СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Томск Дело № А67-8424/2021
16 июня 2022 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Кривошеиной С. В., рассмотрев в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционную жалобу Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» ( № 07АП-3627/2022) на решение Арбитражного суда Томской области от 04.05.2022 по делу № А67-8424/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» (66760, Томская обл., Александровский район, с. Александровское, мкр. Казахстан, 12, ОГРН 1027001619215, ИНН 7001002451) к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Томской области (634050, Томская обл., г. Томск, ул. Гагарина, 56, ОГРН 1047000309938, ИНН 7017108742), о признании незаконным постановления от 10.08.2021 № 158,
У С Т А Н О В И Л:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» в лице директора Климовой М.А. (далее – заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Томской области (далее – административный орган) о признании незаконным постановления от 10.08.2021 № 158, признания правонарушения малозначительным и ограничиться устным замечанием.
Определением арбитражного суда от 19.01.2022 заявление учреждения принято и возбуждено производство по делу № А67-112/2022. Определением от 27.01.2022 объеди-
[A1] нены дела №№ А67-8424/2021, А67-112/2022 в одно производство для их совместного рассмотрения, делу присвоен № А67-8424/2021.
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства с особенностями, установленными главой 29 АПК РФ.
Решением от 04.05.2022 (резолютивная часть от 21.03.2022) в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, учреждение обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на малозначительность правонарушения.
Административный орган отзыв на апелляционную жалобу в порядке ст. 262 АПК РФ не представил.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» зарегистрировано в качестве юридического лица за ОГРН 1027001619215, ИНН 7001002451.
Учреждением не была представлена в установленный срок первичная статистическая информация по форме федерального статистического наблюдения № П-4 (НЗ) «Сведения о неполной занятости и движении работников», квартальная, по которой организация представляет сведения в Томскстат не позднее 8 числа после отчетного квартала по установленному в форме адресу: 634050, г. Томск, ул. Гагарина, 56.
В связи с выявлением указанных обстоятельств, 06.08.2022 уполномоченным должностным лицом административного органа в отсутствие представителя учреждения, извещенного надлежащим образом, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в котором были зафиксированы вышеуказанные обстоятельства.
[A2] наложении административного штрафа, в соответствии с которым заявитель привлечен к административной ответственности предусмотренной частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Заявитель, считая постановление № 158 по делу об административном правонарушении о наложении административного штрафа от 10.08.2021 незаконным, с указанием на то, что деяние является малозначительным, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из наличия в действиях общества состава и события вменяемого правонарушения, отсутствия процессуальных нарушений, пропуска срока, предусмотренного АПК РФ для обращения с заявлением о признании оспариваемого постановления незаконным.
Суд апелляционной инстанции оснований для принятия доводов апелляционной жалобы не усматривает по следующим основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ не предоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.
[A3] В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 282-ФЗ) основным принципом официального статистического учета и системы государственной статистики является полнота, достоверность, научная обоснованность, своевременность предоставления и общедоступность официальной статистической информации.
Согласно частям 1, 2 статьи 6 Федерального закона № 282-ФЗ федеральное статистическое наблюдение в зависимости от способа проведения может быть сплошным (проводится в отношении всех субъектов (объектов) изучаемой совокупности (переписи) и выборочным (проводится в отношении отдельных субъектов (объектов) изучаемой совокупности на основе представительной (репрезентативной) выборки, полно и адекватно отражающей свойства изучаемой совокупности). Способ проведения федерального статистического наблюдения определяется субъектами официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.
Федеральное статистическое наблюдение проводится в отношении респондентов, которыми являются созданные на территории Российской Федерации юридические лица, органы государственной власти и органы местного самоуправления, филиалы, представительства и подразделения действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций, граждане Российской Федерации, находящиеся на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации.
Согласно статье 8 Федерального закона № 282-ФЗ респонденты обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации.
В целях реализации указанных положений, а также частями 5 и 9 статьей 5 и частью 4 статьи 6 Федерального закона № 282, Приказом Федеральной службы государственной статистики от 24 июля 2020 № 412 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, потребностью организаций в работниках по профессиональным группам» утверждена форма федерального статистического наблюдения № 1 кадры «Сведения о подготовке (профессиональном образовании и профессиональном обучении) и дополнительном образовании работников организаций».
Согласно указаниям по заполнению (утв. Приказом Федеральной службы государ-
[A4] ственной статистики от 24.07.2020 № 412) данную форму предоставляют юридические лица - коммерческие и некоммерческие организации (кроме субъектов малого предпринимательства) всех форм собственности и видов экономической деятельности (кроме деятельности финансовой и страховой; государственного управления и обеспечения военной безопасности; социального обеспечения; деятельности общественных и экстерриториальных организаций).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 № 620 утверждено Положение об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета (далее - Положение № 620).
На основании пункта 3 Положения № 620 первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций.
Согласно п. 4 Положения № 620 первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте настоящего Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм. Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются Федеральной службой государственной статистики по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.
Руководитель юридического лица назначает должностных лиц, уполномоченных предоставлять первичные статистические данные от имени юридического лица (п.5).
В целях реализации указанных положений, а также частей 5 и 9 статьи 5 и части 4 статьи 6 Федерального закона № 282-ФЗ, Приказом № 412 (в редакции, действующей в рассматриваемый период) утверждена форма федерального статистического наблюдения № П-4 (НЗ) «Сведения о неполной занятости и движении работников», форма представляется в виде электронного документа, подписанного ЭЦП, в соответствующий территориальный орган Росстата ежеквартально не позднее 8-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
В соответствии с п.п. 3, 5 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам офи-
[A5] циального статистического учёта, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 № 620, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений (соблюдение порядка ее представления, а равно представление достоверной статистической информации), является руководитель организации, её филиала и представительства, а также лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Судом установлено, что учреждением не была представлена в установленный срок первичная статистическая информация по форме федерального статистического наблюдения № П-4 (НЗ) «Сведения о неполной занятости и движении работников», квартальная.
Статьей 26.2 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела; эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Учитывая изложенное и принимая во внимание вышеприведенные данные, содержащиеся в представленных в материалы дела доказательствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется
[A6] путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения требований законодательства об обязательном порядке предоставления первичных статистических данных в материалы дела не представлено. Каких-либо доказательств невозможности соблюдения заявителем приведенных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
В данном случае состав административного правонарушения, указанный в части 1 статьи 13.19 КоАП РФ, является формальным, то есть не предусматривает материально-правовых последствий содеянного, как обязательной составляющей объективной стороны правонарушения. Правонарушение считается оконченным независимо от наступления вредных последствий.
Учитывая изложенное, на основании исследования и оценки в совокупности в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющихся в материалах дела доказательств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии вины Учреждения в совершении данного административного правонарушения, действия заявителя образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
Порядок оформления и содержание протокола об административном правонарушении соответствует требованиям, предусмотренным в статье 28.2 КоАП РФ; протокол содержит сведения, перечисленные в части 2 статьи 28.2 Кодекса, в том числе сведения о лице, его составившем, о лице, совершившем правонарушение, о статье КоАП РФ, предусматривающей ответственность за данное правонарушение и иные необходимые сведения.
Постановление о назначении административного наказания вынесено административным органом в рамках предоставленных полномочий с учетом всех обстоятельств дела, размер административного штрафа определен с учетом степени вины общества в размере санкции, установленной частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в отношении общества, апелляционным судом не установлено.
В материалы дела заявителем не представлено доказательств, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств, указывающих на признаки малозначительности
[A7] совершенного административного правонарушения и позволяющих в рассматриваемом случае применить статью 2.9 КоАП РФ.
Доводы заявителя, о том, что нарушение допущено работником организации (ведущий специалист по кадрам), руководитель раскаивается в совершенном правонарушении, устранение нарушения и т.д., обоснованно не приняты судом первой инстанции в качестве оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ и признания совершенного правонарушения малозначительным.
При этом, суд первой инстанции принял во внимание доводы ответчика, изложенные в отзыве на заявление, из которых следует, что на момент принятия оспариваемого постановления (10.08.2021) соответствующие документы заявителем не были представлены. Кроме этого, ответчик поясняет, что сводные итоги были направлены в Росстат 21.07.2021 без данных учреждения за 2 квартал 2021, в связи с чем противоправное бездействие заявителя повлекло искажение информации, представляемой Росстатом Президенту РФ и Правительству РФ, что свидетельствует о наличии в результате правонарушения угрозы охраняемым общественным отношениям, имеющим существенный характер.
Кроме того, размер наказания за совершенное правонарушение, определенный в соответствии с постановлением от 10.08.2021 № 158 назначен в минимальном размере.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.
Также судом первой инстанции установлено, что учреждением пропущен процессуальный срок, установленный ч. 2 ст. 208 АПК РФ для обращения с заявлением об оспаривании решения административного органа, при этом оснований для его восстановления не установлено.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, в связи с чем оснований для его отмены, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Вопрос о распределении судебных расходов судом не разрешается, поскольку исходя из части 4 статьи 208 АПК РФ, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не
[A8] облагается, следовательно, по данной категории дел не облагаются государственной пошлиной также апелляционные жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Томской области от 04.05.2022 (резолютивная часть от 21.03.2022) по делу № А67-8424/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».
Судья С.В. Кривошеина
Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр Федеральное казначейство
Дата 19.01.2022 4:10:50
Кому выдана Кривошеина Светлана Васильевна