СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Томск Дело № А45-2741/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 сентября 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Бородулиной И. И., ФИО3 В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Толстобровой М. А. с использо-ванием средств аудиозаписи и систем видеоконференц-связи при содействии Восьмого арбитражного апелляционного суда рассмотрел апелляционную жалобу Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (№07АП-5959/2020) на решение от 28.05.2020 Арбитражного суда Новосибирской области по делу № А45-2741/2020 (судья Полякова В.А.) по заявлению федерального бюджетного учреждения «Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей» (644024, <...>) к Сибирскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (630091, <...>) о признании незаконным уведомления в части.
При участии в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, федерального автономного учреждения «Российский Речной Регистр»,
В судебном заседании принимают участие:
от заявителя: ФИО1 по дов. от 09.01.2020, паспорт, диплом,
от заинтересованного лица: ФИО2 по дов. от 09.01.2020, паспорт, диплом,
от третьего лица: без участия,
У С Т А Н О В И Л:
Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей» (далее – Учреждение, ФБУ «Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области к Сибирскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Управление, заинтересованное лицо) с заявлением о признании незаконным уведомления от 14.11.2019 № 66 в части требования положительного заключения государственной экологической экспертизы в отношении документов, являющихся объектом государственной экологической экспертизы.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечено федеральное автономное учреждение «Российский Речной Регистр» (далее – ФАУ «Российский Речной Регистр», третье лицо).
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 28.05.2020 требования Учреждения удовлетворены, уведомление Управления от 14.11.2019 № 66 в части требования сведений о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы незаконным, признано незаконным. Суд обязал Сибирское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования устранить допущенные нарушения прав заявителя.
Не согласившись с указанным решением, Управление обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение арбитражного суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что обязательным требованием к соискателю лицензии (лицензиату) при намерении осуществлять такой вид лицензируемой деятельности как обезвреживание отходов, является наличие у соискателя лицензии (лицензиата) положительного заключения государственной экологической экспертизы документации, являющейся объектом государственной экологической экспертизы; признавая уведомление Управления от 14.11.2019 №66 незаконным в части требования сведений о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, суд первой инстанции не учел важность и обязательность указанного документа.
В порядке статьи 262 АПК РФ от Учреждения и третьего лица поступили отзывы на апелляционную жалобу, в которых они просят суд апелляционной инстанции решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
02.09.20020 от Управления поступили возражения на отзыв.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Учреждения - доводы отзыва.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 02.10.2019 ФБУ «Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей» обратилось в Департамент федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу (переименовано в Сибирское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования) с заявлением о необходимости переоформления лицензии от 20.04.2016 № П055-00067/Г1 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, в связи с намерением внести изменения в указанный в лицензии перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности по адресу места осуществления, не указанному в лицензии.
14.11.2019 в адрес ФБУ «Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей» из Управления поступило уведомление о необходимости устранения в тридцатидневный срок нарушений требований, установленных статьей 18 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1062, Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утверждённым Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.07.2016 № 379 и Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 16.03.2016 № 132 «Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в процессе лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности», а именно:
1) полное наименование лицензирующего органа, куда лицензиат направляет заявление о переоформлении лицензии, а именно «В Сибирское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования» (подпункт «а» пункта 19 Административного регламента, приложение № 2 к Приказу № 132);
2) сведения, предусмотренные пунктом 7 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1062, а именно:
2.1) для работ по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности - сведения о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы являющейся объектом государственной экологической экспертизы (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности) в соответствии с федеральным законом «Об экологической экспертизе» (за исключением периода со дня вступления в силу федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и до дня вступления в силу федерального закона «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации») (подпункт «г» пункта 7 Положения);
2.2) для работ по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности - сведения о наличии разрешения на строительство или разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, выданных в период со дня вступления в силу федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и до дня вступления в силу федерального закона «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации») (подпункт «д» пункта 7 Положения), а именно, предоставить следующие документы: для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности - копии документов, подтверждающих наличие у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружении (в том числе объектов обезвреживания (или) размещения отходов I-IV классов опасности) и помещений, необходимых для выполнения заявленных работ по новому адресу, права на которые не зарегистрированы в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если права зарегистрированы в указанном реестре, реквизиты документов, подтверждающих сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, помещениях), а именно на адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности: 626150, <...>.
12.12.2019 Учреждением в адрес Управления было направлено новое заявление с учётом указанных в уведомлении № 66 недостатков с указанием на то, что в части предоставления сведений положительного заключения государственной экологической экспертизы являющейся объектом государственной экологической экспертизы (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности) Учреждение обратилось с жалобой в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.
23.01.2020 в адрес заявителя из Федеральной службы по надзору в сфере природопользования поступил ответ на жалобу, из которого следует, что требование Управления, касающееся указания в заявлении о переоформлении лицензии на деятельность по обращению с отходами сведений о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, является обоснованным.
Не согласившись с результатом рассмотрения жалобы, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для признания оспариваемого уведомления незаконным.
В соответствии с частью 1 статьи 198, статьями 200, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли данный ненормативный акт.
Предметом рассмотрения по настоящему делу являются действия (бездействие) территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и (или) его специалистов и принятые (осуществляемые) ими решения в ходе предоставления государственной услуги (в части требования предоставления сведений о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, являющейся объектом государственной экологической экспертизы).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее - Закон № 174-ФЗ) экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Статьей 10 Закона № 174-ФЗ установлено, что государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 7 статьи 14 Закона № 174-ФЗ результатом проведения государственной экологической экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы, отвечающее требованиям статьи 18 названного Закона.
Положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы. Положительное заключение государственной экологической экспертизы имеет юридическую силу в течение срока, определенного федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, проводящим конкретную государственную экологическую экспертизу (пункт 5 статьи 18 Закона № 174-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 11 Закона № 174-ФЗ государственной экологической экспертизе федерального уровня подлежат материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и лицензирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Из материалов дела следует, что 20.04.2016 Учреждению была выдана лицензия № П055-00067/П на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
Как пояснил заявитель в суде первой инстанции, на имеющихся у Учреждения самоходном землесосе «Ямал» имеется установка TEFS «Турболо-сепаратор» для обезвреживания нефтесодержащих отходов I-IV классов опасности, на самоходном наливном теплоходе «ССПО-1», предназначенном для приёма и переработки сточных и нефтесодержащих вод, имеются установки «СТОК» (очистка сточных вод) и «ОНВ» (очистка нефтесодержащих вод), на несамоходной станции по очистке сточных и нефтесодержащих вод «НТ-12» - установки «СТОК» и «ОНВ».
На указанные установки имеются свидетельства ФАУ «Российский Речной Регистр» о соответствии изделия Техническому регламенту о безопасности объектов внутреннего водного транспорта.
ФАУ «Российский Речной Регистр» является некоммерческой организацией, осуществляющей квалификацию и освидетельствование судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания в соответствии Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации и Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации, находится в ведении Министерства транспорта Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 - 2 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 № 623 (далее - Технический регламент), настоящий технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения минимально необходимые требования к безопасности объектов технического регулирования (далее - объекты регулирования), направленные на достижение предусмотренных настоящим техническим регламентом целей, требования к маркировке и правила ее нанесения, а также правила идентификации объектов регулирования.
Пунктом 4 Технического регламента установлено, что выполнение требований настоящего технического регламента должно обеспечить, в том числе экологическую безопасность объектов регулирования.
Объектом регулирования Технического регламента являются суда, подлежащие государственной регистрации, устройства для предотвращения загрязнения нефтью и их комплектующие изделия, устройства для предотвращения загрязнения сточными водами и их комплектующие изделия (подпункт «а» пункта 5 Технического регламента, приложение № 1).
Как установлено судом первой инстанции, «ССПО-1» и «НТ-12» являются специализированными судами по обеспечению экологической безопасности в области охраны окружающей среды по предотвращению загрязнения водной акватории Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей от розлива нефтепродуктов и сточных вод. Установка TEFS «Турболо-сепаратор» самоходного землесоса «Ямал», проект Р-2104, является неотъемлемой частью конструкции с момента его постройки в 1985 году.
Производитель установок «СТОК» и «ОНВ» получает сертификаты об одобрении типового изделия Российского Речного Регистра, подтверждающие соответствие данных установок требованиям Технического регламента, на каждую партию установок. Раз в два года получает свидетельства о признании организации от ФАУ «Российский Речной Регистр».
В соответствии с абзацем 20 пункта 9 TP 623, орган классификации судов организация, уполномоченная на классификацию и освидетельствование судов в соответствии со статьей 35 Федерального законна от 07.03.2001 № 24-ФЗ «Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации» (далее - КВВТ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 35 КВВТ федеральный орган исполнительной власти в области транспорта уполномочивает организации на классификацию и освидетельствование судов.
В соответствии с приказом Минтранса России от 25.09.2012 № 355, федеральное автономное учреждение «Российский Речной Регистр» (далее - Регистр) уполномочено на классификацию и освидетельствование судов, подлежащих государственной регистрации, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях.
Оценка соответствия материалов и изделий для судов включает в себя рассмотрение и согласование технической документации, техническое наблюдение за строительством (изготовлением), переоборудованием, модернизацией, ремонтом и освидетельствование в эксплуатации (пункт 513 TP 623).
Суда, принадлежащие ФБУ «Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей», на которых установлены судовые установки очистки нефтесодержащих и сточных вод подлежат государственной регистрации, а следовательно, подлежат классификации и освидетельствованию.
Как верно отметил суд первой инстанции, поскольку все суда внутреннего водного транспорта и их оборудование проходят обязательный контроль в ФАУ «Российский Речной Регистр», то заключением, либо экспертизой экологического оборудования и проектной документации в этом случае является одобрение ФАУ «Российский Речной Регистр», нанесённое на оборудование и проектную документацию с приложением сертификата на соответствие данного оборудования проектной документации и требованиям технического регламента.
С учетом того, что в материалы дела представлены сертификаты об одобрении на судовые установки очистки нефтесодержащих вод и свидетельства о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна, выданные ФАУ «Российский Речной Регистр», требование Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в уведомлении № 66 о предоставлении сведений о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы являющейся объектом государственной экологической экспертизы на объекты TEFS «Турболо-сепаратор», «СТОК» и «ОНВ» является не обоснованным.
В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение от 28.05.2020 Арбитражного суда Новосибирской области по делу № А45-2741/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства
в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев
со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий С. В. Кривошеина
Судьи И. И. Бородулина
ФИО3