ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 07АП-5154/2016 от 30.06.2016 Седьмой арбитражного апелляционного суда


               СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки 24.

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Томск                                                                                                   Дело №А27-19530/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2016 года

Полный текст постановления изготовлен 07 июля 2016 года

Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего Усаниной Н.А.

судей:   Марченко Н.В., Сбитнева А.Ю.    

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горецкой О.Ю. (до перерыва в судебном заседании),  помощником судьи Есиповым А.С.  (после перерыва в судебном заседании)    с   использованием средств аудиозаписи 

при участии:

от заявителя: Мурашев Р.А. по доверенности от 13.09.2015 (на один год)

заинтересованного лица: Садовникова Л.Ю. по доверенности от 09.10.2015 (на один год, до перерыва в судебном заседании), Абрамова А.Ю. по доверенности от 20.06.2016 (на один год)

рассмотрев в судебном заседании  апелляционную жалобу Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области

на решение Арбитражного суда Кемеровской области

от 29 апреля 2016 года  по делу №А27-19530/2015 (судья Власов В.В.)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Розница К-1» (ИНН 2225074005, ОГРН 1052242262478), г. Барнаул

к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области

о признании незаконными действий

                                   У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Розница К-1» (далее - заявитель, ООО «Розница К-1») обратилось в арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании незаконными действия Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области (далее- заинтересованное лицо, Кемеровостат), выразившиеся в определении (формировании) и распространении (письмо от 25.06.2015 №03-130/261) недостоверных данных об объеме всех продовольственных товаров, реализованных за 2013 финансовый год по Междуреченскому городскому округу в размере 5 553 343 тыс. рублей и обязании Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области направить в  адрес Управления Федеральной антимонопольной  службы по Кемеровской области информацию о недостоверности данных об объеме всех продовольственных товаров, реализованных за 2013 финансовый год по Междуреченскому городскому округу в размере 5 553 343 тыс. рублей (л.д.87, т.2).

Решением Арбитражного суда Кемеровской области 29.04.2016 заявленное требование удовлетворено, признаны незаконными действия Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области, выразившиеся в определении (формировании) и распространении (письмо от 25.06.2015 №03-130/261) недостоверных данных об объеме всех продовольственных товаров, реализованных за 2013 финансовый год по Междуреченскому городскому округу, в размере 5553343 тыс.руб., с Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области, г.Кемерово в пользу общества с ограниченной ответственностью «Розница К-1» взысканы  3000  рублей уплаченной государственной пошлины.

Не согласившись с принятым судебным актом, Кемеровостат в поданной  апелляционной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, выразившемся в неправильном истолковании закона и неприменении закона, подлежащего применению  - Федерального Закона от 29.11.2007 №282-ФЗ, Федерального Закона от 28.12.2009 №381-ФЗ, поскольку предел объемов торговли, препятствующий  приобретению (аренде) дополнительных площадей в границах соответствующего административного образования  должен определяться  хозяйствующим субъектом  в соответствии с требованиям части 1 статьи 14 Федерального Закона №381-ФЗ на основании принятой и признанной на федеральном уровне официальной статистической информации, то такие официальные статистические данные не могли не быть не приняты судом как основание для принятия решения по существу рассматриваемого дела, просит  решение суда отменить, в заявленных требованиях  ООО «Розница К-1» отказать.

ООО «Розница К-1» в представленном отзыве, дополнительных пояснениях к отзыву, просит решение оставить без изменения,  апелляционную жалобу  без удовлетворения.

В судебном заседании, назначенном на 23.06.2016 на 12 час. 15 мин., в порядке статьи 163 АПК РФ,  объявлялся перерыв  до 30.06.2016 до 09 час. 05 мин.

Проверив законность и обоснованность решения  суда первой инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва и дополнительных  пояснениях  на нее, заслушав представителей сторон,  исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение суда подлежащим отмене.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 25.06.2015 Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области направлено письмо, содержащее сведения о том, что объем всех продовольственных товаров, реализованных за 2013 финансовый год по Междуреченскому городскому округу, составил 5553343 тыс. руб.

01.07.2015 на основании указанных данных, Управление ФАС по Кемеровской области обратилось с исковыми заявлениями о признании недействительными и применении последствий ничтожности договоров аренды, заключенных между ООО «Розница К-1» и ООО «Междуреченскторг», ООО «ПКФ Мария-Ра».

Считая действие Кемеровостата по определению объема всех продовольственных товаров незаконными и необоснованными, нарушающим права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности ООО «Розница К-1», создающими препятствия для ее осуществления, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Удовлетворяя заявленные ООО «Розница К-1» требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что незаконное установление объема продовольственных товаров, реализованных в 2013 г. по Междуреченскому городскому округу в размере 5 553 343 тыс. руб. при условии его не подтверждения документально, создает препятствия для осуществления предпринимательской деятельности заявителя в виде невозможности осуществлять торговлю в магазинах сети «Мария-Ра» и нарушает права заявителя свободно и беспрепятственно реализовывать свои права на осуществление предпринимательской деятельности; со ссылкой на доказательство нарушения прав и законных интересов заявителя инициированием антимонопольным органом трех судебных разбирательств в отношении заявителя (определение заявителя как нарушителя антимонопольного законодательства) основываясь на сведениях, предоставленных органом статистики.

При этом, исходил из непредставление Кемеровостат  первичных документов , на основании которых произведен расчет оспариваемых сведений, истребованных  определением от 09.02.2016 , также отметил, что суд не признал данные сведения (объем реализации товара на соответствующем рынке) недостоверными, а лишь установил факт недоказанности этого объема со стороны заинтересованного лица первичными статистическими данными.

Кроме того, удовлетворил ходатайство ООО «Розница К-1»  о восстановление пропущенного процессуального срока, признав указанные заявителем обстоятельства  (узнало о нарушении прав оспариваемыми сведениями в рамках возбужденных дел по исковым заявлениям Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области к ООО «Розница К-1», полученных без приложений к ним, 13.07.2015 обратилось с ходатайством об ознакомлении с материалами дела №А27-12737/2015, №А27-12680/2015, №А27-12681/2015, после ознакомления 15.07.2015 узнало о наличии оспариваемых сведений;   иным образом ООО «Розница К-1» об указанных сведениях узнать не могло, так как обязанности хозяйствующего субъекта контролировать информацию, размещаемую на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики (ее территориальными органами) в сети Интернет, нормативными актами не предусмотрено), уважительными  причинами пропуска процессуального срока в целях реализации гарантированного права на судебную защиту своих интересов.

В соответствии с пунктом  1 статьи 5 Федерального закона от 29.11. 2007  №282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (далее - Закон №282-ФЗ, Закон о статучете) официальный статистический учет в Российской Федерации осуществляется субъектами официального статистического учета.

В силу пункта 4 статьи 2  Закона №282-ФЗ субъектами официального статистического учета являются федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы, Центральный банк Российской Федерации (Банк России), осуществляющие формирование официальной статистической информации в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 5.1. Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 №420 (далее - Постановление №420) Росстат представляет в установленном порядке официальную статистическую информацию пользователям.

В соответствии со статей 14 Федерального закона «Об основах государственного регулирования деятельности в Российской Федерации» №381-ФЗ от 28.12.2009 (далее- Закон №381-ФЗ)  хозяйствующий субъект, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации) и доля которого превышает двадцать пять процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта Российской Федерации, в том числе в границах города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа, не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения.

Согласно пункту 3 части 1  статьи 5 указанного Закона утверждение методики расчета объема всех реализованных продовольственных товаров в границах субъекта Российской Федерации, в том числе в границах города федерального значения г. Москвы или г.Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа, в денежном выражении за финансовый год и определения доли объема всех реализованных таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим розничную торговлю такими товарами посредством организации торговой сети в границах соответствующего административно-территориального образования, в денежном выражении за финансовый год является одним из полномочий Правительства Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации №305 от 04.05.2010 (далее- Постановление №305) утверждена Методика расчета объема всех продовольственных товаров, реализованных в границах субъекта Российской Федерации, в том числе городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и в границах муниципального района, городского округа, в денежном выражении за финансовый год и определения доли объема продовольственных товаров, реализованных хозяйствующим субъектом, осуществляющим розничную торговлю такими товарами посредством реализации торговой сети, в границах соответствующего административно-территориального образования в денежном выражении за финансовый год.

В соответствии с пунктом 2 Постановления  №305 информация об общем объеме всех продовольственных товаров, реализованных в отчетном году в границах субъекта Российской Федерации, и в границах муниципального района, городского округа, в денежном выражении, размещается Федеральной службой государственной статистики (ее территориальным органом) на официальном сайте в сети Интернет, до 01 мая года, следующего за отчетным.

Согласно пункту 5.2 Постановления №420 Росстат разрабатывает и утверждает в установленном порядке в пределах своей компетенции официальную статистическую методологию для проведения федеральных статистических наблюдений и формирования официальной статистической информации, обеспечивает соответствие указанной методологии международным стандартам и принципам официальной статистики.

Формирование официальной статистической информации об общем объеме всех продовольственных товаров, реализованных в границах муниципальных образований, осуществляется в соответствии с «Указаниями по расчету объема всех реализованных продовольственных товаров в границах муниципальных районов и городских округов в денежном выражении» (письмо №АК-11-2/1393-ТО от 1 апреля 2013 года).

Указания подготовлены для формирования статистической информации в соответствии с алгоритмами, приведенными в Методике расчета, утвержденной Постановлением №305.

Как установлено судом первой инстанции  официальная  статистическая  информация сформирована Кемеровостатом в соответствии с Методикой, утвержденной Постановлением  Правительства РФ от 04.10.2010 №305 расчетным методом, как результат  деятельности субъектов торговли, находящихся на территории муниципального образования с использованием данных текущих обследований по формам  федерального статистического наблюдения, с учетом результатов  деятельности, как организаций, не относящихся  к субъектам  малого  предпринимательства  (в объеме 2420573 тыс. руб., пункт 8 Методики); так и малых предприятий, микропредприятий, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в розничной торговле (3081849 тыс. руб., пункт  9 Методики);  а также  физических лиц, торгующих на  розничных рынках и ярмарках (50 921 тыс. руб., пункт 10 Методики),  с учетом невключения  дорасчета  оборота розничной торговли продовольственными товарами  торгующих  организаций на объем скрытой деятельности, который характеризует величину занижения оборота  отчитывающимися  организациями в  целях уклонения от уплаты налогов, выполнения  установленных законом норм и стандартов, в целях ухода от отчислений  на социальные цели и иные  цели (выполнение определенных административных обязанностей или предписаний по охране труда, выполнению санитарных и других норм).

Вместе  с тем,  суд указал, что для проверки достоверности в рамках настоящего дела общего оборота розничной торговли продовольственными товарами на территории Междуреченского городского округа, определенного Кемеровостатом в размере 5 553 343 тыс. рублей необходимо:

- установить наличие или отсутствие у ответчика специализированных и унифицированных форм (применяемых при  формировании оборота  розничной торговли продовольственными товарами (указанные в пунктах 8,9 Методики);

- соблюдались ли при получении указанных выше специализированных и унифицированных форм требования к их получению, установленные нормативными актами;

- использовались ли указанные выше специализированные и унифицированные формы при определении общего оборота розничной торговли продовольственными товарами на территории Междуреченского городского округа;

- проверить наличие ошибок в расчетах.

В соответствии с пунктом 1.33.50.1 (введен распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.07.2010 №1280-р) Федерального плана статистических работ (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 №671-р) Кемеровостатом ежегодно осуществляется расчет объема всех реализованных населению продовольственных товаров в границах муниципального района, городского округа в денежном выражении за Финансовый год, по методике, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2010 №305.

Согласно  пункту 4 Методики формирование оборота розничной торговли продовольственными товарами по хозяйствующим субъектам, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, осуществляется на основе прямого  свода данных федерального статистического наблюдения, проводимого в отношении этих хозяйствующих субъектов путем ежемесячных обследований.

Обследование производится путем сбора информации по форме П-1 Федерального статистического наблюдения утвержденной Приказом Федеральной службы государственной статистики от 14.10.2009 №226 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью предприятий, неполной занятостью и движением работников».

Положением об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета (утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 №620) установлен порядок сбора статистической информации органами статистического учета.

Пунктом 2 указанного Положения предусмотрено, что предоставление респондентами в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета осуществляется с соблюдением следующих условий: формирование субъектами официального статистического учета на основе первичных статистических данных и административных данных официальной статистической информации; наличие форм федерального статистического наблюдения, утвержденных в установленном порядке, и указаний по их заполнению; доведение субъектами официального статистического учета бланков форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению до респондентов; наличие письменного запроса субъекта официального статистического учета о предоставлении административных данных или соглашения об информационном взаимодействии субъекта официального статистического учета и респондента, получающего административные данные.

В силу пункта 3 Постановления Правительства РФ №305 расчет общего оборота розничной торговли продовольственными товарами производится Федеральной службой государственной статистики и ее территориальными органами на основе данных федерального статистического наблюдения за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю продовольственными товарами (далее - хозяйствующие субъекты), и граждан, осуществляющих продажу таких товаров на розничных рынках и ярмарках.

Сами по себе сведения об объеме всех продовольственных товаров, реализованных в границах Междуреченского городского округа,  судом под сомнение  не поставлены, доказательств необходимости применения иной методики расчета оборота розничной торговли продовольственными товарами  по Междуреченскому городскому округу, заявителем не представлено.

При этом, не представление заинтересованным лицом  документов, подтверждающих  установление объема продовольственных товаров, реализованных  в 2013 по Междуреченскому округу в размере  5 553 343 тыс. руб., безусловно,  не подтверждает незаконное установление такого объема, на что указал суд первой инстанции, поскольку вышестоящим органом Федеральной службой статистики  проверен расчет Кемеровостата, данные об  общем объеме всех продовольственных  товаров   получаются расчетным  способом с использованием формул и методик, для работы с которыми требуются специальные познания, специализированное программное  обеспечение, а равно с учетом обоснования Кемеровостатом порядка применения Методики с указанием примененной схемы расчета оборота розничной торговли продовольственными товарами  (на первом, на втором, третьем  этапах),  форм данных федерального статистического наблюдения (унифицированные формы №П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», №П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации», специализированная годовая  форма 1-ТОРГ «Сведения  о продаже товаров в организациях  оптовой и розничной торговли»,  формы отчетности по субъектам малого предпринимательства  (№ПМ-торг «Сведения об обороте торговли малого предприятия» (ежемесячная), унифицированная форма №ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия» (квартальная); по микропредприятиям -№МП (микро) «Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия», (годовая); по индивидуальным предпринимателям-специализированная форма № 1 -ИП (торговля) «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя в розничной торговле»; розничные рынки и ярмарки - по специализированным формам №3-рынок «Сведения о числе торговых мест на рынках», №3-ярмарка «Сведения о числе торговых мест на ярмарках», формы Б-1с, Б-1п, Б-1в «Блокнот регистрации объемов продажи товаров на розничном рынке»), среднемесячного оборота розничной торговли  продовольственными  товарами и числа фактически использованных мест, отведенных под торговлю продовольственными товарами, с формулой расчета  общего оборота  розничной торговли продовольственными товарами  по Междуреченскому городскому округу с цифровыми показателями полученного результата (общего объема оборота розничной торговли).

Порядок расчета и формирования сведений об общем обороте продовольственных товаров в границах административно-территориальных образований утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации №305 и иные методы расчета указанного показателя не предусмотрены, доказательств обратного в материалах дела не имеется и заявителем не представлено.

В соответствии с положениями Федерального Закона от 29.11.2007 №282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» официальный статистический учет -  деятельность, направленная на проведение в соответствии с официальной статистической методологией федеральных статистических наблюдений и обработку данных, полученных в результате этих наблюдений, и осуществляемая в целях формирования официальной статистической информации осуществляется в соответствии с федеральным планом статистических работ (часть  5 статьи 5), который содержит перечни субъектов официального статистического учета и выполняемых ими работ по формированию официальной статистической информации с указанием периодичности выполнения каждой работы, уровня агрегирования официальной статистической информации (по Российской Федерации в целом, по субъектам Российской Федерации, по муниципальным образованиям), группировки этой информации согласно классификационным признакам и сроков ее предоставления пользователям официальной статистической информацией или распространения (часть 6 статьи 5).

Исходя из положений  статьи 1 Закона №282-ФЗ   целью закона является создание правовых основ для реализации единой государственной политики в сфере официального статистического учета, направленной на обеспечение информационных потребностей государства и общества в полной, достоверной, научно обоснованной и своевременно предоставляемой официальной статистической информации о социальных, об экономических, о демографических, об экологических и о других общественных процессах в Российской Федерации.

В системе государственной статистики используются следующие виды документированной информации: официальная статистическая информация, первичные статистические данные, административные данные (часть 4 статьи 5 Закона о статучете).

Согласно части 9 статьи 5 Закона о статучете субъекты официального статистического учета в целях формирования официальной статистической информации получают от респондентов первичные статистические данные и административные данные, в том числе содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне, сведения, отнесенные к коммерческой тайне, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц при условии их обязательного обезличивания и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами, и обеспечивают ее защиту в соответствии с законодательством Российской Федерации об этих категориях информации ограниченного доступа.

Официальная статистическая информация является общедоступной, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами. Обеспечение доступа заинтересованных пользователей официальной статистической информацией к общедоступной официальной статистической информации осуществляется путем ее предоставления или распространения (часть 10 статьи 5 Закона о статучете).

В силу части 1 статьи 9 Закона о статучете первичные статистические данные, содержащиеся в формах федерального статистического наблюдения, являются информацией ограниченного доступа, за исключением информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами. Субъекты официального статистического учета обязаны обеспечить конфиденциальность информации ограниченного доступа. Первичные статистические данные, являющиеся информацией ограниченного доступа, не подлежат разглашению или распространению и используются только в целях формирования официальной статистической информации.

Таким образом, размещаемая официальная статистическая информация , как направленная на информационное обеспечение потребностей государства и общества, иных хозяйствующих субъектов и формируемая на основании первичных статистических и административных данных, полученных от респондентов, являющаяся официальной статистической информацией о социальных, об экономических, о демографических, об экологических и о других общественных процессах в Российской Федерации, распространяет свое действие на неопределенный круг  лиц.

Учитывая, что данные об объеме всех продовольственных товаров, реализованных за 2013 финансовый год  по Междуреченскому городскому округу сформированы не только на основании  статистической отчетности ООО «Розница К-1»,  но иных юридических лиц, коммерческих организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, субъектов малого предпринимательства, такая информация официально размещена в сети Интернет (часть 11 статьи 5 Закона о статучете) и  имеет отношение к неопределенному кругу хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, признание судом незаконными действия Территориального  органа Федеральной службы государственной  статистики Кемеровской области, выразившиеся в определении (формировании) данных об объеме всех продовольственных  товаров, реализованных в 2013 финансовом году  по Междуреченскому городскому округу, затрагивает права  неограниченного круга лиц, не заявивших правопритязаний относительно достоверности такой информации, а у ООО «Розница К-1» отсутствуют полномочия на представление интересов неопределенного круга лиц.

Кроме того, ООО «Розница К-1» не приведено обоснования нарушения его прав действиями Кемеровостата применительно к определению объема, включающего все  продовольственные  товары (а не только объем реализуемых ООО «Розница К-1») и к иным хозяйствующим субъекта в сфере розничной торговли продовольственными товарами посредством организации торговой сети.

По существу признание судом незаконными действия Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области, выразившиеся в определении (формировании) и распространении (письмо от 25.06.2015 №03-130/261) недостоверных данных об объеме всех продовольственных товаров, реализованных за 2013 финансовый год по Междуреченскому городскому округу, в размере 5553343 тыс.руб. направлено на внесение изменений и уточнений официальной статистической информации, поскольку в письме, направленном Кемеровостатом в Управление Федеральной антимонопольной  службы  по Кемеровской области  от 25.06.2015 №03-130/261 содержатся лишь информация  об объеме всех  продовольственных товаров, реализованных за 2013 финансовый год по Междуреченскому городскому округу, которую антимонопольным орган мог получить из официального источника - информации размещенной в сети Интернет (без запроса у Кемеровостата), и распространении указанной информации  путем ответа на запрос,  не  означает о том, что аналогичная официальная статистическая  информация (размещенная в официальных источниках) является недостоверной; в тоже время, признание таких сведений недостоверными способами указанным судом (в определении (формировании) и распространении) приведет к несоответствию утвержденной и размещенной официальной статистической информации (направлена на  информационное обеспечение потребностей государства и общества, хозяйствующих субъектов) и содержащейся в письме в адрес УФАС по Кемеровской области, что является недопустимым в силу положения  Закона о статучете (статьи 1, 5); кроме того, Распоряжением Правительства РФ от 06.05.2008 №671-р «Об утверждении Федерального плана статистических работ» (вместе с «Федеральным планом статистических работ») не предусмотрены основания по внесению изменений и уточнений в опубликованную официальную статистическую информацию.

При этом, суд апелляционной инстанции также исходит из противоречивой  позиции суда первой инстанции, отметившим, что суд не признал данные сведения (объем реализации товара на соответствующем рынке) недостоверными, а лишь установил факт недоказанности этого объема со стороны заинтересованного лица первичными статистическими данными,  что не соответствует  резолютивной части судебного акта о признании незаконными действия Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области, выразившиеся в определении (формировании) и распространении (письмо от 25.06.2015 №03-130/261) именно недостоверных данных об объеме всех продовольственных товаров, реализованных за 2013 финансовый год по Междуреченскому городскому округу, в размере 5553343 тыс.руб., а не о недоказанности этого объема со стороны органа, осуществляющего публичные полномочия.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью  4 статьи  200, частями 2, 3 статьи  201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными решений и действий (бездействия)  органов, осуществляющих публичные полномочия,  должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказать соответствие обжалуемых ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону лежит на принявшем их  органе.

Заявитель по смыслу указанных норм, а также части 1 статьи  65 АПК РФ должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.

Учитывая, что ООО «Розница К-1» не доказало нарушение обжалуемым действием Кемеровостата его прав и законных интересов  в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявленные УФАС по Кемеровской  области к Обществу иски  о признании недействительными и применении  последствий ничтожности договора аренды, не могут являться  безусловным основанием, свидетельствующими о нарушении таких прав, поскольку имеют иное правового регулирование; кроме  того, и с учетом   определенного Кемеровостатом  объема всех продовольственных товаров для неопределенного круга лиц (иных хозяйствующих субъектов), не обосновало несоответствия оспариваемых действий Закону и иным нормативным правовым актом, а равно каким образом избранный способ устранения нарушенных прав и законных интересов приведет к их восстановлению (остаются неизменными сведения официального статического  учета), у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных требований.

Относительно доводов апелляционной жалобы Кемеровостата о необоснованном восстановлении судом первой инстанции пропущенного заявителем процессуального срока на обжалование действий, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить следующее.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в  Определении от 18.11.04 №367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений.

Поскольку несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

Таким образом, основным условием восстановления срока для судебного обжалования является уважительность причины его пропуска.

Право установления наличия этих причин и их оценки принадлежит суду первой инстанции.

К уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от заявителя, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения установленного порядка.

Лицо, ходатайствующее о восстановлении пропущенного срока, должно не только указать причины его пропуска, но и в силу части 1 статьи 65 АПК РФ представить суду доказательства того, что заявитель не имел возможности совершить соответствующее процессуальное действие в установленный законом срок.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ №305, информация об общем объеме всех продовольственных товаров, реализованных в отчетном году в границах субъекта Российской Федерации, в том числе городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и в границах муниципального района, городского округа, в денежном выражении размещается Федеральной службой государственной статистики (ее территориальными органами) на ее официальном сайте в сети Интернет ежегодно, до 1 мая года, следующего за отчетным годом.

Таким образом, хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети и имеющие намерение приобрести или арендовать дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям имеют возможность расчета своей доли в границах соответствующего административно-территориального образования на основании официальных данных, публикуемых Федеральной службой государственной статистики (ее территориальными органами).

Признавая причины пропуска Обществом процессуального срока на обращение с настоящим заявлением в арбитражный суд, уважительными, суд первой инстанции  не учел положения пункта 2  Постановления Правительства РФ №305,части 1 статьи 14 Федерального Закона  №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности Российской Федерации», хозяйствующий  субъект самостоятельно определяет свою долю в границах соответствующего административно-территориального, в целях  избежания неблагоприятных  для него последствий, в случае превышения такой доли, а не по фактическому предъявлению к нему каких-либо требований иными лицами, в том числе, исков при осуществлении полномочий соответствующими органами, основанных на официальных данных статического учета, иное привело бы к необоснованному восстановлению сроков в любом случае с момента предъявления таких требований,  что недопустимо в силу статей 8,9 АПК РФ и  нарушает принцип равноправия сторон, предусмотренный статей 8 АПК РФ;  пропуск срока без уважительных причин не соответствует положениям частей 2 и 3 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Между тем, заявитель  имел возможность получить такие сведения, как из официальных источников (части 10,11 статьи 5 Закона №282-ФЗ), так и путем запроса  о предоставлении официальной  статической информации и получения ее непосредственно  в территориальном органе Росстата (Административный регламент предоставления Федеральной службой государственной статистики государственной услуги по предоставлению гражданам и организациям официальной  статистической информации, утвержден Приказом Росстата от 29.12.2012 №668 (в редакции Приказа от 01.08.2013 №299), зарегистрирован в Минюсте России 02.04.2013 №27965).

С учетом изложенного апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда отмене с принятием по делу нового судебного акта об отказе ООО «Розница К-1» в удовлетворении  заявленных требований.

           Руководствуясь  пунктом 2  статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270,   статьей  271  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции 

                                            П О С Т А Н О В И Л: 

Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 29 апреля 2016 года  по делу №А27-19530/2015 отменить. Принять по делу новый судебный  акт.

В удовлетворении  заявленных требований обществу с ограниченной ответственностью «Розница К-1», отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий                                                         Н.А.Усанина

Судьи                                                                                        Н.В. Марченко

                                                                                                  А.Ю. Сбитнев