СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Томск Дело № А45-28928/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Павлюк Т. В., ФИО4 Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Легачевой А. М. с использованием средств аудиозаписи в режиме веб-конференции рассмотрел апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Кастом Сервис» (№07АП-3626/2022) на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 31.03.2022 по делу № А45-28928/2021 (судья Наумова Т.А.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Кастом Сервис», г. Красноярск (ИНН <***>) к Сибирской оперативной таможне, г. Новосибирск, об отмене постановления от 30.09.2021 № 10614000-070/2021,
В судебном заседании принимают участие:
От заявителя: ФИО1 по дов. от 01.12.2021, диплом,
От административного органа: ФИО2 по дов. от 12.01.2022, диплом; ФИО3 по дов. от 27.12.2021, диплом,
У С Т А Н О В И Л:
общество с ограниченной ответственностью «Кастом Сервис» (далее - заявитель, общество, ООО «Кастом Сервис») обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Сибирской оперативной таможни (далее - таможня, административный орган) об отмене постановление № 10614000-070/2021 от 30.09.2021,
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 31.03.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что вывод суда о том, что 21.10.2020 обществом представлен отчет таможенному органу по форме ДО-1 № 10606060/211020/0001206, содержащий недостоверные сведения в графе 2 «Дата и время помещения на склад», в которой в строках 1,2 указана дата помещения товаров на склад - 19.10.2020 (15:42), тогда как фактическая дата 20.10.2020 является ошибочной; вины заявителя в некорректном отображении спорных сведений в программном обеспечении таможенного органа не установлено, в связи с чем событие административного правонарушения отсутствует; в данном случае местом совершения административного правонарушения является г. Красноярск, вместе с тем, оспариваемое постановление, в нарушение п. 1 .ст. 29.5 КоАП вынесено Сибирской оперативной таможней - г. Новосибирск.
Административной орган в отзыве на апелляционную жалобу, представленном в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не соглашается с доводами общества, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы; представитель таможни – доводы отзыва.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и поступившего отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В ходе внеплановой целевой инспекторской проверки (далее - ВЦИП) Красноярской таможни, проведенной должностными лицами Сибирского таможенного управления, установлено следующее.
21.10.2020 в 10 час. 00 мин. от ООО «Кастом-Сервис» на Красноярский таможенный пост Красноярской таможни в электронном виде через программное обеспечение «ВЭД-склад» поступило сообщение, содержащее отчет о принятии товаров на временное хранение по форме ДО-1 № 1000901 от 20.10.2020, в соответствии с которым на СВХ ООО «Кастом-Сервис» размещены товары в ассортименте, прибывшие в адрес ООО «НСК-Авто» в соответствии с железнодорожной транспортной накладной от 01.10.2020 № ЭН328512.
21.10.2020 в 11 час. 24 мин. указанный отчет по форме ДО-1 зарегистрирован Красноярским таможенным постом Красноярской таможни за №10606060/211020/0001206.
Согласно графе 2 «Дата и время помещения на склад» отчета по форме ДО-1 № 10606060/211020/0001206, в строках 1,2 указана дата помещения товаров на склад – 19.10.2020 (15:42).
В соответствии с железнодорожной транспортной накладной от 01.10.2020 № ЭН628512, товары в адрес ООО «НСК-Авто» прибыли в железнодорожном контейнере № BMOU5409457, размещены на СВХ ООО «Кастом-Сервис» 20.10.2020, что так же подтверждается актом приемки груза на СВХ № 1000901 - товары размещены 20.10.2020 в 15 час. 42 мин.
Товары, указанные в отчете по форме ДО-1 № 10606060/211020/0001206 фактически помещались на временное хранение 20.10.2020.
ООО «Кастом-Сервис» 21.10.2020 таможенному органу представлен отчет по форме ДО-1 № 10606060/211020/0001206, содержащий недостоверные сведения в графе 2 «Дата и время помещения на склад», в которой в строках 1,2 Обществом указана недостоверная дата размещения товара на СВХ -«19.10.2020» вместо «20.10.2020».
Согласно письму ООО «Кастом-Сервис» от 09.09.2021, товары, поступившие в адрес ООО «НСК-Авто» в соответствии с железнодорожной накладной от 01.10.2020 № ЭН628512 размещены на СВХ ООО «Кастом-Сервис» на основании подтверждения о регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение № 10606060/191219/0002552. После фактического помещения товаров на склад уполномоченным лицом с использованием программного продукта «ВЭД-склад» подготовлен, подписан ЭЦП и направлен с использованием интернета в таможенный орган документ отчета по форме ДО-1, с отражением в отчете фактических сведений.
Усмотрев в деянии Общества объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) - представление в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, содержащей недостоверные сведения, административным органом составлен протокол от 16.09.2021 №10614000-070/2021.
Постановлением от 30.09.2021 по делу об административном правонарушении № 10614000-070/2021 ООО «Кастом-Сервис» привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, ответственность за которое установлена статьёй 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде предупреждения.
Не согласившись с данным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об установлении таможенными органами в действиях общества события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.15 КоАП РФ и отсутствии оснований для признания постановления и представления незаконными.
Рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).
Статьей 16.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление или нарушение срока представления в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
ООО «Кастом-Сервис» в соответствии со свидетельством № 10606/221110/10043/2 является владельцем склада временного хранения (далее - СВХ), расположенного по адресу: 660031, <...>.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 411 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) складами временного хранения являются специально определенные и обустроенные сооружения, помещения (части помещений) и (или) открытые площадки, предназначенные для временного хранения товаров. Склад временного хранения считается учрежденным со дня, следующего за днем включения лица государства-члена в реестр владельцев складов временного хранения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 98 ТК ЕАЭС под временным хранением товаров понимается хранение иностранных товаров в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом, либо до получения разрешения таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории Союза, если иностранные товары хранятся в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза, либо до дня применения изъятия или ареста в ходе проверки сообщения о преступлении, в ходе производства по уголовному делу или по делу об административном правонарушении (ведения административного процесса).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 99 ТК ЕАЭС местами временного хранения товаров являются СВХ и иные места в соответствии с законодательством государств - членов Евразийского экономического союза.
Владелец склада временного хранения осуществляет хранение на складе временного хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом (пункт 1 статьи 410 ТК ЕАЭС).
Приказом ФТС России от 18.03.2019 № 444 (далее - Приказ № 444), утвержден Порядок совершения таможенных операций при помещении товаров на склад временного хранения и иные места временного хранения, при хранении и выдаче товаров (приложение № 1 к Приказу № 444) и Порядок регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение и выдачи подтверждения о регистрации документов (приложение № 2 к Приказу № 444).
Согласно пункту 5 Приложения № 1 к Приказу № 444 фактическое размещение товаров на СВХ (в ином месте временного хранения) производится после получения уполномоченным лицом подтверждения о регистрации таможенным постом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, а также получения владельцем СВХ (лицом, получившим разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) информации, предусмотренной пунктом 4 приложения № 2 к Приказу № 444.
Со дня регистрации таможенным постом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, товары считаются находящимися на временном хранении (пункт 5 приложения № 2 к Приказу № 444).
Статьей 414 ТК ЕАЭС и частью 1 статьи 13 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 289-ФЗ) установлены обязанности владельца склада временного хранения, в том числе по ведению учета товаров, находящихся на складе временного хранения, и представлению таможенным органам отчетности о таких товарах, в том числе с использованием информационных технологий, в соответствии с законодательством государств-членов.
В соответствии со статьями 338, 350, 397 ТК ЕАЭС проверка ведения учета товаров лицами, осуществляющими деятельность в области таможенного дела, в том числе владельцами СВХ, является одной из мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.
Согласно пунктам 1,5 части 1 статьи 13 Закона № 289-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, определяет способ представления отчетности, формы отчетов, структуру и формат представляемых отчетов в виде электронного документа, порядок их заполнения, а также порядок и сроки представления отчетности, если они не установлены указанным Федеральным законом, в том числе лицами, получившими разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров, а также лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела.
Приказом № 444 утвержден способ предоставления отчетности владельцами складов временного хранения и лицами, получившими разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров, формы отчетов, порядок их заполнения, а также порядок и сроки представления отчетности (Приложение № 5 к приказу № 444, далее - Способ).
Согласно пункту 2 Способа владельцы СВХ обязаны вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять таможенному посту, в регионе деятельности которого функционирует СВХ, отчеты об их хранении в электронном виде, по формам: ДО-1 (отчет о принятии товаров на временное хранение); ДО-2 (отчет о выдаче товаров с СВХ (иного места временного хранения); ДО-3 (отчет по разовому требованию таможенного органа о товарах, помещенных на СВХ (иное место временного хранения) и выданных с него.
В соответствии с пунктом 5 Способа, заполнение отчета по форме ДО-1 включает в себя заполнение владельцем СВХ (лицом, получившим разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) всех предусмотренных данным отчетом граф с указанием в них сведений о товарах, принятых на хранение, в том числе дату принятия товара на хранение.
Судом установлено, что 21.10.2020 Обществом представлен отчет таможенному органу по форме ДО-1 № 10606060/211020/0001206, содержащий недостоверные сведения в графе 2 «Дата и время помещения на склад», в которой в строках 1,2 указана дата помещения товаров на склад – 19.10.2020 (15:42), тогда как фактическая дата 20.10.2020.
Как верно отметил суд первой инстанции, ООО «Кастом-Сервис» является владельцем склада временного хранения и, вступая в рассматриваемые правоотношения, должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона. При формировании и направлении отчета по форме ДО-1 № 10606060/211020/0001206 должностное лицо ООО «Кастом-Сервис» должно было проявить должную степень заботливости и осмотрительности проверить достоверность указываемых в отчетности сведений, либо в соответствии с пунктом 4 Способа до истечения срока подачи отчета по форме ДО-1 отменить подачу указан того отчета таможенному посту.
Отклоняя довод заявителя о том, что в его отчете по форме ДО-1 № 10606060/211020/0001206 дата указана верно – 20.10.2020, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что отчет о принятии товаров на временное хранение по форме ДО-1 №10606060/211020/0001206 в графе 2 «Дата и время помещения на склад» содержит дату «20.10.2020», документы предоставленные Обществом, не являются надлежащим доказательством, поскольку из представленных документов не следует, что они были сформированы в день подачи отчетности и что именно в такой форме и с такими данными отчет был отправлен получен таможенным постом.
Указание заявителя на письмо № 226/02 от 03.01.2022 ООО «Инфотех», как на доказательство того факта, что отправлялся именно представленный заявителем в дело отчет с верной датой, и только один раз, что изменения не могут быть внесены (что подтверждается видеообзором действий в программе), суд первой инстанции обоснованно отклонил, поскольку письмо от 03.01.2022 не отрицает того факта, что отчет был с номером 1000901, что направлен он был единожды, на что ссылается и таможенный орган, полагая, со ссылкой на ответ ООО «СТМ» от 11.11.2021 № 135, что отчет был направлен с ошибкой, в последующем было внесено изменение, сохранено в программе, но отправлено оно не было, так как программа не позволяет отправлять повторно уже переданный отчет. Письмо ООО «Инфотех» не подтверждает того, что в переданном отчете верно значилась дата помещения товара на СВХ как 20.10.2020.
В соответствии с пунктом 3 Способа отчетность по форме ДО-1 представляется владельцем СВХ, по структуре и в форматах, определенных альбомом форматов электронных форм документов, предназначенных для организации взаимодействия между информационными системами таможенных органов и информационными системами, предназначенными для представления участниками внешнеэкономической деятельности сведений таможенным органам в электронной форме, разработанным в соответствии с порядком, утвержденным приказом ФТС России от 24.01.2008 № 52 «О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей «Интернет», и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации, главного бухгалтера либо лица электронная квалифицированная подпись гарантирует неизменность документа после его подписания.
Сообщения с отчетностью, поступающие от владельца СВХ в XML-формате, хранятся в автоматизированной информационной системе (АИС) «АИСТ-М» таможенного поста, посредством которой полученные от декларанта электронные документы передаются в неизменном (первоначальном) виде в КПС «Учет и контроль товаров на ВХ» для дальнейшей их обработки.
В соответствии с информацией, представленной Красноярской таможней в Красноярском таможенном посту Красноярской таможни факты обращения владельца склада временного хранения ООО «Кастом-Сервис» по вопросам, касающимся предоставления, внесения изменений, аннулирования отчета о помещении товаров на временное хранение по форме ДО-1 № 10606060/211020/0001206, не зарегистрировано.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что 21.10.2020 в нарушение требований статьи 414 ТК ЕАЭС, пунктов 2,5 Способа, утвержденного Приказом № 444 ООО «Кастом-Сервис» представило на Красноярский таможенный пост Красноярской таможни отчет о принятии товаров на временное хранение по форме ДО-1 № 10606060/211020/0001206, содержащий в графе 2 «Дата и время помещения на склад» недостоверные сведения в строках 1,2 Обществом указана недостоверная дата размещения товара, тем самым совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статье 16.15 КоАП РФ.
В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что общество предприняло исчерпывающие меры для исполнения вышеназванных требований ТК ЕАЭС в материалы дела не представлено.
Учитывая изложенное, на основании исследования и оценки в совокупности в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющихся в материалах дела доказательств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии вины общества в совершении данного административного правонарушения, в связи с чем правомерно признал, что действия заявителя образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.15 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено.
Содержание протокола об административном правонарушении соответствует требованиям, предусмотренным в статье 28.2 КоАП РФ; протокол содержит сведения, перечисленные в части 2 статьи 28.2, в том числе о времени и месте совершения правонарушения и составления протокола, сведения о лице, его составившем, о лице, совершившем правонарушение, о статье КоАП РФ, предусматривающей ответственность, и др.
Постановление о назначении административного наказания вынесено таможенным органом в рамках предоставленных полномочий, содержит предусмотренные статьей 29.10 КоАП РФ сведения.
Доводу общества в части нарушения правил подсудности рассмотрения дела об административном правонарушении, в связи с тем, что дело, по его мнению, подлежало рассмотрению по месту совершения нарушения (г. Красноярск, который также является и местом регистрации Общества), дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции.
В соответствии со статьей 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.
Согласно пункту 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в части первой статьи 29.5 КоАП РФ закреплено общее правило, в соответствии с которым дело рассматривается по месту совершения правонарушения. Местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер, - место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.
В соответствии с приказом ФТС России от 28.06.2019 № 1070 «О местонахождении и регионах деятельности таможенных органов Сибирского таможенного управления» в зону ведения Сибирской оперативной таможни отнесен Красноярский край.
Сибирская оперативная таможня наделена в силу положений Приказа ФТС России от 23.04.2018 № 575 «Об утверждении Положения о Сибирской оперативной таможне» и 23.8 КоАП РФ полномочиями на составление протокола и рассмотрение дела об административном правонарушении, является вышестоящим органом по отношению к Красноярской таможне. В связи с чем фактически дело рассмотрено в регионе по месту совершения и выявления правонарушения.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что нарушений правил подсудности в данном случае не допущено.
Наказание назначено обществу в пределах санкции статьи 16.15 КоАП РФ, отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.
Поскольку факт нарушения и вина общества подтверждены материалами дела, нарушений установленного КоАП РФ порядка производства по делу об административном правонарушении, имеющих существенный характер, не выявлено, то оснований для вывода о несоответствии оспариваемого постановления требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов суд первой инстанции правомерно не установил.
Доводами, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку согласно части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем уплаченная апеллянтом государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 31.03.2022 по делу № А45-28928/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Кастом Сервис» – без удовлетворения.
Возвратить ООО «СК-Мастер» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., уплаченную по платежному поручению от 10.03.2022 № 44.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства
в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев
со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».
Председательствующий С. В. Кривошеина
Судьи Т. В. Павлюк
ФИО4