СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки 24.
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Томск Дело № А03-12978/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 05 февраля 2016 года
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Усаниной Н.А.
судей: Бородулиной И.И., Полосина А.Л.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ермаковой Ю.Н. без использования средств аудиозаписи
от лиц, участвующих в деле: без участия
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Центрального района города Барнаула
на решение Арбитражного суда Алтайского края
от 18 ноября 2015 года по делу №А03-12978/2015 (судья Сбитнев А.Ю.)
по заявлению Администрации Центрального района города Барнаула (656056, <...>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (656059, <...>)
о признании недействительными решения и предписания от 04.06.2015 по делу № 11-ФАС22-ОВ/03-15,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрация города Барнаула (656056, <...>), индивидуальный предприниматель ФИО1
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Центрального района г. Барнаула (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (далее - УФАС по Алтайскому краю, антимонопольный орган, Управление) от 04.06.2015 по делу № 11-ФАС22-ОВ/03-15.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация г. Барнаула и индивидуальный предприниматель ФИО1.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 18.11.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация в поданной в апелляционной жалобе, ссылаясь на не дачу УФАС по Алтайскому краю оценки необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов в отношении мест размещения, фактически занятых киосками ИП ФИО1, закон не возлагает на уполномоченные органы обязанность включать нестационарные торговые объекты в схему, а лишь гарантирует право их пользователям на осуществление предпринимательской деятельности по ранее согласованным местам размещения объектов до окончания срока предоставления земельных участков под такие объекты, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
УФАС по Алтайскому краю в представленном отзыве просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу в материалы дела не представили.
В соответствии с частью 3 статьи 156, частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон по имеющим материалам дела.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Алтайского края от 18.11.2015 не подлежащим отмене.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между Администрацией Центрального района г. Барнаула и предпринимателем ФИО1 01.07.2013 заключены договоры аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, № 40-ц на земельный участок по адресу: <...>, площадью 10 кв.м. и № 41-ц на земельный участок по адресу: <...>, площадью 19 кв.м., сроком действия до 31.03.2014.
Постановлением Администрации г.Барнаула от 30.04.2013 №1581 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Барнаула, в которую были включены нестационарные торговые объекты, в том числе, по указанным адресам, сроком размещения объектов до 30.04.2014.
29.04.2014 №855 Постановлением Администрации г. Барнаула нестационарный торговый объект по адресу: пр. Красноармейский, 6, с учетом предложения Администрацией Центрального района г. Барнаула в Комитет по развитию предпринимательства, потребительскому рынку и вопросам труда администрации г.Барнаула об исключении из схемы ввиду запланированного сноса нестационарного торгового объекта по указанному адресу, не включен в схему размещения нестационарных торговых объектов.
Нестационарный торговый объект по адресу: пр. Ленина, 41, также был исключен из схемы нестационарных торговых объектов Постановлением Администрации г.Барнаула от 31.12.2014 № 2763 о внесении изменений в Постановление Администрации г.Барнаула от 29.04.2014 № 855.
В связи с обращением предпринимателя ФИО1, антимонопольный орган возбудил дело №11-ФАС22-ОВ/03-15 о нарушении антимонопольного законодательства и по результатам его рассмотрения решением от 04.06.2015г. признал действия Администрации по направлению в Комитет по развитию предпринимательства, потребительскому рынку и вопросам труда администрации г.Барнаула предложения об исключении мест размещения объектов фактически занятых киосками ИП ФИО1 из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Барнаула противоречащими пункту 2 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» и абзацу 1 статьи 15 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», выдав предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
Администрация, полагая, решение и предписание антимонопольного органа не соответствующим закону, нарушающими ее права и законные интересы, обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из законности решения и предписания антимонопольного органа.
Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо установить наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон №381-ФЗ) также установлен запрет органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
В целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли органы местного самоуправления разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (пункт 2 части 3 статьи 17 Закона №381-ФЗ).
Схема размещения нестационарных торговых объектов - это документ в соответствии с которым нестационарные торговые объекты размещаются, в том числе на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности; схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (части 1, 3 статьи 10 Закона №381-ФЗ).
Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 10 Закона №381-ФЗ).
Приказом Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры от 23.12.2010 №145 утвержден порядок разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Алтайского края, пунктом 2 которого установлено, что схема размещения разрабатывается и утверждается органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
Решением Барнаульской городской Думы от 29.04.2011 №506 утверждено «Положение о порядке размещения и организации работы нестационарных торговых объектов на территории г. Барнаула» (далее - Положение).
Учитывая то обстоятельство, что формирование и утверждение Схемы размещения нестационарных торговых объектов в силу пункта 3.1 Положения осуществляется по предложению администрации районов города с указанием адреса (местоположения) размещения нестационарных торговых объектов, площади мест размещения нестационарных торговых объектов, вида нестационарных торговых объектов, группы реализуемых товаров, действия Администрации по не включению в Схему размещение нестационарных торговых объектов киосков ИП ФИО1, являются нарушением части 6 статьи 10 Закона №131-ФЗ, пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку не направлены на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при исключении мест размещения объектов из Схемы интересы населения ущемлены не были, обеспеченность населения площадью торговых объектов является достаточным (с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов), договорные отношения между Администрацией района и ИП ФИО1 прекратились, срок предоставления земельных участков под нестационарные торговые объекты истек, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Из вышеприведенных норм права, следует, что органы местного самоуправления вправе определять места для размещения нестационарных торговых объектов в пределах территории муниципального образования независимо от принадлежности земель. При этом владелец нестационарного торгового объекта может быть признан законным землепользователем в случае размещения объекта в месте, определенном органом местного самоуправления.
Норма части 6 статьи 10 Закона №381-ФЗ содержит случай запрета обратной силы закона, ухудшающего положение субъекта.
При возникновении спорной ситуации оценке подлежат обстоятельства, с которыми субъект предпринимательской деятельности связывает возникновение своего права на размещение такого объекта, прежде всего правовые основания предоставления в пользование соответствующего земельного участка, наличие разрешения на размещение нестационарного торгового объекта.
Исключение из схемы размещения каких-либо нестационарных торговых объектов, их адресов является правом органа местного самоуправления в рамках полномочий, предоставленных ему законодательством с учетом необходимости обеспечения соблюдения и поддержания санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования.
В рассматриваемом случае, как правильно указал суд первой инстанции, Администрацией не представлено доказательств наличия оснований для невключения объектов в схему, указанных в предложениях от 24.02.2014 и 28.08.2014, а именно запланированного сноса (пр. Красноармейский, 6) и нарушения правил благоустройства (пр. Ленина, 41).
На момент направления Администрацией предложения (пункт 67 Схемы размещения нестационарных торговых объектов, нестационарный торговый объект по адресу: пр-т Красноармейский, 6 подлежит исключению из схемы ввиду запланированного сноса), договор аренды с ИП ФИО1 действовал.
Из пункта 84 Схемы размещения нестационарных торговых объектов, предложенной Администрацией нестационарный торговый объект по адресу: пр-т Ленина, 41 не планировался к исключению из схемы.
Однако, 28.08.2014г. Администрация направила в адрес Комитета по развитию предпринимательства, потребительскому рынку и вопросам труда администрации г.Барнаула предложение об исключении из схемы указанного нестационарного торгового объекта ввиду нарушения правил благоустройства (пункт 65 Схемы).
При таких обстоятельствах, руководствуясь названными положениями действующего законодательства, регулирующими спорные отношения и исходя из фактических обстоятельств дела, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, приведенные Администрацией, не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права (в том числе, безусловных, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ), повлиявших на исход дела.
Иная оценка заявителем установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование закона, не могут служить основанием для отмены законно постановленного судебного акта.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 18 ноября 2015 года по делу №А03-12978/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий Н.А. Усанина
Судьи И.И. Бородулина
А.Л. Полосин