ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 07АП-3459/2018 от 07.05.2018 Седьмой арбитражного апелляционного суда

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД  улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Томск Дело № А27-27224/2017  07 мая 2018 года 

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе: 

председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Марченко Н. В., Сбитнева А. Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Горецкой О. Ю. с использованием  средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу  акционерного общества «Кемеровский механический завод» ( № 07АП-3459/18) на  решение Арбитражного суда Кемеровской области от 01.03.2018 по делу № А27- 27224/2017 (судья Камышова Ю.С.) по заявлению акционерного общества «Кемеровский  механический завод» (650021, <...>, ОГРН <***>,  ИНН <***>) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по  крупнейшим налогоплательщикам № 1 по Кемеровской области (650024, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным решения №  8 от 15.09.2017 в части, 

В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: ФИО1 по дов. от 28.12.2017,

от заинтересованного лица: ФИО2 по дов. от 04.05.2018, ФИО3 по дов.  от 15.01.2018, 

 У С Т А Н О В И Л:

акционерное общество «Кемеровский механический завод» (далее - АО «КМЗ», заявитель,  общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о призна- нии незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по 


крупнейшим налогоплательщикам № 1 по Кемеровской области (далее - налоговый ор- ган, Инспекция) № 8 от 15.09.2017 «о привлечении к ответственности за соверше- ние налогового правонарушения» в части привлечения к ответственности за неполную  уплату земельного налога за 2013-2015 годы в сумме 15 119 340 руб., начисления пени за  неполную уплату земельного налога за 2013-2015 годы в сумме 390 383,84 руб., начисления штрафа за неполную уплату земельного налога за 2013-2015 годы в размере 6734 руб. 

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 01.03.2018 в удовлетворении требований отказано. 

Не согласившись с решением суда, АО «КМЗ» обратилось в Седьмой арбитражный  апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда  Кемеровской области, его требования удовлетворить. 

В обоснование жалобы общество указывает, что основной целью его деятельности  является разработка и изготовление продукции, обеспечивающей безопасность Российской Федерации (производство боеприпасов для боевого оружия), в которой задействован  имущественный комплекс общества, в том числе земельные участки с кадастровыми номерами 42:24:0101018:236, 42:24:0101018:140, 42:24:0301002:186, 42:24:0101018:2086,  которые являются ограниченными в обороте и используются фактически в деятельности  по обеспечению обороны и безопасности (подпункт 2 пункта 2 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации), в связи с чем в отношении данных участков в 2013-2015  г.г. обществом при подаче уточненных налоговых деклараций применена пониженная  ставка - 0,3 %, правомерность ее применения подтверждена результатами камеральных  проверок налоговых деклараций за указанные периоды. 

Инспекция в представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу  просит в ее удовлетворении отказать. 

В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои  позиции по делу. 

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее,  заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснован- ность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям. 

Из материалов дела следует, что в отношении общества Инспекцией была проведе- на выездная налоговая проверка, по результатам которой составлен акт от 25.07.2017 № 6,  принято решение от 15.09.2017 № 8, согласно которому налогоплательщик привлечен к  налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122, статьей 123, пунктом  1 статьи 126 НК РФ, в виде штрафа в общем размере 1 541 736,65 руб. 


Указанным решением налогоплательщику доначислен земельный налог, транс- портный налог, а так же установлено завышение налога на прибыль организаций в результате завышения налоговой базы в общем размере 12 117 312 руб., начислены пени за не- своевременную уплату земельного налога, транспортного налога и налога на доходы фи- зических лиц в общем размере 1 130 634,99 руб. 

АО «КМЗ», не согласившись с решением Инспекции в части доначисления земельного налога за 2013-2015 г.г. в сумме 15 119 340 руб., начисления пени и привлечения к  ответственности по статье 122 НК РФ за неполную уплату земельного налога в виде  штрафа, обратилось в вышестоящий налоговый орган с апелляционной жалобой. 

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области от  27.11.2017 № 914 решение Инспекции от 15.09.2017 № 8 оставлено без изменения, апел- ляционная жалоба - без удовлетворения. 

Общество, посчитав, что решение Инспекции в оспариваемой части не соответ- ствует требованиям законодательства о налогах и сборах, нарушает его права и законные  интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. 

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, пришел к выводу  об отсутствии оснований для применения обществом пониженной ставки земельного  налога. 

Апелляционный суд считает данный вывод обоснованным на основании следую- щего. 

АО «КМЗ» является плательщиком земельного налога в отношении земельных  участков с кадастровыми номерами 42:24:0101018:236, 42:24:0101018:140,  42:24:0301002:186, 42:24:0101018:2086, находящихся в его собственности. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации  (далее - НК РФ) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и фи- зические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянно- го (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное  не установлено пунктом 1 статьи 388 НК РФ


Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 статьи  396 НК РФ (пункт 1 статьи 396 НК РФ). 

На основании пункта 1 статьи 394 НК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемом пе- риоде) налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных  органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга) и не могут превышать: 

- 0,3 процента в отношении земельных участков ограниченных в обороте в соответствии с  законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; 

-1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 30.09.2005 №  263 «Об установлении и введении в действие на территории города Кемерово земельного налога»  установлены ставки налога: в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости земельного участка  в отношении земельных участков ограниченных в обороте в соответствии с законодательством  Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных  нужд; в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка в отношении прочих  земельных участков. 

Подпунктом 3 пункта 2 статьи 389 НК РФ (в редакции, действовавшей до  01.01.2013) было предусмотрено, что не признаются объектами налогообложения по зе- мельному налогу земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд. 

С 01.01.2013 в связи с внесением Федеральным законом от 29.11.2012 № 202-ФЗ  изменений в главу 31 НК РФ подпункт 3 пункта 2 статьи 389 НК РФ утратил силу, а подпункт 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ был дополнен абзацем пятым, в соответствии с кото- рым земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством  Российской Федерации, и предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд стали облагаться земельным налогом по льготной ставке 0,3%. При этом  исходя из положений пункта 1 статьи 11 НК РФ при применении как подпункта 3 пункта 2  статьи 389 НК РФ, так и абзаца пятого подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ следует  руководствоваться тем значением понятия земельных участков, ограниченных в обороте,  в котором оно используется в специальном, земельном законодательстве Российской Федерации. 

Ограничения оборотоспособности земельных участков установлены статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), предусматривающей два вида 


таких ограничений: 1) земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, за- нятые находящимися в федеральной собственности объектами, перечисленными в пункте  4 указанной статьи; 2) ограниченные в обороте земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности (согласно перечня в пункте 5 указанной  статьи). 

Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предостав- ляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных граж- данским законодательством. В то время как земельные участки, отнесенные к землям,  ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением  случаев, установленных федеральными законами. При этом содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается Земельным кодексом, федеральными законами. 

В силу подпункта 5 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи (т.е. тех, которые отнесены к  изъятым из оборота, например, занятые зданиями, сооружениями, в которых размещены  для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска,  воинские формирования и органы). 

Согласно пункту 1 статьи 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли,  которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий,  учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенно- сти территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской  Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых администра- тивно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных от- ношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами. 

Таким образом, действующим законодательством установлена следующая совокупность  необходимых условий для исключения земельных участков из объектов налогообложения земельным налогом на основании подпункта 3 пункта 2 статьи 389 НК РФ: во-первых, нахождение земельных участков в статусе ограниченных в обороте; во-вторых, предоставление данных земельных участков для обеспечения деятельности в области обороны и безопасности. 

С учетом приведенных положений статей 27, 93 ЗК РФ таким требованиям соответствуют  только земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. 

Указанная правовая позиция изложена в пункте 33 Обзора судебной практики Вер- ховного Суда Российской Федерации № 1 (2017). 


Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что на основании  Распоряжений Правительства Российской Федерации от 01.09.2008 № 1272-р, от  08.05.2009 № 630-р, Распоряжения Территориального управления Федерального агентства  по управлению государственным имуществом в Кемеровской области «Об условиях приватизации ФГУП «Кемеровский механический завод» от 30.12.2010 № 3-2/606, Распоря- жения Территориального управления Федерального агентства по управлению государ- ственным имуществом в Кемеровской области «О внесении изменений в распоряже- ние Территориального управления Росимущества в Кемеровской области от 30.12.2010   № 3-2/606 «Об условиях приватизации ФГУП «Кемеровский механический завод», ФГУП  «Кемеровский механический завод» приватизировано путем преобразования в АО «Кемеровский механический завод» и является его правопреемником. 

АО «КМЗ» является собственником земельного участка с кадастровым номером  42:24:0101018:236 имеет статус «архивный», земельного участка с кадастровым номером  42:24:0201018:140, расположенного по адресу: <...>,  земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:186, расположенного по адресу: <...>, земельного участка с кадастровым номером  42:0101018:2086 расположенного по адресу: <...>, которые имеют разрешенное использование - заводы, категорию земель - земли населенных  пунктов. 

Право собственности общества на спорные земельные участки подтверждено дан- ными, представленным Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестр» по Кемеровской области, вы- писками из Единого государственного реестра недвижимости, при этом сведения об огра- ничении оборотоспособности указанных земельных участков отсутствуют. 

Указанные обстоятельства обществом не оспариваются, однако оно ссылается на  то, что переданы в собственность земельные участки были в результате приватизации,  фактически собственником земельных участков является Российская Федерация. 

Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации  государственного и муниципального имущества», под приватизацией государственного и  муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящего- ся в собственности Российской Федерации (далее – федеральное имущество), субъектов  Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или)  юридических лиц. 

В соответствии с статьей 2 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об ак- ционерных обществах» акционерным обществом признается коммерческая организация,  уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обя-


зательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. Общество является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество,  учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осу- ществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть  истцом и ответчиком в суде. 

В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №  10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О  некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связан- ных с защитой права собственности и других вещных прав» указано, в частности, что ак- ционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с  момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридиче- ских лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план  приватизации или передаточный акт. 

Согласно данным МТУ Росимущества в Кемеровской и Томской областях Распо- ряжениями ТУ Росимущества в Кемеровской области от 30.10.2010 № 3-2/206, от  27.06.2011 № 3-2/278 земельные участки с кадастровыми номерами 42:24:0101018:236,  42:24:0201018:140, 42:24:0101018:186, 42:0101018:2086 включены в состав подлежащего  приватизации имущественного комплекса федерального государственного унитарного  предприятия «Кемеровский механический завод». 

На указанные земельные участки оформлено право собственности общества, они  используются для осуществления его уставной деятельности и в соответствии со статьей  27 ЗК РФ не относятся к землям, ограниченным или изъятым из оборота. 

Учитывая изложенное, довод апеллянта о том, что при реорганизации ФГУП в АО  существовавшие ранее ограничения на оборот земельных участков не утрачивают силы,  не основан на нормах права и подлежит отклонению. 

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о  том, что спорные земельные участки не относятся к объектам, указанным в подпункте 1  пункта 1 статьи 394 НК РФ, следовательно, у общества отсутствовали основания для применения пониженной налоговой ставки в размере 0,3 процента. 

Общество ссылается на то, что по результатам камеральных проверок уточненных  налоговых деклараций по земельному налогу за 2012-2015 г.г. Инспекцией ФНС по  г.Кемерово подтверждено право общества применять к спорным земельным участкам  ставку земельного налога в размере 0,3% от их кадастровой стоимости в связи с тем, что  они фактически используются для целей обороны и безопасности; указанные решения 


общество считает разъяснением по вопросам применения законодательства о налогах и  сборах. 

 Указанный довод также подлежит отклонению, поскольку акт и решение по каме- ральной налоговой проверке не является разъяснением по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, в связи с чем наличие решения по результатам камераль- ной налоговой проверки не исключает привлечение налогоплательщика к ответственности  и уплату им пени за несвоевременное исполнение обязательств по уплате налогов. Данные  выводы содержатся в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от  20.12.2016 № 2672-О (по жалобе ООО «Поллукс» о проверке конституционности пункта 8  статьи 75 и подпункта 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса Российской Федерации).   Таким образом, факты занижения налоговой базы, повлекшие неполную уплату обществом земельного налога за 2013-2015 г.г. установлены судом первой инстанции и под- тверждены материалами проверки, в связи с чем доначисление земельного налога в сумме  15 119 340 руб., начисление пени по статье 75 НК РФ в размере 390 383,84 руб., привлече- ние к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в  размере 6734 руб. (с учетом применения смягчающих налоговую ответственность обстоя- тельств), учитывая отсутствие возражений по расчету, является правомерным, соответ- ствующим нормам налогового законодательства. 

Фактически доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку правильно  установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по  делу и не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и  процессуального права, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного акта  не имеется. 

 В соответствии со статьями 104, 110 АПК РФ расходы по уплате государственной  пошлины в размере 1500 руб. за подачу апелляционной жалобы, принимая во внимание  результат ее рассмотрения, относятся на общество; излишне уплаченная государственная  пошлина в размере 1500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета. 

 Руководствуясь статьями 110, 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд 

 П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Кемеровской области от 01.03.2018 по делу № А27- 27224/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу акционерного общества  «Кемеровский механический завод» – без удовлетворения. 


Возвратить акционерному обществу «Кемеровский механический завод» из  федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., излишне  уплаченную по платежному поручению от 06.03.2018 № 1101. 

 Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства  в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев  со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области. 

Председательствующий С. В. Кривошеина

Судьи Н. В. Марченко 

 А. Ю. Сбитнев 


Согласно пункту 1 статьи 389 НК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде)
объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.