ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 07АП-4700/2022 от 23.06.2022 Седьмой арбитражного апелляционного суда


СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Томск                                                                                           Дело № А03-12185/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2022 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2022 года.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Кривошеиной С. В.

судей Бородулиной И. И., ФИО2 Н.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Любимовой А. Н. с использованием средств аудиозаписи рассмотрел апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае (№07АП-4700/2022) на решение от 05.04.2022 Арбитражного суда Алтайского края по делу № А03-12185/2021 (судья Ильичева Л.Ю.), по заявлению  Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Алтайскому краю о признании незаконным и отмене предписания от 20.05.2021 №2/ГО,

В судебном заседании принимают участие:

От заявителя: ФИО1 по дов. от 25.01.2022, диплом,

От заинтересованного лица: без участия,

У С Т А Н О В И Л:

Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай (далее - Межрегиональное территориальное управление Росимущества, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Алтайскому краю (далее – Главное управление МЧС России по Алтайскому краю, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене предписания от 20.05.2021 №2/ГО.

           Решением от 05.04.2022 Арбитражного суда Алтайского края в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что судом не дана правовая оценка доводам Межрегионального территориального управления Росимущества о том, что ст. 7 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее – Закон № 28-ФЗ, Закон о гражданской обороне), как и п. 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804 (далее – Положение № 804) и п. 3.6. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 (далее – Правила № 583), не содержат требований по оформлению паспортов и иных документов, подтверждающих статус защитных сооружений гражданской обороны (далее также - ЗС ГО), в связи с чем, указание в п. 1 предписания на нарушение данных норм не обосновано; не указаны нормативно-правовые акты, которые возлагали бы на Территориальное управление Росимущества обязанность по защите населения и территории при проведении военных действий, при чрезвычайных ситуациях, а также при совершении действий террористического характера.

Главное управление МЧС России по Алтайскому краю отзыв на апелляционную жалобу, в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не представило.

В судебном заседании представитель заявителя  поддержал доводы апелляционной жалобы.

В порядке части 1 статьи 266, части 2, 3 статьи 156 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу при имеющейся явке.

Исследовав материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Согласно материалам дела, во исполнение распоряжения от 19.04.2021 № 2/ГО начальника правления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Алтайскому краю 18.05.2021 проведена плановая выездная проверка в отношении Межрегионального территориального управления на предмет соблюдения правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.

В ходе проведения проверки выявлены следующие нарушения:

- в нарушение статьи 7 Закона № 28-ФЗ, пункта 10 Положения № 804, пункта 3.6 Правил № 583, отсутствуют (не представлены) паспорта защитных сооружений гражданской обороны с обязательным приложением согласованных и заверенных органами технической инвентаризации и органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям копий поэтажных планов и экспликации помещений защитных сооружений; журналы оценки технического состояния защитных сооружений гражданской обороны; планы защитных сооружений гражданской обороны с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации (пункт 1 предписания);

- в нарушение статьи 7 Закона № 28-ФЗ, пункта 10 Положения № 804, пункта 3.2.1 Правил № 583, не выполняются требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия по обеспечению сохранности: защитных свойств как сооружений в целом, так и отдельных их элементов (входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств), герметизации и гидроизоляции сооружений, инженерно-технического оборудования (фильтро-вентиляционного оборудования, дизельных электрических станций (при их наличии), фекальных насосов и др.) на защитных сооружениях, расположенных по приведенным в предписании адресам (пункт 2 предписания);

- в нарушение статьи 7 Закона № 28-ФЗ, пункта 10 Положения № 804, пунктов 2.5- 2.14 Правил № 583, не реализуются полномочия по снятию с учета защитных сооружений гражданской обороны, утративших расчетные защитные свойства ограждающих и несущих строительных конструкций, восстановление которых технически невозможно или экономически нецелесообразно, а также защитных сооружений, передача которых в оперативное управление, хозяйственное ведение организаций невозможна, в связи с отсутствием необходимости в них на данной территории для защиты категорий населения, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» (пункт 3 предписания).

Определением от 08.12.2021 в пункты 1, 2 оспариваемого предписания административным органом внесены изменения в части указания адресов защитных сооружений, в отношении которых Территориальным управлением Росимущества допущено нарушение Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (т. 2, л.д. 111).

Не согласившись с вынесенным предписанием, Межрегиональное территориальное управление Росимущества обратилось в суд с настоящим требованием.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В соответствии со статьями 1, 2 Закона № 28-ФЗ гражданская оборона представляет собой комплекс мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты.

Согласно части 1 статьи 9 Закона о гражданской обороне организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

В соответствии с Законом о гражданской обороне постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 утвержден Порядок № 1309, определяющий правила создания в мирное время, период мобилизации и военное время на территории Российской Федерации убежищ и иных объектов гражданской обороны (далее -  Порядок № 1309).

Согласно пункту 2 Порядка № 1309, к объектам гражданской обороны относятся убежища - защитные сооружения гражданской обороны, предназначенные для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах.

Пунктом 10 Порядка № 1039 предусмотрено, что организации обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

В целях сохранения имеющегося фонда ЗС ГО, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию ЗС ГО в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам, утверждены Правила № 583.

Статус ЗС ГО как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта ЗС ГО. Учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО (пункты 1.2, 2.1 Правил № 583).

В организациях, эксплуатирующих ЗС ГО, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования ЗС ГО ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ (пункт 1.3 Правил № 583).

В соответствии с пунктом 3.2.1 Правил № 583 при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.

Судом из материалов дела установлено, что в 2018 году на основании распоряжения Правительства Алтайского края от 26.08.2018 № 191-р на территории Алтайского края проведена инвентаризация фонда защитных сооружений гражданской обороны (далее - ЗС ГО), в состав комиссии также входило Территориальное управление Росимущества.

По результатам проведенной инвентаризации были составлены акты инвентаризации, содержащие сведения о состоянии строительных конструкций и инженерно-технического оборудования сооружений, их эксплуатации в мирное время, осуществление ремонтов. Данные акты были подписаны, в том числе, должностными лицами Территориального управления Росимущества.

Отклоняя позицию заявителя о том, что на него не могут быть возложены обязанности по оформлению паспортов ЗС ГО (по итогам инвентаризации ЗС ГО после его закрепления за эксплуатирующей организацией), а также по содержанию ЗСГО, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

В соответствии со статьей 7 Закона № 28-ФЗ, предусмотрена обязанность федеральных органов исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществлять меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.

Судом установлено и не оспаривалось представителями сторон, что все объекты указанные в оспариваемом предписании являются защитными сооружениями гражданской обороны.

На основании приложения № 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее - постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1) объекты гражданской обороны, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности.

Управление и распоряжение указанным имуществом согласно пункту 15 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 осуществляет Правительство Российской Федерации.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Обязанность по содержанию связана с необходимостью несения расходов по поддержанию имущества в надлежащем состоянии (проведению текущего и капитального ремонта зданий, сооружений и т.п.), перенесение собственником бремени содержания имущества (полностью или частично) на других лиц возможно в случаях, указанных в законе или договоре.

Данное положение реализуется посредством принятия ведомственных нормативно-методических документов и нормативов, регламентирующих порядок содержания федерального имущества, находящегося в ведении соответствующего министерства и подведомственных ему служб, и агентств, в том числе в части определения стоимости эксплуатационных затрат.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Согласно Положению о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай, утвержденному приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.12.2016 № 470, Межрегиональное территориальное управление осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений на территории Алтайского края и Республики Алтай (пункт 1).

В соответствии с пунктом 4 указанного положения территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном данным положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с этим положением.

Руководствуясь вышеуказанными нормами права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что полномочия собственника в отношении расположенного на территории Алтайского края федерального имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, выполняет Межрегиональное территориальное управление Росимущества.

В качестве доказательства отсутствия нарушения, изложенного в пункте 1 предписания, от Межрегионального территориального управления Росимущества к материалам дела приобщены копии паспортов защитных сооружений гражданской обороны. При этом согласно приложению 6 к Правилам № 583, паспорт ЗС ГО составляется в 3 экземплярах: 1 экземпляр находится в ЗС ГО (укрытии), 2 экземпляр - в службе ЗС ГО объекта, 3 экземпляр - в органе управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города (района).

Оригиналы паспортов защитных сооружений, расположенных по адресам, указанным в пункте 1 предписания не были представлены ни в рамках проведения проверки, ни в рамках рассмотрения настоящего дела.

С учетом изложенного, суд первой инстанции верно отметил, что наличие у Межрегионального территориального управления Росимущества копий паспортов на ЗС ГО подтверждает отсутствие препятствий по исполнению пункта 1 предписания от 20.05.2021 № 2/ГО.

Пунктом 2.2. Правил № 583 установлены случаи, когда оформляются паспорта ЗС ГО: после ввода ЗС ГО в эксплуатацию; при отсутствии паспорта ЗС ГО по итогам инвентаризации ЗС ГО после его закрепления за эксплуатирующей организацией. Правила № 583 не допускают возможность, при которой ЗС ГО просто находятся в казне РФ и никем не эксплуатируются.

В качестве доказательств принадлежности указанных в предписании объектов к защитным сооружениям гражданской обороны к материалам настоящего дела приобщены  копии актов инвентаризации, оценки содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны, подписанные в том числе и должностными лицами Межрегионального территориального управления Росимущества. В этой связи, довод об отсутствии в Межрегиональном территориальном управлении Росимущества актуальной информации о принадлежности объектов является необоснованным.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что по результатам проведенной в 2018 году инвентаризации Межрегиональное территориальное управление Росимущества было обязано оформить паспорта ЗСГО на сооружения гражданской обороны (пункт 1 предписания).

В части нарушения, выразившегося в нереализации заявителем полномочия по снятию с учета защитных сооружений гражданской обороны (пункт 2 предписания), суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

Согласно пункту 3.2.1 Правил № 583 при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.

Отклоняя довод заявителя о том, что вывод должностных лиц заинтересованного лица (сделанный без посещения ЗС ГО) о несоблюдении Межрегиональным территориальным управлением Росимущества необходимых условий по обеспечению сохранности ЗС ГО формален, суд первой инстанции верно указал, что  в рамках инвентаризации ЗС ГО, проведенной в 2018 году, комиссиями органов местного самоуправления были обследованы все ЗС ГО, расположенные на территории Алтайского края, в том числе и указанные в оспариваемом предписании. Результаты - акты инвентаризации и файлы фотофиксации были переданы в комиссию по проведению инвентаризации ЗС ГО Алтайского края, в состав которой входили должностные лица как Межрегионального территориального управления Росимущества, так и Главного управления МЧС России по Алтайскому краю. Таким образом, всеми материалами, характеризующими готовность ЗС ГО, указанных в предписании Межрегиональное территориальное управление Росимущества располагало еще до начала проверки.

Доводу заявителя о наличии обстоятельств, из-за которых провести процедуру снятия с учета ЗС ГО невозможно, со ссылкой на распорядительные документы МЧС России, оставление Главным управлением МЧС  России по Алтайскому краю без ответа писем Межрегионального территориального управления Росимущества, также дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции.

Так, суд отметил, что процедура снятия с учета ЗС ГО регламентирована только Правилами № 583 (пунктами 2.5. - 2.15.). Иного порядка не предусмотрено. Более того, в целях организации единого подхода при подготовке документации на снятие с учета ЗС ГО МЧС России были изданы методические рекомендации по подготовке документации на снятие с учета (изменение типа) защитных сооружений гражданской обороны от 30.12.2020 № 2-4-71-37-11.

Процедура по снятию с учета ЗС ГО предусматривает создание специальной комиссии, создаваемой решением соответствующего должностного лица (пункт 2.6. Правил № 583). Межрегиональное территориальное управление Росимущества, выступая и в качестве собственника ЗС ГО и в качестве организации, осуществляющей управление данным имуществом, фактически является единственной организацией, имеющей право создать комиссию по снятию с учета ЗС ГО, а также утвердить акт о снятии с учета ЗС ГО.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что Межрегиональным территориальным управлением Росимущества при отсутствии законных оснований не реализуются полномочия по снятию с учета защитных сооружений гражданской обороны.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует действующему законодательству, не нарушает права и законные интересы заявителя.

В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют позицию заявителя по делу, являлись предметом всестороннего рассмотрения и оценки судом первой инстанции, не опровергают его выводов.

В связи с изложенным, оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд  

П О С Т А Н О В И Л:

решение от 05.04.2022 Арбитражного суда Алтайского края по делу № А03-12185/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае – без удовлетворения.

            Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства
в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев
со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

Председательствующий                                                          С. В. Кривошеина

Судьи                                                                                        И. И. Бородулина

                                                                                                   ФИО2