улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Томск Дело № А27-15650/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Бородулиной И. И., ФИО3 Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Легачевой А. М. с использованием средств аудиозаписи рассмотрел апелляционную жалобу Комитета по управлению государственным имуществом Кузбасса (№07АП-444/2021) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 01.12.2020 по делу № А27-15650/2020 (судья Н.К. Фуртуна) по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газпром Газораспределение Томск» (634021, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) к Комитету по управлению государственным имуществом Кузбасса (650064, Кемеровская область – Кузбасс, <...> ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным, не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации решение Комитета по управлению государственным имуществом Кузбасса об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка от 30.04.2020 № 10-6-04/1885, судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб.
В судебном заседании принимают участие:
от заявителя: ФИО1 по дов. от 15.01.2021, диплом,
от заинтересованного лица: ФИО2 по дов. от 24.03.2020, диплом,
У С Т А Н О В И Л:
общество с ограниченной ответственностью «Газпром Газораспределение Томск» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявление к комитету по управлению государственным имуществом Кузбасса (далее – Комитет, заинтересованное лицо) о признании недействительным, не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка от 30.04.2020 № 10-6-04/1885.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 01.12.2020 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Комитет обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что ввиду особого порядка, в данном случае не подлежат применению нормы Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), регулирующие порядок предоставления земельных участков в аренду; земельный участок под газопроводом может быть предоставлен на основании сервитута; судом сделан преждевременный и неверный вывод относительно того, что способом восстановления нарушенных прав заявителя является возложение на Комитет обязанности по совершению действий, предусмотренных п.п. 1 п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу, представленном в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не согласилось с доводами апеллянта, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
В судебном заседании, представитель Комитета поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель общества - доводы отзыва.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей Комитета и общества, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, обществу на праве собственности принадлежит объект недвижимости (газопровод) с кадастровым номером 42:00:0000000:3764, расположенный по адресу: Кемеровская область, земли Рудничного района города Кемерово и Кемеровское района, Кемеровское лесничество, Барановское участковое лесничество, урочище «Барановское», квартал № 183 (выдел 28,39), что подтверждается выпиской из единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) от 15.08.2017.
Указанный газопровод обладает подземными и надземными элементами, а также технологически связан с межпоселковым газопроводом высокого давления от ГРС-3 до села Андреевка Кемеровского района Кемеровской области с сетями газораспределения от ГРС-3 города Кемерово, что подтверждается соответствующей схемой газопровода и перечнем образующих его элементов.
В связи с расположением наземных частей объекта недвижимости на земельном участке, находящемся в неразграниченной государственной или муниципальной собственности, общество обратилось в комитет с заявлением от 20.04.2020 о предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 67 м2, расположенного по адресу: Кемеровская область, город Кемерово, категория земель – земли населенных пунктов, цель использования земельного участка – коммунальное обслуживание. К указанному заявлению обществом приложены схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а также выписка из ЕГРН.
Комитет, рассмотрев указанное заявление, принял решение от 30.04.2020 № 10-6- 04/1885 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Указанное решение мотивировано тем, что в соответствии с подпунктом 1 пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не предоставляются в собственность или в аренду собственникам и иным правообладателям сооружений, которые могут размещаться на таких земельных участках на основании сервитута, публичного сервитута или в соответствии со статьей 39.36 ЗК РФ. Также Комитетом указано, что общество может обратиться с заявлением о выдаче разрешения на размещение объектов на землях или земельных участках на основании постановления Коллегии администрации Кемеровской области от 01.07.2015 № 213 «Об утверждении положения о порядке и условиях размещения объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов», в случае если объект соответствует требования установленными постановлением Правительства от 03.12.2014 № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов».
Общество, полагая, что оспариваемое решение нарушает его права и законные интересы, поскольку создает препятствия в реализации права заявителя на заключение договора аренды земельного участка, а также во владении, пользовании распоряжении объектами недвижимости, расположенными на этом земельном участке, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что заявитель вправе использовать земельный участок для размещения объекта в переходный период на праве аренды, оспариваемый отказ в предоставлении земельного участка является незаконным и нарушает права заявителя.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Статьей 39.2 ЗК РФ определено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 39.6 ЗК РФ предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Пунктом 2 поименованной статьи регламентированы случаи предоставления в аренду земельных участков без проведения торгов.
Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка для выполнения международных обязательств Российской Федерации, а также юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения.
Пунктом 4 статьи 39.16 ЗК РФ установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу части 1.1 статьи 39.20 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не предоставляются в собственность или в аренду собственникам и иным правообладателям сооружений, которые могут размещаться на таких земельных участках на основании сервитута, публичного сервитута или в соответствии со статьей 39.36 Кодекса.
Проанализировав вышеуказанные нормы права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что нормы п.4 ст.39.16, п.1.1 ст.39.20 ЗК РФ являются специальными по отношению к общей норме пп.4 п.2 ст.39.6 ЗК РФ, поскольку при общем правиле о возможности предоставления земельных участков в аренду без торгов, закрепляют запрет на предоставление в аренду тех из них, которые расположены под объектами, размещение которых возможно на ином праве.
Вместе с тем, пунктом 1 статьи 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрено право юридических лиц, имеющих на праве собственности, праве оперативного управления или праве хозяйственного ведения сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право аренды земельного участка на публичный сервитут в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, при условии, что право собственности, право оперативного управления или право хозяйственного ведения на указанные сооружения возникло до 01.09.2018.
Судом установлено, что обществу на праве собственности принадлежит сооружение с кадастровым номером 42:00:0000000:3764, расположенное по адресу: Кемеровская область, земли Рудничного района города Кемерово и Кемеровское района, Кемеровское лесничество, Барановское участковое лесничество, урочище «Барановское», квартал № 183 (выдел 28,39), право собственности на которое зарегистрировано 15.08.2017.
При этом переоформление арендных отношений на публичный сервитут в переходный период является правом, а не обязанностью арендатора.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» юридические лица, право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления которых на сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, возникло в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, до 01.09.2018 и у которых отсутствуют права на земельный участок, на котором находятся такие сооружения, вправе оформить публичный сервитут в порядке, установленном главой V.7 ЗК РФ, в целях размещения таких сооружений или приобрести соответствующий земельный участок в аренду до 01.01.2022.
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 39.33 ЗК РФ установлено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Порядок и условия размещения указанных объектов предусмотрены Положением, утвержденным Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 01.07.2015 № 213, и предполагают плату за размещение.
В силу пункта 1 статьи 39.23 ЗК РФ размещение, в том числе, объектов газопровода, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка, является основанием для установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 19 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случае, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
В оспариваемом отказе от 30.04.2020 №10-6-04/1885 КУГИ исходило из наличия у заявителя права на предоставление земельного участка по всем указанным основаниям, кроме права аренды.
При выборе варианта оформления публичного сервитута он оформляется в целом на земельный участок (участки) на котором находится сооружение, а не на ранее арендованные вымежеванные исключительно под сооружения земельные участки. При этом последние могут быть перераспределены с землями и (или) земельными участками или объединены с земельными участками в порядке, предусмотренном п.7 ст.3.6 Закона 137-ФЗ.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что заявитель имеет право оформить публичный сервитут для размещения принадлежащего ему на праве собственности объекта. Право собственности на объект возникло до 01.09.2018. Следовательно, к спорным правоотношениям применима ст.3.6 Закона №137-ФЗ.
С учетом того, что заявитель вправе использовать земельный участок для размещения объекта в переходный период на праве аренды, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что оспариваемый отказ в предоставлении земельного участка является незаконным и нарушает права заявителя.
Отклоняя доводы Комитета о недостаточной обоснованности нарушения экономических интересов заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что об их нарушении свидетельствует сам факт отказа в реализации предоставленного заявителю права. При этом, оценка экономической целесообразности сделанного заявителем выбора (на каком праве оформить земельный участок) не входит в компетенцию Комитета.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы, содержащиеся в обжалуемом решении суда первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
С учетом того, что Комитет освобожден от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы по апелляционной жалобе апелляционным судом не распределяются.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 01.12.2020 по делу №А27-15650/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Комитета по управлению государственным имуществом Кузбасса – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства
в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев
со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий С. В. Кривошеина
Судьи И. И. Бородулина
ФИО3