарегистрированы 06.08.2008 на основании лесоустроительных материалов, земель лесного фонда, поставленных кадастровый учет 19.12.2012. До настоящего времени его границы в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены.

Таким образом, материалами дела подтверждено, что спорный земельный участок правомерно находится в распоряжении Администрации района (аймака).

Исходя из вышеизложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Администрации МО «Онгудайский район» о признании отсутствующим прав собственности РФ на часть земельного участка площадью 1224 кв.м. из земель лесного фонда с кадастровым номером 04:06:000000:737.

В силу пункта 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права на недвижимое имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр.

В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права на недвижимое имущество в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке. Аналогичная норма содержалась в части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Согласно пункту 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» от 29.04.2010 (далее - Постановление № 10/22), в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданского кодекса Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Исходя из этого требования об установлении границ земельного участка; об исключении части земельного участка площадью 1224 м.кв. в поворотных точках 1-н1-25-24-23-н2-1 согласно заключению эксперта № 2046\20 из находящегося в аренде земельного участка с кадастровым номером 04:06:020901:147, расположенный по адресу: Республика Алтай, р-н Онгудайский, земельный участок расположен в восточной части кадастрового квартала 04:06:020901; об установлении границ земельного участка с кадастровым номером 04:06:020901:147, расположенного по адресу: Республика Алтай, р-н Онгудайский, земельный участок расположен в восточной части кадастрового квартала 04:06:020901 в поворотных точках н1-2-3-4-5-н2-23-24-25-н1 согласно заключению эксперта № 2046\20 не подлежат удовлетворению, как и требования о признании недействительными результатов аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 04:06:020901:147; об отмене протокола № 2 от 02.08.2017 проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 04:06:020901:147; о признании недействительным договора аренды земельного участка с кадастровым номером 04:06:020901:147, подписанного по итогам проведения аукциона между МО «Онгудайский район» и ПО «Алатырь», и применении последствий недействительности сделки.

В соответствии со статьей 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо. Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.

Как разъяснено в пункте 84 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее - Постановление Пленума № 25) допустимо предъявление исков о признании недействительной ничтожной сделки без заявления требования о применении последствий ее недействительности, если истец имеет законный интерес в признании такой сделки недействительной. В случае удовлетворения иска в решении суда о признании сделки недействительной должно быть указано, что сделка является ничтожной.

Согласно правовой позиции, приведенной в пункте 3 Информационного письма Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 23.10.2000 № 57 «О некоторых вопросах практики применения статьи 183 Гражданского кодекса Российской Федерации», поскольку к публично - правовым образованиям (пункт 1 статьи 124 ГК РФ) применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством (пункт 2 статьи 124 ГК РФ), в случае заключения сделки от имени публично-правового образования его органом с превышением компетенции, такая сделка признается ничтожной (статья 168 ГК РФ).

Статьями 9-11 Земельного кодекса Российской Федерации определена компетенция муниципальных органов в отношении земельных участков, которые дифференцированы в том числе исходя из принадлежности земель к определенной категории.

Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд пришел к выводу что распоряжение муниципальным органом частью земель лесного фонда как землями запаса не разграниченной собственности с внесением сведений о границах образованного земельного участка в ЕГРН и возникновением с этого момента приоритета этих сведений над сведениями Государственного лесного реестра исключает неправомерность действий муниципального органа и нарушение прав и законных интересов Рослесхоза как представителя собственника РФ, и тем более ПО «Алатырь» как арендатора земельного участка.

Отказывая в признании торгов недействительными, суд первой инстанции также усмотрел в действиях ПО «Алатырь» по оспариванию торгов и заключенного по итогом торгов договора аренды, признаки недобросовестности поведения.

Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

В силу пункта 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Пунктом 5 статьи 166 Гражданского Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявление о недействительности сделки не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность сделки лицо действует недобросовестно, в частности, если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки.

Как закреплено в пункте 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Суд обоснованного руководствовался при оценке поведения ПО «Алатырь» - лица победившего в оспариваемом аукционе и заключившего по его итогам договор аренды, разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» согласно которым, оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.

Так, участвуя в торгах, заключая договор аренды, ПО «Алатырь» в лице его участника, в настоящее время ликвидатора Ревенко Б.П., достоверно знало (не могло не знать) все характеризующие сведения о предмете аренды, в том числе и о спорах между бывшим арендатором Крухмалевым и гр. Реу О.И., о прохождении ЛЭП и об отсутствии инженерно-технологических сетей. Обществу были известны и факт нахождения на участке кедровых лесов. Общество имело коммерческий проект и предпринимательский интерес в использовании данного земельного участка в целях ведения туристической деятельности – с организацией отдыха и оздоровления клиентов.

Как неоднократно пояснял в суде представитель ПО «Алатырь» в настоящее время у общества нет интереса в сохранении аренды из-за несостоявшегося инвестиционного проекта и отсутствия денежных средств.

Основываясь на изложенном, суд обоснованно сделал вывод о том, что при указанных фактических обстоятельствах оспаривание состоятельности торгов и договора аренды со ссылкой на превышение полномочий Администрации МО «Онгудайский район» с выставлением на торги ненадлежащего предмета, и о невозможности пользования, являются недобросовестным поведением и судебной защите не подлежит.

Суд не установил невозможности пользования земельным участком из-за запретов, заявленных со стороны Онгудайского лесничества, Министерства природных ресурсов и Рослесхоза.

Не состоятельны доводы ПО «Алатырь», о невозможности пользования земельным участком из-за действующего сервитута. В суд не представлено доказательств установления в отношении земельного участка с кадастровым номером 04:06:020901:147 сервитута в порядке, установленном статьей 274 Гражданского кодекса Российской Федерации: согласованном сторонами или на основании решения суда с последней государственной регистрацией ограничения прав пользования земельным участком. По пояснениям представителя Администрации МО «Онгудайский район», запись о сервитуте в разделе особых характеристик земельного участка, касается проходящих через участок сетей ЛЭП.

По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (статья 606 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).

В соответствии со статьей 622 Гражданского кодекса Российской Федерации при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество своевременно и в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

Согласно пункту 1 статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации, аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.

Пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по требованию одной из сторон договор может быть расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной, а также в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, другими законами или договором.

Пунктом 9 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что досрочное расторжение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка арендатором.

В пункте 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» дано разъяснение, что в отличие от общих оснований и порядка прекращения договора аренды, предусмотренных статьей 46 Земельного кодекса Российской Федерации и статьями 450 и 619 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 9 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает специальные основания и порядок досрочного прекращения договора аренды земельного участка: арендодатель должен представить суду соответствующие доказательства, подтверждающие существенное нарушение договора аренды земельного участка со стороны арендатора.

Обстоятельства, указанные в статье 619 Гражданского кодекса Российской Федерации, могут служить основанием для досрочного расторжения договора аренды земельного участка лишь в том случае, когда они могут быть квалифицированы как существенные нарушения договора аренды земельного участка; не может служить основанием для удовлетворения требования арендодателя о досрочном расторжении договора аренды земельного участка сам факт существенного нарушения договора, если такое нарушение (его последствия) устранено арендатором в разумный срок.

В соответствии со статьей 619 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями, существенно ухудшает имущество, более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату, не производит капитального ремонта имущества в установленные договором аренды сроки, а при отсутствии их в договоре в разумные сроки в тех случаях, когда в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором производство капитального ремонта является обязанностью арендатора. Договором аренды могут быть установлены и другие основания досрочного расторжения договора по требованию арендодателя в соответствии с пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 619 Гражданского кодекса Российской Федерации, арендодатель до обращения в суд с иском о досрочном расторжении договора обязан направить арендатору письменное предупреждение о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок.

В пункте 29 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 № 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой» разъяснено, что по смыслу статьи 619 Гражданского кодекса Российской Федерации право требовать расторжения договора аренды возникает у арендодателя лишь в том случае, если в разумный срок арендатор не устранит соответствующие нарушения.

Исходя из правовой позиции, сформулированной в пункте 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», обстоятельства, указанные в статье 619 Гражданского кодекса Российской Федерации, могут служить основанием для досрочного расторжения договора аренды земельного участка лишь в том случае, когда они могут быть квалифицированы как существенные нарушения договора аренды земельного участка.

Из фактических обстоятельств следует, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 04:06:020901:147 до 23.11.2017 совершались исполнительные действия по освобождению земельного участка от незаконных построек и до 20.12.2017 шло судопроизводство в суде общей юрисдикции по искам гр. Реу, в том числе и к ПО «Алатырь» об устранении препятствий пользования своим имуществом, находящемся в границах земельного участка, арендованного ответчиками. Суд не признал данные обстоятельства основанием для признания недействительным договора аренды с учетом поведения ПО «Алатырь». Вместе с тем, суд признает, что действия третьих лиц частично ограничивали права пользования арендатора, что исключает уплату им арендных платежей в указанный период (с августа по декабрь 2017 года). Задолженность за заявленный период с 20.12.2017 по 21.01.2019 в размере 4208338 руб. 60 коп. подлежит взысканию.

Поскольку Администрация района (аймака) самостоятельно с апелляционной жалобой не обращалась, а поданные по делу апелляционные жалобы не затрагивают решение арбитражного суда в той части, которой отказано в удовлетворении части требований Администрации, при этом, последняя не настаивала на проверке решения в полном объеме, суд апелляционной инстанции на основании части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации не проверяет решение арбитражного суда в части отказа в удовлетворении требований Администрации по заявленным ей встречным искам.

 Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.

По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционных жалоб относятся на их подателей.

Федеральное агентство лесного хозяйства от уплаты государственной пошлины освобождено в силу прямого указания закона.

Руководствуясь статьями 110, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Алтай от 27.01.2021 по делу № А02-1928/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.         

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Республики Алтай.      

Председательствующий 

Т.Е. Стасюк

Судьи

Я.А. Смеречинская

М.А. Фертиков