СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Томск Дело № А03-18170/2020
02 июня 2021 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Логачева К. Д., ФИО7 Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Волковой Т. А. с использованием средств аудиозаписи в онлайн-заседании рассмотрел апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Барнаул» (№07АП-4155/2021) на решение Арбитражного суда Алтайского края от 07.04.2021 по делу № А03-18170/2020 (судья Ильичева Л.Ю.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Барнаул» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, 656043, <...>) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>, 656059, <...>) о признании незаконным постановления от 16.12.2020 № 022/04/9.21- 952/2020 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С привлечением к участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью «СибГазСтрой»,
В судебном заседании принимают участие:
от заявителя: без участия,
от административного органа: ФИО1 по дов. от 11.01.2021, диплом,
от третьего лица: без участия,
У С Т А Н О В И Л:
общество с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Барнаул» (далее - заявитель, общество, ООО «Газпром газораспределение Барнаул») обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (далее – административный орган, Управление) о признании незаконным постановления от 16.12.2020 № 022/04/9.21-952/2020 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «СибГазСтрой» (далее – ООО «СибГазСтрой», третье лицо).
Решением от 07.04.2021 Арбитражного суда Алтайского края в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить в полном объеме и принять по делу новый судебный акт об отмене постановления Управления от 16.12.2020, производство по делу прекратить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы апеллянт указывает на то, что включение спорных объектов («Газоснабжение жилых домов в границах улиц Советская, Набережная, Мира, ФИО2, Зеленый Клин, Школьная, Заречная, пер. Южный, пер. Успенского в с. Смоленское Смоленского района Алтайского края» - технические условия №19-207 от 05.06.2019; «Газоснабжение жилых домов по ул. Песчаная, Молодежная, Заводская, Парковая, пер. Садовый, пер. Гражданский в с. Смоленское Смоленского района Алтайского края» -технические условия №19-218от 07.06.2019; «Газоснабжение жилых домов по ул. Сибирская, Интернациональная, Северная, Юбилейная, Парковая, Степная в с. Смоленское Смоленского района Алтайского края» -технические условия №19-277 от 22.06.2019; «Газоснабжение жилых домов в границах ул. Титова, пер. Колыванский в с. Павловск Павловского района Алтайского края» - технические условия №19-221 от 14.06.2019; «Газоснабжение жилых домов в границах ул. Советская, ФИО3, в с. Павловск Павловского района Алтайского края» - технические условия №19-222 от 14.06.2019; «Газоснабжение жилых домов по ул. Раевского, Коминтерна, ФИО4, ФИО5, ФИО6, пер. Фунтовский, пер. Голованова, пер. Коммунарский, пер. Заречнывй, пер. Ядринцева Павловского района Алтайского края» - технические условия №20-159 от 26.06.2020) в Программу газификации Алтайского края административным органом установлено не было; требования Постановления Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314 «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Правила №1314) обществом не нарушены и в действиях общества отсутствует состав вменяемого правонарушения.
Административный орган и третье лицо возражают против удовлетворения апелляционной жалобы согласно отзывам.
От заявителя поступили возражения на отзыв третьего лица.
В порядке части 6 статьи 121, части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие заявителя и третьего лица.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы отзыва.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Алтайского края в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, заслушав представителя Управления, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Судом установлено и из материалов дела следует, что в Управление поступило на рассмотрение обращение ООО «СибГазСтрой» в отношении ООО «Газпром газораспределение Барнаул» по вопросу, связанному с аннулированием технических условий.
В 2019-2020 годах ООО «Газпром газораспределение Барнаул» подготовило по запросам ООО «СибГазСтрой» технические условия на технологическое присоединение к газораспределительной сети распределительных газопроводов жилых домов.
К запросам были приложены письма №02-19-1281 от 23.04.2019, №02-19-1282 от 23.04.2019, №02-19-1941 от 11.06.2019, №231/П/153 от 28.05.2019, №231/П/1534 от 28.05.2019 за подписью глав муниципальных образований, в которых было указано, что в муниципальную программу газификации включены запрашиваемые ООО «СибГазСтрой» объекты за счет частных инвестиций.
Посчитав, что в подпрограмме 3 «Газификация Алтайского края» государственной программы Алтайского края «Обеспечение населения Алтайского края жилищно-коммунальными услугами», утвержденной постановлением Правительства Алтайского края от 31.07.2019 № 297, отсутствуют сведения об объектах, указанных в заявках ООО «СибГазСтрой», как о планируемых к строительству, обществом аннулированы ранее выданные технические условия.
По результатам рассмотрения жалобы, с учетом того, что ООО «Газпром газораспределение Барнаул» совершены действия по аннулированию технических условий в нарушение регламентированного Правилами № 1314 порядка подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения, административный орган 17.11.2020 составил в отношении общества протокол об административном правонарушении.
16.12.2020 вынесено постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Считая указанное постановление незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях общества события и состава административного правонарушения, соблюдения порядка привлечения к административной ответственности.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
На основании Правил разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.09.2016 № 903 (далее - Правила № 903), разработку и реализацию программ газификации осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ.
Подпунктом «б» пункта 4 Правил № 903 предусмотрено, что план мероприятий программы газификации с указанием объектов, планируемых к строительству, реконструкции и подключению, а также мероприятий, связанных с регистрацией в установленном порядке газораспределительной организацией права собственности на объекты газораспределения, являющиеся бесхозяйными, источников их финансирования, сроков их реализации и ожидаемых результатов, в том числе на территориях опережающего социально-экономического развития.
Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства определен Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 (далее - Правила № 1314).
Согласно пункту 2 Правил № 1314 под подключением (технологическим присоединением) объекта капитального строительства к сети газораспределения понимается совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения; заявителем при этом является юридическое или физическое лицо, являющееся правообладателем земельного участка, намеренное осуществить или осуществляющее на нем строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к сети газораспределения или подключение (технологическое присоединение) построенного на своем земельном участке объекта капитального строительства к сети газораспределения; под исполнителем понимается газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства.
В силу пункта 7 Правил № 1314 запрос о предоставлении технических условий должен содержать:
а) полное и сокращенное (при наличии) наименования заявителя, его организационно-правовую форму, местонахождение и почтовый адрес (для юридического лица) либо фамилию, имя, отчество, местожительство и почтовый адрес (для физического лица (индивидуального предпринимателя);
б) планируемый срок ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства (при наличии соответствующей информации);
в) планируемую величину максимального часового расхода газа (мощности) отдельно по различным точкам подключения (если их несколько) с обоснованием необходимости подключения нескольких точек;
г) наименование присоединяемого объекта сети газораспределения в случае предоставления технических условий на присоединение объекта сети газораспределения к другой сети газораспределения;
д) информацию о включении присоединяемого объекта сети газораспределения в программу газификации или о наличии права собственности на реконструируемые объекты сети газораспределения в случае предоставления технических условий на присоединение объекта сети газораспределения к другой сети газораспределения.
Требования к прилагаемым документам приведены пункте 8 Правил № 1314.
Из пункта 12 Правил № 1314 следует, что в случае предоставления заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 7 и 8 настоящих Правил, не в полном объеме, а также в случае поступления запроса о предоставлении технических условий в отношении объекта капитального строительства, газификация которого запрещена законодательством Российской Федерации, исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня поступления запроса о предоставлении технических условий возвращает ему указанный запрос с приложенными к нему документами без рассмотрения.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что ООО «Газпром газораспределение Барнаул» были выданы технические условия №19-207 от 05.06.2019 №19-218 от 07.06.2019, №19-221 от 14.06.2019, №19-222 от 14.06.2019, №19-277 от 22.06.2019, №20-159 от 26.06.2020, то есть ООО «СибГазСтрой» были в тот момент по оценке ООО «Газпром газораспределение Барнаул» представлены все сведения и документы, указанные в пунктах 7 и 8 настоящих Правил №1314. Срок действия данных технических условий 2 года со дня выдачи.
В технические условия №19-207 от 05.06.2019, №19-218 от 07.06.2019, №19-221 от 14.06.2019, №19-222 от 14.06.2019, №19-277 от 22.06.2019 ООО «Газпром газораспределение Барнаул» были внесены изменения 01.10.2019 письмами №АГ-22/3791, №АГ-22/3792, №АГ- 22/3793, №АГ-22/3794, №АГ-22/3795. Указанными письмами срок действия технических условий изменен на 70 рабочих дней, при этом Правилами №1314 возможность внесения изменений не предусмотрена.
Кроме того, технические условия №20-159 от 26.06.2020 со сроком действия 70 рабочих дней были аннулированы ООО «Газпром газораспределение Барнаул» письмом от 10.08.2020 №ПР -22/3424, то есть на дату аннулирования они являлись действующими.
Как указало ООО «СибГазСтрой», на момент аннулирования вышеуказанных технических условий сети газоснабжения уже были построены. Из-за отсутствия возможности ввода в эксплуатацию построенных объектов ООО «СибГазСтрой» несет убытки.
Как верно отметил суд первой инстанции, Правилами № 1314 не предусмотрено оснований для аннулирования выданных технических условий, соответственно, газораспределительная организация не вправе аннулировать такие технические условия.
Таким образом, несоблюдение указанных требований Правил № 1314 образует объективную сторону состава административного правонарушения по статье 9.21 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях общества объективной стороны указанного административного правонарушения.
В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вместе с тем каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения положений Правил № 1314 в материалы дела не представлено. При этом доказательств невозможности соблюдения обществом приведенных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Учитывая изложенное, на основании исследования и оценки в совокупности в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющихся в материалах дела доказательств, правомерным является вывод суда первой инстанции о наличии вины общества в совершении данного административного правонарушения. Действия заявителя образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановление о назначении административного наказания от 16.12.2020 № 022/04/9.21-952/2020 вынесено уполномоченным органом с учетом всех обстоятельств дела.
Размер административного штрафа определен с учетом степени вины и повторности нарушения (имеется вступившее в законную силу постановление № 022/04/9.21-758/2019 от 08.10.2019) в пределах санкции, установленной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ (600 000 руб.).
Оспариваемое постановление соответствует требованиям статьи 29.10 КоАП РФ, поскольку в нем приведены описание события и основания привлечения к ответственности.
Предусмотренный статьей 4.5 КоАП срок давности привлечения к административной ответственности общества на момент вынесения постановления о назначении административного наказания не пропущен.
Оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным на основании статьи 2.9 КоАП РФ судом не установлено.
Поскольку факт нарушения и вина общества подтверждены материалами дела, нарушений установленного КоАП РФ порядка производства по делу об административном правонарушении, имеющих существенный характер, не выявлено, то оснований для вывода о несоответствии оспариваемого постановления Управления от 16.12.2020 о назначении административного наказания по делу № 022/04/9.21-952/2020 требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов суд первой инстанции правомерно не установил, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении заявленных обществом требований.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, в связи с чем оснований для отмены решения, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, следовательно, по данной категории дел не облагаются государственной пошлиной также апелляционные жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 07.04.2021 по делу №А03-18170/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Барнаул»– без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства
в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев
со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий С. В. Кривошеина
Судьи К. Д. Логачев
ФИО7