улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Томск Дело № А27-10334/2020
резолютивная часть постановления оглашена 08 июля 2020
полный текст постановления изготовлен 09 июля 2020
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Хайкиной С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Любимовой А.Н., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу жалобы государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонного) (№ 07АП-4672/2020) на определение об отказе в принятии заявления от 12.05.2020 Арбитражного суда Кемеровской области по делу
№ А27-10334/2020 (судья Иващенко А.П.), по заявлению государственного учреждения
– Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонного) (653000, Кемеровская область-Кузбасс, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) к обществу
с ограниченной ответственностью «Салюс» (652700, Кемеровская область - Кузбасс, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>)
о взыскании задолженности в размере 500 рублей финансовых санкций,
В судебном заседании участвуют представители:
от заявителя: без участия (извещен),
от заинтересованного лица: без участия (извещено),
установил:
государственное учреждение - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в городе Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) (далее – Пенсионный фонд, взыскатель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Салюс» (далее - Общество, страхователь) о взыскании 500 рублей финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Федеральный закон № 27-ФЗ), по форме СЗВ-М за отчетный период – за июль 2019 года по требованию от 21.10.2019 №052S01190018927 в размере 500 руб.
Определением от 12.05.2020 Арбитражного суда Кемеровской области отказано в принятии заявления Пенсионного фонда на основании пункта 1 части 1 статьи 127.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Не согласившись с принятым судебным актом, Пенсионный фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение от 12.05.2020 Арбитражного суда Кемеровской области по делу № А27-10334/2020 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кемеровской области.
В обоснование апелляционной жалобы Пенсионный фонд указывает, что судом первой инстанции неправильно истолковано разъяснение, изложенное в ответе на вопрос № 1 раздела «Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике» Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2019), утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019 (далее – Обзор судебной практики ВС РФ № 2 (2019)), неправильно истолкованы нормы статей 227, 229.2 АПК РФ, неправильно применён пункт 1 части 1 статьи 127.1 АПК РФ, не подлежащий применению, нарушена норма 18 Федерального закона № 27-ФЗ, а также нарушено право Пенсионного фонда как территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации на обращение в арбитражный суд за защитой публичных интересов, нарушено конституционное право на судебную защиту.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание апелляционной инстанции представителей не направили.
На основании статьи 156 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной не усматривает оснований для отмены определения суда.
Из материалов дела следует, Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд заявлением о взыскании 500 рублей финансовых санкций с Общества за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 статьей 11 Федерального закона № 27-ФЗ, по форме СЗВ-М за отчетный период за июль 2019 года.
Отказывая в принятии заявления, суд первой инстанции руководствовался пунктом 1 части 1 статьи 127.1 АПК РФ, статьями 46, 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), правовой позицией, изложенной в Обзоре судебной практики ВС РФ № 2 (2019), и пришел к выводу о том, что заявление не подлежит рассмотрению в суде, поскольку размер накопленной задолженности страхователя по финансовым санкциям менее 3 000 рублей.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 127.1 АПК РФ (в редакции, действующей с 01.10.2019) суд отказывает в принятии искового заявления, заявления, если исковое заявление, заявление подлежат рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства либо не подлежат рассмотрению в судах.
Частью 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ установлена ответственность страхователей, включая организации и индивидуальных предпринимателей, в виде финансовых санкций за непредставление в установленный срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, а также за несоблюдение порядка представления сведений в форме электронных документов.
В соответствии с частью 17 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию об их уплате взыскание сумм финансовых санкций производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Порядок и сроки обращения в суд за взысканием финансовых санкций Федеральным законом № 27-ФЗ не определены.
Статья 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» относит Федеральный закон № 27-ФЗ к составной части законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании и устанавливает, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Из анализа названных норм следует, что на правоотношения, связанные с уплатой, в том числе в принудительном порядке (взысканием), финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ, распространяются порядок и сроки взыскания задолженности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не закреплено законодательством об обязательном пенсионном страховании.
Статья 46 НК РФ, устанавливающая порядок взыскания задолженности с организаций и индивидуальных предпринимателей, не содержит положений, регулирующих порядок обращения за выдачей судебного приказа.
Для требований о взыскании соответствующих сумм с физических лиц в пунктах 1 - 3 статьи 48 НК РФ установлено, что заявление о выдаче судебного приказа подается в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности. Если задолженность не превышает 3000 рублей, данное заявление подается в суд в течение шести месяцев со дня, когда сумма задолженности превысила 3000 рублей, но не позднее трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате задолженности. При последующей отмене судебного приказа требование о взыскании задолженности может быть предъявлено в суд не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
С учетом принципа равенства всех перед законом и судом, а также универсальности воли законодателя, выраженной в пунктах 1 - 3 статьи 48 НК РФ в отношении взыскания в приказном порядке сумм задолженности, допустимо применение данных положений по аналогии закона к отношениям, связанным с взысканием финансовых санкций с организаций и индивидуальных предпринимателей.
Согласно части 3 статьи 229.2 АПК РФ судебный приказ выдается по делам о взыскании обязательных платежей и санкций, если указанный в заявлении общий размер подлежащей взысканию денежной суммы не превышает 100 000 рублей.
Таким образом, требования территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации о взыскании финансовых санкций с организаций и индивидуальных предпринимателей могут быть рассмотрены арбитражным судом в порядке приказного производства при наличии следующих условий: страхователем в установленный срок добровольно не исполнено требование об уплате финансовых санкций, накопленная задолженность страхователя по финансовым санкциям превысила 3000 рублей, но не превышает 100 000 рублей, а также при отсутствии иных препятствий, в частности, наличия спора о праве. Указанная позиция изложена в Обзоре судебной практики ВС РФ № 2 (2019) (ответ на вопрос 1 в разделе «Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике»).
По смыслу данных разъяснений Верховного суда Российской Федерации размер задолженности в сумме, превышающей 3000 рублей, является необходимым условием возникновения у Пенсионного фонда права на обращение в арбитражный суд за ее взысканием в любой процессуальной процедуре (приказном, упрощенном, общеисковом производствах).
Исключением является только ситуация, соответствующая диспозиции абзаца третьего пункта 2 статьи 48 НК РФ, когда задолженность на сумму, превышающую 3000 рублей, не накоплена в течение трех лет, и право на судебную защиту (на взыскание суммы менее 3000 рублей) может быть реализовано в течение шести месяцев со дня истечения указанного срока.
Таким образом, поскольку в рассматриваемом случае размер финансовых санкций за непредставление страхователем в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, составил 500 рублей, доводы о наличии оснований для применения абзаца третьего пункта 2 статьи 48 АПК РФ Пенсионным фондом не заявлены и доказательства тому не представлены, учитывая правовую позицию, изложенную в Обзоре судебной практики ВС РФ № 2 (2019), суд первой инстанции правомерно отказал в принятии заявления на основании пункта 1 части 1 статьи 127.1 АПК РФ, руководствуясь принципами определенности и равенства всех перед законом и судом.
Доводы об отсутствии правовых оснований для отказа в принятии заявления о взыскании сумм финансовых санкций на основании пункта 1 части 1 статьи 127.1 АПК РФ, о нарушении судом статьи 18 Федерального закона № 27-ФЗ, отклоняются апелляционным судом как основанные на неверном толковании указанных норм права.
Согласно части 6 статьи 13 АПК РФ в случаях, если спорные отношения прямо не
урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).
Пункты 1 - 3 статьи 48 НК РФ, подлежащие применению по аналогии закона к отношениям, связанным с взысканием Пенсионным фондом финансовых санкций с организаций и индивидуальных предпринимателей, с учетом принципа равенства всех перед законом и судом, универсальности воли законодателя, в рассматриваемом случае на момент обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд исключали возможность рассмотрения указанного спора в суде.
Доводы Пенсионного фонда о нарушении его права (в лице территориального органа Пенсионного фонда) на обращение в арбитражный суд за защитой публичных интересов, о нарушении конституционного права на судебную защиту, отклоняются апелляционным судом, поскольку Пенсионный фонд не лишен возможности реализовать свое право на судебную защиту в порядке статьи 48 НК РФ.
В целом доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом как не состоятельные, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального права и норм процессуального права.
На основании изложенного оснований для отмены определения арбитражного суда
первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, равно принятия доводов апелляционной жалобы не имеется.
Вопрос о распределении государственной пошлины апелляционным судом не рассматривался, поскольку в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ Пенсионный фонд освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 156, 268, 271, пунктом 1 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
определение об отказе в принятии заявления от 12.05.2020 Арбитражного суда Кемеровской области по делу № А27-10334/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонного) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий одного месяца со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Судья С.Н. Хайкина