улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Томск Дело № А45-4068/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июня 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Бородулиной И. И., ФИО2 Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Любимовой А. Н. с использованием средств аудиозаписи рассмотрел апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Новосибирской области (№07АП-4839/2022) на решение от 04.05.2022 Арбитражного суда Новосибирской области по делу № А45-4068/2022 (судья Хорошилов А.В.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Объединенные кондитеры», г.Москва (филиал в городе Новосибирске) к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Новосибирской области, г. Новосибирск о признании недействительным решения от 23.12.2021 №064S19210043479 в части назначенного штрафа и о снижении суммы штрафа,
и встречному заявлению Государственного учреждения - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Новосибирской области, г. Новосибирск к Обществу с ограниченной ответственностью «Объединенные кондитеры», г.Москва (филиал в городе Новосибирске) о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетный период сентябрь 2021 года в размере 147 500 рублей,
В судебном заседании принимают участие:
От заявителя: ФИО1 по дов. от 10.01.2022, диплом,
От заинтересованного лица: без участия,
У С Т А Н О В И Л:
общество с ограниченной ответственностью «Объединенные кондитеры» (филиал в городе Новосибирске) (далее – заявитель, общество, ООО «Объединенные кондитеры») обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением Государственному учреждению – Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Новосибирской области (далее - заинтересованное лицо, пенсионный фонд) о признании недействительным решения от 23.12.2021 №064S19210043479 (далее – оспариваемое решение) в части суммы назначенного штрафа и о снижении суммы штрафа.
13.04.2022 определением суд принял к производству встречный иск пенсионного фонда к обществу о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетный период сентябрь 2021 года в размере 147 500 рублей.
21.04.2022 от пенсионного фонда поступило заявление об отказе от встречного иска в полном объеме.
Решением суда от 04.05.2022 по первоначальному заявлению, решение Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области от 23.12.2021 № 064S19210043479 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Объединенные кондитеры», в части применения финансовой санкции в размере, превышающем 14750 рублей 00 копеек, признано недействительным как несоответствующее нормам Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». По встречному заявлению принят отказ пенсионного фонда от заявленных требований, производство по делу прекращено.
Не согласившись с решением суда, пенсионный фонд обратился в апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт по делу, в удовлетворении заявленных требовании ООО «Объединенные кондитеры» отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы апеллянт ссылается на то, что суд не принял во внимание и не отразил в решении суда, что страхователем 15.02.2022 по платежному поручению 348 самостоятельно и добровольно оплачена финансовая санкция в размере 147 500 рублей по решению от 26.01.2022. Деньги поступили в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации. Самостоятельная и добровольная оплата штрафа подтверждает вину страхователя и имеет правовое значение в рассматриваемом деле.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу с ее доводами не согласилось, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителя пенсионного фонда.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу.
Исходя из положений части 5 статьи 268 АПК РФ, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 12 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции», в отсутствие возражений сторон, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта в пределах доводов апелляционной жалобы в обжалуемой части.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Согласно материалам дела, 28.10.2021 обществом по телекоммуникационным каналам связи направлены в пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М (исходная) за отчетный период «сентябрь 2021 год» на 295 застрахованных лиц, что подтверждается извещением о доставке от 28.10.2021, с нарушением установленного пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Федеральный закон № 27-ФЗ) (не позднее 15.10.2021).
По результатам проверки представленной отчетности был составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 18.11.2021 № 064S18210037039.
01.12.2021, 03.12.2021 в адрес пенсионного фонда от общества поступили ходатайства о снижении размера штрафа на акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 18.11.2021 №064S18210037039.
Доводы, приведенные в ходатайствах отклонены, поскольку, по мнению заинтересованного лица, не являются обстоятельствами, исключающими вину страхователя в совершении правонарушении, правом учесть смягчающие обстоятельства пенсионный фонд согласно законодательству не наделен.
Оспариваемым решением общество было привлечено к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ, за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за сентябрь 2021 года, в виде штрафа в размере 147 500 рублей.
Страхователю было направлено требование от 26.01.2022 № 064S01220001570 об уплате финансовых санкций в размере 147 500 рублей в срок до 15.02.2022. В установленный срок требование не было исполнено и денежные средства в бюджет Пенсионного фонда России не поступили.
Общество с оспариваемым решением пенсионного фонда не согласилось, обратилось с настоящим заявлением в суд.
Признавая необоснованным решение пенсионного фонда в части назначенного штрафа суд первой инстанции посчитал возможным учесть смягчающие ответственность обстоятельства и снизить размер назначенного пенсионным фондом штрафа с 147 500 рублей до суммы 14 750 рублей.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела исходит из следующего.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 167-ФЗ), статьей 1 Федерального закона № 27-ФЗ, общество является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона № 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с преамбулой Федерального закона № 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Федерального закона № 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Федерального закона № 27-ФЗ) представления таких сведений.
Пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ предусмотрено, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Статьей 16 Федерального закона № 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона № 27-ФЗ сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с настоящим Федеральным законом представляются в органы Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации.
Сведения о застрахованных лицах направляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п «Об утверждении формы «Сведения о застрахованных лицах», согласно которому в разделе 3 «Тип формы» указывается один из предлагаемых кодов: «исходная», «дополняющая», «отменяющая».
Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Судом установлено, что сведения о застрахованных лицах по форме СЗВМ за сентябрь 2021 года были представлены обществом 28.10.2021, то есть с нарушением установленного срока.
При таких обстоятельствах, основания для привлечения общества к ответственности за несвоевременное представление сведений в отношении застрахованных лиц, в размере штрафа 147 500 рублей, имелись.
ООО «Объединенные кондитеры» наличие допущенного им правонарушения в отношении срока представления отчетности не оспаривает, но полагает, что имеются обстоятельства смягчающие ответственность.
Возможность применения смягчающих ответственность обстоятельств судом или органом контроля за уплатой страховых взносов при привлечении к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах предусматривалась статьей 44 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», однако с 01.01.2015 указанная статья Федеральным законом от 28.06.2014 № 188-ФЗ признана утратившей силу.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 № 2-П подпункт «а» пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Федерального закона № 188-ФЗ, как исключившие возможность при применении ответственности, установленной Законом № 212-ФЗ, индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (части 2 и 3).
Одновременно в данном Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации указано, что в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в Постановлении от 25.02.2014 года № 4-П, и учитывая особую роль суда как независимого и беспристрастного арбитра и вместе с тем наиболее компетентного в сфере определения правовой справедливости органа государственной власти, впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Федеральным законом № 212-ФЗ за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15.07.1999 №11-П, санкции штрафного характера, исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности. В указанном Постановлении отмечено, что принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам. В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2003 № 349-О разъяснено, что суд вправе избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния.
Руководствуясь вышеуказанными нормами права и правовой позицией Конституционного суда РФ, суд первой инстанции, приняв во внимание указанные обществом обстоятельства в качестве смягчающих ответственность: незначительный период просрочки, совершение правонарушения впервые, отсутствие наступления негативных последствий, признание вины, пришел к выводу о наличии оснований учесть их в качестве смягчающих ответственность обстоятельств и снизить размер назначенного пенсионным фондом штрафа с 147 500 рублей до 14 750 рублей.
Оснований для иных выводов апелляционный суд не имеет.
Довод апелляционной жалобы о том, что самостоятельная и добровольная оплата штрафа подтверждает вину страхователя, подлежит отклонению, поскольку добросовестное исполнение решения государственных органов обществом не свидетельствует о признании примененной к нему ответственности, а также уплата штрафа не означает, что оценка обоснованности привлечения к ответственности, возможности уменьшения размера штрафа, не может быть дана судом.
В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
С учетом того, что пенсионный фонд освобожден от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы по апелляционной жалобе апелляционным судом не распределяются.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение от 04.05.2022 Арбитражного суда Новосибирской области по делу №А45-4068/2022 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Новосибирской области – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства
в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев
со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».
Председательствующий С. В. Кривошеина
Судьи И. И. Бородулина
ФИО2