ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 07АП-2800/2022 от 16.05.2022 Седьмой арбитражного апелляционного суда


СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Томск                                                                                           Дело № А27-1019/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2022 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2022 года.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Кривошеиной С. В.

судей Павлюк Т. В., ФИО6 Н.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Волковой Т. А. с использованием средств аудиозаписи в режиме веб-конференции рассмотрел апелляционные жалобы Ко-митета по управлению муниципальным имуществом города Новокузнецка (№07АП-2800/2022(1)) и администрации города Новокузнецка (№07АП-2800/2022(2)) на решение от 11.02.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу №А27-1019/2021 (судья Н.Н. Гатауллина), по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ШТИС», Кемеровская область – Кузбасс, город Новокузнецк (ОГРН <***>, ИНН <***>) к администрации города Новокузнецка, Кемеровская область – Кузбасс, город Новокузнецк (ОГРН <***>, ИНН <***>), к Комитету по управлению муниципальным имуществом города Новокузнецка, Кемеровская область – Кузбасс, город Новокузнецк (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконными действий (бездействия),

В судебном заседании принимают участие:

От заявителя: без участия,

От заинтересованных лиц: от Комитета по управлению муниципальным имуществом го-рода Новокузнецка, Кемеровская область – Кузбасс – ФИО1 по дов. от 01.06.2021, диплом; от администрации города Новокузнецка – без участия,

У С Т А Н О В И Л:

общество с ограниченной ответственностью «Штис» (далее – заявитель, ООО «Штис», общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) администрации города Новокузнецка (далее - администрация) по организации и проведению мероприятий по продаже объекта незавершенного строительства (торгово-офисного здания) с кадастровым номером 42:30:0202004:108, расположенного по адресу: Кемеровская область, Новокузнецкий городской округ, <...> в части определения начальной продажной стоимости объекта недвижимости (требование изложено с учетом уточнения).

            Определением суда от 02.03.2021 к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом города Новокузнецка (далее – КУМИ г. Новокузнецка, Комитет).

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 25.10.2021 требования общества удовлетворены, суд признал незаконными действия (бездействие) администрации города Новокузнецка по организации и проведению мероприятий по продаже объекта незавершенного строительства (торгово-офисного здания) с кадастровым номером 42:30:0202004:108, расположенного по адресу: Кемеровская область, Новокузнецкий городской округ, <...> в части определения начальной продажной стоимости объекта недвижимости. Суд обязал администрацию города Новокузнецка устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Не согласившись с принятым судебным актом, Комитет обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции полностью, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что именно Комитет осуществлял действия по организации и проведению торгов по продаже объекта незавершенного строительства, в том числе по определению начальной продажной стоимости, в соответствии с возложенными на него полномочиями. Администрация города Новокузнецка не является уполномоченным органом по организации публичных торгов и не осуществляла действия по определению начальной продажной стоимости объекта недвижимости, принадлежащего ООО «Штис».

Также с апелляционной жалобой обратилась Администрация, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ООО «Штис» требований.

В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что Администрация не является организатором аукциона, не принимала решение по аукционным торгам, не определяет начальную продажную стоимость объекта недвижимости и, соответственно, не является лицом, нарушившим права и законные интересы заявителя.

В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в материалы дела от ООО «Штис» поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором выражено не согласие с доводами апеллянтов, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей общества и Администрации.

В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы апелляционной жалобы.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, отзыва на нее, заслушав представителя Комитета, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.

Согласно материалам дела, Администрация города Новокузнецка обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к ООО «Штис» об изъятии объекта незавершенного строительства (торгово-офисное здание), кадастровый номер объекта 42:30:0202004:108, площадью 1484,4 кв. м, степень готовности - 30%, расположенный по адресу: <...> путем продажи с публичных торгов в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 «Об утверждении Правил проведения публичных торгов по продаже объекта незавершенного строительства».

Решением Арбитражного суда Кемеровской области по делу №А27-9861/2019 от 23.07.2019, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2019 и постановлением Арбитражного суда  Западно-Сибирского округа от 26.12.2019, иск удовлетворен.

КУМИ г. Новокузнецка объявлено о приеме заявок для участия в аукционных торгах с открытой формой подачи предложений о цене по продаже в собственность указанного объекта недвижимого имущества. Срок приема заявок с 15.01.2021 по 01.03.2021.

Начальная цена спорного объекта определена в размере 7 902 000 руб. на основании отчета об оценке рыночной стоимости объекта капитального строительства №Н262/1/2020 от 09.11.2020.

Посчитав действия (бездействие) администрации по организации и проведению мероприятий по продаже указанного объекта незавершенного строительства в части определения его начальной продажной стоимости незаконными, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя требования, суд первой инстанции пришел к выводу об их обоснованности.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Гражданский кодекс Российской Федерации дополнен статьей 239.1, предусматривающей продажу объекта незавершенного строительства с публичных торгов в случае прекращения действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 239.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), если иное не предусмотрено законом, в случае прекращения действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного по результатам аукциона, объекты незавершенного строительства, расположенные на таком земельном участке, могут быть изъяты у собственника по решению суда путем продажи с публичных торгов. Порядок проведения публичных торгов по продаже объектов незавершенного строительства устанавливается Правительством Российской Федерации.

Требование в суд о продаже объекта незавершенного строительства с публичных торгов вправе заявить исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельным участком, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен этот объект (пункт 2 указанной статьи).

Судом установлено, что администрация города Новокузнецка обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к ООО «Штис» об изъятии объекта незавершенного строительства (торгово-офисное здание), кадастровый номер объекта 42:30:0202004:108, площадью 1484,4 кв. м, степень готовности - 30%, расположенный по адресу: <...> путем продажи с публичных торгов в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 «Об утверждении Правил проведения публичных торгов по продаже объекта незавершенного строительства». Решением Арбитражного суда Кемеровской области по делу №А27-9861/2019 от 23.07.2019, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2019 и постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.12.2019, иск удовлетворен.

Правила проведения публичных торгов по продаже объектов незавершенного строительства установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1299 «Об утверждении Правил проведения публичных торгов по продаже объектов незавершенного строительства» (далее - Правила № 1299).

В соответствии с пунктом 2 Правил № 1299 публичные торги проводятся в форме аукциона, открытого по составу участников. Аукцион проводится на основании решения суда об изъятии объекта незавершенного строительства у собственника путем продажи с публичных торгов.

Извещение о проведении аукциона должно содержать, в том числе начальную цену предмета аукциона, которая определяется на основании оценки его рыночной стоимости (подпункт «з» пункта 7 Правил № 1299).

Согласно пункту 4 статьи 239.1 ГК РФ начальная цена продажи объекта незавершенного строительства определяется на основании оценки его рыночной стоимости.

В силу статьи 4 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» субъектами оценочной деятельности (оценщиками) признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями данного Закона.

Как верно отметил суд первой инстанции, Администрация не является субъектом оценочной деятельности, но в целях установления рыночной стоимости объекта незавершенного строительства может выступать инициатором (заказчиком) такой оценки.

Между КУМИ г. Новокузнецка и ООО «Новолит» заключен договор №1 на оказание услуг от 07.04.2020. В соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости объекта капитального строительства ООО «Новолит» №Н262/1/2020 от 09.11.2020 установлена рыночная стоимость оценки спорного объекта незавершенного строительства в размере 7902000 руб.

По независимой оценке, проведенной по заказу ООО «Штис» рыночная стоимость оценки спорного объекта незавершенного строительства составила 48180000 руб. (отчет Экспертно-оценочной компании «Авант-Эксперт» №312-20 Н от 08.10.2020).

Судом первой инстанции по ходатайству заявителя определением суда от 27.05.2021 была назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено ООО «Симплекс», экспертам ФИО2 7 Евгении Александровне, ФИО3, ФИО4, ФИО5.

На разрешение экспертов поставлен следующий вопрос: Какова рыночная стоимость объекта незавершенного строительства (торгово-офисного здания) с кадастровым номером 42:30:0202004:108, расположенного по адресу: Кемеровская область, Новокузнецкий городской округ, <...> по состоянию на 09.03.2021, с НДС?

В соответствии с экспертным заключением ООО «Симплекс» от 20.09.2021 №21- 043ЭО рыночная стоимость спорного объекта незавершенного строительства составляет
3 1930 000 рублей.

Приняв во внимание результаты судебной экспертизы, суд первой инстанции отметил, что величина рыночной стоимости объекта оценки в отчете ООО «Новолит» №Н262/1/2020 от 09.11.2020 существенно отличается от рыночной стоимости имущества, указанной в экспертном заключении ООО «Симплекс» от 20.09.2021 №21- 043ЭО, равно как и существенно отличается от рыночной стоимости имущества, указанной в отчете Экспертно-оценочной компании «Авант-Эксперт» №312-20 Н от 08.10.2020.

Учитывая, что при рассмотрении дела №А27-9861/2019 обществу было отказано в назначении судебной экспертизы по определению начальной продажной цены объекта незавершенного строительства, а также у заявителя отсутствовала возможность оспорить отчет об оценке №Н262/1/2020 от 09.11.2020 в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», так как общество не могло ознакомиться с данным отчетом, получить его копию ввиду отказа заинтересованного лица в его выдаче, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о нарушении прав общества оспариваемыми действиями (бездействием) заинтересованного лица.

Доводам заинтересованного лица о том, что администрация не является организатором аукциона, не принимает решения по аукционным торгам, соответственно не является лицом, нарушившим права и законные интересы заявителя, дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции.

В соответствии со статьями 6, 44 Постановления Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 07.12.2009 № 11/117 о принятии Устава Новокузнецкого городского округа в новой редакции администрация города – исполнительно-распорядительный орган городского округа - наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Кемеровской области – Кузбасса В структуре администрации города могут создаваться отраслевые, функциональные и территориальные органы.

Органы администрации города (районные администрации, комитеты, управления, отделы и т.д.) призваны осуществлять исполнительные, распорядительные и контрольные функции местного самоуправления в определенной сфере деятельности либо на определенной территории.

Органы администрации города могут обладать правами юридического лица, являясь муниципальными казенными учреждениями, иметь бюджетную смету и печать.

Комитет по управлению муниципальным имуществом города Новокузнецка является функциональным органом администрации города Новокузнецка, входит в систему исполнительных органов местного самоуправления и осуществляет отдельные исполнительные, распорядительные и контрольные функции по управлению и распоряжению муниципальным имуществом Новокузнецкого городского округа в пределах своих полномочий в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Кемеровской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления городского округа (п. 1.1 Положения о КУМИ г. Новокузнецка, утвержденного решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 31.03.2011 №3/36).

Контроль за исполнением настоящего решения возложен на администрацию города Новокузнецка и комитет по вопросам местного самоуправления и правопорядка Новокузнецкого городского Совета народных депутатов.

В соответствии с пунктами 3.3.4, 3.5.1 Положения №3/36 комитет осуществляет организацию и проведение торгов по продаже находящихся в муниципальной собственности городского округа земельных участков в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Кемеровской области - Кузбасса и муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления городского округа; в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Кемеровской области - Кузбасса и муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления городского округа организует и проводит торги (аукционы и конкурсы) на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, договоров на размещение нестационарных торговых объектов, договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, иных договоров в отношении муниципального имущества городского округа, в том числе земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городского округа или государственная собственность на которые не разграничена на территории городского округа.

Постановлением администрации города Новокузнецка от 04.06.2013 № 105 утвержден административный регламент исполнения Комитетом градостроительства и земельных ресурсов администрации города Новокузнецка, Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Новокузнецка муниципальной функции «Организация и проведение торгов по продаже земельных участков либо права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и распоряжение которыми осуществляется органами местного самоуправления» (далее - Регламент, муниципальная функция), который регулирует отношения в области организации и проведения торгов по продаже земельных участков либо права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства (за исключением организации и проведения торгов по продаже земельных участков либо права на заключение договоров аренды земельных участков для индивидуального жилищного строительства), находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и распоряжение которыми осуществляется органами местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 4.1 указанного административного регламента текущий контроль за соблюдением последовательности действий, определенных административными процедурами по исполнению муниципальной функции, осуществляется председателями и должностными лицами Комитета и КУМИ.

Вопреки доводам апеллянтов, суд первой инстанции обоснованно руководствуясь вышеуказанными нормами, пришел к верному выводу, что поскольку администрация координирует и контролирует деятельность структурных подразделений, в том числе КУМИ г. Новокузнецка, то оснований полагать, что действиями (бездействием) администрации не нарушаются права и законные интересы заявителя не имеется.

Следовательно, заявленные требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ обстоятельства дела и представленные доказательства в их совокупности, обоснованно пришел к выводу о правомерности требований общества.

Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционных жалоб у суда апелляционной инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями  258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд  

                                               П О С Т А Н О В И Л:

решение от 11.02.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу №А27-1019/2021 оставить без изменения, а апелляционные жалобы Комитета по управлению муниципальным имуществом города Новокузнецка и администрации города Новокузнецка – без удовлетворения.

            Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства
в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев
со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

Председательствующий                                                          С. В. Кривошеина

Судьи                                                                                        Т. В. Павлюк

                                                                                                   ФИО6